УИД 19RS0001-02-2023-004585-40
Дело №2-3836/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 августа 2023 года г. Абакан Республика Хакасия
Абаканский городской суд Республики Хакасия
в составе председательствующего судьи Бубличенко Е.Ю.,
при секретаре Анжиганове А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора города Абакана, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению города Абакана «Центр развития ребенка - Детский сад «Кристаллик», Администрации города Абакана об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму,
с участием: истца – помощника прокурора города Абакана ФИО1; представителя ответчиков, третьего лица – ФИО2, действующей на основании доверенностей;
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Абакана, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению города Абакана «Центр развития ребенка - Детский сад «Кристаллик» (далее - МБДОУ города Абакана «Центр развития ребенка - Детский сад «Кристаллик»), Администрации города Абакана об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму, мотивируя требования тем, что Прокуратурой города Абакана проведена проверка исполнения требований законодательства о противодействии терроризму, в рамках которой выявлены нарушения. По информации Городского управления образования Администрации города Абакана от ДД.ММ.ГГГГ МБДОУ города Абакана «Центр развития ребенка - Детский сад «Кристаллик» не оснащен охранной сигнализацией; не оборудовано на 1-ом этаже помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации). Непринятие мер по обеспечению надлежащей защищенности объектов (территорий) образования свидетельствует о неисполнении руководством МБДОУ города Абакана «Центр развития ребенка - Детский сад «Кристаллик» требований законодательства, о ненадлежащем уровне защищенности объекта. Здание, где располагается образовательная организация, находится в собственности муниципального образования г. Абакан и передано учреждению в оперативное управление. В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ и Уставом организации, учредителем является Администрация муниципального образования г. Абакан. Прокурор города Абакана просит обязать Администрацию города Абакана в течение 30 дней после вступления в законную силу судебного решения профинансировать расходы МБДОУ города Абакана «Центр развития ребенка - Детский сад «Кристаллик» на устранение нарушений законодательства об антитеррористической защищенности; обязать МБДОУ города Абакана «Центр развития ребенка - Детский сад «Кристаллик» в течение 3-х месяцев с момента выделения финансирования устранить нарушения законодательства об антитеррористической защищенности на объекте, расположенном по адресу: <адрес>, а именно: произвести оснащение охранной сигнализацией; оборудовать на 1-ом этаже помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).
Определением суда от 06.07.2023 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Городское управление образования Администрации города Абакана.
Определением суда от 03.08.2023 года принят отказ прокурора города Абакана от исковых требований в части оборудования на 1-ом этаже объекта помещением для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации), производство по делу в указанной части прекращено.
В судебном заседании помощник прокурора города Абакана ФИО1 исковые требования в части оснащения объекта охранной сигнализацией поддержала, пояснила, что проверка МБДОУ была проведена на основании поручения Прокуратуры Республики Хакасия в целях обеспечения безопасности несовершеннолетних. Исковые требования предъявлены в интересах несовершеннолетних детей, посещающих указанные образовательные учреждения, в связи с чем, просит удовлетворить заявленные исковые требования. На сегодняшний день данные нарушения ответчиками не устранены.
Представитель Администрации города Абакана, МБДОУ города Абакана «Центр развития ребенка - Детский сад «Кристаллик», Городского управления образования Администрации города Абакана ФИО2 в судебном заседании пояснила, что данные нарушения в отношении образовательного учреждения имеют место быть. Поскольку бюджетных денежных средств на проведение указанных мероприятий не хватает, просит увеличить срок в части обязания Администрации города Абакана о предоставлении финансирования до шести месяцев.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства в порядке ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 ФЗ от 17.01.1992 №2202-1 "О прокуратуре РФ" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В силу ст. 1 Закона РФ от 28.12.2010 №390-ФЗ "О безопасности" под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
В соответствии с ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 41 указанного Федерального закона, охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии с п.п. 1 и 7 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 №35-
ФЗ «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
Пунктом «д» ст. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009 предусмотрено, что одной из основных задач противодействия терроризму является: обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
Пунктом 4 ст. 3 ФЗ «О противодействии терроризму» определено понятие «противодействие терроризму», под которым понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма). Противодействие охватывает не только действия специальных Служб и правоохранительных органов, но и действия других органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан, направленные, в том числе и на предупреждение терроризма.
Согласно п. 4 ч. 2 ст. 5 ФЗ «О противодействии терроризму», правительство РФ устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий).
Требования к антитеррористической защищенности объектов Министерства просвещения РФ утверждены постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 №1006 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)".
В силу п. п. 24, 25, 26, 27 Требований, они устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации.
В отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации (пп. "а" п. 25); оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) (пп. "в" п. 25).
Из указанных норм следует безусловная обязанность, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся, по оборудованию на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) и по оснащению объекта охранной сигнализацией.
Судом установлено, что прокуратурой города Абакана проведена проверка исполнения требований образовательными учреждениями законодательства о противодействии терроризму, в рамках которой, в том числе в деятельности МБДОУ города Абакана «Центр развития ребенка - Детский сад «Кристаллик» выявлены нарушения, а именно: объект не оснащен охранной сигнализацией; на 1-м этаже МБДОУ города Абакана «Центр развития ребенка - Детский сад «Кристаллик» отсутствует помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).
Из представления об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что требования законодательства о противодействии терроризму МБДОУ города Абакана «Центр развития ребенка - Детский сад «Кристаллик» надлежащим образом не исполняет. В нарушение пп. «а» п. 25 Требований от 02.08.2019 №1006 МБДОУ города Абакана «Центр развития ребенка - Детский сад «Кристаллик» не оснащено охранной сигнализацией. В нарушение пп. «в» п. 25 Требований на 1-м этаже МБДОУ города Абакана «Центр развития ребенка - Детский сад «Кристаллик» отсутствует помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).
В ответе от ДД.ММ.ГГГГ № на представление Городское управление образования Администрации города Абакана указывает, что работа по устранению нарушений, указанных в представлении Прокуратуры, в части реализации организационных мероприятий, установленных требованиями к антитеррористической защищенности, проводилась, часть нарушений устранена. Работа по дальнейшему оснащению учреждений инженерно-техническими средствами и системами охраны продолжается. В отношении каждого учреждения подведомственному Городскому управлению образования Администрации г.Абакана, подготовлена информация о необходимых мероприятиях и требуемых объемах финансирования для обеспечения ин антитеррористической защищенности.
ДД.ММ.ГГГГ в дополнение к письму от ДД.ММ.ГГГГ № Городское управление образования Администрации города Абакана направило в прокуратуру информацию о работе по устранению нарушений, указанных в представлении Прокуратуры г.Абакана от ДД.ММ.ГГГГ.
Из письма Городского управления образования Администрации города Абакана от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что работа по дальнейшему оснащению объектов (территорий) образовательных учреждений г. Абакана средствами (системами) безопасности и устранению замечаний, продолжается.
Согласно письму Городского управления образования Администрации города Абакана от ДД.ММ.ГГГГ №, работа по дальнейшему оснащению объектов (территорий) образовательных учреждений г. Абакана средствами (системами) безопасности и устранению замечаний, установленных актами обследования (категорирования) и паспортами безопасности, продолжается.
Представителем ответчиков суду предоставлен паспорт безопасности МБДОУ города Абакана «Центр развития ребенка - Детский сад «Кристаллик», утвержденный ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что МБДОУ города Абакана «Центр развития ребенка - Детский сад «Кристаллик» не оснащено охранной сигнализацией и на 1-м этаже МБДОУ города Абакана «Центр развития ребенка - Детский сад «Кристаллик» отсутствует помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).
Согласно представленному Акту обследования и категорирования, утвержденному ДД.ММ.ГГГГ, МБДОУ города Абакана «Центр развития ребенка - Детский сад «Кристаллик» присвоена категория объекта – 3.
В ходе рассмотрения дела истцом представлен Акт комиссионного обследования объекта образования № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому установлено, что на 1-ом этаже МБДОУ города Абакана «Центр развития ребенка - Детский сад «Кристаллик» оборудовано помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения.
Судом установлено, что остальные выявленные нарушения МБДОУ города Абакана «Центр развития ребенка - Детский сад «Кристаллик» не устранены, а именно: объект не оснащен охранной сигнализацией.
Данное обстоятельство не опровергается сторонами и подтверждается ответом Городского управления Администрации города Абакана от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении информации о подведомственных объектах образования, имеющих неисполненные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь указанными нормами права, суд соглашается с доводами истца, что непринятие мер по обеспечению надлежащей защищенности объектов (территорий) образования свидетельствует о неисполнении руководством МБДОУ города Абакана «Центр развития ребенка - Детский сад «Кристаллик» требований законодательства, о ненадлежащем уровне защищенности объекта, который является главным критерием и условием обеспечения безопасного функционирования объектов, а также условием защиты прав и свобод человека и гражданина.
Представитель ответчиков указывает, что нарушения действующего законодательства не устраняются в связи с недостаточностью денежных средств.
Согласно ч. 1 ст. 171 Бюджетного кодекса РФ, составление проектов бюджетов - исключительная прерогатива Правительства РФ, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местных администраций муниципальных образований.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Как установлено, здание, в котором располагается МБДОУ города Абакана «Центр развития ребенка - Детский сад «Кристаллик», находится в собственности муниципального образования город Абакан и переданы учреждениям в оперативное управление. Учредителем МБДОУ города Абакана «Центр развития ребенка - Детский сад «Кристаллик» является Администрация муниципального образования город Абакан.
Соответственно, именно к полномочиям ответчиков относятся вопросы, по обеспечению безопасности жизни и здоровья детей в образовательном учреждении.
Между тем, Администрацией города Абакана не обеспечено надлежащее финансирование мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта образовательного учреждения в соответствии с установленными нормативными требованиями.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
С учетом требований истца, объема мероприятий, временных и финансовых затрат, социальной значимости исполнения решения суда, суд считает возможным установить срок для исполнения решения суда три месяца, со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Обязать Администрацию города Абакана в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выделить бюджетное финансирование для осуществления муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению города Абакана «Центр развития ребенка - Детский сад «Кристаллик» расходов нa устранение нарушений законодательства об антитеррористической защищенности.
Обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Абакана «Центр развития ребенка - Детский сад «Кристаллик» в течение трех месяцев с момента выделения финансирования устранить нарушения законодательства об антитеррористической защищенности на объекте, расположенном по адресу: <адрес>, а именно: произвести оснащение охранной сигнализацией.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Хакасия через Абаканский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы.
Председательствующий Е.Ю. Бубличенко
Мотивированное решение изготовлено 04.08.2023.