№ 2А-308/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
село Упорово 28 марта 2018 года
Заводоуковский районный суд Тюменской области в составе:
судьи Севрюгиной И. В.,
при секретаре Мелёхиной О. А.,
с участием
помощника прокурора Упоровского района Ковалевой Г. А.,
административного ответчика Дмитриева В. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело ...А-308/2018 по административному иску прокурора Упоровского района Тюменской области в интересах неопределенного круга лиц к Дмитриеву Виктору Владимировичу о прекращении действия права на управление транспортными средствами,
У с т а н о в и л :
Прокурор Упоровского района Тюменской области (далее прокурор) в интересах неопределённого круга лиц обратился с иском к Дмитриеву Виктору Владимировичу (далее административный ответчик) о прекращении действия права на управление транспортными средствами.
Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой ... проведена проверка исполнения требований Федерального закона от ... № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». В ходе проверки установлено, что Дмитриеву Виктору Владимировичу, ... года рождения, ... выдано водительское удостоверение ... с разрешающими категориями «А, А1, В, В1, М».
В соответствии с информацией ГБУЗ ТО «Областная больница ... (...) ФИО1 состоит на учете у врача нарколога с ... с диагнозом: ..., в связи с чем, у него имеются противопоказания к управлению всеми видами транспорта.
Таким образом, Дмитриев В. В. страдающий заболеванием ..., в нарушение требований закона обладает правом на управление транспортными средствами, являющимися источником повышенной опасности, в результате чего нарушаются права граждан на безопасное передвижение по дорогам Российской Федерации. На основании вышеизложенного, по правовому обоснованию иска ссылаясь на ст. 35 Федерального закона Российской Федерации «О прокуратуре», статью 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор ... просит: прекратить действие права ФИО1, ... года рождения, на управление транспортными средствами категории «А, А1, В, В1, М» на основании водительского удостоверения ... от ..., изъять водительское удостоверение у ФИО1.
Административный истец помощник прокурора ... ФИО2 в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме, по основаниям, указанным в административном исковом заявлении.
Административный ответчик ФИО1 в судебном заседании пояснил, что копия административного искового заявления ему вручена, с обстоятельствами, изложенными прокурором он согласен, представив письменное заявление о признании иска.
Представитель заинтересованного лица межмуниципального отдела МВД РФ «Заводоуковский» в судебное заседание не явился, просит о рассмотрении дела в его отсутствие, требования административного искового заявления поддерживает, о чем в суд поступило соответствующее письменное сообщение.
В соответствии с положениями ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица МОМВД РФ «Заводоуковский».
Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, оценив представленные и исследованные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Право на обращение прокурора в суд с административным исковым заявлением предусмотрено и п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона « О прокуратуре», если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии со ст. 55 Конституции Российской Федерации Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Федеральный закон РФ от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» относится к таким Законам.
В силу положений статей 1 и 3 Федерального закона РФ от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. В качестве основных принципов обеспечения безопасности дорожного настоящий Федеральный закон определяет приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с пунктами 1, 2, 4 статьи 24 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" права граждан на безопасные условия движения по дорогам РФ гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства РФ о безопасности дорожного движения и международных договоров РФ. Участники дорожного движения обязаны выполнять требования настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.
В соответствии с п. п. 1, 2 и 4 ст. 23 названного Федерального закона медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в том числе, в организации обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования кандидатов в водители и водителей транспортных средств. Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности. Периодичность обязательных медицинских освидетельствований, порядок их проведения, перечень медицинских противопоказаний, при которых гражданину РФ запрещается управлять транспортными средствами, устанавливаются федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 28 Федерального закона "О безопасности дорожного движения” основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются: истечение установленного срока действия водительского удостоверения: ухудшение здоровья водителя, препятствующее безопасному управлению транспортными средствами, подтвержденное медицинским заключением; лишение права на управление транспортными средствами.
Статьей 23 Федерального закона РФ « О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидата в водители и водителей транспортных средств.
Согласно Перечню медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ... ..., лица страдающие заболеванием «Наркомания», «Алкоголизм» не имеют права осуществлять деятельность, связанную с источником повышенной опасности.
Судом установлено, что ... ФИО1, ... года рождения, выдано водительское удостоверение ... на право управления транспортными средствами категории «А, А1, В, В1, М» со сроком действия по ... (л.д.16).
Согласно справки ГБУЗ ТО «Областная больница ...» (...) филиал ... больница ФИО1, ... года рождения, проживающий по адресу: ..., страдает ..., состоит на учете с ... (л.д.13).
На основании Приказ Минздрава СССР от ... N 704 "О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями" (вместе с "Инструкцией о порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств без клинических проявлений заболевания") диспансерному учету и динамическому наблюдению в амбулаторных наркологических учреждениях (подразделения) подлежат все лица, которым установлены диагнозы: хронический алкоголизм, наркомания, токсикомания.
Снятие с диспансерного учета производится по ряду причин, в том числе стойкой ремиссии (выздоровление).
Ремиссия после лечения алкоголизмом или наркоманией, токсикоманией является воздержание от приема алкоголя, наркотиков и психоактивных веществ, а стойкая ремиссия - это выздоровление.
В соответствии с приложением к Приказу Министерства здравоохранения СССР от ... ... «О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией» срок стойкой ремиссии устанавливается для больных хроническим алкоголизмом 3 года, больных наркоманией и токсикоманией 5 лет.
Доказательств, подтверждающих установление стойкой ремиссии, отсутствие оснований для постановки Дмитриева В. В. на учет в связи с наличием ..., административный ответчик не предоставил.
Между тем, наличие данного диагноза является противопоказанием к вождению автотранспортных средств.
При установлении факта прямого запрета к управлению гражданином транспортными средствами действия права управления транспортными средствами противоречит основным принципам законодательства о безопасности дорожного движения и не согласуется с вышеуказанными нормами международного права, в связи с чем, такая деятельность подлежит запрету посредством прекращения действия права на управление транспортными средствами.
Поскольку действие специального права, в данном случае наличие права у Дмитриева В. В. на управление транспортными средствами, противоречит основным принципам законодательства о безопасности дорожного движения и не согласуется с нормами международного права, требования прокурора ... обоснованы и подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ с административного ответчика в доход местного бюджета подлежат взысканию государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден.
Размер государственной пошлины при рассмотрении искового заявления неимущественного характера в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ для физических лиц составляет 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд,
Р е ш и л :
Административный иск прокурора Упоровского района Тюменской области, заявленное в интересах неопределённого круга лиц к Дмитриеву Виктору Владимировичу о прекращении действия права на управление транспортными средствами удовлетворить полностью.
Прекратить действие права Дмитриева Виктора Владимировича, ... года рождения, на управление транспортными средствами категории «А, А1, В, В1, М» на основании водительского удостоверения ... от ....
Копию решения направить в Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации «Заводоуковский» для изъятия водительского удостоверения у Дмитриева Виктора Владимировича.
Взыскать с Дмитриева Виктора Владимировича в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня его оглашения, путем подачи апелляционной жалобы в Заводоуковский районный суд ....
Судья подпись И. В. Севрюгина