Судья: Самойлова Ю.С. Дело №33-1143
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 мая 2015 г. г. Орел
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Коротченковой И.И.,
судей Ларионовой С.В., Хомяковой М.Е.,
при секретаре Ноздрачевой Я.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Васина А.Е. к администрации г. Орла о предоставлении жилья, по апелляционной жалобе администрации г. Орла на решение Советского районного суда г. Орла от 10 марта 2015 г., которым исковые требования Васина А.Е. были удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Коротченковой И.И., изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителя администрации г. Орла Карасевой Е.В., а также возражения на жалобу
Васина А.Е. и его представителя Пехтерева Г.Н., судебная коллегия
установила:
Васин А.Е. обратился в суд с иском к администрации г. Орла о предоставлении жилья.
Исковые требования обоснованы тем, что Васин А.Е. является ребенком, оставшимся без попечения родителей, поскольку его отец ВЕВ* умер
<дата>, а мать ВТВ* ушла из дома <дата> и числится без вести отсутствующей. Постановлением главы администрации Болховского района Орловской области от <дата> № Васину А.Е. назначен попечитель – ВВК* В <дата> Васин А.Е. обратился к ответчику с заявлением о предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма, вместе с тем, в предоставлении жилья истцу было отказано в связи с тем, что у него имеется комната площадью <...> кв.м., что превышает учетную норму.
Полагая, что указанный отказ нарушает его права как ребенка, оставшегося без попечения родителей, Васин А.Е. просил суд обязать администрацию г. Орла предоставить ему благоустроенное жилое помещение по нормам предоставления по договору специализированного найма жилого помещения.
Представитель ответчика администрации г. Орла в судебном заседании исковые требования не признал.
Рассмотрев возникший спор, суд постановил указанное выше решение.
Администрация г. Орла не согласилась с постановленным по делу решением, в своей апелляционной жалобе ставит вопрос о его отмене и принятию нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Отмечает, что наличие в собственности истца жилого помещения площадью <...> кв.м. подтверждает его обеспеченность жилой площадью.
Считает, что принадлежащее истцу помещение является пригодным для проживания.
Ссылается на то, что признание помещения непригодным для проживания отнесено к компетенции межведомственной комиссии, в связи с чем суд необоснованно привлек к участию в деле специалистов ООО «<...>» и взыскал с ответчика расходы по их участию.
Указывает на то, что суд применил положения статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ), утратившие свою силу.
На заседание судебной коллегии не явились третьи лица департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области, департамент финансов Орловской области, департамент строительства, топливно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области, департамент образования, культуры и спорта Орловской области, извещены о заседании надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении слушания дела не представили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчиков.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия полагает, что оснований для отмены или изменения вынесенного судебного постановления не имеется, поскольку при разрешении спора судом правильно применены нормы материального и процессуального права, определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Из материалов дела усматривается, что истец Васин А.Е. является ребенком, оставшимся без попечения родителей, поскольку его отец ВЕВ* умер <дата>, а мать ВТВ* объявлена в розыск как пропавшая без вести (л.д. 7, 9, 10).
Постановлением главы администрации Болховского района Орловской области от <дата> № ВВК* назначена попечителем над Васиным А.Е. (л.д. 8).
Таким образом, истец Васин А.Е. является ребенком, оставшимся без попечения родителей, в связи с чем имеет право на социальную поддержку в порядке, установленном действующим законодательством.
В соответствии со статьей 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В силу подпункта 2 пункта 4 названной статьи проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц, в том числе, в связи с тем, что жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 15 ЖК РФ установлено, что жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)).
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 51 ЖК РФ к основаниям признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, отнесено проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Требования, которым должно отвечать жилое помещение содержатся в разделе II Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. №47.
По смыслу вышеприведенных норм дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат обеспечению жилой площадью не ниже установленных социальных норм, если они не имеют закрепленного жилого помещения. Вместе с тем, если их проживание в закрепленном за ними ранее жилом помещении признается невозможным, в том числе по причине несоответствия данного жилого помещения установленным санитарным и техническим правилам и нормам, в том числе признакам благоустройства, это является основанием для признания их нуждающимися в жилых помещениях.
Таким образом, указанными нормативно-правовыми актами государство приняло на себя обязанность обеспечить детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенным жилым помещением.
Следовательно, истец Васин А.Е. по достижении 18-летнего возраста имел право на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда.
Вместе с тем, указанное право истца было нарушено, на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения он поставлен не был, что стороной ответчика не оспаривалось.
Из дела усматривается, что на основании договора на передачу в собственность жилого помещения от <дата>, заключенного с муниципальным учреждением «<...>», Васин А.Е. приобрел жилое помещение площадью <...> кв.м., состоящее из <...>, расположенное по адресу: <адрес> (л.д. 63, 75).
Судом установлено, что ранее указанное помещение было предоставлено матери истца – ВТВ* на основании ордера от <дата> № на семью, состоящую из <...> человек.
В <дата> истец обратился в администрацию <адрес> с заявлением о предоставлении ему жилого помещения по договору специализированного найма, как ребенку, оставшемуся без попечения родителей.
Письмом от <дата> исх. № Васину А.Е. в предоставлении жилья отказано, поскольку у него в собственности имеется вышеупомянутое жилое помещение, площадь которого превышает учетную норму, установленную решением Орловского городского Совета народных депутатов от 29 июня 2006 г. №5/058-ГС (л.д. 5).
Между тем, в соответствии с информацией, представленной обществом с ограниченной ответственностью «<...>» принадлежащее истцу жилое помещение представляет собой комнату в общежитии, в котором отсутствует горячее водоснабжение, а также отдельные кухня и санузел (л.д. 92).
Помимо этого, судом в выездном заседании установлено, что комната принадлежащая истцу, расположена на 3 этаже 5-этажного дома и представлена в виде жилой комнаты, без коммуникаций. Имеющаяся в комнате электропроводка находится в ненадлежащем состоянии. Кухня и 2 санузла являются общими для всех жителей этажа. Со слов истца, ванна, установленная на этаже, используется некоторыми жильцами дома, и у него нет доступа к ней. Горячая вода в общежитии отсутствует. Потолок в коридоре на этаже имеет следы подтека воды. Возле входной двери на этаж имеются следы пожара проводки (л.д. 104 оборот – 105).
Согласно заключению специалистов РСГ*, КИЛ*, данных по результатам обследования жилого помещения истца в указанном судебном заседании, физический износ оконного блока в комнате истца составляет 73%, деревянные полы имеют износ 61%, на стыках полов видны следы сырости, отсутствует водопровод и канализация, износ проводки составляет 79%.
Допрошенные судом первой инстанции специалисты РСГ* и КИЛ* данное ими заключение поддержали, пояснив, что с точки зрения требований Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. №47, помещение, принадлежащее истцу непригодно для проживания.
С учетом изложенного, а также учитывая, что указанные обстоятельства стороной ответчика не опровергнуты, судебная коллегия приходит к выводу, что истец Васин А.Е., вопреки вышеизложенным нормам закона благоустроенным жилым помещением не обеспечен, связи с чем соглашается с выводами суда о возложении на ответчика обязанности поставить истца на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Судебная коллегия также соглашается с решением суда и в части возложения на ответчика обязанности предоставить Васину А.Е. благоустроенное жилое помещение, поскольку такая обязанность имелась у ответчика в силу действующего законодательства.
При указанных обстоятельствах ответчик был не вправе отказывать истцу в предоставлении жилого помещения, в связи с чем суд на законных основаниях удовлетворил иск Васина А.Е.
Доводы апелляционной жалобы относительно обеспеченности истца жилой площадью, а также пригодности принадлежащего ему помещения для проживания на законность постановленного по делу решения не влияют, поскольку факт наличия у истца благоустроенного жилого помещения ничем не подтвержден.
Доводы о том, что признание помещения непригодным для проживания отнесено к компетенции межведомственной комиссии, на законность постановленного по делу решения также не влияет, поскольку не опровергает правильность выводов суда о необходимости предоставления истцу жилого помещения, поскольку в нарушение требований закона он таким помещением не обеспечен.
Ссылка на то, что судом применены положения статьи 57 ЖК РФ, утратившие в настоящее время законную силу, отклоняется судом апелляционной инстанции как необоснованная.
Проверяя законность постановленного по делу решения в части взыскания расходов по участию специалистов ООО «<...>», судебная коллегия также не находит оснований для его отмены, поскольку указанные расходы в сумме <...> руб. подтверждаются материалами дела (л.д. 96), в связи с чем суд на основании части 1 статьи 103 ГПК РФ правомерно взыскал указанные расходы с ответчика, как со стороны, не в пользу которой состоялось решение суда.
Таким образом, разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела и постановил законное и обоснованное решение. Нарушений норм материального и процессуального права допущено не было.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Орла от 10 марта 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Орла без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи