Гражданское дело №2-257/2022
УИД 52RS0020-01-2022-000289-72
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с.Большое Болдино 18 августа 2022 года
Большеболдинский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Дремлюги Т.В., при секретаре Туршатовой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ПАО СК «Росгосстрах» к Баженовой Юлии Владимировне о признании договора страхования недействительным,
УСТАНОВИЛ:
ПАО СК «Росгосстрах» обратилось в суд с иском к Баженовой Ю.В. о признании договора страхования недействительным.
В обосновании исковых требований истец указал, что между Баженовой Ю.В. и ПАО СК «Росгосстрах» заключён договор страхования № от <дата> на условиях страхования по продукту «Росгосстрах квартира Актив», разработанных в соответствии с Правилами добровольного страхования строений, квартир, домашнего и другого имущества, гражданской ответственности собственников (владельцев) имущества №167. Объектом страхования является дом, включая внутреннюю отделку, инженерное оборудование, домашнее имущество по адресу: <адрес>. Страховая премия составила 2570 рублей и была оплачена Баженовой Ю.В. наличными денежными средствами по квитанциям. Согласно п.3.1 полиса в части страхования имущества страхование осуществляется «за счёт кого следует» (ст.930 ГК РФ), если в п.9.1 полиса выгодоприобретатель не указан.
В полисе № выгодоприобретатель не указан. Таким образом, страхование осуществлено в интересах лиц, имеющих основанный на законе, ином правовом акте или договоре интерес в сохранении этого имущества.
Таким лицом является Храменкова Екатерина Юрьевна.
Согласно выписке из ЕГРН от <дата>, собственником квартиры по адресу: <адрес> является Храменкова Екатерина Юрьевна.
Храменкова Екатерина Юрьевна является агентом ПАО СК «Росгосстрах» (по доверенности № от <дата>), подписавшим и выдавшим от имени Страховщика указанный полис № от <дата>.
Согласно п.4 ст.8 Федерального закона «Об организации страхового дела», страховой агент, страховой брокер не могут указывать себя в качестве выгодоприобретателя по договорам страхования, заключаемым ими в пользу третьих лиц.
Таким образом, сделка по страхованию квартиры в части указания выгодоприобретателем Храменковой Екатерины Юрьевны является недействительной.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просит суд признать договор страхования № от <дата>, заключённый между ПАО СК «Росгосстрах» и Баженовой Ю.В., недействительным в части указания выгодоприобретателя Храменковой Екатерины Юрьевны. Взыскать с Баженовой Ю.В. расходы по уплате государственной пошлины в размере 6000 рублей.
Представитель истца ПАО СК «Росгосстрах», извещённый надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился. Поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя ПАО СК «Росгосстрах».
Ответчик Баженова Ю.В., третье лицо Храменкова Е.Ю., извещённые надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явились, поступили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
Согласно ч.5 ст.167 ГПК РФ, стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие.
Поскольку все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, представили в суд заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя истца, ответчика, а также третьего лица.
Исследовав материалы дела, оценив, согласно ст.67 ГПК РФ, относимость, допустимость, достоверность каждого из представленных доказательств в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит следующему.
Согласно п.1 ст.9 ГК РФ, граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
В соответствии с п.1 ст.420 ГК РФ, договором признаётся соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
В силу п.1 ст.421 ГК РФ, граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Согласно п.4 ст.421 ГК РФ, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст.422).
В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить её применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.
Таким образом, в силу принципа свободы договора стороны вправе согласовать условие договора, которое не противоречит нормам закона.
В соответствии с п.2 ст.940 ГК РФ, договор страхования может быть заключён путём составления одного документа (п.2 ст.434) либо вручения страховщиком страхователю на основании его письменного или устного заявления страхового полиса (свидетельства, сертификата, квитанции), подписанного страховщиком. В последнем случае согласие страхователя заключить договор на предложенных страховщиков условиях подтверждается принятием от страховщика указанных в абзаце первом настоящего пункта документов.
В силу ч.1 ст.929 ГК РФ, по договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключён договор (выгодоприобретателю), причинённые вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определённой договором суммы (страховой суммы).
Согласно п.2 ч.1 ст.942 ГК РФ, при заключении договора имущественного страхования между страхователем и страховщиком должно быть достигнуто соглашение о характере события, на случай наступления которого осуществляется страхование (страхового случая).
В соответствии со ст.930 ГК РФ, имущество может быть застраховано по договору страхования в пользу лица (страхователя или выгодоприобретателя), имеющего основанный на законе, ином правовом акте или договоре интерес в сохранении этого имущества.
Договор страхования имущества, заключённый при отсутствии у страхователя или выгодоприобретателя интереса в сохранении застрахованного имущества, недействителен.
Договор страхования имущества в пользу выгодоприобретателя может быть заключён без указания имени или наименования выгодоприобретателя (страхование «за счёт кого следует»).
При заключении такого договора страхователю выдаётся страховой полис на предъявителя. При осуществлении страхователем или выгодоприобретателем прав по такому договору необходимо представление этого полиса страховщику.
Обязательным при заключении договора страхования является указание существенных условий договора страхования (ст.942 ГК РФ), в числе которых должно быть указано о характере события, на случай наступления которого осуществляется страхование (страхового случая).
При этом, в силу п.1 ст.943 ГК РФ, условия, на которых заключается договор страхования, могут быть определены в стандартных правилах страхования соответствующего вида, принятых, одобренных или утверждённых страховщиком либо объединением страховщиков (правилах страхования). Условия, содержащиеся в правилах страхования и не включённые в текст договора страхования (страхового полиса), обязательны для страхователя (выгодоприобретателя), если в договоре (страховом полисе) прямо указывается на применение таких правил и сами правила изложены в одном документе с договором (страховым полисом) или на его оборотной стороне либо приложены к нему. В последнем случае вручение страхователю при заключении договора правил страхования должно быть удостоверено записью в договоре.
Частью 3 ст.3 Закона РФ №4015-1 «Об организации страхового дела в РФ» предусмотрено, что добровольное страхование осуществляется на основании договора страхования и правил страхования, определяющих общие условия и порядок его осуществления. Правила страхования принимаются и утверждаются страховщиком или объединением страховщиков самостоятельно в соответствии с ГК РФ, настоящим Законом и федеральными законами, содержащими положения о субъектах страхования, об объектах страхования, о страховых случаях, о страховых рисках, о порядке определения страховой суммы, страхового тарифа, страховой премии (страховых взносов), о порядке заключения, исполнения и прекращения договоров страхования, о правах и обязанностях сторон, об определении убытков или ущерба, о порядке определения страховой выплаты, о сроке осуществления страховой выплаты, а также исчерпывающий перечень оснований отказа в страховой выплате и иные положения.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, между Баженовой Ю.В. и ПАО СК «Росгосстрах» заключён договор страхования № от <дата> на условиях страхования по продукту «Росгосстрах квартира Актив», разработанных в соответствии с Правилами добровольного страхования строений, квартир, домашнего и другого имущества, гражданской ответственности собственников (владельцев) имущества (типовые (единые)) №167 (далее – Правила страхования).
Объектом страхования является дом, включая внутреннюю отделку, инженерное оборудование, домашнее имущество по адресу: <адрес>.
Страховая премия составила 2570 рублей и была оплачена Баженовой Ю.В. наличными денежными средствами по квитанциям.
Согласно п.3.1 полиса, в части страхования имущества страхование осуществляется «за счёт кого следует» (ст.930 ГК РФ), если в п.9.1 полиса выгодоприобретатель не указан.
В силу ст.930 ГК РФ имущество может быть застраховано по договору страхования в пользу лица (страхователя или выгодоприобретателя), имеющего основанный на законе, ином правовом акте или договоре интерес в сохранении этого имущества.
Договор страхования имущества, заключённый при отсутствии у страхователя или выгодоприобретателя интереса в сохранении застрахованного имущества, недействителен.
Договор страхования имущества в пользу выгодоприобретателя может быть заключён без указания имени или наименования выгодоприобретателя (страхование «за счёт кого следует»).
В полисе № от <дата> в выгодоприобретатель не указан. Таким образом, страхование осуществлено в интересах лиц, имеющих основанный на законе, ином правовом акте или договоре интерес в сохранении этого имущества.
Таким лицом является Храменкова Екатерина Юрьевна.
Согласно выписке из ЕГРН от <дата>, собственником квартиры по адресу: <адрес> является Храменкова Екатерина Юрьевна.
Указанные обстоятельства в судебном заседании не оспаривались, доказательств обратного суду не предоставлено.
Согласно п.4 ст.8 Федерального закона «Об организации страхового дела», страховой агент, страховой брокер не могут указывать себя в качестве выгодоприобретателя по договорам страхования, заключаемым ими в пользу третьих лиц.
В свою очередь, в судебном заседании установлено, что Храменкова Екатерина Юрьевна является агентом ПАО СК «Росгосстрах» (по доверенности № от <дата>), подписавшим и выдавшим от имени Страховщика указанный полис № от <дата>.
Указанные обстоятельства в судебном заседании также не оспаривались, доказательств обратного суду не представлено.
Согласно ст.166 ГК РФ, сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания её таковой (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе.
Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия.
В силу п.1 ст.179 ГК РФ, сделка, совершённая под влиянием насилия или угрозы, может быть признана судом недействительной по иску потерпевшего.
Согласно п.2 ст.179 ГК РФ, сделка, совершённая под влиянием обмана, может быть признана судом недействительной по иску потерпевшего.
Обманом считается также намеренное умолчание об обстоятельствах, о которых лицо должно было сообщить при той добросовестности, какая от него требовалась по условиям оборота.
Сделка, совершённая под влиянием обмана потерпевшего третьим лицом, может быть признана недействительной по иску потерпевшего при условии, что другая сторона либо лицо, к которому обращена односторонняя сделка, знали или должны были знать об обмане. Считается, в частности, что сторона знала об обмане, если виновное в обмане третье лицо являлось её представителем или работником либо содействовало ей в совершении сделки.
В соответствии с п.3 ст.179 ГК РФ сделка на крайне невыгодных условиях, которую лицо было вынуждено совершить вследствие стечения тяжёлых обстоятельств, чем другая сторона воспользовалась (кабальная сделка), может быть признана судом недействительной по иску потерпевшего.
Согласно п.4 ст.179 ГК РФ если сделка признана недействительной по одному из оснований, указанных в пунктах 1 - 3 настоящей статьи, применяются последствия недействительности сделки, установленные ст.167 ГК РФ. Кроме того, убытки, причинённые потерпевшему, возмещаются ему другой стороной. Риск случайной гибели предмета сделки несёт другая сторона сделки.
Согласно п.1 ст.944 ГК РФ, при заключении договора страхования страхователь обязан сообщить страховщику известные страхователю обстоятельства, имеющие существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая и размера возможных убытков от его наступления (страхового риска), если эти обстоятельства не известны и не должны быть известны страховщику.
Существенными признаются во всяком случае обстоятельства, определённо оговоренные страховщиком в стандартной форме договора страхования (страхового полиса) или в его письменном запросе.
Пунктом 3 ст.944 ГК РФ предусмотрено, что если после заключения договора страхования будет установлено, что страхователь сообщил страховщику заведомо ложные сведения об обстоятельствах, указанных в п.1 ст.944 ГК РФ, страховщик вправе потребовать признания договора недействительным и применения последствий, предусмотренных п.2 ст.179 ГК РФ. Страховщик не может требовать признания договора страхования недействительным, если обстоятельства, о которых умолчал страхователь, уже отпали.
Как указывалось выше, в судебном заседании установлено, что Храменкова Екатерина Юрьевна является агентом ПАО СК «Росгосстрах» (по доверенности № от <дата>), подписавшим и выдавшим от имени страховщика указанный полис № от <дата>, что является нарушением положений п.4 ст.8 Федерального закона «Об организации страхового дела».
Указанные обстоятельства являются основанием для признания договора страхования № от <дата>, заключённого между ПАО СК «Росгосстрах» и Баженовой Ю.В. недействительным в части указания выгодоприобретателя Храменковой Е.Ю.
В связи с чем, исковые требования ПАО СК «Росгосстрах» являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы.
С учётом изложенного, с Баженовой Ю.В. в пользу ПАО СК «Росгосстрах» подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 6000 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования ПАО СК «Росгосстрах» к Баженовой Юлии Владимировне о признании договора страхования недействительным удовлетворить.
Признать договор страхования № от <дата>, заключённый между ПАО СК «Росгосстрах» и Баженовой Юлией Владимировной недействительным в части указания выгодоприобретателя Храменковой Екатерины Юрьевны.
Взыскать с Баженовой Юлии Владимировны в пользу ПАО СК «Росгосстрах» расходы по уплате государственной пошлины в размере 6000 рублей (шесть тысяч рублей).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Большеболдинский районный суд Нижегородской области.
Судья Т.В. Дремлюга