Дело № 2-3174/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 сентября 2024 года г. Пермь
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Подгайной Н.В.,
при секретаре судебного заседания Матулис А.Д.,
с участием представителя истца помощника прокурора Фуриной Н.А.,
представителя ответчика Павловой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску Печорского природоохранного межрайонного прокурора, действующего в защиту интересов Российской Федерации к обществу с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Пермь» о возложении обязанности,
у с т а н о в и л:
Печорский природоохранный межрайонный прокурор с учетом уточнения исковых требований обратился с исковым заявлением к ООО «ЛУКОЙЛ-Пермь» о возложении обязанности в срок до 31.12.2025провести работы по рекультивации шламового (бурового) амбара, расположенного в районе скважины № ТПП «ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз» КЦДНГ-4 на Возейском нефтяном месторождении, площадью № (географические координаты объекта <Адрес>
В обоснование заявленных требований истец указывает о том, что Печорской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка на предмет соблюдения требований Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Лесного кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, Водного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2451 «Об утверждении Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации, а также иных подзаконных нормативных правовых актов в рассматриваемой сфере правоотношений при организации производственного контроля на промышленных объектах нефтедобывающей отрасли, эксплуатируемых ООО «ЛУКОЙЛ-Пермь». Материалами проведенной проверки установлено, что на территории производственной деятельности ООО «ЛУКОЙЛ-Пермь» имеется объект размещения нефтесодержащих отходов и отходов бурения – шламовый (буровой) амбар, расположенный в районе скважины № ТПП «ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз» КЦДНГ-4 на Возейском нефтяном месторождении, площадью № Указанный объект размещения нефтесодержащих отходов и отходов бурения расположен на землях лесного фонда согласно договору аренды земель от 16.07.2021 с ГУ РК «Усинское лесничество». Точную дату введения в эксплуатацию шламового (бурового) амбара, расположенного в районе скважины № ТПП «ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз» КЦДНГ-4 на Возейском нефтяном месторождении, площадью 0,1158 га, определить невозможно. Также как следует из представленных в ходе проверки сведений и документов в Государственный реестр объектов размещения отходов (далее – ГРОРО) объект не включен. Указанный объект в настоящее время не эксплуатируется и по информации ООО «ЛУКОЙЛ-Пермь» не рекультивирован. Таким образом, на территории осуществления производственной деятельности ООО «ЛУКОЙЛ-Пермь» в районе скважины № ТПП «ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз» КЦДНГ-4 на Возейском нефтяном месторождении на землях лесного фонда расположен объект размещения и хранения нефтесодержащих отходов, не включенный в ГРОРО. Вышеуказанное создает опасность для объектов окружающей природной среды (лесной фонд, почвы), так как в рассматриваемых объектах содержатся вредные для окружающей природной среды и для организма человека вещества (нефтепродукты, парафины и т.д.). Наличие данного объекта создает угрозу нарушения конституционных прав граждан, постоянно или временно проживающих на территории МО ГО «Усинск» Республики Коми, на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий их жизнедеятельности, а также угрозу причинения вреда окружающей природной среде.
Представитель истца в судебном заседании на исковых требованиях с учетом утончения настаивает.
Представитель ответчика в судебном заседании указал, что заявленные требования не признают в полном объеме, поддерживают доводы письменного отзыва, из содержания которого следует, что ответчик возражения относительно уточненных исковых требований не имеет (л.д. 116).
Заслушав представителя истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Из содержания статьи 12 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для улучшения свойств земель, в том числе для восстановления плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
Положениями статьи 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе в том числе принципов: соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона «Об охране окружающей среды» при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации объектов капитального строительства, используемых при геологическом изучении, разведке и добыче углеводородного сырья, а также при переработке (производстве), транспортировке, хранении, реализации углеводородного сырья и произведенной из него продукции принимаются меры по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов производства, осуществляются сбор нефтяного попутного газа, рекультивация земель, другие мероприятия по предотвращению негативного воздействия на окружающую среду.
Согласно частям 6 и 7 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Порядок ведения ГРОРО, включая процедуры сбора, обработки, систематизации и представления информации о конкретных объектах размещения отходов, установлен положениями Порядка ведения государственного кадастра отходов, утвержденного приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792, который вступил в силу с 01.08.2014 (далее - Порядок).
Согласно пункту 16 Порядка Государственный реестр объектов размещения отходов (далее - ГРОРО) включает свод систематизированных сведений об эксплуатируемых объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
При этом, пунктом 17 Порядка установлено, что не подлежат включению в ГРОРО объекты размещения отходов, выведенные из эксплуатации (в том числе рекультивированные или законсервированные) в соответствии с установленным порядком.
Положениями статьи 17.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» предусмотрено, что право пользования участками недр переходит к другому субъекту предпринимательской деятельности в случае реорганизации юридического лица - пользователя недр путем присоединения к нему другого юридического лица или слияния его с другим юридическим лицом в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» при выводе из эксплуатации и сносе объектов капитального строительства должны быть разработаны и реализованы мероприятия по охране окружающей среды, в том числе мероприятия по восстановлению природной среды, мероприятия по рекультивации или консервации земель в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из содержания пунктов 5,6 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания агролесомелиоративных насаждений, агрофитомелиоративных насаждений. Порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800 утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель (далее - Правила).
Согласно пунктам 3 и 5 Правил разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в отношении земель сельскохозяйственного назначения также нормам и правилам в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, но не ниже показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения, порядок государственного учета которых устанавливается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации применительно к земельным участкам, однородным по типу почв и занятым однородной растительностью в разрезе сельскохозяйственных угодий, а в отношении земель, указанных в части 2 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации, также в соответствии с целевым назначением лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
Пунктом 8 Правил установлено, что рекультивация земель, консервация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель, проектом консервации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.
Технические мероприятия могут предусматривать планировку, формирование откосов, снятие поверхностного слоя почвы, нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, возведение ограждений, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для предотвращения деградации земель, негативного воздействия нарушенных земель на окружающую среду, дальнейшего использования земель по целевому назначению и разрешенному использованию и (или) проведения биологических мероприятий.
Биологические мероприятия включают комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы.
В соответствии с пунктами 10, 14-20 Правил в целях проведения рекультивации разрабатывается проект рекультивации, а также устанавливается состав проектной документации и порядок ее согласования.
В соответствии с пунктом 1.7 Инструкции по составлению статистической отчетности о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почты (форма № 2-тп (рекультивация), утвержденной постановлением Госкомстата РФ от 12.07.1994 № 103, рекультивированными считаются земли, приведенные в состояние, пригодное для использования в народном хозяйстве (сельском, лесном, водном и др.), и принятые по актам в соответствии с Положением о порядке приемки-передачи рекультивированных земель.
В судебном заседании установлено, что на территории производственной деятельности ООО «ЛУКОЙЛ-Пермь» имеется объект размещения нефтесодержащих отходов и отходов бурения - шламовый (буровой) амбар, расположенный в районе скважины № ТПП «ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз» КЦДНГ-4 на Возейском нефтяном месторождении, площадью №
04.03.2024 Печерская природоохранная межрайонная прокуратура направила в адрес ответчика требование, в том числе о предоставление в срок не позднее 18.03.2024 информацию о причинах не проведения своевременной рекультивации объектов, а также материалы в виде подписанной таблицы, касающиеся площади перечисленных объектов и ориентировочного объема размещенных в них нефтесодержащих отходов, а также отнесения участка расположения каждого их шламовых (буровых) амбаров к соответствующему договору аренды (л.д. 13-16).
Согласно договору аренды лесного участка для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми иООО «ЛУКОЙЛ-Коми», указанный объект расположен в границах лесного земельного участка, вид разрешенного использования – строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов (л.д. 19-28).
Из реестра шламовых (буровых) амбаров на территории производственной деятельности ООО «ЛУКОЙЛ-Пермь» следует, что срок проведения рекультивации шламового (бурового) амбара, расположенного в районе скважины № КЦДНГ-4 на Возейском нефтяном месторождении, площадью № 2025 год (л.д. 18).
Из представленных в ходе проверки документов и сведений объект в Государственный реестр объектов размещения отходов не включен.
В настоящее время рассматриваемый объект не эксплуатируется и по информации ООО «ЛУКОЙЛ-Пермь» не рекультивирован, что создает опасность для объектов окружающей природной среды и для организма человека.
На основании вышеизложенного, с учетом мнения представителя ответчика, суд приходит к выводу, что исковые требования Печерского природоохранного межрайонного прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
возложить обязанность на общество с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Пермь» (ИНН 5902201970) в срок до 31.12.2025 провести работы по рекультивации шламового (бурового) амбара, расположенного в районе скважины № ТПП «ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз» КЦДНГ-4 на Возейском нефтяном месторождении, площадью № (географические координаты объекта <Адрес>
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение одного месяца с момента составления мотивированного решения суда.
Председательствующий подпись Н.В. Подгайная
Мотивированное решение составлено 24.09.2024 г.
Копия верна, судья Н.В. Подгайная
Подлинник судебного акта находится в материалах гражданского дела №2-3174/2024 Ленинского районного суда г. Перми.