БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
31RS0016-01-2021-008107-37 33-4228/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Белгород 13 сентября 2022 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Украинской О.И.
судей Фурмановой Л.Г., Тертышниковой С.Ф.
при секретаре Приходько Н.В.
с участием прокурора Кирилловой М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гапонова А.А., Лантратова Д.С, к УМВД России по Белгородской области, ОМВД России по Прохоровскому району Белгородской области о восстановлении на службе
по апелляционной жалобе Гапонова А.А., Лантратова Д.С.
на решение Октябрьского районного суда г. Белгорода от 18 апреля 2022 г.
заслушав доклад судьи Украинской О.И., объяснения представителя истцов Балана И.А., заключение прокурора Кирилловой М.А., судебная коллегия
установила:
Лантратов Д.С. и Гапонов А.А. обратились с исками к УМВД России по Белгородской области, ОМВД России по Прохоровскому району Белгородской области, указывая, что проходили службу полицейскими (водителями) группы обслуживания (следственно-оперативной группы) дежурной части ОМВД по Прохоровскому району. Приказом начальника УМВД России по Белгородской области № 464л/с от 11 июня 2021 г. с истцами расторгнуты контракты и они уволены со службы в органах внутренних дел в соответствии с п. 9 частью 3 ст. 82 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел РФ», считая, что основания для увольнения истцов отсутствовали, нарушена процедура и срок привлечения сотрудников к дисциплинарной ответственности, истцы просили признать незаконным заключение комиссии УМВД России по Белгородской области по результатам служебной проверки от 07 июня 2021 года, утвержденное 08 июня 2021 года в части пунктов 3 и 4, касающихся истцов, признать незаконным приказ № 464л/с от 11 июня 2021 г. в части расторжения контракта и увольнения Лантратова Д.С. и Гапонова А.А., восстановить их на службе в прежней должности, взыскать с ОМВД России по Прохоровскому району Белгородской области неполученный заработок за период незаконного увольнения в пользу Лантратова Д.С. в сумме 328866 рублей 25 копеек, в пользу Гапонова А.А. в сумме 255590 рублей.
Решением Октябрьского районного суда г. Белгорода от 18 апреля 2022 г. отказано в удовлетворении исковых требований Гапонова А.А., Лантратова Д.С. к УМВД России по Белгородской области, ОМВД России по Прохоровскому району Белгородской области в полном объеме.
В апелляционной жалобе истцы просят решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований, указав, что заключение служебной проверки подлежит отмене ввиду несоответствия выводов о виновности истцов установленным в ходе проверки обстоятельствам и процессуальных нарушений. Рапорт от 26 мая 2021 г. не мог указывать на необходимость повторного выяснения обстоятельств, предусмотренных п. 13 Порядка, так как проверка уже была проведена, заключение утверждено, по одним и тем же фактам проведено две проверки без принятия решения по первой проверке принято решение по последующей. Решение о проведении проверки должно было быть принято не позднее 02 апреля 2021 г., проверка должна была быть окончена не позднее 02 мая 2021 г., в ходе проверки установлена дата, но не установлено время совершения проступков, Гапонову А.А. и Лантратову Д.С. не разъяснялись их права при проведении проверки, не были обеспечены условия реализации этих прав, объяснения писались не лично истцами.
Представитель истцов Балан И.А. в судебном заседании судебной коллегии подержал доводы апелляционной жалобы.
Истцы Гапонов А.А., Лантратов Д.С., представители ответчиков УМВД по Белгородской области, ОМВД по Прохоровскому району в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены своевременно и надлежащим образом, истцы электронными заказными письмами, полученными 17 августа 2022 г., ответчики путем размещения информации на сайте суда и электронной почтой 15 августа 2022 г., доказательств, свидетельствующих об уважительности причин неявки, не представлено, ходатайств об отложении слушания по делу не поступало, истцы обеспечили участие в деле представителя.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие истцов и представителей ответчика.
Прокурор Кириллова М.А. в заключении указала, что решение суда первой инстанции является законным, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом, Лантратов Д.С. и Гапонов А.А. проходили службу в должности полицейских (водителей) группы обслуживания (следственно-оперативной группы) дежурной части ОМВД по Прохоровскому району.
Приказом начальника УМВД России по Белгородской области от 11 июня 2021 г. №464 л/с с прапорщиком полиции Лантратовым Д.С. и старшим сержантом полиции Гапоновым А.А. полицейскими (водителями) группы обслуживания (следственно-оперативной группы) дежурной части ОМВД по Прохоровскому району расторгнут контракт и они уволены со службы в органах внутренних дел в соответствии с пунктом 9 ч. 3 ст. 82 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации» (за совершение проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел).
Как следует из приказа, служебной проверкой (заключение утверждено 08 июня 2021 г.) установлено, что сотрудниками АТХ ФКУ «ЦХ и СИ УМВД» совместно с ОРЧ СБ УМВД при изучении записей с камер видеонаблюдения, установленных на АЗС «Роснефть», расположенной по адресу: Прохоровский район п. Прохоровска, ул. Восточная д. 35 выявлены многочисленные нарушения, выразившиеся в осуществлении заправки горюче-смазочных материалов в канистры, заправки личного транспорта, а также транспорт, находящегося в эксплуатации ОМВД России по Красногвардейскому району в период с 01 по 19 марта 2021 г.
Установлено, что Лантратов Д.С. допустил нарушение требований ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 07 февраля 2012 г. № 3-ФЗ «О полиции», п.п. 8,12 ч. 1 ст. 12, п.п. 2 ч. 1 ст. 13 ФЗ «О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», п.п. 8, 13 ч. 1 ст. 18 федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», п.п. 6.3 Кодекса этики и служебного поведения сотрудников ОВД РФ, утвержденного приказом МВД России от 26 июня 2020 г. № 460, п. «а», «к» п. 7 главы 3 Дисциплинарного устава ОВД РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 14 октября 2012 года № 1377, п. 41 Порядка организации транспортной деятельности в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 31 декабря 2013 г. № 1045, п.п. 11, 31.11 Правил эксплуатации и хранения транспортных средств, находящихся в оперативном управлении УМВД и территориальных органов, утвержденных приказом по Белгородской области от 06 августа 2019 г. № 491, выразившееся в том, что он, используя свое положение, 9 марта и 12 марта 2021 г. осуществил заправку по топливной карте ОМВД в канистры и в дальнейшем распорядился бензином в объеме 65 литров по своему усмотрению, в том числе, в своих личных целях путем заправки личного транспортного средства, а также внес недостоверные сведения в путевой лист № 48 на март 2021 года на автомобиль ГАЗ-33275 государственный регистрационный знак А1465/31 (относительно количества заправленного бензина в автомобиль), тем самым необоснованно списал бензин в количестве 65 литров на общую сумму 2912 рублей, тем самым не обеспечил сохранность государственного имущества, предоставленного ему для выполнения служебных обязанностей, чем совершил действия, вызывающие сомнения в объективности, справедливости и беспристрастности, сотрудника ОВД, наносящие ущерб его репутации, авторитету федерального органа исполнительной власти, в сфере внутренних дел, то есть совершил проступок, порочащий честь сотрудника ОВД.
Также указано, что старший сержант полиции Гапонов А.А. допустил нарушение требований ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 07 февраля 2012 г. № 3-ФЗ «О полиции», п.п. 8,12 ч. 1 ст. 12, п.п. 2 ч. 1 ст. 13 ФЗ «О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», п.п. 8, 13 ч. 1 ст. 18 федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», п.п. 6.3 Кодекса этики и служебного поведения сотрудников ОВД РФ, утвержденного приказом МВД России от 26 июня 2020 г. № 460, п. «а», «к» п. 7 главы 3 Дисциплинарного устава ОВД РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 14 октября 2012 года № 1377, п. 41 Порядка организации транспортной деятельности в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 31 декабря 2013 г. № 1045, п.п. 11, 31.11 Правил эксплуатации и хранения транспортных средств, находящихся в оперативном управлении УМВД и территориальных органов, утвержденных приказом по Белгородской области от 06 августа 2019 г. № 491, выразившееся в том, что он, используя свое положение, 12 марта и 15 марта 2021 г. он осуществил заправку по топливной карте ОМВД в канистры и в дальнейшем распорядился бензином в объеме 40 литров по своему усмотрению, в том числе, в своих личных целях путем заправки личного транспортного средства, а также внес недостоверные сведения в путевой лист № 48 за март 2021 года на автомобиль ГАЗ-33275 государственный регистрационный знак А1465/31 (относительно количества заправленного бензина в автомобиль), тем самым необоснованно списал бензин в количестве 40 литров на общую сумму 1792 рублей, тем самым не обеспечил сохранность государственного имущества, предоставленного ему для выполнения служебных обязанностей, чем совершил действия, вызывающие сомнения в объективности, справедливости и беспристрастности, сотрудника ОВД, наносящие ущерб его репутации, авторитету федерального органа исполнительной власти, в сфере внутренних дел, то есть совершил проступок, порочащий честь сотрудника ОВД.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных Гапоновым А.А., Лантратовым Д.С. требований, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федерального закона от 07 февраля 2011 г. № 342-ФЗ "О полиции", Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД РФ от 26 марта 2013 г. № 161, исходил из того, что проступки сотрудников Лантратова Д.С. и Гапонова А.А. правомерно квалифицированы как порочащие честь сотрудников органа внутренних дел, процедура увольнения ответчиком соблюдена. До привлечения к ответственности проведена служебная проверка в установленный в законе срок, доводы истцов о нарушении порядка и срока их привлечения работника к дисциплинарной ответственности суд признал ошибочными, противоречащими законодательству и обстоятельствам спора.
Судебная коллегия соглашается с обоснованностью выводов суда первой инстанции, поскольку они основаны на совокупном исследовании имеющихся в деле доказательств, не противоречат закону, аргументированы в обжалуемом судебном акте.
Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ "О полиции" сотрудник полиции как в служебное время, так и во внеслужебное время должен воздерживаться от любых действий, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности или нанести ущерб авторитету полиции.
Сотрудник органов внутренних дел обязан беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для выполнения служебных обязанностей, не допускать злоупотреблений служебными полномочиями, соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел, а также соблюдать требования к служебному поведению сотрудника (пункты 8 и 12 части 1 статьи 12 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Исходя из пункта 2 части 1 статьи 13 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ, предусматривающего требования к служебному поведению сотрудника органов внутренних дел, при осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время сотрудник органов внутренних дел должен заботиться о сохранении своих чести и достоинства, не допускать принятия решений из соображений личной заинтересованности, не совершать при выполнении служебных обязанностей поступки, вызывающие сомнение в объективности, справедливости и беспристрастности сотрудника, наносящие ущерб его репутации, авторитету федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, а также государственной власти.
В силу пунктов 8, 13 части 1 статьи 18 федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» гражданский служащий обязан не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство; не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа.
Согласно пункту 6.3 Кодекса этики и служебного поведения сотрудников ОВД РФ, утвержденного приказом МВД России от 26 июня 2020 г. № 460, сотрудник должен служить примером исполнения законов, неукоснительного соблюдения требований служебной дисциплины.
В соответствии с пунктом 41 Порядка организации транспортной деятельности в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 31 декабря 2013 г. № 1045, водитель, закрепленный за транспортным средством, отвечает за техническое состояние, комплектность транспортного средства, перерасход ГСМ, а также за заполнение и комплектность путевой документации в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России.
Как установлено пунктами 11, 31.11 Правил эксплуатации и хранения транспортных средств, находящихся в оперативном управлении УМВД и территориальных органов, утвержденных приказом по Белгородской области от 06 августа 2019 г. № 491, водитель, закрепленный за транспортным средством, отвечает за техническое состояние, комплектность транспортного средства, перерасход ГСМ, а также за заполнение и комплектность путевой документации в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, МВД России; запрещается осуществлять заправку служебного автотранспорта во внеслужебное время независимо от занимаемой должности, осуществлять заправку топлива в канистры, а также перевозить канистры в служебном автомобиле, за исключением случаев нахождения автотранспорта в командировке.
Служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности. Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования, в том числе к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 6 июня 1995 года № 7-П, Определения от 21 декабря 2004 г. № 460-О, от 16 апреля 2009 года № 566-О-О, от 25 ноября 2010 года № 1547-О-О и от 21 ноября 2013 года № 1865-О).
При осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время сотрудник органов внутренних дел должен заботиться о сохранении своих чести и достоинства, не допускать принятия решений из соображений личной заинтересованности, воздерживаться от любых действий, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности или нанести ущерб авторитету полиции (пункт 2 части 1 статьи 13 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные Российской Федерации", часть 4 статьи 7 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ "О полиции"), что обусловлено повышенными репутационными требованиями к сотрудникам органов внутренних дел как носителям публичной власти и возложенной на них обязанностью по применению в необходимых случаях мер государственного принуждения и ответственностью, с которой связано осуществление ими своих полномочий (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июля 2014 года № 1486-О).
В силу пункта 9 части 3 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ контракт подлежит расторжению, а сотрудник органов внутренних дел увольнению со службы в органах внутренних дел в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел.
Причиной увольнения сотрудника органов внутренних дел по основанию, предусмотренному пунктом 9 части 3 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ, является совершение им проступка, умаляющего авторитет органов внутренних дел и противоречащего требованиям, предъявляемым к сотрудникам, - независимо от того, предусмотрена ли за данное деяние административная либо уголовная ответственность (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 496-О).
Возможность увольнения со службы сотрудника органов внутренних дел, более не отвечающего указанным выше требованиям, предопределена необходимостью комплектования правоохранительных органов лицами, имеющими высокие морально-нравственные качества и способными надлежащим образом выполнять принятые ими на себя обязательства по защите прав и свобод человека и гражданина, соблюдению положений Конституции Российской Федерации, обеспечению безопасности, законности и правопорядка. При этом пункт 9 части 3 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ не предполагает возможности его произвольного применения, поскольку презюмирует, что принятию решения об увольнении сотрудника органов внутренних дел со службы за совершение проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, то есть за несоблюдение им добровольно принятых на себя обязательств, предусмотренных законодательством, предшествует объективная оценка совершенного им деяния, а обоснованность увольнения со службы может быть предметом судебной проверки (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2015 года № 278-О).
Из содержания приведенных выше нормативных положений с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что для сотрудников органов внутренних дел установлены повышенные требования к их поведению как в служебное, так и во внеслужебное время, вследствие чего на них возложены особые обязанности - заботиться о сохранении своих чести и достоинства, не совершать проступков, вызывающих сомнение в объективности, справедливости и беспристрастности сотрудника, наносящих ущерб его репутации, авторитету органа внутренних дел и государственной власти. Несоблюдение сотрудником органов внутренних дел таких добровольно принятых на себя обязательств, предусмотренных законодательством, является проступком, порочащим честь сотрудника органов внутренних дел.
В случае совершения сотрудником органов внутренних дел проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, он подлежит безусловному увольнению, а контракт с ним - расторжению. Применение других мер ответственности в данном случае невозможно, поскольку закон не предоставляет руководителю органа внутренних дел права избрания для такого сотрудника иной более мягкой меры ответственности, чем увольнение из органов внутренних дел. Увольнение сотрудника органов внутренних дел за совершение проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, обусловлено особым правовым статусом указанных лиц.
Для решения вопроса о законности увольнения сотрудника органов внутренних дел со службы в органах внутренних дел в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел по пункту 9 части 3 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ, юридически значимым обстоятельством является установление факта совершения сотрудником органов внутренних дел действий, подрывающих деловую репутацию и авторитет органов внутренних дел, нарушающих требования к поведению сотрудника при осуществлении служебной деятельности и во внеслужебное время, а также требований по соблюдению профессионально-этических принципов, нравственных правил поведения, закрепленных приведенными выше положениями нормативных актов.
Проведенной служебной проверкой установлено совершение Лантратовым Д.С. и Гапоновым А.А. таких действий при осуществлении служебной деятельности.
Приказом №460 от 26 июня 2020 года утвержден Кодекс этики и служебного поведения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, согласно п. 6.3 Кодекса сотрудник должен служить примером исполнения законов, неукоснительного соблюдения требований служебной дисциплины.
Для сотрудника неприемлем предвзятый или необъективный подход при рассмотрении вопроса о применении к правонарушителям мер государственного принуждения и привлечении их к ответственности (п. 8.3 Кодекса)
Согласно части 1 статьи 49 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 50 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ на сотрудника органов внутренних дел в случае нарушения им служебной дисциплины может налагаться дисциплинарное взыскание в виде увольнения со службы в органах внутренних дел по соответствующим основаниям. Порядок и сроки применения к сотрудникам органов внутренних дел дисциплинарных взысканий установлены статьей 51 данного федерального закона.
Дисциплинарное взыскание должно быть наложено не позднее чем через две недели со дня, когда прямому руководителю (начальнику) или непосредственному руководителю (начальнику) стало известно о совершении сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка, а в случае проведения служебной проверки или возбуждения уголовного дела - не позднее чем через один месяц со дня утверждения заключения по результатам служебной проверки или вынесения окончательного решения по уголовному делу. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке (часть 6 статьи 51 Федерального закона № 342-ФЗ).
До наложения дисциплинарного взыскания от сотрудника органов внутренних дел, привлекаемого к ответственности, должно быть затребовано объяснение в письменной форме. В случае отказа сотрудника дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Перед наложением дисциплинарного взыскания по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя в соответствии со статьей 52 данного закона может быть проведена служебная проверка (часть 8 статьи 51 Федерального закона № 342-ФЗ).
Служебная проверка проводится по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя при необходимости выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных статьей 14 названного закона, а также по заявлению сотрудника (часть 1 статьи 52 Федерального закона № 342-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ при проведении служебной проверки в отношении сотрудника органов внутренних дел должны быть приняты меры по объективному и всестороннему установлению: 1) фактов и обстоятельств совершения сотрудником дисциплинарного проступка; 2) вины сотрудника; 3) причин и условий, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка; 4) характера и размера вреда, причиненного сотрудником в результате совершения дисциплинарного проступка; 5) наличия или отсутствия обстоятельств, препятствующих прохождению сотрудником службы в органах внутренних дел.
Служебная проверка проводится в течение тридцати дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проведения служебной проверки по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя может быть продлен, но не более чем на тридцать дней (часть 4 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ).
Результаты служебной проверки представляются руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки, в письменной форме в виде заключения не позднее чем через три дня со дня завершения проверки. Указанное заключение утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем, принявшими решение о проведении служебной проверки, не позднее чем через пять дней со дня представления заключения (часть 5 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ).
Сотрудник органов внутренних дел, в отношении которого проводится служебная проверка, обязан давать объяснения в письменной форме по обстоятельствам проведения служебной проверки, если это не связано со свидетельствованием против самого себя, а также имеет право представлять заявления, ходатайства и иные документы, обжаловать решения и действия (бездействие) сотрудников, проводящих служебную проверку, руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки, знакомиться с заключением по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, потребовать провести проверку своих объяснений с помощью психофизиологических исследований (обследований) (часть 6 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ).
В заключении по результатам служебной проверки указываются установленные факты и обстоятельства, предложения, касающиеся наложения на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания (часть 7 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 года №342-ФЗ).
Заключение по результатам служебной проверки подписывается лицами, ее проводившими, и утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем, принявшими решение о проведении служебной проверки (часть 8 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 года №342-ФЗ).
Согласно п. 13 Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 26 марта 2013 года № 161 основанием для проведения служебной проверки является необходимость выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных статьей 14 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также заявление сотрудника.
Поручение сотруднику о проведении служебной проверки оформляется в виде резолюции на свободном от текста месте документа, содержащем сведения о наличии основания для ее проведения. Допускается оформление резолюции на отдельном листе или на специальном бланке с указанием регистрационного номера и даты документа, к которому она относится (п. 14 Порядка).
Решение о проведении служебной проверки должно быть принято не позднее двух недель с момента получения соответствующим руководителем (начальником) информации, являющейся основанием для ее проведения (пункт 15 Порядка).
Заключение по результатам служебной проверки составляется на основании имеющихся в материалах служебной проверки данных и должно состоять из трех частей: вводной, описательной и резолютивной. Во вводной части указываются: должность, звание, инициалы, фамилия сотрудника, проводившего служебную проверку, или состав комиссии, проводившей служебную проверку (с указанием специального звания, должности, фамилии и инициалов председателя и членов комиссии); должность, звание, фамилия, имя, отчество, год рождения сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка, а также сведения об образовании, о времени его службы в органах внутренних дел и в замещаемой должности, количестве поощрений, взысканий, наличии (отсутствии) у него неснятых дисциплинарных взысканий (пункты 34, 35 Порядка).
Описательная часть должна содержать основания проведения служебной проверки, объяснение сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка, факт совершения сотрудником дисциплинарного проступка, обстоятельства и последствия совершения сотрудником дисциплинарного проступка, наличие либо отсутствие обстоятельств, предусмотренных статьей 14 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ, факты и обстоятельства, установленные в ходе рассмотрения заявления сотрудника, материалы, подтверждающие (исключающие) вину сотрудника, обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность сотрудника, иные факты и обстоятельства, установленные в ходе проведения служебной проверки (пункт 36 Порядка).
С учетом изложенной в описательной части информации в резолютивной части указываются: заключение об окончании служебной проверки и о виновности (невиновности) сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка, предложения о применении (неприменении) к сотруднику, в отношении которого проведена служебная проверка, мер дисциплинарной ответственности, иных мер воздействия, выводы о причинах и условиях, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка, выводы о наличии или отсутствии обстоятельств, предусмотренных статьей 14 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ, выводы о наличии или отсутствии фактов и обстоятельств, указанных в заявлении сотрудника, предложения о передаче материалов в следственные органы Следственного комитета Российской Федерации, органы прокуратуры Российской Федерации для принятия решения в установленном законом порядке, рекомендации об оказании сотруднику правовой помощи, а также социальной и (или) психологической помощи, предложения о мерах по устранению выявленных недостатков или предложения о прекращении служебной проверки в связи с отсутствием факта нарушения служебной дисциплины или обстоятельств, предусмотренных статьей 14 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ (пункт 37 Порядка).
По фактам допущенных должностными лицами ОМВД России по Прохоровскому району нарушений эксплуатации служебного автотранспорта, использования топливной карты «Роснефть» при осуществлении заправок служебного автотранспорта и обоснованности списания горюче-смазочных материалов на основании докладной записки начальника тыла УМВД России по Белгородской области Никитенко С.В. № 94/1098 от 26 марта 2021 г. начальником УМВД России по Белгородской области назначена служебная проверка путем проставления резолюции на указанной должностной записке.
Срок проведения служебной проверки продлен начальником УМВД до 24 мая 2021 г. по рапорту лица, проводившего проверку от 22 апреля 2021 г.
По результатам служебной проверки 21 мая 2021 г. составлено заключение, утвержденное начальником УМВД России по Белгородской области 24 мая 2021 г., которым установлены нарушения истцами п.п. 8,12 ч. 1 ст. 12 ФЗ «О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», п. 41 Порядка организации транспортной деятельности в органах внутренних дел Российской Федерации, п.п. 11, 31.11 Правил эксплуатации и хранения транспортных средств, находящихся в оперативном управлении УМВД и территориальных органов, предложено провести внеочередную аттестацию Лантратова Д.С. и Гапонова А.А.
Как следует из представленных доказательств, правовых решений по результатам указанной служебной проверки не принято.
26 мая 2021 г. начальнику УМВД по Белгородской области подан рапорт заместителя начальника штаба УМВД России по Белгородской области о проведении служебной проверки по факту нарушений порядка эксплуатации служебного транспорта, использования топливной карты и обоснованности списания горюче – смазочных материалов в целях выявления причин и условий, способствовавших совершению нарушений. На рапорте проставлена резолюция о проведении служебной проверки.
Приказом УМВД от 31 мая 2021 года № 290 отменено заключение от 24 мая 2021 года и назначена комиссионная служебная проверка по фактам допущенных нарушений должностными лицами ОМВД России по Прохоровскому району, связанных с порядком эксплуатации служебного автотранспорта, использования топливной карты при осуществлении заправок служебного автотранспорта, обоснованности списания горюче-смазочных материалов, а также оценки организации контроля за данным направлением деятельности и установления причин и условий, способствовавших совершению нарушений, с 31 мая 2021 года. Приказом утвержден состав комиссии по проведению служебной проверки, срок проверки до 08 июня 2021 г. Основанием для отмены заключения от 24 мая 2021 г. указано направление 25 мая 2021 г. в Яковлевский МСО СУ СК РФ по Белгородской области материала проверки ОРЧ СБ УМВД по Белгородской области в отношении 13 сотрудников ОМВД России по Прохоровскому району, поступившее 28 мая 2021 г. сообщение оперативной сводки МВД России с резолюцией заместителя министра о необходимости оценки контроля за данным направлением деятельности.
08 июня 2021 г. начальником УМВД России по Белгородской области утверждено заключение комиссии по результатам служебной проверки от 07 июня 2021 г., из которого следует, что комиссией проверялся факт заправок в марте 2021 года служебного автомобиля ГАЗ-32215 государственный регистрационный знак № который закреплен за истцами. По записям с камер видеонаблюдения АЗС установлено, что 09 марта 2021 г. в 19 часов 13 минут полицейский Лантратов Д.С. на указанном служебном автомобиле прибыл на АЗС, где осуществил заправку бензина в емкость, находящуюся в салоне автомобиля, 12 марта 2021 года в 23 часа 42 минуты он также заправил бензин в емкость, находящуюся в салоне автомобиля. Из детализации по топливной карте № 7826010111931875 ОМВД следует, что 9 марта 2021 г. Лантратов заправил 20 литров бензина на сумму 896 рублей, 12 марта 2021 года – 45 литров на сумму 2016 рублей. Согласно путевому листу № 48 автомобиль ГАЗ-32215 государственный регистрационный знак № закреплен за прапорщиком полиции Лантратовым Д.С., 9 марта 2021 г. он получил бензин в количестве 50 литров, 12 марта 2021 г. – 55 литров. 12 марта 2021 г. в 02 часа 01 минуту полицейский Гапонов А.А. на указанном служебном автомобиле прибыл на АЗС, где осуществил заправку бензина в канистру, находящуюся в салоне автомобиля. 15 марта 2021 г. в 21 час 57 минут он заправил бензин в емкость, находящуюся в салоне автомобиля. В ходе анализа детализации по топливной карте № 7826010111931875 ОМВД видно, что 12 марта 2021 г. Гапонов заправил 20 литров бензина на сумму 896 рублей, 15 марта 2021 г. – 60 литров на сумму 1792 рублей и 896 рублей. Согласно путевому листу № 48 на автомобиль ГАЗ-32215 государственный регистрационный знак № закреплен за старшим сержантом полиции Гапоновым А.А., которым 12 марта 2021 г. получен бензин в количестве 55 литров, 15 марта 2021 г. – 60 литров.
В ходе проведения служебной проверки у истцов отобраны объяснения.
В объяснениях от 01 июня 2021 г. Лантратов Д.С. указал, что 09 марта 2021 г. он заправил в бак служебного автомобиля 30 литров бензина, в вечернее время в канистру еще 20 литров, которые впоследствии отдал неизвестному мужчине в обмен на запасные части на служебный автомобиль, какие именно не помнит, бензин списал на служебный автомобиль, 12 марта 2021 года заправил две емкости объемом 45 литров, 25 литров отдал в обмен на колеса к служебному автомобилю неизвестному мужчине, которого нашел по объявлению, оставшиеся 20 литров бензина использовал в личных целях, залив в свой личный автомобиль Нива Шевроле государственный регистрационный знак №
В объяснениях 31 мая 2021 г. Гапонов пояснил, что в период времени с 8 часов 00 минут 11 марта до 08 часов 00 минут 12 марта 2021 года находился на службе и дважды осуществлял заправку закрепленного за ним служебного автомобиля ГАЗ-32215 государственный регистрационный знак №, заправил 40 литров бензина в бензобак, в ночное время заправил 20 литров в канистру, бензин из канистры перелил в свой личный автомобиль Мазда 3 государственный регистрационный знак № и использовал в личных целях. 15 марта 2021 г. в 21 час 00 минут он осуществил заправку в канистру 20 литров бензина, который также в дальнейшем перелил в личный автомобиль.
Положения Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ и Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации не предусматривают, что при проведении служебной проверки сотрудники должны писать собственноручно объяснения, истцами факт подписания объяснений не оспаривался, доказательств оказания на них давления при подписании объяснений не представлено, допрошенные судом свидетели Толстолуцкий О.В. и Будников С.В. данный факт не подтвердили, в связи с чем судебная коллегия признает необоснованными доводы жалобы о том, что объяснения отобраны с нарушением Порядка.
При даче объяснений истцы указали, что им понятным права и обязанности, предусмотренные ч. 6 ст. 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ, поставили подписи под разъяснениями.
Вопреки доводам истцов, в ходе проведения служебной проверки установлены обстоятельства, время и дата совершения истцами проступков.
При разрешении исковых требований Лантратова Д.С., Гапонова А.А. об оспаривании законности их увольнения со службы по пункту 9 части 3 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ ответчиком представлены суду доказательства, подтверждающие совершение истцами проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, выразившегося в совершении действий по заправке горюче-смазочных материалов в канистры, заправке личного транспорта в нарушение нормативных актов, устанавливающих порядок эксплуатации и заправки транспортных средств, ссылки жалобы на то, что в ходе проверки не установлено расхождения в показаниях одометра служебного автомобиля с показаниями в путевом листе, нет сведений о том, что в путевой лист внесены недостоверные данные, не опровергают наличия в их действиях проступков.
Дальнейшее внесение истцами денежных средств в погашение стоимости топлива об отсутствии в их действиях проступка не свидетельствует.
Доводы истцов о том, что проверка должна быть начата не позднее 02 апреля 2021 г. и окончена не позднее 02 мая 2021 г., основаны на неправильном толковании нормативных актов, поскольку Порядок проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации предусматривает возможность продления сроков проведения проверки.
В данном случае, проверка по фактам, имевшим место в период с 01 по 19 марта 2021 г. была назначена 26 марта 2021 г., срок проведения служебной проверки продлен начальником УМВД до 24 мая 2021 г., по ее результатам 21 мая 2021 г. составлено заключение, утвержденное 24 мая 2021 г.
После отмены заключения проверка назначена 31 мая 2021 года и окончена в установленные сроки 07 июня 2021 года (заключение утверждено 08 июня 2021 г.).
В силу части 14 статьи 89 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ увольнение сотрудника органов внутренних дел по основанию, предусмотренному пунктом 9 части 3 статьи 82 настоящего Федерального закона, не допускается позднее шести месяцев со дня, когда прямому руководителю (начальнику) или непосредственному руководителю (начальнику) стало известно о совершении сотрудником проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, и позднее трех лет со дня его совершения.
Вышеприведенные нормативные акты не содержат запрета руководителю, наделенному правом назначать проведение служебной проверки, на отмену результатов служебной проверки и назначения комиссионной проверки при возникновении оснований, предусмотренных пунктом 13 Порядка.
Таким образом, существенных нарушений при проведении служебной проверки, которые явились бы основанием для признания заключения незаконным, не установлено.
Сроки и порядок проведения служебной проверки и привлечения истцов к дисциплинарной ответственности не нарушены.
При увольнении истца ответчиком учтена тяжесть совершенного проступка, отношение истца к службе, что соответствует положениям статьи 40 Дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, также учтено, что применение других мер ответственности при таких обстоятельствах законодателем не предусмотрено.
Иных доводов апелляционная жалоба не содержит, суд первой инстанции при разрешении спора между сторонами дал всестороннюю, полную и объективную оценку доказательствам по делу в соответствии с требованиями процессуального закона, правильно применил нормы материального права, основания к отмене решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Белгорода от 18 апреля 2022 г. по делу по иску Гапонова А.А. (паспорт №), Лантратова Д.С. (паспорт №) к УМВД России по Белгородской области (ИНН 3123021870), ОМВД России по Прохоровскому району Белгородской области (ИНН 3115002433) о восстановлении на службе оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1, ФИО2 без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Белгородского областного суда может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения путем подачи кассационной жалобы (представления) через Октябрьский районный суд г. Белгорода.
Мотивированный текст апелляционного определения составлен 29 сентября 2022 ░░░░
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░