Решение по делу № 2а-2283/2021 от 31.03.2021

УИД 61RS0022-01-2021-003464-94

№ 2а-2283/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31.05.2021 года г. Таганрог

Таганрогский городской суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Семеняченко А.В., при секретаре судебного заседания Латышевой В.Ю.,

с участием путем использования видеоконференц-связи административного истца Ноздрина М.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ноздрина Максима Юрьевича к ФСИН России, УФСИН России по Республике Башкортостан, ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Башкортостан, об оспаривании бездействий, о присуждении компенсации,

УСТАНОВИЛ:

Ноздрин М.Ю. в административном иске указал, что приговором от 10.03.2016 года Таганрогского городского суда Ростовской области он был осужден к лишению свободы. Ноздрин М.Ю., содержался в <адрес> по <адрес> в период с <дата> по <дата>. Как указывает административный истец, условия содержания его в исправительной колонии являлись бесчеловечными и жестокими, в нарушение ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

При этом административный истец в своем иске ссылается на следующие обстоятельства:

Численность осужденных в отряде в период проживания в нём административного истца варьировалась от 80 до 115 человек, составляя в среднем 100-105 человек. При этом жилая площадь отряда была равна 120 м^2. Таким образом, на одного заключённого в отряде приходилось от 1,1 м^2 до 1,5 м^2 жилой площади. В зависимости от своего функционального предназначения в отряде имелись следующие помещения: 3 спальные секции, предназначенные для сна (площадью 35 м^2, 50 м^2, 35 м^2); бытовая комната из-за нехватки жилого пространства с 2015 по 2017 г. включительно стихийно использовалась в качестве дополнительной спальной секции (15 м^2); комната приема пищи (15 м^2); умывальник (15 м^2); туалет (15 м^2); раздевалка (15 м^2); комната хранения личных вещей (15 м^2); сушилки (12 м^2); комната воспитательной работы (45 м^2); кабинет начальника отряда (15 м^2). Спальные помещения (секции) в отряде были сильно переполнены. В них по всей площади (даже возле окон) в большом количестве и с высокой плотностью были расставлены металлические двухъярусные кровати, тумбочки и табуреты. В спальной секции (с 2018 г. ) площадью 35 м^2 в разные периоды времени проживало от 18 до 28 человек, в секции площадью 50 м^2 – от 45 до 60 человек, а в секции (с 2018 г. ) площадью 35 м^2 – от 19 до 24 человек. Административный истец проживал в бытовой комнате (дополнительная спальная секция 15 м^2), затем в секции и в секции . В спальных помещениях было очень тесно, из-за узкости проходов передвигаться по ним было сложно. Из-за дефицита пространства кровати были установлены впритык друг к другу (попарно) без какого-либо зазора между ними, от чего осужденные непреднамеренно мешали друг другу спать (задевали руками и ногами, кашляли и чихали почти в лицо, храпели в ухо соседу и тому подобное). При этом устанавливать какие-либо перегородки или хотя бы вешать шторки между кроватями, было запрещено. Для тумбочек места не хватало, поэтому они были поставлены одна на другую в узких межкроватных проходах шириной 50 см, что в 2 раза меньше минимальной противопожарной нормы. В каждом таком проходе проживали 4 человека. При этом в дневное время (с подъема и до отбоя) сидеть либо лежать на кроватях, было строго запрещено. Бытовая комната площадью 15 м^2, предназначенная для глажки и починки одежды, из-за дефицита жилого пространства с 2015 по 2017 г. была заставлена пятью двухъярусными кроватями и использовалась не по назначению, а в качестве дополнительной спальной секции, в которой проживали 10 заключённых. Комнату приема пищи, расположенную в отряде, заключенные называли «пищевкой». Её площадь составляла около 15 м^2 (это примерно 0,15 м^2 на одного человека). Из-за такого малого размера помещения нормально пользоваться им было невозможно. «Пищевка» всегда была переполнена, питаться приходилось по очереди и, как правило, стоя, так как два небольших столика всегда были заняты. Электроплит и иных плит не было. Имелось 2 термочайника и 3 розетки, на кипяток всегда была длинная очередь. Специальных мест (полок, ящиков, ячеек) для хранения осужденными своих кухонных принадлежностей, посуды и продуктов питания остро не хватало. По этой причине комната приема пищи была сильно захламлена, вещи хранились беспорядочно. На весь отряд имелось лишь два старых холодильника небольшого размера, которые были переполнены, в одном из них жили мыши. В комнате приема пищи была раковина, в которую часто вытекали нечистоты при засорении туалета. Санитарное состояние помещения оставляло желать лучшего, в нём водились мыши и тараканы. Мусор выбрасывался в коробку, которая находилась непосредственно в «пищевке». Умывальник (помещение для умывания, бритья, стирки и мытья посуды) имел площадь 15 м^2, в нём было 5 раковин, затем (летом 2017 г.) добавили еще 3. До 2017 г. горячей воды в отряде не было, в связи с этим умываться, бриться, чистить зубы, стирать одежду и мыть посуду приходилось в холодной воде. Затем осужденные за свой счёт поставили бойлер. Вся вода – техническая. В умывальнике всегда было очень сыро и влажно, на стенах и потолке имелся черный склизкий налёт из плесени и грибка. Санитарно-гигиенические условия были плохими. Туалет в отряде соседствовал с умывальником и имел такую же площадь (15 м^2) в нем имелось 5 писсуаров и 4 унитаза, при этом кабинки не имели дверей, справлять нужду приходилось прилюдно, на виду у окружающих. Вентиляции в туалете не было, все коммуникации – очень старые. Туалет был перегружен и загружен, не успевал проветриваться от запаха нечистот. Канализация часто засорялась, и все нечистоты вытекали в умывальник и комнату приема пищи. Плохому санитарному состоянию туалета способствовал и тот факт, что помимо своего прямого назначения он служил ещё и местом сбора бытовых и пищевых отходов. При этом мусор никак не сортировался, всё выбрасывалось в одну кучу. Наполненные коробки с отходами жизнедеятельности весь день стояли в туалете, источая зловонный запах, привлекая насекомых-паразитов, являлись постоянным источником загрязнения. Мусор из отряда выносился только один раз в сутки. Раздевалка имела площадь 15 м^2 и была переполнена одеждой, головными уборами и повседневной обувью заключенных. Свободного места переодевания в ней почти не было. По причине чрезмерной переполненности раздевалки, осужденные, с трудом находили в ней свою одежду и обувь, многие были вынуждены оставлять её в спальных секциях. Помещение для хранения личных вещей («каптерка») в отряде тоже была небольшого размера около 15 м^2 и не вмещала все сумки осужденных. Часть из них осужденные хранили в спальных секциях. Помещение для сушки белья (сушилка) было небольшим (12 м^2), в нем были натянуты веревки. В помещении было одно окно, вентиляция отсутствовала. Из-за сырости в помещении и тесноты вещи приходилось сушить на улице (в локальном участке). Комната воспитательной работы, предназначенная для проведения воспитательных мероприятий с осужденными и их личных занятий (чтения, письма, самообразования, просмотра телепередач), имела площадь 45 м^2, в ней было 2 окна (замазаны краской) столы и скамейки. По причине большой численности осужденных в отряде, тесноты и нехватки сантехнического оборудования (раковин, унитазов) адм. истец наряду с другими заключенными испытывал каждодневные трудности, удовлетворение элементарных человеческих потребностей было сопряжено с большими сложностями. Чтобы сходить в туалет, умыться, почистить зубы, побриться, постирать белье, покушать, получить личные вещи из комнаты хранения или просто попасть в раздевалку адм. истец ежедневно вынужден был простаивать в длинных очередях (особенно утром после подъема и вечером перед отбоем) и постоянно находиться в окружении большого числа людей. Не было никакой возможности уединиться (даже в туалете), побыть одному, в одиночестве и покое. Все это вызывало большие неудобства, создавало напряженную и конфликтную обстановку среди заключенных, у которых часто проявлялась озлобленность и агрессия. Освещение в отряде было слабым и недостаточным. Данного света остро не хватало. Окна всех спальных секций, каптерки и комнаты воспитательной работы выходили на запретную зону (в сторону контрольно-следовой полосы), а потому все окна этих помещений в целях безопасности были наглухо закрыты, обрешечены и замазаны краской, чтобы осужденные не могли видеть, что находится за окном. Кроме того, в спальных секциях окна частично были загорожены высокими двухъярусными кроватями и тумбочками, поставленными друг на друга. Что касается искусственного освещения, то оно было тусклым из-за нехватки ламп. Дефицит света в помещениях наиболее остро ощущался в темное время суток и в зимний период. Чистить и писать приходилось с ущербом для здоровья, чрезмерно напрягая зрение. С вентиляцией тоже были большие проблемы, она был недостаточной, так как все окна в спальных помещениях, комнате воспитательной работы и каптерке в целях безопасности были наглухо закрыты и никогда не открывались (см. параграф 1.16), а искусственная вентиляция фактически не работала (вентиляционные шахты были забиты мусором, либо вообще отсутствовали). Спать и бодрствовать приходилось в душном помещении со спертым воздухом, что негативно отражалось на самочувствии и здоровье заключенных, в том числе административного истца. Санитарное состояние отряда было ненадлежащим. Во всем отряде было очень холодно и сыро, все полы бетонные, покрытые очень старым тонким ленолеумом. Практически во всех помещениях, в том числе в спальных секциях, из-за сырости на стенках и потолке имелся черный налет из плесени и грибка. В помещениях водились мыши и вредные насекомые. Безопасные места для хранения продуктов питания отсутствовали. Условия для прогулки на свежем воздухе тоже были неудовлетворительными. Выделенная для этой цели территория была слишком мала. Площадь изолированного (локального) участка составляла лишь около 90 м^2, часть из которой еще была занята под сушку белья. Локальный участок представлял собой жалкое зрелище, по периметру обнесен колючей проволокой, боковые стены выполнены из кирпича, спереди покрыт сеткой-рабицей, и сзади примыкал к зданию общежития. Перед началом и по окончанию режимных мероприятий в локальном участке одновременно скапливалось свыше 100 человек, две трети из которых курили, отчего весь локальный участок заволакивало плотной пеленой едкого табачного дыма, от которого некурящим заключенным попросту некуда было деться. Кроме того, в 20 метрах от отряда располагалась мусорка, источавшая зловонный запах (особенно сильно в жару). Выходить за пределы локального участка без разрешения, было строго запрещено. Посещать спортивную площадку можно было только 2 раза в неделю (по полтора часа). Питание в ИК-8 было скудным и недостаточным. Пища низкого качества, однообразная (каши на воде), плохо приготовленная, часто непригодная к употреблению и с истекшим сроком годности. Минимальные нормы питания, установленные Правительством РФ, не соблюдались. Блюда были сильно разбавлены водой. Фрукты и свежие овощи не выдавались, молочные продукты выдавали крайне редко, овощи - только в вареном виде в супах и в минимальном количестве. Вместо рыбы и мяса выдавали непонятные полуфабрикаты из хлеба и кишок. Тарелки и кружки были алюминиевые. Баня (душ) представлялась 1 раз в неделю, с 2018 г. – 2 раза. Гигиенические условия и оснащенность помывочного помещения оставляли желать лучшего: в бане было 5 леек, мылось одновременно по 15-20 человек, очень грязно, освещение тусклое, стоял запах плесени. Каждое лето в бане полностью отключали горячую воду, и мыться приходилось в холодной воде. Ремонт был произведен только в 2018 году. Средства индивидуальной личной гигиены (мыло, зубная паста, станки для бритья, туалетная бумага) выдавали в недостаточном количестве, очень низкого качества и нерегулярно. Медицинская помощь и обслуживание осуществлялись ненадлежащим образом, отношение медперсонала к заключённым было плохим. Время приема врачами сильно ограничено, попасть на прием было очень сложно, необходимые препараты и лекарства не выдавались. Осужденные, инфицированные ВИЧ-инфекцией, гепатитом, а также инвалиды 2-ой и 3-ей групп, содержались вместе со здоровыми.

Административный истец полагает, что ненадлежащие условия содержания под стражей, в которых он находился с <дата> по <дата>, отбывая наказание в ИК-8 не совместимы с требованиями Конвенции, а также с требованиями российского законодательства. Принудительно удерживая административного истца под стражей по приговору суда в переполненных помещениях, административные ответчики не обеспечили его достаточным личным (жизненным) пространством – на протяжении всего периода отбывания наказания и ИК-8 административный истец, как правило, располагал не более 1,5 м^2 личного пространства, что не только кратно меньше стандарта в 7 м^2 на заключенного, установленного Конвенцией, а также минимального стандарта, в 3 м^2 на одного человека, которого последовательно придерживается в своей практике Европейский Суд, но и значительно меньше минимальной нормы жилой площади в размере 2 м^2 на одного осужденного, установленной ч. 1 ст. 99 УИК РФ. Принимая же во внимание количество кроватей, тумбочек и табуретов, которыми заставлены помещения, для сна, у административного истца и других заключенных не имелось достаточного пространства даже для нормального передвижения по ним. По причине превышения лимита осужденных не соблюдались даже нормы противопожарной безопасности (расстояние между кроватями должно быть не менее 1 метра), что ставило под угрозу жизнь, здоровье и личную безопасность осужденных и могло привести к трагедии. Два с лишним года административному истцу наряду с другими заключенными приходилось жить, спать, принимать пищу, пользоваться комнатой для умывания, туалетом и раздевалкой в условиях крайне ограниченного пространства и значительной перенаселенности (скученности), пребывать в грязных помещениях с неудовлетворительными бытовыми и санитарно-гигиеническими условиями. Административный истец не имел возможности удовлетворять свои естественные потребности в условиях пристойности и приватности. Всё это создавало невыносимые, каждодневные бытовые трудности и причиняло глубокие нравственные страдания. Ситуация административного истца усугубилась ненадлежащими: освещением, вентиляцией, питанием, санитарно-гигиеническими условиями, вещевым довольствием, условиями для сна и помывки, медицинским обеспечением, совместным содержанием с заключенными, инфицированными ВИЧ, гепатитом и иными инфекционными заболеваниями, а также значительной удаленностью ИК-8 от места жительства административного истца и его семьи. Также продолжительное время некурящий и ведущий здоровый образ жизни административный истец был лишен возможности осуществлять нормальную (полноценную) прогулку на свежем воздухе из-за тесноты и табачного дыма. Административный истец фактически был поставлен перед неприятным выбором: либо выходить на прогулку и при этом стать пассивным курильщиком, либо отказаться от прогулок. Кроме того, имел место ограниченный доступ к досуговым мероприятиям. Совокупное влияние таких излишне тяжелых (и физически, и морально) условий содержания причинило административному истцу страдания, трудности и переживания, превышающие неизбежный уровень, присущий содержанию под стражей, вызывало чувство страха, тоски и неполноценности, оскорбило и унизило административного истца. Его здоровье и благополучие не были в достойной мере защищены. По мнению административного истца, подробно изложенные выше невыносимые условия заключения в ИК-8 представляют собой бесчеловечные и унижающие достоинство обращение и не могут ни при каких обстоятельствах рассматриваться как совместимые с требованиями российского и международного законодательства, в частности статьи 3 Конвенции. Совокупность перечисленных выше доказательств, по мнению Ноздрина М.Ю. объективно подтверждает, что условия содержания административного истца в ИК-8 в <адрес> не соответствовали ни международным, ни российским требованиям, являлись бесчеловечными и унижающими человеческое достоинство, так как имели место:

- перенаселенность, острая нехватка (дефицит) личного пространства (1,1-1,5 м^2 на человека);

- препятствия для свободного передвижения между объектами в жилых помещениях;

- затрудненный доступ к местам общего пользования, в том числе к санитарным помещениям (умывальнику, туалету), комнату приема пищи, недостаточное количество сантехнического оборудования (раковин, унитазов);

- отсутствие возможности использовать туалет в уединении;

- отсутствие бытовых комнат;

- ненадлежащее материально-бытовое обеспечение;

- плохие санитарно-гигиенические условия, в том числе несоблюдение санитарных требований, сырость и холод, заражение помещений вредными насекомыми и грызунами;

- недостаточное естественное и электрическое освещение для нормальной деятельности (в том числе чтения, письма);

- недостаточная вентиляция;

- плохое питание;

- неудовлетворительные условия для сна, отдыха и прогулки на свежем воздухе, ограниченный доступ к упражнениям на свежем воздухе;

- отсутствие качественной и современной медицинской помощи и многое другое.

На протяжении всего периода содержания в ИК-8 (непрерывно с <дата> по <дата>) административный истец располагал менее чем двумя квадратными метрами личного пространства, а условия, в которых он содержался, за это время не претерпели каких-либо существенных изменений.

Также административный истец указывает на то, что в период отбывания наказания в исправительном учреждении он находился в очень уязвимом и незащищенном положении. Учитывая данное обстоятельство административный истец опасался подавать письменные жалобы на условия своего содержания, так как в таком случае на него могло быть оказано давление со стороны властей, созданы ещё более невыносимые условия содержания и препятствия к досрочному освобождению от отбывания наказания. Что касается устных жалоб на плохие условия содержания, которые административный истец и другие осужденные неоднократно высказывали прокурору по надзору за соблюдением законности в исправительных учреждениях и руководству колонии, то все они были оставлены без внимания, кардинальных улучшений условий содержания заключенных не происходило.

По мнению административного истца, он имеет право на присуждение денежной компенсации, которую он определил в справедливом размере 550000 рублей. Ссылаясь на положения ст. 227.1 КАС РФ административный истец просит суд присудить ему компенсацию за нарушение установленных условий содержания под стражей в размере 550000 рублей.

В судебном заседании административный истец настаивал на удовлетворении своих требований.

В судебном заседании <дата> представитель административных ответчиков возражал удовлетворению иска, полагая, что права административного истца не нарушены, просил применить срок, предусмотренный ч.1 ст. 219 КАС РФ.

В судебном заседании свидетели ФИО5, ФИО6, ФИО7 допрошенные путем использования видеоконференц-связи, показали, что они содержались в ФКУ ИК-8 вместе с Ноздриным М.Ю., санитарно-бытовые условия в колонии были неудовлетворительные, количество людей превышало количество спальных мест, освещения не хватало, неогороженный ничем унитаз находился в помещении для приема пищи и сна.

Изучив материалы дела, выслушав участников судебного разбирательства, суд полагает, что требования административного искового заявления не подлежат удовлетворению по следующим мотивам:

Частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации допускается возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина как средство защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Как установлено судом, приговором от 10.03.2016 года Таганрогского городского суда Ростовской области Ноздрин М.Ю. был осужден к лишению свободы и содержался в <адрес> в период с <дата> по <дата>.

Компенсация за нарушение условий содержания под стражей или содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учётом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий.

При рассмотрении административного искового заявления о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, поданного одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренной главой 22 КАС РФ, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.

Согласно ст. 99 УИК РФ норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров.

В соответствии с п. 5 статьи 15 ЖК РФ общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

Согласно Приказу ФСИН России от 27.07.2006 г. N 512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» 1 умывальник рассчитан на 10 человек.

Приказом Министерства юстиции РФ от 02.06.2003 г. N 130-дсп утверждена Инструкция по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации (СП 17-02 Минюста России, далее- Инструкция). В соответствии с вышеуказанным Указанным Приказом расчет унитазов производился с учетом 1 единица на 15 осужденных.

Вместе с тем пункт 4.1 Инструкции прямо предусматривает, что нормы настоящей инструкции предназначены для проектирования ИУ - исправительных колоний, воспитательных колоний, лечебных исправительных учреждений и для СУ - лечебно-профилактических учреждений, единых помещений камерного типа, домов ребенка при женских ИК.

Согласно техническому паспорту здания и строения отрядов ,6 <адрес>, построены 1974 году, то есть до вступления в законную силу Инструкции. Данная Инструкция утверждена взамен «Указания по проектированию и строительству ИГУ и военных городков войсковых частей МВД СССР» (ВСН 10-73/МВД СССР), утвержденные Министерством внутренних дел СССР 20.12.1973 г., в п.12.04 которых указано, что в составе бытовых помещений производственных зданий предусматриваются умывальные, уборные. Расчетное количество санитарных приборов (умывальников и унитазов) принимается по главе СНиП П-М.3-68. Эксплуатируемые здания и помещения ФКУ ИК-37 ГУФСИН России по Пермскому краю в полной мере соответствуют требованиям, указанных в СНиП П-М.3-68.

Административный истец указывая на то что одно и тоже помещение в отрядах используются по нескольким назначениям, на отсутствие некоторых помещений в отряде либо на небольшую площадь помещений, применяет нормы приказа ФСИН России от 27.07.2006 № 512, которым утверждены нормы обеспечения и сроки эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования, предметов хозяйственного обихода, ошибочно полагая, что данные нормы могут является основанием для возложения обязанности по оборудованию дополнительных комнат. Однако положениями названного приказа установлен лишь перечень имущества и оборудования, которым должны обеспечиваться соответствующие помещения учреждения, а не наличие помещений указанных в данном приказе. Данная позиция изложена в Определении Верховного суда Российской Федерации от 29.05.2020 № 81-КГ20-1.

Доказательств причинения истцу неудобств в результате того, что возможность пользоваться туалетом была для него затруднена, не представлено.

Вместе с тем при подсчете нормы жилой площади в расчете на одного осужденного подлежит учитывать и другие вспомогательные помещения, которыми пользуются осужденные в отряде в дневное время в порядке свободного доступа, а не только спальные помещения.

Указанный вывод подтверждается правовой позицией ЕСПЧ (решение от 16.06.2004 по делу «Нурмагомедов против РФ», жалоба № 30138/02), в соответствии с которым сам факт переполненности колонии не может свидетельствовать о нарушении прав осужденных. Личное пространство в спальнях должно рассматриваться в контексте широкой свободы передвижения, которой заключенные в колонии пользуются в дневное время, что предполагает неограниченный доступ не только к спальным помещениям, но и иным бытовым помещениям, к естественному воздуху и свету, компенсируя недостаточные размеры жилых комнат-спален.

В своих письменных возражениях представитель административного ответчика указал на следующие обстоятельства:

В спальных помещениях осужденные могут находиться только в часы отбоя с 06 до 22, все остальное время осужденные находятся в других помещениях, как самого отряда, так и на территории ИУ (столовая, БПК, ПЗ, КДС, МСЧ).

Общая площадь отряда № 6 – 716,0 м2 (жилая площадь – 172 м2, лимит наполнения отряда 86 осужденных). Размер локального участка отрядов не регламентирован, может быть разным, в зависимости от наличия территории в исправительном учреждении. Одновременно все осужденные отряда в локальном участке не находятся, часть осужденных всегда занята: работает, находятся в помещении отряда, на культмассовых мероприятиях.

Приложением № 2 к приказу ФСИН России от 27.07.2006 года № 512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» установлен перечень предметов, которыми должно быть оборудовано спальное помещение. Согласно данной норме спальные помещения отрядов оборудованы: спальными местами, в виде металлических панцирных кроватей, расположенных в два яруса, прикроватными отдельно стоящими тумбами, табуретами, деревянными окнами, которые имеют функцию открывания для проветривания, занавесками, естественной приточно-вытяжной вентиляцией находящейся в рабочем состоянии, имеется искусственное освещение в виде светильников головного света и светильников ночного освещения, которые находятся в рабочем состоянии; Спальные секции находится в удовлетворительном санитарном состоянии, имеет добротный косметический ремонт где потолки и стены выполнены обоями под покраску, полы выполнены из дерева под линолеум, следов влаги, сырости, подтеканий, плесени и пр. не имеется. Расстояние между соседними кроватями составляет 85 см., между рядами кроватей 100 см., захламленности излишними или посторонними предметами не имеется.

Каждый осужденный имеет свое индивидуальное спальное место. Располагаются осужденные на железных 2-х ярусных кроватях, на каждого осужденного имеется прикроватная тумбочка, табурет. Хранение личных вещей осуществляется в отдельном, проветриваемом помещении на стеллажах. Выдача личных вещей производится ежедневно на основании графика.

Ежеквартально проводится дератизация помещений отрядов, столовой для осужденных. Ежегодно заключаются государственные контракты с Обществом с ограниченной ответственностью «Центр гигиены»на предоставление услуг по дератизации, дезинфекции, дезинсекции помещений учреждения. Ежеквартально проводятся проверки представителями ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ – 2 ФСИН России, при выявлении нарушений выносятся предписание. Еженедельно, каждую пятницу, администрацией учреждения проводятся комиссионные обходы. Кроме того, не реже двух раз в месяц комиссионные обходы проводятся в присутствии помощника прокурора по надзору за соблюдением законов в ИУ РБ, в ходе которых помощник прокурора опрашивает осужденных на предмет наличия жалоб и заявлений на условия содержания в исправительном учреждении.

В учреждении производятся ремонтные работы во всех зданиях отрядов. Происходит освежение, покраска стен, потолков, полов во всех помещениях. Планово – профилактическое отключение горячего водоснабжения производится в периоды ремонтных работ, в связи с проведением подготовки и сдачи систем теплопотребления к отопительному сезону энергоснабжающими организациями. При отсутствии ГВС в отряде и в бане учреждения имеется локальное водоснабжение в виде бойлеров. В отряде имеется душевая кабина, которая оборудована душевой лейкой.

В обоснование своих возражений относительно несоблюдения температурного режима, представитель административного ответчика указывает на то, что температура была в пределах от 18 до 20 градусов тепла, что соответствует допустимым нормам температуры в жилых помещениях в холодный период года, установленных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27.12.2010 г. № 175 «Об утверждении СанПиН 2.1.2801-10 «Изменения и дополнения № 1 к СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», зарегистрированных в Минюсте РФ от 28.02.2011 г.

Освещение в помещениях отрядов осуществляется как естественным путем через оконные проемы, так и с помощью искусственного освещения. В качестве искусственного дневного освещения применяется светильник в соответствии с требованиями Свода правил. Оконные блоки в деревянном исполнении с двойным остеклением. Зазоры между оконными блоками и стеной, а также в оконных рамах отсутствуют.

Вентиляция в помещениях отрядов осуществляется как естественным путем проветривания через оконные блоки с форточками, так и с помощью приточно – вытяжной вентиляции шахтного типа. Вентиляция находится в исправном состоянии. Курение в туалете запрещено. В каждом локальном участи имеется место для курения.

Согласно Минимальной норме питания для осужденных к лишению свободы, содержащихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов Федеральной службы безопасности, на мирное время, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации № 205 от 11.04.2005г. «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время» свежие фрукты не положены. Меню раскладка составляется с учетом положений Постановления Правительства Российской Федерации № 205 от 11.04.2005г, имеющихся на складе продуктов. Продукты питания поставляются централизованно.

Согласно приказа ФСИН России от 27.09.2005 № 787 «Об обеспечении столово-кухонной посудой, оборудованием, инвентарем и моющими средствами столовых учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний» столовые для осужденных обеспечиваются посудой из алюминия.

Согласно приказа ФСИН России от 04.07.2018 № 570 «Об обеспечении столово-кухонной посудой, оборудованием, инвентарем и моющими средствами столовых учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний» исправительные учреждения обеспечиваются посудой из нержавеющей стали. Замена посуды из алюминия на посуду из нержавеющей стали производится по истечении установленных сроков эксплуатации.

В своих письменных возражениях представитель административного ответчика указал на следующие обстоятельства:

Баня учреждения имеет площадь 249,3 м2, рассчитана на одновременную помывку 40 осуждённых, состоит из санпропускника площадью 5 м2, раздевалки площадью 20,4 м2, моечного отделения площадью 43,6 м2, оборудована раковинами в количестве 1 шт., водоразборными кранами в количестве 4 шт., душевыми лейками в количестве 5 шт. которые находятся в исправном рабочем состоянии, тазами в количестве 10 шт., резиновыми ковриками в количестве 5 шт., скамьями в количестве 3 шт., двумя пластиковыми окнами которые имеют функцию открывания и откидывания для проветривания, естественной (или принудительной) приточно-вытяжной вентиляцией находящейся в рабочем состоянии; и т.д.;, имеется искусственное освещение в виде 4 шт. светильников которые находятся в рабочем состоянии. Помещения бани находятся в удовлетворительном санитарном состоянии, имеют добротный косметический ремонт где потолки выполнены под побелку (покраску), полы и стены выполнены из кафеля, следов сырости, подтеканий, плесени, обсыпания штукатурки и не имеется, баня учреждения имеет центральное холодное и горячее водоснабжение, центральную канализацию которые находятся в исправном рабочем состоянии. При отсутствии ГВС используется локальное водоснабжение в виде бойлера на 350 литров. Давление напора воды достаточное, удовлетворительное. В отряде имеется душевая кабина, которая оборудована душевой лейкой, присутствует горячее круглогодичное (локальное в виде бойлера) водоснабжение.

Согласно пункта 21 ПВР не менее двух раз в семь дней в <адрес> обеспечивается помывка осужденных. Посещение осужденными банно–прачечного комплекса осуществляется согласно утвержденного начальником учреждения графика, горячая вода поступает централизовано.

Приложением № 2 к приказу ФСИН России от 27.07.2006 года № 512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» установлен минимальный перечень предметов, которыми должна быть оборудована комната хранения продуктов питания и приема пищи, который включает: стеллаж для хранения продуктов – 1 шт., в расчете 1 ячейка на человека, стол для раскладки продуктов и приема пищи – 1 шт., табурет – 2 шт., лестница переносная (стремянка_ - 1 шт., бачок для пищевых отходов и мусора – 1 шт., шкаф холодильный – 1 шт., электрокипятильник – 1 штука на отряд. Комната приёма пищи отряда № 6 площадью 16,7 м2 рассчитанной для одновременного приёма 20 осуждённых, которая оборудована 20 сидячими местами в виде скамеек, холодильниками 4 шт. марки 3 шт. «VESTEL» «ATLANT» «POZIS» «СВИЯГА», и 1 шт. марки «БИРЮСА» которые находятся в исправном рабочем состоянии, СВЧ печью 2 шт. «SAMSUNG» «Супра», электрическими чайниками в количестве 3 шт. которые находятся в исправном рабочем состоянии, двумя деревянными окнами которые имеют функцию открывания для проветривания, естественной приточно-вытяжной вентиляцией находящейся в рабочем состоянии, имеется искусственное освещение в виде 2 шт. светильников которые находятся в рабочем состоянии и т.д. Комната приёма пищи находится в удовлетворительном санитарном состоянии, имеет добротный косметический ремонт где потолки и стены выполнены обои под покраску, полы выполнены из дерева под линолеум, следов влаги, сырости, подтеканий, плесени и пр. не имеется. Комната приёма пищи имеет центральное холодное водоснабжение и центральную канализацию которые находятся в исправном рабочем состоянии. Присутствует горячее круглогодичное водоснабжение. Давление напора воды достаточное, удовлетворительное. При этом основные приемы пищи (завтрак, обед, ужин) проходят в столовой учреждения, а не в комнате хранения пищевых продуктов и приема пищи.

Приложением № 2 к приказу ФСИН России от 27.07.2006 года № 512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» установлен минимальный перечень предметов, которыми должна быть оборудована гардеробная, который включает: вешалка настенная или напольная – 1 крючок на человека, стеллаж для обуви – 1 ячейка на человека, зеркало настенное – 1 шт. Площадь гардеробной (раздевалка) отряда № 6 составляет 15,6 кв. метра, гардеробная (раздевалка) оборудована вешалкой для верхней одежды, стеллажами для обуви, зеркалом, что соответствует нормам положенности.

Приложением № 2 к приказу ФСИН России от 27.07.2006 года № 512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» установлен минимальный перечень предметов, которыми должна быть оборудована комната для хранения личных вещей. Комната для хранения личных вещей осужденных отряда № 6 соответствует данной норме.

Комната для сушки одежды отряда № 6 имеет площадь 15,7 м2, рассчитана для одновременной сушки одежды 60 осуждённых которая оборудована 10 полками., одним деревянными окном, которое имеют функцию открывания для проветривания, естественной приточно-вытяжной вентиляцией, находящейся в рабочем состоянии, имеется искусственное освещение в виде 1 шт. светильника который находится в рабочем состоянии, имеется система обогрева для сушки одежды. Комната для сушки одежды находится в удовлетворительном санитарном состоянии, имеет добротный косметический ремонт где потолки и стены выполнены под побелку, полы выполнены из бетона, следов влаги, сырости, подтеканий, плесени и пр. не имеется. Стирка одежды в отрядах не предусмотрена, для этого имеется специально оборудованное место в банно-прачечном комплексе.

Помывка осужденных осуществляется в бане, в отрядах, а так же на производственных объектах, согласно установленного графика. Смена постельных принадлежностей, а так же смена белья производится.

Осужденные обеспечиваются индивидуальными гигиеническими наборами, мылом ежемесячно согласно Минимальной норме материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время утвержденной постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2005 г. № 205. В наличии имеются ведомости выдачи данных средств, в которых осужденные оставляют личную роспись.

Санитарная обработка происходит ежедневно при помощи моющих и дезинфицирующих средств, имеется в наличии график проведения текущей и генеральной уборок помещений.

Площадь комнаты воспитательной работы отряда № 6 составляет 50,8 м2 рассчитана для одновременного нахождения 84 осуждённых, оборудована 84 сидячими местами, телевизором 1 шт., который находятся в исправном рабочем состоянии и т.д., 2 деревянными окнами которые имеют функцию открывания для проветривания, естественной приточно-вытяжной вентиляцией находящейся в рабочем состоянии, имеется искусственное освещение в виде 3 шт. светильников которые находятся в рабочем состоянии.

Для организации медицинского обеспечения спецконтингента ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Башкортостан штатным расписанием филиала «Медицинская часть № 5» ФКУЗ МСЧ-2 ФСИН России предусмотрено в настоящее время 9 ставок медицинского персонала: 1 ставка – начальника филиала – врача (укомплектована), 0,5 ставки врача стоматолога (укомплектована), 2 ставки фельдшера (укомплектовано), 2 ставки медицинской сестры (укамп.), 1 ставка медицинской сестры процедурной (укомп.).

Все сотрудники медицинской части регулярно, 1 раз в пять лет, проходят общее усовершенствование по своей специальности. Медицинский персонал соблюдает медицинскую этику и деонтологию, не позволяет себе непрофессиональных выражений. В отношении с пациентом ведет себя корректно, внимательно, не допускается оскорбления личного достоинства осужденного.

Медицинская помощь спецконтингенту ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Башкортостан оказывается согласно приказу МЮ РФ от 28.12.2017 № 285 «Порядок организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы» В соответствии с п.1: Порядок организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, устанавливает правила организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стажу в СИЗО, а также осужденным, отбывающим наказание в виде лишения свободы в ИУ УИС, в соответствии с ч.1 ст.37 и ч.1 ст.80 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Медицинская часть работает ежедневно с 09.00 час. до 18.00 час., согласно утвержденному графику работы. В выходные и праздничные дни медицинская помощь оказывается дежурным медицинским работником. Неотложная и экстренная медицинская помощь осуществляется в любое время суток. При необходимости вызывается бригада скорой медицинской помощи.

Лекарственное обеспечение осужденных к лишению свободы, отбывающих наказание в учреждениях УФСИН России по Республике Башкортостан, осуществляется за счет средств федерального бюджета в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств, в объемах, предусмотренных программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи и в соответствии с приказом МЮ РФ от 28.12.2017 № 285 «Порядок организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы».

Филиал медицинской части обеспечен необходимыми лекарственными препаратами для оказания неотложной медицинской помощи, а также для обеспечения льготных категорий осужденных.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 30.03.1995г. № 38 –ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции )», права и свободы граждан Российской Федерации могут быть ограничены в связи с наличием у них ВИЧ-инфекции только федеральным законом. В настоящее время ВИЧ- инфицированные осужденные отбывают наказание в тех же исправительных учреждениях, где и здоровые осужденные. Угрозы для жизни и здоровья содержащихся осужденных с ВИЧ-инфицированными не имеется. Согласно разъяснениям Департамента государственного санитарно-эпидемиологического надзора министерства здравоохранения Российской Федерации от 29.09.2003 г. № 1100-2731-03-116 ВИЧ- инфекция относится к медленным инфекциям с длительным периодом носительства, от момента заражения до развития заболевания может пройти от 5 до 10 лет. При условии соблюдения морально-этических и санитарно-гигиенических норм, ВИЧ-инфицированные не представляют угрозы для окружающих, в связи, с чем совместное содержание лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, и здоровых осужденных в учреждениях уголовно-исполнительной системы считается допустимым.

В соответствии с разделом XXVIII Особенности содержания осужденных, являющихся инвалидами Приказ Министерства юстиции РФ от 16 декабря 2016 г. № 295 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений" обеспечение осужденным-инвалидам равных с другими осужденными возможностей в реализации прав осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", администрация учреждения обеспечивает доступ лицам с ограниченными возможностями в места общего пребывания осужденных в установленное распорядком дня время. Таким образом, законодательством Российской Федерации не установлены ограничения по размещению осужденных, являющихся инвалидами и здоровых осужденных, напротив предусмотрено обеспечение инвалидам равных возможностей.

Давая оценку показаниям допрошенных в судебных заседаниях свидетелей, суд полагает, что они не могут являться основанием для удовлетворения требований административного истца, поскольку очевидно носят субъективный характер, основанный на личном восприятии обстановки.

Из анализа положений статьи 226 КАС РФ следует, что признание действий (бездействий) административного ответчика незаконными возможно лишь при наличии совокупности условий: нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Наличия совокупности таких условий при разрешении административного искового заявления судом не установлено. Административный истец не предоставил суду никаких доказательств, подтверждающих нарушение его прав в период содержания в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Башкортостан. За период содержания административного истца в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Башкортостан его права не нарушались: - так, бытовые условия, отвечали требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности, лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа проводилась в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан.

В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" разъяснено, что под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе право на доступ к правосудию (статья 46 Конституции Российской Федерации (пункт 2), а проверяя соблюдение предусмотренного частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации трехмесячного срока для обращения в суд, судам необходимо исходить из того, что нарушение условий содержания лишенных свободы лиц может носить длящийся характер, следовательно, административное исковое заявление о признании незаконными бездействия органа или учреждения, должностного лица, связанного с нарушением условий содержания лишенных свободы лиц, может быть подано в течение всего срока, в рамках которого у органа или учреждения, должностного лица сохраняется обязанность совершить определенное действие, а также в течение трех месяцев после прекращения такой обязанности (пункт 12).

Ноздрин М.Ю. 06 мая 2019 г. обратился в Европейский суд по правам человека (жалоба № 27762/19 Nozdrin v. Russia) на нарушение его прав, гарантированных статьями 3 и 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее – Конвенции) в связи с бесчеловечными и унижающими человеческое достоинство условиями его содержания в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Башкортостан, по которой решение еще не принято, жалоба с рассмотрения не снята.

Согласно статьи 5 Федерального закона от 27.12.2019 № 494 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в течение 180 дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона лицо, подавшее в Европейский Суд по правам человека жалобу на предполагаемое нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, в отношении которой не вынесено решение по вопросу ее приемлемости или по существу дела либо по которой вынесено решение о неприемлемости ввиду неисчерпания национальных средств правовой защиты в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона, может обратиться в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с заявлением о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении с указанием в нем даты обращения с жалобой в Европейский Суд по правам человека и номера этой жалобы.

В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ все законы, а также любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения, то есть обнародованы.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 14.06.1994 № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» официальным опубликованием федерального закона считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации» или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации».

Согласно ст. 6 Федерального закона от 14.06.1994 № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» федеральные законы, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

Частью 1 статьи 5 Федерального закона от 27.12.2019 № 494 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении тридцати дней со дня его официального опубликования.

Согласно записи на «Официальном интернет-портале правовой информации» данный федеральный закон опубликован 28.12.2019 (номер опубликования 0001201912280042).

Федеральный закон от 27.12.2019 № 494 вступил в законную силу 27 января 2020 г.

Таким образом, исковое заявление в порядке статьи 5 Федерального закона от 27.12.2019 № 494-ФЗ и статьи 227.1 КАС РФ могло быть поданы в период с 27 января 2020 (дата вступления указанного федерального закона в законную силу) до 24 июля 2020 г. (180 дней) включительно.

В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение 3 месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.

В соответствии с ч. 1.1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.

Как было указано выше, административное исковое заявление Ноздрина Максима Юрьевича поступило в Таганрогский городской суд Ростовской области 31 марта 2021 г. Как следует из административного иска, о наличии оспариваемых действий, бездействий административному истцу было известно еще в 2018 году. Иными способами защиты своих прав и интересов административный истец ранее не обращался в суд. Каких-либо уважительных причин, препятствовавших своевременно обратиться в сроки, предусмотренные ч. 1 ст. 219 КАС РФ, административный истец в своем исковом заявлении не приводит.

При этом согласно части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соблюдения срока обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд.

Учитывая установленное и руководствуясь вышеприведенными нормами закона, судья приходит к выводу о пропуске Ноздриным М.Ю. срока на обращение в суд и отсутствии уважительных причин его пропуска, что является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении требований (ч. 8 ст. 219 КАС РФ).

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь главой 22, ст. 175-180 КАС РФ, ст. 227.1 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Ноздрина Максима Юрьевича к ФСИН России, УФСИН России по Республике Башкортостан, ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Башкортостан, об оспаривании бездействий, о присуждении компенсации оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Таганрогский городской суд Ростовской области.

Решение в окончательной форме изготовлено 11.06.2021 года.

Председательствующий Семеняченко А.В.

2а-2283/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Ноздрин Максим Юрьевич
Ответчики
ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Башкортостан
УФСИН России по Республике Башкортостан
Российская Федерация в лице ФСИН России
Суд
Таганрогский городской суд Ростовской области
Судья
Семеняченко Андрей Владимирович
Дело на сайте суда
taganrogsky.ros.sudrf.ru
31.03.2021Регистрация административного искового заявления
01.04.2021Передача материалов судье
02.04.2021Решение вопроса о принятии к производству
02.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.04.2021Судебное заседание
18.05.2021Судебное заседание
31.05.2021Судебное заседание
11.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.07.2021Дело оформлено
26.07.2021Дело передано в архив
26.07.2021Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
26.07.2021Изучение поступившего ходатайства/заявления
04.08.2021Рассмотрение ходатайства/заявления/вопроса без назначения с.з. и без вызова лиц, участвующих в деле
31.05.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее