УИД 53RS0016-01-2022-002106-46
ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№88-20633/2023
№2-93/2023
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Санкт-Петербург 16 октября 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Герасимчук Т.А.,
судей Рогачевой В.В., Гейнце О.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации Старорусского муниципального района <адрес> и Министерству образования <адрес> о признании незаконным и об отмене постановления от ДД.ММ.ГГГГ №, о расторжении договора найма жилого помещения, об обязании предоставить квартиру, как лицу из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по кассационной жалобе Министерства образования <адрес> на решение Старорусского районного суда Новгородской области от 23 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новгородского областного суда от 12 июля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Герасимчук Т.А., судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к администрации Старорусского муниципального района <адрес> о признании незаконным и об отмене постановления от ДД.ММ.ГГГГ №, о расторжении договора найма жилого помещения, об обязании предоставить квартиру, как лицу из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по кассационной жалобе Министерства образования <адрес>.
В обоснование исковых требований указал, что состоял на учете лиц, нуждающихся в получении жилья, как ребенок, оставшийся без попечения родителей. Администрацией Старорусского муниципального района <адрес> ДД.ММ.ГГГГ принято постановление № «Жилищные вопросы», в соответствии с пунктом 1 которого администрация Старорусского муниципального района <адрес> передает ему на основании договора специализированного найма однокомнатную квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, о чем ФИО1 узнал из телефонного разговора с сотрудником администрации. Его пригласили явиться для принятия квартиры ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 доводил до сведения администрации, что является студентом, а потому не имеет средств для оплаты и содержания предоставляемого жилого помещения, просил об отсрочке предоставления квартиры, однако оспариваемый договор по причине оказываемого на него давления со стороны сотрудников администрации пришлось заключить, в отсрочке предоставления жилья на указанных условиях ему было отказано, чем, по мнению истца, были нарушены его права. Свою позицию ФИО1 доводил посредством направления на имя главы администрации заявления с просьбой о предоставлении ему квартиры не в 2022 году, а в 2023-2024 годах, после окончания учебы. Позднее обращался с аналогичным заявлением ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ и получал отказы. В квартире он не проживает и не имеет возможности оплачивать коммунальные услуги.
Определением от 16 февраля 2023 года к участию в деле в качестве ответчика привлечено Министерство образования <адрес>.
Решением Старорусского районного суда Новгородской области от 23 марта 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новгородского областного суда от 12 июля 2023 года, исковые требования ФИО1 удовлетворены.
Судом постановлено: отменить постановление администрации Старорусского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в части пункта 1 о предоставлении ФИО1 квартиры по адресу: <адрес>;
расторгнуть договор найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ФИО1 и администрацией Старорусского муниципального района <адрес>;
обязать Министерство образования <адрес> в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу восстановить ФИО1 в списке из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в <адрес> и <адрес>;
обязать администрацию Старорусского муниципального района <адрес> после восстановления истца в списках на обеспечение жилым помещением как ребенка сироты, повторно рассмотреть вопрос о предоставлении ФИО1 квартиры, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, по окончанию его обучения.
В кассационной жалобе Министерство образования Новгородской области просит отменить решение Старорусского районного суда Новгородской области от 23 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новгородского областного суда от 12 июля 2023 года, как незаконные.
О времени и месте рассмотрения дела лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом путем направления почтового извещения, сведения о движении жалобы размещены на сайте суда в сети «Интернет», в связи с чем на основании пункта 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при разрешении дела судами первой и апелляционной инстанции не допущено.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, ФИО1 родился ДД.ММ.ГГГГ в городе <адрес>, зарегистрирован по адресу: <адрес> <адрес>. Его мать - ФИО5 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец - ФИО6 умер ДД.ММ.ГГГГ.
По постановлению № от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> ФИО1 принят на учет и назначена выплата денежных средств на его содержание.
На основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ департамента образования и молодежной политики <адрес> ФИО1 включен в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 реализовал своё право и написал на имя главы <адрес> заявление с просьбой обеспечить его жильем, так как он является сиротой и ему исполнилось 18 лет.
Согласно постановлению № от ДД.ММ.ГГГГ администрацией Старорусского муниципального района принято решение о передаче ФИО1 однокомнатной квартиры площадью 31,8 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, <адрес>, специализированного жилищного фонда Старорусского муниципального района Новгородской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений, на основании чего с ФИО1 был заключён договор найма жилого указанного выше жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ для временного проживания в нем с правом оформления регистрации по месту жительства.
Срок действия договора - 5 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с возможностью пролонгации. Акт приема-передачи спорного жилого помещения был составлен ДД.ММ.ГГГГ. Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ Министерства образования <адрес> ФИО1 по Старорусскому муниципальному району исключен из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
До заключения указанного выше договора найма, ДД.ММ.ГГГГ, а затем повторно (ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ) ФИО1 на имя главы Старорусского муниципального района писал заявления с просьбой выдать ему квартиру, как сироте, не в 2022 году, а в 2023- 2024 годах, поскольку он еще учится в Боровичском автомобильно-дорожном колледже и не имеет средств для оплаты жилья.
В связи с тем, что заявление ФИО1 об обеспечении его как ребенка-сироты жилым помещением позднее по указанным выше обстоятельствам удовлетворено не было, а договор найма вопреки имеющемуся заявлению всё же был заключён.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», принимая во внимание, что истец выражал свое желание об отсрочке получения квартиры в адрес сотрудника администрации, с учетом того, что при удовлетворении требований истца, права ответчиков фактически не ущемляются, при этом соблюдается баланс интересов сторон, и несмотря на то обстоятельство, что постановление администрации Старорусского муниципального района Новгородской области от 28 апреля 2022 года № 1007 в части предоставления истцу квартиры вынесено в установленном порядке, при установлении существенных изменений при предоставлении квартиры, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Принимая во внимание установленные существенные изменения обстоятельств по спору - неспособность ФИО1 осуществлять свои обязанности по надлежащему содержанию предоставляемого жилого помещения в части оплаты коммунальных платежей, в силу отсутствия постоянного дохода по причине обучения в учебном заведении по состоянию на 2022 год, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для отмены постановления от 28 апреля 2022 года № 1007 и о расторжении договора найма жилого помещения, с одновременным восстановлением в списке из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в <адрес> и <адрес>.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции в части того, что поскольку ФИО1, как лицо, являющееся ребенком-сиротой, не лишен законом права на получение в качестве государственной поддержки жилья, то сопутствующие требования истца об обязании в дальнейшем предоставить ФИО1 квартиру, как лицу из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежат удовлетворению, и имеются основания возложить на администрацию Старорусского муниципального района <адрес> после восстановления истца в списках на обеспечение жилым помещением как ребенка-сироты, обязанность повторно рассмотреть вопрос о предоставлении ФИО1 квартиры по окончании его обучения.
Суд апелляционной инстанции указал на то, что при реализации уполномоченным органом власти субъекта Российской Федерации государственного полномочия по обеспечению детей- сирот и лиц из их числа жильем должна преследоваться не только основная цель - обеспечить нуждающегося ребенка жилым помещением, но также должны быть созданы условия, действительно облегчающие создавшуюся у указанного ребенка трудную жизненную ситуацию. В частности, при обеспечении жилым помещением должен учитываться факт возложения в дальнейшем на нанимателя жилого помещения ряда обязанностей, которые изложены в части 3 статьи 67 Жилищного кодекса Российской Федерации. Соответственно, предоставление жилья лицу, не способному исполнять данные обязанности надлежащим образом, как минимум, по причине отсутствия денежных средств, о чём указывал ФИО1 в своих заявлениях, а также в иске, усугубляет его положение и, соответственно, свидетельствует о ничтожности провозглашённых гарантий прав ребенка в Российской Федерации.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленными судами первой и апелляционной инстанции, и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Как предусмотрено частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее по тексту - Федеральный закон №159-ФЗ), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами секши нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Доводы кассационной жалобы о реализации истцом права на предоставление жилого помещения, о неверном применении судом первой инстанции норм материального права были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и обосновано отклонены ввиду их несоответствия обстоятельствам дела.
Доводы кассационной жалобы по существу повторяют позицию ответчика при разбирательстве дела в судах первой и апелляционной инстанций, являлись предметом всесторонней проверки судов, получили надлежащую оценку с подробным правовым обоснованием и, по сути, касаются фактических обстоятельств дела и доказательственной базы по спору. Вновь приведенные в кассационной жалобе они не могут повлечь отмену судебных постановлений.
Доводы кассационной жалобы не содержат правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, направлены на переоценку установленных судами обстоятельств.
Выраженное несогласие с выводами судов первой и апелляционной инстанции в части оценки доказательств и установленных обстоятельств не может являться основанием для пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Процессуальных нарушений, которые могли бы привести к отмене правильных по существу постановлений, судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Поскольку ни один из доводов кассационной жалобы не свидетельствует о наличии обстоятельств, предусмотренных в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основания для ее удовлетворения отсутствуют.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Старорусского районного суда Новгородской области от 23 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новгородского областного суда от 12 июля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства образования Новгородской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи