дело № 2а-1687/20
УИД 18RS0002-01-2020-001070-83
публиковать
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 июля 2020 года г. Ижевск
Первомайский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Владимировой А.А.,
при секретаре Андреевой М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Кельмачева В.А., действующей в интересах несовершеннолетней Кельмачевой С.В. к Администрации Первомайского района г.Ижевска о признании заключения незаконным, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
В суд обратился Кельмачев В.А. в интересах несовершеннолетней Кельмачевой С.В. с исковым заявлением к Администрации Первомайского района г.Ижевска о признании заключения незаконным, возложении обязанности. Обоснование требований указано, что <дата>. распоряжением Администрации Первомайского района г. Ижевска №, на основании заключения межведомственной комиссии № от <дата>., многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим реконструкции.
Административный истец является собственником жилого помещения квартиры по адресу: <адрес>.
Вышеуказанное заключение межведомственной комиссии по мнению истца принято формально, межведомственной комиссией проведен только визуальный осмотр дома, внутрь помещений члены комиссии не проходили ввиду опасения.
Истец считает, что заключение межведомственной комиссии № от <дата>. вынесено без принятия во внимание выводов эксперта АО «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ» № от <дата>., согласно которым обследуемый жилой дом по адресу: <адрес>, является непригодным для проживания, согласно требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, а именно согласно постановления Правительства РФ от 28.01.2006г. №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом». На основе прогнозов и расчетов дальнейшая эксплуатация дома по указанному выше адресу невозможна. По состоянию на <дата>. физический износ строительных конструкций здания составляет 66%. Выводы эксперта заключаются в том, что недопустимое состояние объекта характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при котором существует опасность для пребывания людей и сохранности оборудования. При данной степени износа объекта стоимости капитального ремонта в восстановительной стоимости конструкций составляет 90-100%, что экономически нецелесообразно. При этом экспертом дополнительно выявлены вредные факторы среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья проживающих в указанном доме граждан вследствие ухудшения технического состояния дома в связи с физическим износом (стены и перекрытия имеют следы гниения, трухлявости, черной плесени; кровля, крыша- поражены гнилью, имеют зеленый налет; перекрытия междуэтажное, чердачное-следы черной и зеленой плесени, следы гниения; окна поражены гнилью, присутствует черная плесень; двери- наблюдается трухлявость, начался процесс гниения; внутренняя отделка- под линолеумом гнилые деревянные стены), изменения параметров среды и параметров микроклимата многоквартирного дома, не позволяют обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований.
С учетом изложенного, основываясь выводами эксперта, реконструкция многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, нецелесообразна, поскольку решающим является финансовый вопрос: необходимые мероприятия по восстановлению и усилению поврежденных конструкций для приведения их в работоспособное состояние требуют значительных затрат и включают в себя сложные и трудоемкие работы. Таким образом, указанный многоквартирный дом подлежит сносу и расселению.
Комиссией, располагавшей указанным заключением эксперта на момент проведения обследования многоквартирного дома, указанные выводы эксперта, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья проживающих в доме граждан, опровергнуты не были.
Просят признать незаконным заключение межведомственной комиссии № от <дата>. об оценке соответствия помещения (многоквратирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения не пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, распоряжение Администрации Первомайского района г. Ижевска от <дата>. №.
Обязать Администрацию Первомайского района г. Ижевска в течение месяца после вступления решения суда в законную силу рассмотреть вопрос о соответствии многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения не пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. №47. Взыскать с Администрации Первомайского района г. Ижевска расходы по уплате госпошлины в размере 300 рублей.
В судебном заседании истец Кельмачев В.А., действующий в интересах Кельмачевой С.В. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, пояснил, что разрушение дома идет от того, что администрация не ремонтирует дороги. Дети, находясь в доме испытывают вибрацию, транспорт проезжая по дороге, там на дороге насыпаны камни, все это валится на первый этаж дома. Сотрудники администрации им говорят живите в доме, но их семья не может там жить, одна семья уже уехала, еще идет подмыв дома. Дом разрушается.
Представитель административного истца Шиляева Е.В., действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала в полном объеме, физический износ здания 66 %, идет сверхнормативный износ несущих конструкций, как указал эксперт, стоимость ремонта составляет от 90 до 100 процентов, что экономически нецелесообразно. Исковые требования обоснованы, находится в данном здании рискованно.
Представитель административного ответчика Администрации Первомайского района г. Ижевска, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом. Ранее представили в суд письменные возражения на административное исковое заявление, в котором указали, что с исковыми требованиями не согласны. 05.11.2019г. в Администрацию Первомайского района г. Ижевска поступило заявление Кельмачевой В.Н., действующей в интересах несовершеннолетней дочери Кельмачевой С.В., являющейся собственником квартиры по адресу: <адрес> признании аварийным дома по адресу: <адрес>. Заявителем было представлено строительно-технические заключение № от <дата>. по результатам обследования объекта- жилого <адрес> (Литер А) общей площадью 71,2 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, проведенного АО «Ростехинвентаризация-федеральное БТИ» в соответствии с которым эксперты пришли к выводу о том, что общий физический износ обследуемого объекта составляет 66% и в целом дом находится в ветхом (предаварийном) состоянии.
Рассмотрев представленные документы, обследовав дом с выездом на место, Межведомственная комиссии Администрации Первомайского района г. Ижевска приняла решение о признании дома по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим реконструкции (заключение межведомственной комиссии № от <дата>). На основании заключения межведомственной комиссии, <дата>. и.о. Главы Администрации Первомайского района г. Ижевска издано распоряжение «Об утверждении заключения межведомственной комиссии» № в соответствии с которым заключение межведомственной комиссии № от <дата>. о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции утверждено. Многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим реконструкции.
Помимо строительно-технического заключения, межведомственной комиссией также были исследованы и иные документы, в том числе выписка из ЕГРП, согласно которой собственником квартиры по адресу: <адрес> является В.К.Р., право собственности которой зарегистрировано в ЕГРН 11.11.2011г. Собственниками квартиры по адресу: <адрес> являются Ш.Л.Н.(1/3 доли), право собственности зарегистрировано в ЕГРН <дата>., Кельмачева С.В. (2/3 доли), право зарегистрировано <дата>.
Как следует из строительно-технического заключения, общий процент физического износа жилого дома по состоянию на <дата> составлял 54%, то есть на момент приобретения права собственности вышеуказанными лицами дом фактически уже находился в ненадлежащем техническом состоянии, но данный факт не явился препятствием для оформления права собственности. Тем самым собственники приняли на себя обязательство по содержанию принадлежащего им имущества.
В соответствии со ст.ст.209,210 ГПК РФ, ст.30 ЖК РФ, на собственниках жилого помещения лежит бремя содержания принадлежащего им имущества. Приобретая право собственности на квартиры в доме по адресу: <адрес>, собственники, видя ненадлежащее техническое состояние дома, должны были предпринять меры по его ремонту и дальнейшему содержанию в соответствии с санитарными и противопожарными нормами, что фактически ими не было сделано и привело к дальнейшему разрушению принадлежащего им имущества.
Кроме того, согласно ответу МУП г. Ижевска «Управление по эксплуатации, содержанию и сервису городских фондов» (МУП г. Ижевска «Горсервис») от <дата>. №, от жителей <адрес> г. Ижевска в период времени с <дата> года ни одной заявки в аварийно-диспетчерскую службу МУП г. Ижевска «Горсервис» не поступало, что также свидетельствует о том, что собственниками дома не принималось никаких мер по надлежащему содержанию принадлежащего им имущества.
Таким образом, учитывая тот факт, что бремя содержания имущества лежит на собственниках помещений, Межведомственной комиссией Администрации Первомайского района г. Ижевска было принято решение о признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим реконструкции. С учетом изложенного, Администрация Первомайского района г.Ижевска считает, что решение Межведомственной комиссии принято в соответствии с требованиями действующего законодательства и просит в удовлетворении требований административного истца отказать. Просили рассмотреть административное исковое заявление в их отсутствие.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя заинтересованного лица-Администрации муниципального образования «г. Ижевск», уведомленного о дне и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Суд, выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
На основании п.8 ст.226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с пп.1 ч.2 ст.227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Несовершеннолетняя Кельмачева С.В., <данные скрыты>, является собственником 2/3 долей в праве собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>, собственником 1/3 доли в праве собственности является Ш.Л.Н., что подтверждается выпиской из ЕГРН от <дата>., свидетельствами о регистрации права от <дата>. №, договором дарения от <дата>. № между Кельмачевой Р.В. (даритель) и Кельмачевым В.А., Кельмачевой В.Н., действующей в интересах несовершеннолетней Сельмачевой С.В. (одаряемая) согласно которого в дар передана 1/3 доли в праве собственности на квартиру по адресу: <адрес>.
Родителями несовершеннолетней Кельмачевой С.В. являются: Кельмачев В.А., Кельмачева В.Н., что подтверждается свидетельством о рождении I№ от <дата>.
<дата>. Кельмачевой В.Н., действующей в интересах несовершеннолетней Кельмачевой С.В., подано в МФЦ УР заявление на имя Администрации района и межведомственную комиссию при Администрации Первомайского района об оказании муниципальной помощи в признании дома аварийным, непригодным для проживания, что подтверждается копией заявления с штампом приемной МФЦ. На рассмотрение комиссии представлены документы, предусмотренные п.2.6. Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Признание помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».
Жилое помещение по адресу: <адрес> передано Кельмачевой Р.В., Кельмачевой И.Н., Кельмачевой С.В. в собственность по договору № от <дата>. передачи жилого помещения в собственность, заключенный с Администрацией Первомайского района г. Ижевска, что подтверждается копией договора, заявлением от <дата>.
В жилом помещении зарегистрированы Кельмачева Р.В., Кельмачев В.А., Кельмачева Л.Н., Кельмачева И.Н., Кельмачева С.В., что подтверждается копией поквартирной карточки.
Кельмачева Л.Н. отказалась от участия в приватизации жилого помещения, что подтверждается ее заявлением от <дата>.
Согласно справке ГУП «Удмурттехинвентаризация» от <дата>., кадастровому паспорту, квартира по адресу: <адрес>, состоит из 2 комнат, общая площадь 35,8 кв.м., жилая площадь 23,2 кв.м., расположена на 2 этаже.
Кельмачева В.Н. обратилась в Межведомственную комиссию Администрации Первомайского района г. Ижевска <дата>. с заявлением о признании многоквартирного дома по адресу: <адрес>, подлежащим сносу и расселению.
<дата>., межведомственная комиссия Администрации Первомайского района г. Ижевска, назначенная распоряжением Администрации Первомайского района г. Ижевска от <дата>. №, в составе: председателя Кабанова С.Е.-зам главы Администрации по благоустройству и ЖКХ; зам председателя-Тебеньковой Е.Н.-начальника ОБ и ЖКХ; секретаря Галеевой Э.Н.- начальника сектора ЖКХ, ОБ и ЖКХ, членов комиссии: представителя БУ УР «ЦКО БТИ»- Андреевой О.В., представителя Управления ЖКХ Администрации г. Ижевска-Павлова С.С.; представителя ГУАИГ –Натоли Н.Ю.; представителя Госжилинспекции УП-Петровой И.Л.; представителя ГУ МЧС России по УР- Кузьмина Ю.В., составила заключение об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Исследовав документы, а также обследовав данный дом с выездом на место, комиссия установила следующее: незначительная деформация фундамента, нижние и верхние венцы повреждены гнилью и грибком, наблюдается выпучивание бревен, со стороны двора окна заделаны бревнами и запенены пеной, крыша дома укрыта асбестоцементными листами, скаты фронтона поражены гнилью, имеют сколы.
Учитывая факт обследования и вывод технического заключения, выполненного ОА «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» № от <дата>. о ветхом (предаварийном) состоянии, общий физический износ дома составил 66%, комиссия приняла решение о признании многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим реконструкции.
Согласно строительно-технического заключения, выполненного ОА «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» № от <дата>. установлено, что на момент обследования- многоквартирный жилой дом не эксплуатируется. При обследовании выявлено: фундамент здания – кирпичный ленточный, выступающая над землей цокольная часть фундамента здания в виде забирки из новой кирпичной кладки вокруг здания в два кирпича, которая выложена для предотвращения продуваемости нижней части здания, часть кладки деформирована, часть обрушена. Со стороны дворового фасада жилого дома наружные бревна стен заколочены необрезными досками для предотвращения от обрушения, в нижней части дома нижние венцы брусьев имеют следы гниения и трухлявости. При осмотре стен жилого дома с наружной стороны, зафиксированы места с выпиранием бревен. В местах горизонтального сопряжения бревен наружных стен имеются зазоры шириной раскрытия до 3 см. Повсеместно имеются щели на всю глубину сечения бруса, на момент осмотра эти щели запенены.
Зафиксировано искривление горизонтальных линий стен, что свидетельствует об осадке фундамента. Отмостка вокруг жилого дома отсутствует. Гидроизоляция между цокольной кладкой и деревянными элементами стен жилого дома не зафиксирована. Физический износ -65%, техническое состояние- плохое (ветхое).
С наружной стороны здания выявлено нарушение конопатки стен: пакля выветрилась, имеются образования пустот в швах между бревнами, повсеместно пустоты между брусьями заделаны монтажной пеной. Сами бревна рассохлись. С Северной стороны здания почти каждое бревно растрескалось до середины сечения. Во избежание продуваемости и промерзания стен, трещины заделаны монтажной пеной. С внутренней стороны здания конопатка частично присутствует. Сами бревна при вскрытии отделочного слоя имеют следы гниения и трухлявости. С внутренней стороны наружные стены в квартирах имеют общие дефекты. присутствует продуваемость наружных стен вследствие рассыхания деревянных элементов стен и отклонения от проектного положения. В квартире на первом этаже стены с внутренней стороны частично обшиты гипсокартоном. В местах отсутствия ГКЛ наблюдается трухлявость бревен и присутствие щелей между бревнами. В квартире на втором этаже на внутренней поверхности наружных стен, присутствуют следы подтеков, намокания, черной плесени. Вследствие осадки фундамента, стены отклонились от проектного положения. на конструктивных элементах во всех квартирах присутствуют трещины, вследствие чего обойный слой, где он присутствует, покоробился и (или) нарушен. Физический износ 75%, техническое состояние-плохое (ветхое).
Крыша-двухскатная, с чердаком, выполненная по деревянным стропилам из брусьев. Кровельным материалом служат волнистые асбестоцементные листы (шифер), который повсеместно покрыт зеленым налетом. В коньке кровли наблюдаются сквозные отверстия и щели, ослабление креплений листов к обрешетке, в связи с чем, атмосферные осадки в виде дождя и снега попадают внутрь чердачного пространства. Деревянные элементы стропильной системы на момент осмотра не обработаны. Повсюду следы подтеков. Доски подшива фронтонной части имеют следы намокания и на момент осмотра отклонились от проектного положения. Доски ската фронтона повсеместно поражены гнилью, имеют сколы и покрыты зеленым налетом. Организованный водоотвод с кровли не зафиксирован. Физический износ 60%, техническое состояние не удовлетворительное.
Перекрытия междуэтажные, чердачные в доме деревянные. Полы дощатые. В качестве покрытия в жилых помещениях частично применен линолеум. При обследовании конструкции пола в жилых помещениях выявлены дефекты: значительные уклоны полов и прогибы досок. При ходьбе наблюдается зыбкость и скрип. Ходовые доски перекрытий в некоторых местах имеют следы гниения. на момент осмотра эти места закрашены.
Перекрытие между 1 и 2 этажами обследуемого жилого дома представляет собой деревянную конструкцию, выполненную из досок. Перекрытия со стороны жилого помещения на первом этаже оштукатурены и окрашены, частично оклеены обоями. Под обойным слоем присутствуют следы подтеков, черной и зеленой плесени. Из-за присутствия на потолке обшивки, детально обследовать доски перекрытия на первом этаже не представилось возможным. На потолках внутри помещений второго этажа зафиксированы следы протечек, смещение потолочных плиток, образование между ними больших зазоров. В одном из помещений на втором этаже переводная балка чердачного перекрытия имеет повсеместные следы гниения, бурые пятна проступают сквозь окрасочный слой. Чердачное перекрытие на момент осмотра находится в аварийном состоянии, потолочные плитки отвалились, в связи с деформацией перекрытия. Плитки скреплены между собой скобами для предотвращения обрушения потолка в уровне второго этажа. Междуэтажное перекрытие: физический износ -60%, состояние не удовлетворительное; чердачное перекрытие: физический износ 70%, состояние –плохое (аварийное).
Оконные блоки деревянные двойные распашные, частично пластиковые. При обследовании выявлены общие дефекты. Оконные переплеты рассохлись, покоробились и расшатаны, многослойный окрасочный слой растрескался и отваливается. Места сопряжения оконных блоков со стенами имеются значительные щели в оконных рамах, повреждение подоконных досок. В связи с этим происходит продувание и проникновение атмосферных осадков внутрь помещения. Оконные переплеты и подоконные доски поражены гнилью, присутствует черная плесенью. Щели между подоконными досками и наружными стенами запенены для предотвращения продуваемости.
Со стороны дворового фасада 80% окон в уровне первого и второго этажа утрачены, заделаны бревнами, соединенными монтажной пеной. Физический износ 70%, состояние- плохое (ветхое).
Наружные входные двери в сени- деревянные сколоченные из досок. Двери в квартиры деревянные, с наружной стороны обшитые утепляющим подручным материалом. Входная дверь в уровне первого этажа имеет неплотный притвор по периметру коробки, наблюдается потемнение и стертость окрасочного слоя, на торцевых элементах дверных полотен наблюдается трухлявость, начался процесс гниения. Физический износ 60%, состояние не удовлетворительное.
Полы выполнены из дощатого настила по деревянным балкам, окрашены. Выявлен значительный уклон пола, прогибы досок и их разрушение, между досками имеются щели. Наблюдается стирание окрасочного слоя в ходовых местах. В местах сопряжения досок имеются значительные щели. Большая часть полов зашита листами ДВП. Физический износ-60%, состояние не удовлетворительное.
Внутренняя отдела в квартирах простая, стены частично обшиты листами ДВП с последующей оклейкой бумажными обоями и покраска оконных и дверных проемов. Потолки оклеены плитками из поливинилхлорида, либо обшиты листами ДВП. В части помещений в квартире на первом этаже стены обшиты листами ГКЛ. В уровне второго этажа стены частично обшиты кусками линолеума, под которым гнилые деревянные стены. Стены в жилом помещении на первом этаже обшиты листами ГКЛ и оклеены обоями. На уровне второго этажа зафиксированы места увлажнения обойного слоя, наличие подтеков. Окрасочный слой на оконных рамах с внутренней стороны жилых помещений растрескался, отошел от основания. Присутствуют следы черной плесени. Потолок второго этажа находится в аварийном состоянии. Физический износ-60%, техническое состояние не удовлетворительное.
Наличие подключения к инженерным сетям водоснабжения. Отопление печное, имеется система электроснабжения. Электропроводка открытая, в части квартир уложенная по стенам при помощи скруток, часть находится в подвешенном состоянии с провисанием, местами наблюдается отсутствие креплений проводов к стенам и потолку. Электрооборудование (розетки, выключатели, патроны) имеют наружное крепление на стенах и потолке. Имеется общий электрический шкаф, расположенный на фасаде здания, электроснабжение круглогодичное. Состояние электрических приборов и проводов создает угрозу жизни и здоровью проживающих в обследуемом жилом доме граждан. Физический износ 50%, состояние не удовлетворительное
Отопление печное, печи в помещениях кирпичные, на первом этаже оштукатуренная, на втором нет. Выявлены общие дефекты: разрушение кирпичной кладки. Внутренняя жаропрочная поверхность печей частично или полностью разрушена. Печи находятся в плохом (ветхом) состоянии. Физический износ 60%, состояние не удовлетворительное.
Холодный пристрой (сени, Литера I), пристроен со стороны бокового фасада, имеет прямоугольную конфигурацию в плане в уровне первого и второго этажей. В нем расположены подсобные помещения. Холодный пристрой- каркасно-обшивочный на деревянных стойках, неокрашенный. Крыша скатная, стропильная система из досок. Кровельное покрытие-металлические листы, по разреженной обрешетке. Перекрытие над холодным пристроем не утеплено, подвержено постоянному намоканию. Деревянные элементы подвержены гниению, местами сломаны и утрачены. Лестница деревянная одномаршевая, ступени из досок. Со стороны заднего фасада здания пристроено открытое крыльцо с навесом, посредством которого осуществляется доступ на первый этаж строения. Стойки выполнены из деревянных элементов, окрашенные. Боковые просветы на момент осмотра закрыты листами шифера. Крыша навеса скатная. В качестве кровельного материала применен шифер. Листы шифера имеют зеленый налет. Дощатые стены и потолок холодных пристроев подвержены намоканию. Полы деревянные дощатые. Зафиксирована просадка и прогибы досок, при ходьбе наблюдается зыбкость, имеются сквозные щели между досками настила, местами сколы. Физический износ 70%, техническое состояние плохое.
Санитарно-эпидемиологическое состояние более 50% исследуемых помещений неудовлетворительное.
Согласно шкале физического износа и технического состояния несущих и ограждающих конструкций и элементов обследуемого строения общий физический износ Объекта- многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> (Литер А), общей площадью 71,2 кв.м., в настоящее время составляет 66%, при котором конструкции и их части вследствие естественного износа и внешних воздействий имеют сверхнормативные деформации и повреждения, потеряли расчетную прочность, несущую способность и представляют опасность для проживающих.
В настоящее время обследуемый объект- многоквартирный жилой <адрес> (Литер А) общей площадью 71, 2 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, в целом находится в ветхом (предаварийном) состоянии. Недопустимое состояние объекта характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при котором существует опасность для пребывания людей и сохранности оборудования. при данной степени износа объекта стоимость капитального ремонта в восстановительной стоимости конструкции составляет 90-100%, что экономически нецелесообразно.
Указанные обстоятельства установлены в судебном заседании, подтверждаются представленными доказательствами и сторонами по делу не оспариваются.
Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания ( ч.4 ст.16 ЖК РФ).
В соответствии с п.7 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом", оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля), на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также в случае необходимости - представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.
Как установлено в судебном заседании, Межведомственная комиссия Администрации Первомайского г. Ижевска создана в установленном законом порядке, обследование спорного помещения проведено надлежащим органом, в установленном законом порядке.
В силу п. 33 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом", основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие:
ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;
изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.
В соответствии с п. 34 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом", основанием для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является аварийное техническое состояние его несущих строительных конструкций (конструкции) или многоквартирного дома в целом, характеризующееся их повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения многоквартирного дома, и (или) кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости многоквартирного дома.
В случае если многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, жилые помещения, расположенные в таком многоквартирном доме, являются непригодными для проживания.
Согласно п.43 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.
Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов, а также иных документов, предусмотренных пунктом 42 настоящего Положения; определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение юридического лица, являющегося членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания и имеющих право на осуществление работ по обследованию состояния грунтов оснований зданий и сооружений, их строительных конструкций (далее специализированная организация), по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; определение состава привлекаемых экспертов, в установленном порядке аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения; работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; составление комиссией заключения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения, по форме согласно приложению N 1 (далее - заключение); составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование; принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии; передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).
Согласно п.45 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом" для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения следующие документы:
а) заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
б) копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
в) в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением - проект реконструкции нежилого помещения;
г) заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
д) заключение специализированной организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае, если в соответствии с абзацем третьим пункта 44 настоящего Положения предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;
е) заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания - по усмотрению заявителя.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;
о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;
о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;
о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п.47 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом".
Согласно п.49 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом", в случае обследования помещения комиссия составляет в 3 экземплярах акт обследования помещения по форме согласно приложению N 2. На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Распоряжением Администрации Первомайского района г.Ижевска № от <дата>., утверждено заключение межведомственной комиссии от <дата>. № о признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим реконструкции. Признан многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим реконструкции.
Суд считает, что процедура оценки многоквартирного дома и оспариваемое заключение межведомственной комиссии не соответствуют приведенным выше требованиям Положения, поскольку при проведении комиссионного обследования многоквартирного дома какое-либо оборудование или специализированные замеры комиссией не проводились, осмотр проводился визуально. Акт обследования жилого помещения не составлялся.
Кроме того, заключение составлено на основании строительно-технического заключения № от <дата>., составленного АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ», в соответствии с которым, дом по адресу: <адрес>, находится в ветхом состоянии, несет опасность для пребывания людей и сохранности оборудования, износ составляет 66%, конструкции и их части имеют сверхнормативные деформации и повреждения, потеряли расчетную прочность, несущую способность и представляют опасность для проживающих. Стоимость капитального ремонта в восстановительной стоимости конструкции составляет 90-100%, что экономически нецелесообразно. На основании изложенного, дом не пригоден для проживания.
При этом, экспертом дополнительно выявлены вредные факторы среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасности жизни и здоровья проживающих в доме граждан в виде нарушения санитарно-эпидемиологических требований (стены, потолки, полы и другие деревянные элементы конструкции дома повреждены гнилью и плесенью).
Кроме того, по выводам эксперта фундамент, стены и перегородки, чердачное перекрытие, окна, холодные пристрои дома имеют износ 65-75%, между тем в соответствии с п.2.2. Положения по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденного Приказом Министра жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 5 ноября 1985 г. N 529 к непригодным для постоянного проживания жилым домам относятся - деревянные дома и дома со стенами из местных материалов, а также мансарды с физическим износом свыше 65%.
Комиссией, располагавшей указанным заключением эксперта на момент проведения обследования многоквартирного дома, выводы эксперта, согласно которым не позволяется обеспечить безопасность жизни и здоровья проживающих в доме граждан, а также экономическую нецелесообразность капитального ремонта, опровергнуты не были.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о нарушении процедуры проведения оценки соответствия многоквартирного дома установленным в Положении требованиям, не обосновано заключение комиссии в части реконструкции дома.
В судебном заседании ходатайств о назначении судебной экспертизы по определению физического износа строения и пригодности к эксплуатации не заявлялось.
Из представленного строительно-технического заключения видно, что экономически реконструкция нецелесообразна, поскольку стоимость капитального ремонта в восстановительной стоимости конструкции составляет 90-100%, допустимость механической безопасности реконструкции дома не определена.
Таким образом, с учетом строительно-технического заключения, заключение Межведомственной комиссии Администрации Первомайского района г. Ижевска о возможности проведения реконструкции многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, сделано необоснованно, поскольку не подтверждается техническим заключением о целесообразности и стоимости таких работ, ни каким-либо иным документом.
При таких обстоятельствах, административное исковое заявление в части признания незаконным заключения межведомственной комиссии от <дата>. о признании многоквартирного дома по адресу: <адрес> аварийным и подлежащим реконструкции, а также производные от него требования об обязании рассмотреть вопрос о соответствии дома Положению, подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст.103, ч.1 ст.111 КАС РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Кельмачева В.А., действующей в интересах несовершеннолетней Кельмачевой С.В. к Администрации Первомайского района г.Ижевска о признании заключения незаконным, возложении обязанности - удовлетворить.
Заключение Межведомственной комиссии № от <дата>. о признании многоквартирного дома по адресу: <адрес> аварийным и подлежащим реконструкции, признать незаконным.
Обязать Администрацию Первомайского района г. Ижевска повторно рассмотреть вопрос о соответствии многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, требованиям, установленным Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом".
Взыскать с Администрации Первомайского района г. Ижевска в пользу Кельмачева В.А. расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Сообщить суду и административному истцу Кельмачеву С.В. об исполнении настоящего судебного решения в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме, через Первомайский районный суд г. Ижевска, УР.
Решение в окончательной форме изготовлено <дата>.
Судья: А.А. Владимирова