Решение по делу № 33-6969/2021 от 07.10.2021

городской суд г.Дагестанские Огни Республики Дагестан

Судья Абдуллаев Р.Ф.

Дело № 2-335/2021

УИД- 05RS0016-01-2021-002406-39

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 17 ноября 2021 года по делу № 33-6969/2021, г. Махачкала

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи Хавчаева Х.А.,

судей Османова Т.С. и Гимбатова А.Р.,

при секретаре судебного заседания Исмаиловой А.К.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Дагестанские Огни Казиахмедова С.Ш. к администрации городского округа «город Дагестанские Огни» и муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №4» «СОШ №4» г.Дагестанские Огни о признании незаконным бездействие администрации МБОУ «СОШ №4» г.Дагестанские Огни, выразившееся в непринятии мер по несоблюдению требований санитарно-эпидемиологического законодательства при функционировании школьных туалетов, обязать МБОУ «СОШ №4» г.Дагестанские Огни устранить выявленные нарушения санитарно- эпидемиологического законодательства и обязать администрацию городского округа «город Дагестанские Огни» профинансировать проведение указанных мероприятий по устранению выявленных нарушений санитарно - эпидемиологического законодательства,

по апелляционной жалобе главы городского округа «город Дагестанские Огни» Алирзаева Д. на решение городского суда г.Дагестанские Огни Республики Дагестан от 16 августа 2021 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан Османова Т.С., выслушав объяснения прокурора отдела прокуратуры Республики Дагестан Степанцовой Н.А., просившей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

установила:

Прокурор г. Дагестанские Огни Казиахмедов С.Ш. обратился в суд с исковым заявлением к администрации городского округа «город Дагестанские Огни» и муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №4» о признании незаконным бездействие администрации МБОУ «СОШ №4» г.Дагестанские Огни, выразившееся в непринятии мер по несоблюдению требований санитарно-эпидемиологического законодательства при функционировании школьных туалетов, обязать МБОУ «СОШ №4» г.Дагестанские Огни устранить выявленные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства и обязать администрацию городского округа «город Дагестанские Огни» профинансировать проведение указанных мероприятий по устранению выявленных нарушений санитарно - эпидемиологического законодательства.

Исковые требования прокурора гор. Дагестанские Огни Казиахмедова С.Ш. мотивированы тем, что в прокуратуру города в январе 2021 году поступила информация из ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г.Дербенте о не соблюдении требований санитарно-эпидемиологического законодательства при функционировании школьных туалетов в общеобразовательных школах городского округа «город Дагестанские Огни».

Проверка показала, что в МБОУ «СОШ №4» городского округа «город Дагестанские Огни» в нарушение требований п. 8.5 СанПиН 2.4.2.2821-10, изменения №3 в СанПиН 2.4.2 2821-10, утвержденного Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации №81 от 24.11.2015, п.п.8., 8.2.,8.5,4.26,4.28.,4.29 СанПиН 2.4.2.2821-10., п.п. 2.4.11, 3.4.10, 3.4.13 СанПиН 2.4.3648-20, Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организациям обучения в общеобразовательных учреждениях, ст.28 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» туалетных помещениях МБОУ «СОШ №4» созданы условия для соблюдения личной гигиены обучающимися, туалеты типа «Шамбо» - выгребная яма. Санузлы не оборудовано системой горячего и холодного водоснабжения, отсутствует канализация, отсутствуют педальные ведра для сбора мусора, отсутствуют держатели для туалетной бумаги, не оборудованы умывальниками для мытья рук, дезинфицирующие средства и средства гигиены, стены и пол покрыты материалами, которые не подвергаются мытью моющими средствами, дезобработкой.

Также помещения туалетов не утеплены, двери не герметичны, в туалетах отсутствует кабина личной гигиены, искусственные освещения, естественное освещение и вентиляция осуществляется через дверные и оконные проемы. Санитарно-гигиеническое состояние туалетов не удовлетворительное. Во всех туалетах много мух и едкий запах фекалий.

Выявленные нарушения СанПиН 2.4.364820 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» представляют угрозу для жизни и здоровья несовершеннолетних, обучающихся средних образовательных школах города.

В силу ст.9 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» при осуществлении деятельности в области образования ребенка в семье или в организации, осуществляющей образовательную деятельность, не могут ущемляться права ребенка.

Части 1 и 3 ст.41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» регламентируют, что охрана здоровья обучающихся включает в себя: обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.

Организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляются этими организациями.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе, обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Допущенные нарушения закона стали возможными вследствие ненадлежащего исполнения своих обязанностей со стороны ответственных должностных лиц и руководства МБОУ «СОШ №4», а также игнорировании требований законодательства, регламентирующего вопросы в сфере образования, а также санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Ранее, по фактам нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в адрес директора МБОУ «СОШ №4» внесено представление об устранении нарушений закона. Однако акт прокурорского реагирования надлежаще не рассмотрен, выявленные нарушения не устранены.

Из ответа директора МБОУ «СОШ №4» на представление следует, что нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства по настоящее время имеют место, имеющиеся нарушения требований действующего законодательства не устранены ввиду отсутствия достаточных финансовых средств.

В ходе судебного разбирательства прокурор обратился в суд с заявлением об уточнении исковых требований, в котором просит суд признать незаконным бездействие администрации МБОУ «СОШ №4», выразившееся в непринятии мер по несоблюдению требований санитарно - эпидемиологического законодательства СП 2.4. 3648- 20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» при функционировании школьных туалетов; обязать администрацию МБОУ «СОШ №4» устранить выявленные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства: Санузлы оборудовать системой горячего и холодного водоснабжения, подвести канализацию, установить педальные ведра для сбора мусора, держатели для туалетной бумаги, умывальники для мытья рук, обеспечить дезинфицирующие средства и средства гигиены, стены и пол покрыть материалами, которые подвергаются мытью моющими средствами, дезобработкой; утеплить помещения туалетов, установить герметичные двери, в туалетах установить кабину личной гигиены, искусственные освещения и вентиляция; обязать администрацию городского округа «город Дагестанские Огни» профинансировать проведение указанных мероприятий по устранению выявленных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.

Решением городского суда г.Дагестанские Огни Республики Дагестан от 16 августа 2021 года постановлено:

«Уточненные исковые требования прокурора гор. Дагестанские Огни Казиахмедова С.Ш. удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации МБОУ «СОШ №4» городского округа «город Дагестанские Огни», выразившееся в непринятии мер по несоблюдению требований санитарно-эпидемиологического законодательства СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» при функционировании школьных туалетов.

Обязать администрацию Муниципального бюджетного образовательного учреждения СОШ №4 городского округа «город Дагестанские Огни» устранить выявленные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства: в санузлы провести канализацию, установить вентиляцию и утеплить помещения туалетов.

Обязать администрацию городского округа «город Дагестанские Огни» профинансировать проведение указанных мероприятий по устранению выявленных нарушений санитарно- эпидемиологического законодательства».

Не согласившись с данным решением суда, представителем ответчика подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об изменении решения суда первой инстанции.

В обоснование доводов автор жалобы указывает, что, удовлетворяя исковые требования истца, суд не принял во внимание и те обстоятельства, что для устранения нарушений необходимы значительные финансовые средства.

Согласно ч.2 ст. 18 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.

Так как в бюджете администрации городского округа «город Дагестанские Огни» не заложены денежные средства на данные цели, исполнить решение суда не представляется возможным.

Суд, вынося решение, не принял во внимание данные обстоятельства, имеющие значение для дела и обязал администрацию изыскать финансовые средства на выполнение мероприятий, требующих финансовых затрат, не дав дополнительный срок на устранения, не оценив финансовую сторону по данному вопросу для устранения нарушения, и, что ответчики являются всего лишь исполнителями бюджета города, который свою очередь принимается представительным органом местного самоуправления - Собрание депутатов городского округа «город Дагестанские Огни».

Возражений относительно апелляционной жалобы не имеется.

Администрация городского округа «город Дагестанские Огни» и муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4» «СОШ №4» г.Дагестанские Огни, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, о причинах неявки не сообщили, с ходатайством об отложении судебного заседания не обращались.

В соответствии с ч. 4 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.

С учетом того, что судом апелляционной инстанции были предприняты предусмотренные законом меры для надлежащего и своевременного извещения лиц, участвующих в деле, принимая во внимание вышеизложенные положения действующего законодательства, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело при имеющейся явке.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями законодательства.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие нарушения судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела не допущены.

В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно поступившей информации из ТО Управления Роспотребнадзора по Республике Дагестан в г. Дербенте, прокуратурой г. Дагестанские Огни проведена проверка соблюдения требований санитарно - эпидемиологического законодательства при функционировании школьных туалетов в общеобразовательных школах городского округа «город Дагестанские Огни».

Согласно проведенной проверки выявлены нарушения норм закона в МБОУ «СОШ № 4» городского округа «город Дагестанские Огни».

Судом первой инстанции установлено, что при проведении проверки выявлены не соблюдение требований санитарно-эпидемиологического законодательства в МБОУ «СОШ № 4» городского округа «город Дагестанские Огни», а именно: в санузлы не проведена канализация, не установлена вентиляция и не утеплены помещения туалетов.

В силу ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности.

Из п. 2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ следует, что общеобразовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования.

К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами (п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ).

Согласно ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

На основании п. 1 ст. 124 ГК РФ муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений.

От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 2 ст. 125 ГК РФ).

Статьей 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения отнесены вопросы владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района; организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

В соответствии с ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

В силу ч. 3 ст. 39 вышеназванного Федерального закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Постановлением главного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года №28 утверждены новые санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей им молодежи».

Согласно ст. 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ в целях предупреждения возникновения массовых неинфекционных заболеваний должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия подлежат включению в разрабатываемые федеральные целевые программы охраны и укрепления здоровья населения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

МБОУ «СОШ №4» городского суда «город Дагестанские Огни» - бюджетное учреждение, учредителем которого является администрация городского округа «город Дагестанские Огни». Финансовое обеспечение муниципального образовательного учреждения осуществляет его учредитель, он же является собственником имущества данного образовательного учреждения.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В силу ст.ст. 139, 140 Бюджетного кодекса РФ, органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Отсутствие в бюджете администрации городского округа «город Дагестанские Огни» денежных средств не освобождает ответчика от решения вопросов местного значения, отнесенных к его компетенции, поскольку действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности.

Как видно из материалов дела и установлено судом, Роспотребнадзором по Республике Дагестан в г.Дербенте проведена проверка по выполнению МБОУ «СОШ №4» городского округа «город Дагестанские Огни» требований санитарно-эпидемиологического законодательства, в результате которой установлено, что в указанном образовательном учреждении были выявлены ряд нарушений, которые необходимо устранить.

Представитель МБОУ «СОШ №4» городского суда «город Дагестанские Огни» не представил суду достоверных доказательств того, что указанные в школе нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства устранены в полной мере.

Довод апеллянта об отсутствии необходимых финансовых средств на устранение выявленных нарушений был предметом исследования и оценки судом первой инстанции и обоснованно признан несостоятельным, поскольку соблюдение санитарно-эпидемиологического законодательства, охрана здоровья несовершеннолетних не могут быть поставлены в зависимость от данного обстоятельства.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости удовлетворить исковые требования прокурора г. Дагестанские Огни и обязать администрацию городского округа «город Дагестанские Огни» и руководство МБОУ «СОШ №4» городского округа «город Дагестанские Огни» принять меры по устранению выявленных нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства в МБОУ «СОШ №4» городского округа «город Дагестанские Огни».

Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд исходил также из того, что несоблюдение требований санитарно-эпидемиологического законодательства в деятельности МБОУ «СОШ №4» городского округа «город Дагестанские Огни» свидетельствует о непринятии ответчиками комплекса мер, направленных на профилактику заболеваний, сохранение и укрепление здоровья воспитанников детского сада и нарушает права детей на охрану здоровья, в связи с чем в соответствии с нормами закона, подлежащими применению к спорным отношениям возлагает на ответчиков обязанность по их устранению.

С выводами суда первой инстанции соглашается и судебная коллегия.

При рассмотрении дела судом первой инстанции правильно применены нормы материального права, дана оценка всем имеющим значение для дела обстоятельствам, принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.

Доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, сводятся к переоценке доказательств и иному толкованию законодательства, повторяют правовую позицию ответчика, выраженную в суде первой инстанции и тщательно исследованную судом. Само по себе несогласие с данной судом оценкой обстоятельств дела не является основанием считать решение суда неправильным.

При таких обстоятельствах решение городского суда г.Дагестанские Огни Республики Дагестан от 16 августа 2021 года является законным, обоснованным и подлежащим оставлению без изменения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение городского суда г.Дагестанские Огни Республики Дагестан от 16 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу с момента ог­лашения и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 3-х месяцев в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через городской суд г.Дагестанские Огни Республики Дагестан.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 22 ноября 2021 года.

Председательствующий

Судьи

33-6969/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор г. Дагестанские Огни
Прокуратура РД
Ответчики
Администрация ГО г. Дагестанские Огни
МБОУ СОШ №4
Суд
Верховный Суд Республики Дагестан
Дело на странице суда
vs.dag.sudrf.ru
07.10.2021Передача дела судье
17.11.2021Судебное заседание
17.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее