Гражданское дело № 2-1679/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
6 июля 2016 года пос. Кугеси
Чебоксарский районный суд Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Смирновой С.А.,
при секретаре судебного заседания Крыцовой Т.В.,
с участием: истца Соломонова Ф.С.,
представителя ответчика Петровской А.С., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Соломонова Ф.С. к администрации Чебоксарского района Чувашской Республики о признании отказа в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях незаконным, возложении обязанности поставить на учет,
у с т а н о в и л:
Соломонов Ф.С. обратился с исковым заявлением к администрации Чебоксарского района Чувашской Республике о признании отказа в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях незаконным, возложении обязанности поставить на учет.
Исковые требования мотивированы тем, что истец Соломонов Ф.С. с семьей из пяти человек проживает в двухкомнатной квартире, общей площадью 53,5 кв.м., принадлежащей им на праве общей долевой собственности по ? доле у каждого, расположенной по адресу: <адрес>.
В квартире совместно с истцом зарегистрированы и проживают: сын ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жена – ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын - ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Вышеуказанная квартира была приобретена по ипотечному кредиту согласно кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справке о задолженности сумма долга по кредитному договору в настоящее время не погашена, полная задолженность составляет 222600 руб.
На одного человека в семье Соломоновых приходится из 28,2 кв.м. по 5,64 кв.м. жилой площади.
Истец указывает, что его сын ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения является ребенком - инвалидом.
Согласно заключению врачебно - консультационной комиссии БУ «<адрес> больница» от ДД.ММ.ГГГГ заболевание сына входит в Перечень заболеваний, дающих право инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь
В апреле 2016 года истец обратился в с заявлением в администрацию Чебоксарского района Чувашской Республики о постановке на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемых по договору социального найма.
Однако администрация Чебоксарского района Чувашской Республики письмом от ДД.ММ.ГГГГ отказала истцу в постановке на учёт, поскольку его семья не является малоимущей.
Истец полагает, что поскольку его несовершеннолетний сын ФИО1 страдает заболеванием, которое входит в Перечень заболеваний, и дающих право на дополнительную жилую площадь, то администрация Чебоксарского района Чувашской Республики обязана принять его на учет для улучшения жилищных условий.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, истец просит признать отказ администрации Чебоксарского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ в постановке на учет Соломонова Ф.С. и членов его семьи в качестве, нуждающихся в жилом помещении незаконным и возложить обязанность на администрацию Чебоксарского района Чувашской Республики поставить ФИО1 на учет в качестве ребенка - инвалида, имеющего право на дополнительную жилую площадь.
В судебном заседании Соломонов Ф.С. исковые требования поддержал в полном объёме и вновь привел их суду.
Представитель ответчика – администрации Чебоксарского района Чувашской Республики Петровская А.С. исковые требования не признала, пояснив, что семья Соломоновых не признана малоимущей, органы местного самоуправления не наделены государственными полномочиями по обеспечению жилым помещением граждан, являющихся инвалидами и не признанными малоимущими.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения истца Соломонова Ф.С. и представителя ответчика администрации Чебоксарского района Чувашской Республики Петровскую А.С., суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, истец Соломонов Ф.С. зарегистрирован и проживает в <адрес>, вместе с ним в указанной квартиры зарегистрированы и проживают его супруга ФИО2, сын ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Общая площадь квартиры составляет 53,5 кв.м.
Из имеющихся в деле медицинских документов следует, что ФИО1 является ребенком - инвалидом, имеет право на дополнительную жилую площадь согласно Перечню заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, и страдает заболеванием, входящим в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Чебоксарского района Чувашской Республики поступило заявление истца Соломонова Ф.С. о принятии его с семьей из пяти человек (он сам, супруга ФИО2, сын ФИО1, дочь ФИО3, сын ФИО4) на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ администрация Чебоксарского района Чувашской Республики сообщила, что на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма, истец и его члены семьи не могут быть поставлены, поскольку их семья не является малоимущей.
В соответствии с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).
Из изложенного следует, что для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении, а предоставление гражданам жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения.
В соответствии с частью 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления указанной категории граждан, для которых не требуется признания малоимущими, возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение жилыми помещениями.
Из изложенного следует, что для того, чтобы быть принятым на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях и получить жилое помещение по договору социального найма, необходимо соответствовать определенной категории, установленной федеральным законом, либо быть признанным малоимущим.
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации относит ряд граждан, в том числе проживающих в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации.
Порядок принятия на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде установлен статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Частью 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1). Но для отдельных категорий граждан часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрела возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.
К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации Перечне (пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, по общим правилам Жилищного кодекса Российской Федерации для постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях и для получения жилого помещения по договору социального найма муниципального жилищного фонда во внеочередном порядке гражданин должен быть признан в установленном порядке малоимущим (часть 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
На федеральном уровне обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. При этом определено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации не предусматривает иного порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма, то право истца на обеспечение жилой площадью подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, то есть в случае признания малоимущим, с учетом права на получение жилого помещения вне очереди по пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, для внеочередного обеспечения граждан, указанных в пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо не только наличие у гражданина хронических заболеваний, предусмотренных Перечнем заболеваний, но и одновременное наличие указанных в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации условий, а также признания гражданина малоимущим, нуждающимся в жилом помещении.
Между тем, семья Соломоновых малоимущей в установленном законом порядке не признана. Доказательств того, что Соломоновы имеют среднемесячный доход менее 1,3 прожиточного минимума суду не представлено.
Имеющимися в материалах дела медицинскими документами подтверждается то обстоятельство, что сын истца ФИО1, 2006 года рождения, страдает заболеванием, которое входит в Перечень тяжелых форм заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Указанное обстоятельство ответчиком не оспаривается.
Более того, лица, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, включенных в вышеуказанный Перечень, обладают правом на внеочередное обеспечение жилым помещением только в том случае, если проживают в жилом помещении, занятом несколькими разными семьями.
Судом установлено, что в <адрес> проживает одна семья, семья Соломоновых.
Указанная квартира принадлежит по 1/4 доле в праве общей долевой собственности: Соломонову Ф.С., ФИО2, ФИО3, ФИО1 на основании договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для возложения обязанности на орган местного самоуправления принять истца на учет нуждающихся в жилых помещениях, в связи с чем не имеется оснований и для признания незаконным отказа в постановке его на учет в качестве нуждающихся в жилье. Поскольку оспариваемый отказ органа местного самоуправления соответствует требованиям жилищного законодательства, то суд отказывает в удовлетворении остальных исковых требований Соломонова Ф.С.
Доводы истца о том, что наличие у сына ФИО1, 2006 года рождения, права на дополнительную жилую площадь должно быть учтено при постановке на учет для улучшения жилищных условий, суд во внимание не принимает как основанные на неправильном толковании норм материального права.
Действительно, статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусматривалось, что право инвалида на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты учитывается при постановке на учет для улучшения жилищных условий и предоставлении жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда. Однако данная редакция статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" действовала до 1 января 2005 года.
Федеральным законом от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2005 года, редакция статьи 17 изменена, и согласно измененной редакции право на дополнительную жилую площадь может быть реализовано гражданином только при предоставлении ему жилого помещения при наличии общих оснований для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, то есть с 1 января 2005 года отсутствие у инвалида дополнительной жилой площади не является самостоятельным основанием для признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Статья 28.2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» устанавливает, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, для внеочередного обеспечения граждан, указанных в п.3 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо наличие у гражданина хронических заболеваний, предусмотренных Перечнем заболеваний, и одновременно признание этого гражданина малоимущим, нуждающимся в жилом помещении.
Поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации не предусматривает в настоящее время иного порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма, то вопрос о признании Соломонова Ф.С. с членами его семьи нуждающимися в жилье подлежит разрешению по общим правилам жилищного законодательства - в соответствии с ч.1 ст. 49 ЖК РФ, т.е. в случае признания семьи органом местного самоуправления малоимущей в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации (Законом Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений»).
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, реализация права на жилище может быть обусловлена определенными требованиями, закрепленными в актах жилищного законодательства (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2009 года N 376-О-П, от 3 ноября 2009 года N 1368-О-О, от 23 марта 2010 года N 331-О-О, от 12 апреля 2011 года № 551-О-О и др.). Такое законодательное регулирование, как указал Конституционный Суд РФ, согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Соломонову Федору Сергеевичу в удовлетворении исковых требований к администрации Чебоксарского района Чувашской Республики о признании отказа администрации Чебоксарского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ в постановке на учет Соломонова Ф.С. и членов его семьи в качестве граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, незаконным, о возложении обязанности поставить ФИО1 на учет в качестве ребенка - инвалида, имеющего право на дополнительную жилую площадь, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда путем подачи апелляционной жалобы через Чебоксарский районный суд Чувашской Республики.
Мотивированное решение изготовлено 13 июля 2016 года.
Председательствующий судья С.А. Смирнова