39RS0004-01-2020-003999-74
Дело № 2а-1593/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 февраля 2021года г. Калининград
Ленинградский районный суд Калининграда в составе:
председательствующего судьи Чесноковой Е.В.
при секретаре Медведском Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №10 по Калининградской области к Иванову В.Н. о взыскании недоимки по земельному налогу, пени,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №10 по Калининградской области обратилась в суд с административным иском к Иванову В.Н. о взыскании недоимки по земельному налогу, пени, в котором просит взыскать с ответчика недоимки по земельному налогу за 2016год в размере <данные изъяты>, пени по земельному налогу за 2016год в размере <данные изъяты>, а всего на общую сумму <данные изъяты>.
В обоснование иска административный истец указал, что согласно сведениям органов, осуществляющих государственную регистрацию прав собственности на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставленным в налоговый орган в электронном виде, за Ивановым В.Н. по состоянию на 01 января 2019 года зарегистрированы следующие объекты налогообложения:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Инспекция должным образом уведомила ответчика о подлежащей уплате суммы за 2016 год земельного налога в размере <данные изъяты>, которые исчислены согласно налоговому уведомлению № 49596839 от 09.09.2017, приложенному к административному исковому заявлению.
Инспекция выставила требование об уплате налога и пеней, что подтверждается списком отправки заказных писем. Данное требование в установленный срок не исполнено. В связи с оплатой (перерасчетом) сумма неисполненных обязательств составляет <данные изъяты>.
Налоговый орган обратился с заявлением о вынесении судебного приказа.
Мировым судьей 6-го судебного участка Ленинградского района г. Калининграда 29.08.2018 года вынесен судебный приказ № 2а-2626/2018 в отношении Иванова В.Н., налогоплательщиком представлены возражения, 01.06.2020 года мировой судья вынес определение об отмене судебного приказа, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Административный истец Межрайонная ИФНС России №10 по Калининградской области о месте, времени судебного заседания извещен, своего представителя для участия в деле не направил.
Административный ответчик Иванов В.Н. в судебном заседании требования административного иска признал, вместе с тем, указал, что земельный налог за 2016год уплачен им в полном объеме.
Выслушав административного ответчика, изучив материалы настоящего дела, материалы дела 2а-2626 по заявлению МИФНС России по Калининградской области, суд приходит к следующему.
Положениями части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Налоговым Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные Налоговым Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено Налоговым Кодексом.
Статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать законом установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушениях законодательства о налогах и сборах.
Согласно части 1 статьи 387 НК РФ, земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу части 1 статьи 388 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса (ст.390 НК РФ).
Частью 1 статьи 393 НК РФ установлено, что налоговым периодом признается календарный год. Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) (ч.1 ст.394 НК РФ).
В соответствии с п. 3 ст. 396 Налогового кодекса РФ 3. Сумма земельного налога подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
Согласно пункту 2 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (подпункт 1 и 3 пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации при наличии у налогоплательщика недоимки, ему направляется требование об уплате налога.
Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (пункт 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации).
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах (пункт 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу части 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Статьей 48 НК РФ определено, что заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд (пункт 1). Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей (пункт 2). Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (пункт 3).
В случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В соответствии с частью 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Иванов В.Н. в налоговом периоде 2016 года имел в собственности следующие объекты налогообложения:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
За 2016 год налогоплательщику Иванову В.Н. налоговым органом был начислен земельный налог в размере <данные изъяты>, о чем административному ответчику было направлено налоговое уведомление № 49596839 от 09.09.2017года со сроком уплаты земельного налога не позднее 01.12.2017года..
В связи с тем, что уплата налога не была произведена в установленный законом срок, по состоянию на 18.12.2017года налоговым органом Иванову В.Н. выставлено требование №39008 об уплате недоимки по налогам в сумме <данные изъяты>, в том числе и земельному налогу за 2016год, в срок до 06.02.2018года.
Данное требование в установленный срок не исполнено, в связи с чем, налоговый орган обратился к мировому судье 6-го судебного участка Ленинградского района г. Калининграда с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Иванова В.Н. задолженности, указанной в приведенном требовании №39008 от 18.12.2017года.
29.08.2018 года вынесен судебный приказ № 2а-2626/2 о взыскании с Иванова В.Н. недоимки по налогам.
На основании поступивших от должника возражений определением мирового судьи 6-го судебного участка Ленинградского района г.Калининграда от 01.06.2020года судебный приказ отменен, 18.09.2020года.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 22.03.2012 г. N 479-О-О, принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, осуществляться не может.
Статья 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает, что при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (часть 6).
Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено данным пунктом.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Поскольку на основании пункта 3 части 3 статьи 123.4 КАС РФ судья отказывает в принятии заявления о вынесении судебного приказа по основаниям, предусмотренным статьей 128 настоящего Кодекса, а также в случае, если из заявления и приложенных к нему документов усматривается, что требование не является бесспорным, заявление о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки по налогу и пени не может быть подано с пропуском срока, установленного статьей 48 Налогового кодекса РФ.
Как следует из материалов дела, требованием №№39008 срок оплаты платежей установлен до 06.02.2018года, соответственно, шестимесячный срок обращения к мировому судье за выдачей судебного приказа истекал 06.08.2018года (06.02.2018года + 6 месяцев). Согласно материалам дела №2а-2626/2018 о выдаче судебного приказа по заявлению МИФНС России №10 по Калининградской области, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа 23.08.2018года, то есть с пропуском установленного срока.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что налоговым органом пропущен срок обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании недоимок по налогу, пени по вышеуказанному требованию, в связи с чем, налоговый орган утратил право на принудительное взыскание недоимки по налогам и пени. Ходатайство о восстановлении пропущенного срока налоговым органом не заявлялось.
Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков и порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №10 по Калининградской области к Иванову В.Н. о взыскании недоимки по земельному налогу за 2016год в размере <данные изъяты>, пени по земельному налогу за 2016год в размере <данные изъяты> - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через суд Ленинградского района Калининграда в течение месяца.
Судья: Е.В.Чеснокова