Решение по делу № 11-10842/2019 от 02.08.2019

Дело № 11-10842/2019 Судья Черненко Е.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Загвоздиной Л.Ю.,

судей Жуковой Н.А., Швайдак Н.А.,

при секретаре          Уржумцевой С.Ю.

9 сентября 2019 г. рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Челябинске гражданское дело по апелляционным жалобам Челябинской таможни, Уральского таможенного управления, Федеральной таможенной службы на решение Правобережного районного суда г.Магнитогорска Челябинской области от 23 мая 2019 г. по иску Алексеевой Ольги Александровны к Челябинской таможне, Федеральной таможенной службе, Уральскому таможенному управлению о взыскании недоплаченного денежного содержания при расчете отпускных, компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда.

Заслушав доклад судьи Жуковой Н.А. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, объяснения представителя ответчиков Кучинской В.В., представителя ответчика Челябинской таможни Пшатовой А.Д., поддержавших доводы жалоб, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Алексеева О.А. обратилась в суд с иском к Челябинской таможне с учетом уточнения о взыскании недоплаченного денежного содержания за период ежегодных оплачиваемых отпусков, недоплаченной компенсации за неиспользованные отпуска и недоплаченной компенсации при сокращении за период с апреля 2008 г. по апрель 2018 г. в размере 65 870 руб. 70 коп, процентов за просрочку выплаты недоплаченных сумм за период с апреля 2008 г. по апрель 2018 г. в размере 53 053 руб. 93 коп., компенсации морального вреда в размере 15 000 руб.

В обоснование иска указала, что с 30 мая 2001 г. проходила службу в Магнитогорской таможне, после реорганизации с 10 мая 2016 г. до 20 апреля 2016 г. - в Челябинской таможне, 26 апреля 2016 г. трудовой контракт прекращен. Приказ об увольнении от 31 марта 2016 г. приказ № содержал сведения о выплате единовременного пособия в размере 15 окладов, а также компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания. Через несколько дней после увольнения она продолжила службу в таможенных органах. 20 апреля 2018 г. уволилась по собственному желанию. Трудовая книжка и расчет получены 20 апреля 2018 г. Приказ об увольнении содержал сведения о выплате при увольнении денежной компенсации за 15 календарных дней неиспользованного отпуска. С действующим порядком расчета и основаниями выплат, представители нанимателя её не ознакомили, о нарушении права стало известно только после увольнения.

Судом в качестве соответчиков протокольным определением от 6 мая 2019 г. к участию в деле привлечены Федеральная таможенная служба и Уральское таможенное управление (т.1 л.д.218).

Истец Алексеева О.А. в судебное заседания не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель истца Устьянцева Л.П. в судебном заседании поддержала исковые требования, указала, что срок исковой давности истцом не пропущен, поскольку о нарушенном праве истец узнала уже после увольнения и обращения в органы прокуратуры.

Представители ответчиков Челябинской таможни, Федеральной таможенной службы, Уральского таможенного управления Аркан Н.В., Нольфина А.Ю. в судебном заседании просили в иске отказать, в связи с отсутствием оснований для включения средств материального стимулирования в расчет оплаты отпуска, пропуском срока на обращение в суд.

Суд принял решение, которым взыскал с Челябинской таможни в пользу Алексеевой О.А. задолженность по выплате отпускных за 2018 год в размере 396 руб. 60 коп., компенсацию за отпуск при увольнении в размере 2134 руб. 60 коп., компенсацию за задержку выплат в размере 506 руб. 43 коп., в счет компенсации морального вреда 3 000 руб., в удовлетворении остальной части исковых требований отказал. В удовлетворении требований к Федеральной таможенной службе, Уральскому таможенному управлению отказал в полном объеме. С Челябинской таможни взыскал государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 700 руб.

Не согласившись с решением суда, представитель ответчика Челябинской таможни обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении иска. Указывает, что исчисление денежного содержания гражданского служащего на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске производится в соответствии с Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562. Пунктом 2 этих Правил установлен исчерпывающий перечень выплат, входящих в состав денежного содержания гражданского служащего, применяемого при исчислении сохраняемого денежного содержания на период ежегодного оплачиваемого отпуска. Руководствуясь разъяснениями Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. № 3619-17, таможенные органы не включали ежеквартальные премии в расчет денежного содержания гражданского служащего за период его нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске. Единовременные поощрения не входят в состав денежного содержания гражданского служащего, определенного статьей 50 Федерального закона о государственной гражданской службе, и не поименованы в перечне на период ежегодного оплачиваемого отпуска гражданского служащего согласно пункту 2 Правил. Средства материального стимулирования выплачиваются в виде единовременных поощрений сверх фонда оплаты труда за качество исполнения определенных обязанностей, а не в виде премий за выполнение особо важных и сложных заданий и не входят в состав денежного содержания федеральных гражданских служащих, оснований для учёта их при исчислении денежного содержания на период нахождения федерального гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, компенсации не имеется.

Доводы апелляционных жалоб ответчиков Уральского таможенного управления, Федеральной таможенной службы повторяют доводы апелляционной жалобы Челябинской таможни.

В возражениях на апелляционные жалобы истец Алексеева О.А. просит увеличить размер компенсации морального вреда и не применять последствия пропуска срока на обращение в суд.

Истец Алексеева О.А. о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещена, в суд не явилась, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в её отсутствие.

Проверив материалы дела в интересах законности в полном объеме, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно жалобы, судебная коллегия считает необходимым отменить решение суда в части, в связи с неправильным применением норм процессуального права.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 30 мая 2001 г. Алексеева О.А. принята на службу в Магнитогорскую таможню стажером на вакантную должность <данные изъяты> Карталинского таможенного поста, с 1 августа 2001 г. переведена стажером на должность <данные изъяты>, с 1 ноября 2001 г. переведена на службу в таможенные органы Российской Федерации и назначена <данные изъяты>, 12 сентября 2002 г. уволена со службы в таможенных органах Российской Федерации в соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 48 Федерального закона Российской Федерации «О службе в таможенных органах Российской Федерации». 13 сентября 2002 г. принята на службу в Магнитогорскую таможню стажером на вакантную должность <данные изъяты>, 26 апреля 2016 г. уволена с государственной гражданской службы, в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе, в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». С 10 мая 2016 г. принята на федеральную государственную службу в Челябинскую таможню и назначена на должность <данные изъяты> Магнитогорского железнодорожного таможенного поста, 20 апреля 2018 г. уволена с федеральной государственной гражданской службы в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (расторжение контракта по инициативе гражданского служащего), с выплатой при увольнении денежной компенсации за 5 неиспользованных календарных дней ежегодного основного оплачиваемого отпуска, 10 неиспользованных календарных дней ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет за период службы с 10 мая 2017 г. по 20 апреля 2018 г. (т.1 л.д.82-101, 102-117).

Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в связи с чем должно было учитываться при расчете сумм ежегодного отпуска, компенсации при увольнении. Истцом пропущен срок для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, установленный статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации, о применении последствий которого заявлено ответчиками, в отношении требований до января 2018 г., поэтому удовлетворил иск в части сумм отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск недоплаченных истцу в 2018 году.

Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №79-ФЗ).

Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона № 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Частью 1 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ).

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ).

В соответствии с частью 10 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, включая на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562, (далее – Правила).

Пунктом 2 Правил предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

В соответствии с пунктом 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск. Размер денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске определяется путем деления исчисленного денежного содержания на 29,3 (среднемесячное число календарных дней) и умножения на число календарных дней отпуска.

В силу части 1 статьи 51 Федерального закона № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.

При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона № 79-ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона № 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» (далее – Указ от 25 июля 2006 г. № 763) установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а)должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).

Пунктом 9 Указа от 25 июля 2006 г. № 763 предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с абзацем восьмым подпункта «р» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012 г. представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие в том числе установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.

Из приведенных нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в частях 2 и 3 статьи 51 Федерального закона № 79-ФЗ, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.

Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. № 14-04-05/34482 о дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. № 238-7, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенный статьей 50 Федерального закона № 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. № 238-7.

При таких обстоятельствах доводы апелляционных жалоб ответчиков о том, что материальное стимулирование истца за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда не учитывается при расчете отпускных, основаны на неверном толковании норм права, поэтому не могут быть приняты во внимание.

Вопреки доводам возражений истца на апелляционные жалобы ответчиков судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении исковых требований по суммам за периоды до 1 января 2018 г., поскольку истцу в период службы и при увольнении было известно о выплаченных ей суммах отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск, она имела возможность обратиться к работодателю для выяснения неясных вопросов начисления выплаченных сумм. Обращение в прокуратуру о неверном начислении отпускных выплат имело место по истечении длительного времени с момента увольнения, как следует из его смысла, истцу и до этого обращения было известно о нарушении своих прав, однако в суд она обратилась через 11 месяцев после увольнения. С апелляционной жалобой на решение суда истец не обратилась.

Также судебная коллегия не усматривает оснований для увеличения размера компенсации морального вреда, взысканного в пользу истца, поскольку судом при определении размера компенсации морального вреда в сумме 3000 руб. учтены все обстоятельства дела, нарушения допущенные ответчиком при невыплате истцу в полном объеме отпускных и компенсации за отпуск при увольнении, характер нравственных страданий истца, а также принципы разумности и справедливости. Доказательств, подтверждающих больший размер компенсации морального вреда, истцом в суд первой и апелляционной инстанции не представлено.

В силу части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Вместе с тем, в соответствии с частью 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия в интересах законности считает необходимым выйти за пределы доводов апелляционных жалоб и проверить правильность применения судом первой инстанции норм процессуального права в целях защиты публичных интересов.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, выступающие в качестве истцов или ответчиков.

Данное положение распространяется на органы, входящие в структуру органов государственной власти, и означает освобождение от уплаты государственной пошлины в целом по любым делам, по которым эти органы выступают в качестве истцов или ответчиков.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2013 г. № 809 «О Федеральной таможенной службе» Федеральная таможенная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела, функции органа валютного контроля, функции по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, функции по проведению транспортного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, а также санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного контроля и государственного ветеринарного надзора в части проведения проверки документов в специально оборудованных и предназначенных для этих целей пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации (специализированные пункты пропуска), функции по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов Российской Федерации, а также иных связанных с ними преступлений и правонарушений.

Челябинская таможня является территориальным органом федерального органа исполнительной власти, поэтому она подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины.

При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает необходимым обжалуемое решение отменить в части взыскания с ответчика в доход местного бюджета государственной пошлины.

В остальной части оснований для отмены или изменения решения суда не усматривается.

Руководствуясь статьями 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Правобережного районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 23 мая 2019 г. отменить в части взыскания с Челябинской таможни в доход местного бюджета государственной пошлины в размере 700 руб.

В остальной части это же решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы Челябинской таможни, Уральского таможенного управления, Федеральной таможенной службы – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи:

11-10842/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Алексеева Ольга Александровна
Ответчики
Челябинская таможня
Федеральная таможенная служба России
Уральское таможенное управление
Другие
Аркан Наталья Викторовна
Устьянцева Лариса Павловна
Нольфина Анастасия Юрьввна
Суд
Челябинский областной суд
Судья
Жукова Наталья Анатольевна
Дело на сайте суда
www.chel-oblsud.ru
30.08.2020Передача дела судье
30.08.2020Судебное заседание
30.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.08.2020Передано в экспедицию
09.09.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее