Решение по делу № 2а-223/2020 от 23.04.2020

39RS0014-01-2020-000250-24                         дело № 2а-223/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Полесск                                  25 июня 2020 года

Судья Полесского районного суда Калининградской области Старикова А.А., рассмотрев в порядке упрощённого (письменного) производства административное дело № 2а-223/2020 по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Калининградской области Титовой Зинаиде Дмитриевне (ИНН ), о взыскании недоимки и пени по транспортному и земельному налогам,

У С Т А Н О В И Л:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 10 по Калининградской области обратилась в суд с административным иском, просит взыскать с Титовой З.Д. () пени по транспортному налогу за 2015 – 2016 годы в размере 49,35 рублей, земельный налог за 2017 год в размере 1161 рубль, пени по земельному налогу в размере 22,49 рублей, а всего в сумме 1232,84 рубля. В обоснование требований административный истец сослался на то, что пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги. В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства. Согласно данным, полученным от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств, и осуществляющих государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, за административным ответчиком в налоговые периоды 2015 - 2016 годов были зарегистрированы следующие транспортные средства:

Легковые автомобили: <данные изъяты>

А также зарегистрирован земельный участок с кадастровым номером , площадью ., расположенный по адресу: <данные изъяты> Инспекция должным образом уведомляла ответчика о подлежащих уплате суммах транспортного и земельного налога за 2015-2016 годы и земельного налога за 2017 года путем направления соответствующих налоговых уведомлений: № 49441736 от 09.09.2017, № 21920387 от 04.07.2018, № 78125942 от 11.10.2018. Так как обязанность по уплате транспортного и земельного налогов, административным ответчиком исполнена не была, налоговый орган направил ему требование об уплате налогов и пеней, которое административным ответчиком исполнено не было, поэтому налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа. 15.10.2019 мировой судья Полесского судебного участка выдал судебный приказ № 2а-1731/2019, а затем, по заявлению Титовой З.Д. отменил его 28.10.2019.

Недоимка по земельному налогу за 2017 год составляет 1161,00 руб., пени по земельному налогу 22,49 руб.; пени по транспортному налогу за 2015-2016 годы - 49,35 рублей, которые налоговая инспекция просит взыскать с административного ответчика.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 291 КАС РФ, административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей.

При подаче административного искового заявления административный истец указал, что не возражает против рассмотрения дела в порядке упрощённого (письменного) производства.

В ходе подготовки к рассмотрению настоящего административного дела административный ответчик представил суду возражение на заявленные административным истцом требования, просит отказать в их удовлетворении, ссылаясь на уплату транспортного и земельного налогов.

Исследовав письменные материалы дела, материалы архивного административного дела № 2а-1731/2019, представленные мировым судьей Полесского судебного участка Калининградской области, суд приходит к следующему.

В соответствии подп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, плательщики страховых взносов обязаны уплачивать установленные Кодексом страховые взносы.

Согласно административному иску, и приложенным к нему документам, в налоговые периоды 2015 и 2016 годов за административным ответчиком были зарегистрированы следующие транспортные средства: (легковые автомобили) <данные изъяты>

А также в налоговой период 2017 года за Титовой З.Д. был зарегистрирован земельный участок с кадастровым номером , площадью кв.м., расположенный по адресу: <адрес>

Таким образом, в силу абз.1 ст. 357 и п.1 ст.388 НК РФ в налоговые периоды 2015-2017 годы Титова З.Д. являлась плательщиком транспортного и земельного налога.

Согласно п. 4 ст. 397 НК РФ, налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

В соответствии с п.1 и п.4 ст.397 НК РФ, налогоплательщики - физические лица уплачивают земельный налог в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

Согласно ст. 75 НК РФ, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (п. 1). Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (п. 2). Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (п. 3). Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (п. 4).

15.07.2018 налоговым органов в адрес административного ответчика было направлено налоговое уведомление № 21920387 от 04.07.2018 об уплате в срок до 03.12.2018:

- транспортного налога за 2017 год в отношении автомобилей <данные изъяты> в размере 338 рублей, и транспортного налога в отношении автомобиля <данные изъяты> за 2016 и 2017 годы в общем размере 3750 рублей, а всего на сумму 4088,00 рублей,

- земельного налога за 2017 год в размере 1161,00 рубля, с содержанием расчета этих налогов.

- налога на имущество физических лиц за 2017 год в размере 274,00 рублей.

Также к административному исковому заявлению налоговый орган приложил налоговое уведомление № 78125942 от 11.10.2018 об уплате в срок до 03.12.2018 транспортного налога за 2015 год в отношении автомобиля <данные изъяты> в размере 1875 рублей. Однако налоговый орган не представил суду доказательства, подтверждающие факт и дату направления данного уведомления административному ответчику.

Установлено, что 24.02.2019 налоговый орган в соответствии с п.1 ст.70 НК РФ направил административному ответчику требование № 21785 от 09.02.2019 об уплате в срок до 01.04.2019 недоимки по транспортному налогу в размере 2172,38 рублей и пени по транспортному налогу в размере 43,59 рублей.

Ранее налоговый орган в соответствии с п.1 ст.70 НК РФ направил административному ответчику требование № 23606 от 09.02.2018 об уплате в срок до 04.04.2018 недоимки по транспортному налогу за 2016 год в размере 297,38 рублей и пени по транспортному налогу в размере 5,76 рублей; недоимки по земельному налогу за 2016 год и пени по земельному налогу в размере 22,49 рублей.

15 октября 2019 года мировой судья Полесского судебного участка Калининградской области на основании заявления налогового органа выдал судебный приказ № 2а-1731/19 о взыскании с Титовой З.Д. недоимки по транспортному налогу в размере 2172,38 руб., пени по транспортному налогу в размере 49,35 руб., недоимки по земельному налогу в размере 1161,00 рублей, пени по земельному налогу в размере 22,49 рублей.

Также с Титовой З.А. в доход местного бюджета была взыскана государственная пошлина в размере 200 рублей.

28.10.2019 мировой судья Полесского судебного участка Калининградской области вынес определение об отмене судебного приказа № 2а-1731/19 в связи с поступившими возражениями Титовой З.Д., сославшейся на оплату налогов.

Из представленных суду административным ответчиком трёх копий кассовых чеков ПАО Сбербанк усматривается, что им 23.11.2019 произведена уплата транспортного, земельного налога и налога на имущество физических лиц за 2017 год соответственно в размере 338 руб., 1161,00 руб., и 274,00 руб.

Административным ответчиком суду не представлены доказательства уплаты транспортного налога за 2015, 2016 и 2017 годы в отношении автомобиля за каждый год по 1875 рублей в соответствии с налоговыми уведомлениями № 21920387 от 04.07.2018 и № 78125942 от 11.10.2018, однако из содержания административного искового заявления и приложенных к нему документов следует, что указанная оплата Титовой З.Д. осуществлена до даты обращения налогового органа в суд с настоящим административным иском.

В письме от 29.05.2020 начальник МИ ФНС России № 10 сообщил суду о том, что платежи в уплату земельного налога суммами по 1161 руб. производились административным ответчиком 16.11.2016 и 17.10.2017 без указания срока и периода уплаты, поэтому на основании ст.78 НК РФ указанные платежи были зачтены в хронологическом порядке в счет имеющейся задолженности по транспортному налогу за 2014 год.

Вместе с тем, Титовой З.Д. 23.11.2018 также был осуществлен, не упомянутый в письме начальника МИ ФНС России № 10, платёж в уплату земельного налога за 2017 согласно налоговому уведомлению № 21920387, направленному в адрес административного ответчика 15.07.2018, и в соответствии с реквизитами платежного документа (извещения) по форме № ПД (налог), приложенного к этому уведомлению. В том числе, в соответствии с индексом, используемом в качестве уникального идентификатора начисления (УИН).

В извещении на оплату в срок до 03.12.2018 земельного налога в размере 1161,00 рублей, указан индекс документа , аналогичный индекс в качестве УИН указан в чеке ПАО Сбербанк от 23.11.2018 на оплату Титовой З.Д. земельного налога в таком размере.

При таких обстоятельствах, указанный платеж не мог быть отнесен к категории излишне уплаченных налогов и не подлежал использованию налоговым органом в целях погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням в соответствии с п.1 ст.78 НК РФ, поэтому довод административного истца о наличии у административного ответчика недоимки по уплате земельного налога за 2017 год является безосновательным.

Кроме того, из представленных административным ответчиком кассовых чеков ПАО Сбербанк усматривается, что оплата земельного налога за 2015 год в размере 1161 руб. произведена Титовой З.Д. 16.11.2016. Оплата земельного налога за 2016 года в размере 1161 руб. произведена 12.10.2017, то есть согласно срокам, установленным налоговым законодательством.

Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно ч.6 ст.289 КАС РФ, при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу (ч.5 ст.138 КАС РФ).

Из содержания п. 1 ст. 48 НК РФ также следует, что заявление о взыскании налога подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Таким образом, административный истец в праве был обратиться с заявлением о выдаче судебного приказа к мировому судье не позднее 2 октября 2019 года.

Однако, как усматривается из архивного административного дела № 2а-1731/19 Полесского судебного участка Калининградской области, МИ ФНС России № 10 по Калининградской области обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа 15.10.2019, то есть с пропуском срока, установленного п.1 ст. 48 НК РФ и ч.2 ст.286 КАС РФ.

Хотя в силу пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения определения об отмене судебного приказа, данная норма должна рассматриваться во взаимосвязи с п.2 ст.48 НК РФ и ч.2 ст.286 КАС РФ, поскольку подлежит применению в случаях соблюдения налоговым органом общих сроков обращения в суд общей юрисдикции, и не может рассматриваться как самостоятельное основание для удовлетворения исковых требований в любые произвольные сроки.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что срок для обращения в суд с требованиями о взыскании недоимки и пени по транспортному и земельному налогам за 2017 год в отношении Титовой З.Д. налоговым органом пропущен.

Являясь профессиональным участником данных правоотношений, налоговый орган не мог не знать о пропуске им срока обращения в суд (к мировому судье), доказательств уважительности причин пропуска срока ни мировому судье, ни при подаче настоящего административного иска налоговый орган не представил, о восстановлении данного пропущенного срока не просил.

На основании изложенного, руководствуясь ч.5 ст.138, ст.ст. 175-176, 178-180, 290, 293 КАС РФ, суд -

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Калининградской области к Титовой Зинаиде Дмитриевне ) о взыскании пени по транспортному налогу за 2015-2016 годы в размере 49,5 рублей, недоимки по земельному налогу за 2017 год в размере 1161 рубля, пени по земельному налогу в размере 22,49 рублей, в связи с пропуском срока обращения в суд.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Полесский районный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья                подпись            А.А. Старикова

2а-223/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
ИФНС № 10 по Калининградской области
Ответчики
Титова Зинаида Дмитриевна
Суд
Полесский районный суд Калининградской области
Судья
Старикова А.А.
Дело на сайте суда
polessky.kln.sudrf.ru
23.04.2020Регистрация административного искового заявления
23.04.2020Передача материалов судье
27.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
27.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.04.2020Опр. о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
30.06.2020Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
30.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее