Дело № 2а-56/19
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Туран 16 апреля 2019 года
Пий-Хемский районный суд Республики Тыва в составе:
председательствующего Кужугета К.Б.,
при секретаре Кечил-оол Е.К.,
с участием административного истца – прокурора Пий-Хемского района Байыр-оол А.К.
административного ответчика – председателя администрации г.Турана Дронина А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Пий-Хемского района Республики Тыва Байыр-оол А.К., действующей в интересах неопределенного круга лиц – жителей городского поселения «город Туран Пий-Хемского кожууна Республики Тыва», Республики Тыва, Российской Федерации, к администрации городского поселения «город Туран Пий-Хемского кожууна РТ» об обязании устранить нарушения требований федерального законодательства о транспортной безопасности населения,
установил:
Прокурор района обратилась с административным иском (с учетом уточненного административного искового заявления) к администрации к администрации городского поселения «город Туран Пий-Хемского кожууна РТ» (далее – администрация г. Турана) об обязании устранить нарушения требований федерального законодательства о транспортной безопасности населения, указав, что прокуратурой района с привлечением специалистов ОГИБДД МО МВД РФ «Кызылский» проведена проверка исполнения органами местного самоуправления муниципальных образований Пий-Хемского кожууна требований федерального законодательства о транспортной безопасности населения. Проверкой установлено, что дорожно-уличная сеть г. Турана является муниципальным имуществом, поскольку в соответствии с п.5 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. Согласно акту проверки начальника отделения ГИБДД МО МВД РФ «Кызылский» Донгака А.Ц., проведенной по ул. Щетинкина, д.18 г. Турана, выявлены нарушения в установлении искусственной неровности, отсутствии дорожного знака 1.23 «Дети», отсутствии запрещающего дорожного знака 3.24 «Ограничение максимальной скорости», отсутствии дорожной горизонтальной разметки 1.14.1, отсутствии дорожного знака «Искусственная неровность», отсутствии дорожных знаков «Дети» на расстоянии не более 90м. и 50 м. от начала опасного участка с табличкой «Зона действия 100м», отсутствие уличного освещения. Аналогичные факты установлены оп ул. Ленина г. Турана, напротив дома №134 (искусственная неровность установлены в нарушение требований ГОСТ Р, отсутствуют (изношена) дорожная горизонтальная разметка, отсутствует уличное освещение), напротив дома №15 по ул. Красных партизан г. Турана установлено, что искусственная неровность установлена в нарушение требований ГОСТ Р, дорожные знаки 1.23, 3.24 закрывают видимость друг друга, дорожный знак 3.24 установлена в нарушение требований ГОСТ Р. Контрольной проверкой установлено, что органами местного самоуправления муниципального образования «городское поселение город Туран Пий-Хемского кожууна РТ» производится постоянная эксплуатация дорожно-уличной сети населенных пунктов городского поселения «город Туран Пий-Хемского кожууна РТ», однако содержание дорожных сооружений осуществляется ненадлежащим образом. В частности своевременно не принимаются меры по устранению дорожных помех, не производится текущий ремонт дорожного полотна улиц поселения, имеющего многочисленные выбоины и ямы, также отсутствуют дорожные знаки, имеющиеся дорожные знаки не соответствуют требованиям закона. Таким образом, администрация г. Турана нарушает гарантированные статьями Конституции РФ прав граждан на безопасность дорожного движения, в частности на охрану их жизни и здоровья, а также имущества. В том числе не установлением вблизи образовательных учреждений в поселении дорожных знаков 1.23 ПДД РФ, 3.24 ПДД РФ нарушаются права несовершеннолетних лиц, обучающихся в данных образовательных учреждениях на безопасность дорожного движения, в частности на охрану их здоровья и жизни. Просит обязать администрацию г. Турана в течение 4 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить указанные нарушения, а именно: - по ул. Щетинкина, д.18 г. Турана искусственную неровность привести в соответствие с требованиями ГОТС Р, установить дорожный знак 1.23 «Дети», установить запрещающий дорожный знак 3.24 «Ограничение максимальной скорости», нанести дорожную горизонтальную разметку 1.14.1, установить дорожный знак «Искусственная неровность», нанести дорожную горизонтальную разметку 1.1-1.5, установить дублирующие дорожные знаки «Дети» на расстоянии не более 90 м и 50 м от начала опасного участка с табличкой «Зона действия 100 м», обеспечить освещение пешеходного перехода по ул. Щетинкина г. Турана Республики Тыва; - напротив д. №15 по ул. Красных партизан и д. № 134 по ул. Ленина г. Турана искусственные неровности привести в соответствие с требованиями ГОСТ Р, нанести дорожную горизонтальную разметку, дорожный знак 3.24 установить в соответствии с требованиями ГОСТ Р, обеспечить освещение пешеходного перехода по ул. Ленина г.Турана РТ.
В судебном заседании прокурор Пий-Хемского района Байыр-оол А.К. поддержала административное исковое заявление и просила удовлетворить по основаниям, указанным в нем.
Административный ответчик – председатель администрации г. Турана Дронин А.В. признал административный иск в полном объеме.
Заинтересованное лицо ГИБДД МВД по Республике Тыва в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, причины неявки в суд е не сообщил.
Изучив материалы дела, выслушав мнение сторон, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности - реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.
Согласно ст. 2 данного Федерального Закона целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
В силу ст. 3 Федерального закона № 16-ФЗ одним из принципов обеспечения транспортной безопасности является законность, то есть точное соблюдение закона органами государственной власти, органами местного самоуправления, субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками при осуществлении видов деятельности, регламентированных данным Законом.
Прокуратурой Пий-Хемского района с привлечением специалистов ОГИБДД МО МВД РФ «Кызылский» проведена проверка исполнения органами местного самоуправления муниципальных образований Пий-Хемского кожууна требований федерального законодательства о транспортной безопасности населения.
26.10.2018 по результатам проведенной проверки и.о. председателя администрации городского поселения города Туран внесено представление № 8-141в/2018. Проведенной контрольной проверкой установлено, что ранее выявленные нарушения до настоящего времени не устранены.
Проверкой установлено, что дорожно-уличная сеть г.Турана является муниципальным имуществом муниципального образования, поскольку в соответствии с пунктом 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее ФЗ №131), к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Аналогичное положение содержится в Уставе муниципального образования «Городское поселение город Туран Пий-Хемского кожууна Республики Тыва».
В силу части 1 ст. 51 ФЗ №131 органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.
В соответствии с п.9 ст.5 Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – ФЗ №257) автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.
В силу п.8 ст.6 ФЗ №257 к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определены Федеральным законом Российской Федерации от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – ФЗ №196), задачами которого являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно- транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Статьей 12 ФЗ № 196 установлено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно пункту 3.1 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52605-2006 «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11.12.2006 №295-ст (далее ГОСТ Р 52605-2006), искусственная неровность (ИН) - специально устроенное возвышение на проезжей части для принудительного снижения скорости движения, расположенное перпендикулярно к оси дороги.
Пункты 4.1.1-4.1.5 ГОСТа Р 52605-2006 определяют, что искусственная неровность устраивают на отдельных участках дорог для обеспечения принудительного снижения максимально допустимой скорости движения транспортных средств до 40 км/ч и менее. Длина ИН должна быть не менее ширины проезжей части. Допустимое отклонение - не более 0,2 м с каждой стороны дороги. На участке для устройства ИН должен быть обеспечен водоотвод с проезжей части дороги. Для информирования водителей участки дорог с ИН должны быть оборудованы техническими средствами организации дорожного движения: дорожными знаками и разметкой.
Пункт 5.2.25 ГОСТа Р 52289-2004 определяет, что знак «Дети» устанавливают перед участками дорог, проходящими вдоль территорий детских учреждений или часто пересекаемыми детьми независимо от наличия пешеходных переходов. Повторный знак устанавливают с табличкой 8.2.1, на которой указывают протяженность участка дороги, проходящего вдоль территории детского учреждения или часто пересекаемого детьми. В населенных пунктах основной знак «Дети» устанавливают на расстоянии 90-100 м, повторный - на расстоянии не более 50 м от начала опасного участка.
Пункт 5.4.22 ГОСТа Р 52289-2004 определяет, что знак «Ограничение максимальной скорости» применяют для запрещения движения всех транспортных средств со скоростью выше указанной на знаке при необходимости введения на участке дороги иной максимальной скорости, чем на предшествующем участке. При ограничении скорости движения на опасных участках дороги (крутые повороты, необеспеченная видимость встречного автомобиля, сужение дороги и т.п.) зона действия знака должна соответствовать протяженности опасного участка. Если на данном участке устанавливают максимальную скорость, отличающуюся от максимальной скорости движения на предшествующем участке на 20 км/ч и более, применяют ступенчатое ограничение скорости с шагом не более 20 км/ч путем последовательной установки знаков 3.24 на расстоянии 100-150 м друг от друга. Ступенчатое ограничение скорости допускается не применять перед населенным пунктом, обозначенным знаком 5.23.1 или 5.23.2, в случае, если расстояние видимости знака более 150 м. Знак 3.24 с табличкой 8.2.1 перед искусственной неровностью устанавливают совместно с знаком 5.20 на одной опоре. Значение скорости, указываемое на знаке, должно соответствовать конструкции неровности.
Пункт 6.2.17 ГОСТа Р 52289-2004 определяет, что разметку 1.14.1 и 1.14.2 применяют для обозначения мест, выделенных для пересечения проезжей части пешеходами. Ширину размечаемого пешеходного перехода определяют по интенсивности пешеходного движения из расчета 1 м на каждые 500 пеш./ч, но не менее 4 м. Разметку 1.14.1 применяют на пешеходных переходах, ширина которых не превышает 6 м. При ширине пешеходного перехода более 6 м применяют разметку 1.14.2. Линии разметки 1.14.1 и 1.14.2 наносят параллельно оси проезжей части (рисунок В.7). Между линиями разметки 1.14.1 и 1.14.2 допускается окрашивать покрытие проезжей части краской для дорожной разметки желтого цвета или устраивать желтое покрытие противоскольжения.
Пункт 5.2.19 ГОСТа Р 52289-2004 определяет, что знак «Искусственная неровность» устанавливают перед искусственной неровностью для принудительного снижения скорости. В случаях, если расстояние между последовательно расположенными неровностями составляет не более 100 м, знак устанавливают перед первой искусственной неровностью.
Пункт 6.2.18 ГОСТа Р52289-2004 определяет, что разметку 1.15 применяют для обозначения мест пересечения велосипедной дорожки с проезжей частью. Ширина переезда для велосипедистов должна быть равна ширине велосипедной дорожки.
Пункт 6.2.3 ГОСТа Р 52289-2004 определяет, что Разметку 1.1 применяют в следующих случаях: Для разделения потоков транспортных средств, движущихся в противоположных направлениях (осевая линия) на дорогах, имеющих две или три полосы для движения в обоих направлениях; Для обозначения границ полос движения на дорогах с двумя и более полосами для движения в одном направлении; Для обозначения границ участков проезжей части, на которые въезд запрещен (островки безопасности, направляющие островки и т.п.) Для обозначения границ стояночных мест на площадках, предназначенных для стоянки транспортных средств, или на околотротуарных стоянках.
Согласно акту проверки начальника отделения ГИБДД МО МВД России «Кызылский» Д., проведенной по ул. Щетинкина, д. 18, г. Турана выявлены нарушения в установлении искусственной неровности, отсутствии дорожного знака 1.23 «Дети», отсутствии запрещающего дорожного знака 3.24 «Ограничение максимальной скорости», отсутствии дорожной горизонтальной разметки 1.14.1, отсутствии дорожного знака «Искусственная неровность», отсутствии дорожных горизонтальных разметок 1.1 1.5, отсутствие дублирующих дорожных знаков «Дети» на расстоянии не более 90 м. и 50 м. от начала опасного участка с табличкой «Зона действия 100м», отсутствие уличного освещения.
Аналогичные факты установлены по ул. Ленина, г. Туран, напротив дома № 134 (искусственная неровность установлена в нарушение требований ГОСТ Р, отсутствуют (изношена) дорожная горизонтальная разметка, отсутствует уличное освещение), напротив дома № 15 по ул. Красных партизан г. Туран установлено, что искусственная неровность установлена в нарушение требований ГОСТ Р, дорожные знаки 1.23, 3.24 закрывают видимость друг друга, дорожный знак 3.24 установлена в нарушение требований ГОСТ Р.
Контрольной проверкой установлено, что органами местного самоуправления муниципального образования «городское поселение город Туран Пий-Хемского кожууна Республики Тыва» производится постоянная эксплуатация дорожно-уличной сети населенных пунктов городского поселения «город Туран Пий-Хемского кожууна Республики Тыва», однако содержание дорожных сооружений осуществляется ненадлежащим образом. В частности своевременно не принимаются меры по устранению дорожных помех, не производится текущий ремонт дорожного полотна улиц поселения, имеющего многочисленные выбоины и ямы, также отсутствуют дорожные знаки, имеющиеся дорожные знаки не соответствуют требованиям закона.
Таким образом, проанализировав приведенные выше правовые нормы, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором района требований, поскольку факт нарушения требований федерального законодательства о транспортной безопасности населения нашел свое подтверждение.
Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление прокурора Пий-Хемского района Республики Тыва Байыр-оол А.К., действующей в интересах неопределенного круга лиц – жителей городского поселения «город Туран Пий-Хемского кожууна Республики Тыва», Республики Тыва, Российской Федерации, к администрации городского поселения «город Туран Пий-Хемского кожууна РТ» об обязании устранить нарушения требований федерального законодательства о транспортной безопасности населения, удовлетворить.
Обязать администрацию городского поселения «город Туран Пий-Хемского кожууна Республики Тыва» в течение 4 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить указанные нарушения, а именно:
- по ул. Щетинкина, д. 18, г. Турана Республики Тыва искусственную неровность привести в соответствие с требованиями ГОСТ Р, установить дорожный знак 1.23 «Дети», установить запрещающий дорожный знак 3.24 «Ограничение максимальной скорости», нанести дорожную горизонтальную разметку 1.14.1, установить дорожный знак «Искусственная неровность», нанести дорожную горизонтальную разметку 1.1–1.5, установить дублирующие дорожные знаки «Дети» на расстоянии не более 90 м. и 50 м. от начала опасного участка с табличкой «Зона действия 100м», обеспечить освещение пешеходного перехода по ул. Щетинкина, г. Турана Пий-Хемского района Республики Тыва;
- напротив дома по ул. Красных Партизан № 15 и дома № 134 по ул. Ленина № 134 г. Турана Республики Тыва искусственные неровности привести в соответствие с требованиями ГОСТ Р, нанести дорожную горизонтальную разметку, дорожный знак 3.24 установить в соответствии с требованиями ГОСТ Р, обеспечить освещение пешеходного перехода по ул. Ленина, г. Турана Республики Тыва.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца через Пий-Хемский районный суд Республики Тыва.
Председательствующий К.Б. Кужугет