Дело № 2-2840/2024
55RS0002-01-2024-005398-12
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Омск 07 ноября 2024 года
Куйбышевский районный суд города Омска
в составе председательствующего судьи Ромбс Е.А.,
при секретаре судебного заседания Климакове Е.А., ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лешковой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» Министерства труда и социальной защиты РФ, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Министерства труда и социальной защиты РФ об оспаривании решения, возложении обязанности установления группы инвалидности,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с иском к ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» Министерства труда и социальной защиты РФ, ФГБУ «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Министерства труда и социальной защиты РФ об оспаривании решения, возложении обязанности установления группы инвалидности.
В обоснование требований указал, что решением № от ДД.ММ.ГГГГ бюро № – филиал ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» истцу установлена <данные изъяты> группа инвалидности. На основании акта медико-социальной экспертизы <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ экспертным составом № ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» ФИО1 у истца подтверждена <данные изъяты> группа инвалидности, о чем была выдана справка <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. По результатам обжалования ФИО2 выводов эксперта от ДД.ММ.ГГГГ, экспертным составом № ФГКУ «ФБ МСЭ» ФИО1 выдана справка о результатах медико-социальной экспертизы <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ и письмо <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, которыми подтверждены ранее установленные выводы ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» ФИО1 об установлении третий группы инвалидности. С постановленными выводами экспертных составов не согласен, считает их ошибочными, вынесенными без учета состояния здоровья истца и требований действующего законодательства в области медико-социальной экспертизы.
Так, в обоснование выводов эксперты ссылаются на п. 10.1.2 количественной системы оценки степени выраженности стойких нарушений функций организма человека, утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от ДД.ММ.ГГГГ №н, согласно которому у истца выявлены <данные изъяты>
Полагает, что на основании п. 10.1.3, п. 1.3.3. <данные изъяты>
Просит признать незаконным решение № от ДД.ММ.ГГГГ бюро № – филиал ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» об установлении ФИО2 <данные изъяты> группы инвалидности; признать незаконным решение ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» ФИО1 <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ; признать незаконным решение ФГКУ «ФБ МСЭ» ФИО1 <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ; обязать ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» установить ФИО2 вторую группу инвалидности бессрочно.
В судебном заседании ФИО2 участие не принимал, о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще, представитель истца ФИО6, действующий на основании ордера, в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, указав, что ДД.ММ.ГГГГ врачом-кардиологом ФИО2 установлен диагноз <данные изъяты>), который не был учтен при определении группы инвалидности.
Представитель ответчика ФКУ «Главное бюро медико-социальоной экспертизы по <адрес>» Министерства труда ФИО1 по доверенности ФИО7 в судебном заседании исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в письменных возражениях, согласно которым основанием для установления инвалидности является не факт наличия заболевания (травмы), а обусловленные им стойкие нарушения функций организма, классифицируемые с использованием количественной системы оценки степени выраженности стойких функциональных нарушений, которые ограничивают способность самостоятельно передвигаться, обслуживать себя, контролировать свое поведение, общаться, ориентироваться, выполнять трудовую функцию, обучаться. ФИО2 впервые направлен на МСЭ ДД.ММ.ГГГГ БУЗОО «ГБ №» с основным диагнозом: <данные изъяты> указано «без личного присутствия». В бюро №-филиале ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» ДД.ММ.ГГГГ проведена заочная медико-социальная экспертиза, по результатам которой установлена <данные изъяты> инвалидности с причиной «общее заболевание» на 1 год (до ДД.ММ.ГГГГ). Данное решение подтверждено при проведении очного свидетельствования в Экспертном составе № ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ и Экспертном составе № общего профиля ФГБУ ФБ МСЭ ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с окончанием срока инвалидности ФИО2 повторно направлен для проведения заочное МСЭ с целью установления группы инвалидности, разработки ИПРА инвалида ДД.ММ.ГГГГ с диагнозом: <данные изъяты>
Диагноз <данные изъяты>
Учитывая имеющиеся стойкие умеренные нарушения функций <данные изъяты> системы – <данные изъяты> Решение Бюро № подтверждено при проведении заочной МСЭ по обжалованию решения в Экспертном составе № ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ и в Экспертном составе № общего профиля ФГБУ ФБ МСЭ ФИО1.
Представитель ответчика ФГБУ «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Министерства труда и социальной защиты РФ в судебном заседании участие не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Министерства труда и социального развития <адрес>, в судебном заседании участие не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, в материалы дела представил отзыв на исковое заявление, в котором просили рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав пояснения представителей истца и ответчика, исследовав материалы гражданского дела, оценив совокупность представленных доказательств с позиции их относимости, допустимости, достоверности и достаточности, суд приходит к следующему выводу.
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Статьей 60 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что медико-социальная экспертиза проводится в целях определения потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Медико-социальная экспертиза проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.
Согласно статье 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (ч. 1).
Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью (ч. 2).
Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения (часть 2 статьи 7 Закона № 181-ФЗ).
Согласно статье 8 Закона № 181-ФЗ медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагается, в частности, установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты (пункт 1 части 3 статьи 8 Закона № 181-ФЗ).
Споры по вопросам установления инвалидности, реализации индивидуальных программ реабилитации, абилитации инвалидов, предоставления конкретных мер социальной защиты, а также споры, касающиеся иных прав и свобод инвалидов, рассматриваются в судебном порядке (статья 32 Закона № 181-ФЗ).
В соответствии с п. 21 Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утвержденного приказом Минюста ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ №, осужденные с признаками стойкой утраты трудоспособности подлежат направлению на медико-социальную экспертизу в установленном порядке.
Приказом Минюста ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены порядок и сроки направления на освидетельствование и переосвидетельствование осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, подачи указанными лицами заявлений на проведение освидетельствования или переосвидетельствования, обжалования решения федерального учреждения медико-социальной экспертизы, а также порядок организации охраны и надзора за осужденными, находящимися в исправительных учреждениях, при проведении их освидетельствования или переосвидетельствования в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в целях реализации положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов, а также обеспечения инвалидам из числа осужденных необходимых условий для прохождения медико-социальной экспертизы», согласно пункту 3 которых осужденный направляется на медико-социальную экспертизу медицинской организацией уголовно-исполнительной системы либо органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения, согласно пункту 4 этих Правил медицинская организация уголовно-исполнительной системы направляет осужденного на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое расстройство функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
В рамках делегированных федеральным законодательством полномочий Правительством Российской Федерации издано Постановление от ДД.ММ.ГГГГ №, которым утверждены Правила признания лица инвалидом (далее - Правила).
В силу п. 2 Правил признание лица инвалидом осуществляется при оказании ему услуги по проведению медико-социальной экспертизы федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы (далее - Федеральное бюро), главными бюро медико-социальной экспертизы (далее - главные бюро), а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.
Медико-социальная экспертиза проводится исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (п. 3 Правил признания лица инвалидом).
Пунктом 5 Правил признания лица инвалидом предусмотрено, что условиями признания гражданина инвалидом, вызывающими необходимость его социальной защиты, являются: а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); в) необходимость в мероприятиях по реабилитации и абилитации.
В соответствии с п. 7 Правил в зависимости от степени выраженности стойких расстройств функций организма, возникших в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет - категория "ребенок-инвалид".
Согласно п. 7 Правил гражданин направляется на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы в соответствии с решением врачебной комиссии медицинской организации при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, после проведения всех необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий с письменного согласия гражданина (его законного или уполномоченного представителя) на направление и проведение медико-социальной экспертизы.
Форма согласия гражданина (его законного или уполномоченного представителя) на направление и проведение медико-социальной экспертизы утверждается Министерством здравоохранения Российской Федерации по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
В согласии на направление и проведение медико-социальной экспертизы гражданин (его законный или уполномоченный представитель) указывает предпочтительную форму проведения медико-социальной экспертизы (с его личным присутствием или без его личного присутствия) и информирует о предпочтительном способе получения уведомления о проведении медико-социальной экспертизы.
В направлении на медико-социальную экспертизу указываются сведения из согласия на направление и проведение медико-социальной экспертизы, данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем организма, состояние компенсаторных возможностей организма, сведения о проведенных реабилитационных мероприятиях, а также сведения о результатах медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико-социальной экспертизы.
В п. 52 Правил указано, что переосвидетельствование инвалидов I группы проводится 1 раз в 2 года, инвалидов II и III групп - 1 раз в год, а детей-инвалидов - 1 раз в течение срока, на который ребенку установлена категория «ребенок-инвалид».
В соответствии с пунктом 23 Правил признания лица инвалидом, бюро проводит медико-социальную экспертизу гражданина по направлению на медико-социальную экспертизу, поступившему из медицинской организации, а также по заявлению о проведении медико-социальной экспертизы, поданному гражданином (его законным или уполномоченным представителем) в случаях, предусмотренных пунктом 21 настоящих Правил.
Согласно пункту 28 Правил признания лица инвалидом медико-социальная экспертиза проводится в бюро без личного присутствия гражданина, с личным присутствием гражданина, в том числе с выездом к гражданину по месту его нахождения или дистанционно с применением информационно-коммуникационных технологий.
Медико-социальная экспертиза без личного присутствия гражданина проводится путем изучения представленных документов, анализа имеющихся в направлении на медико-социальную экспертизу данных о состоянии здоровья гражданина, отражающих степень нарушения функций органов и систем организма, состояние компенсаторных возможностей организма, сведений о результатах проведенных реабилитационных или абилитационных мероприятий, сведений о результатах медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико-социальной экспертизы. При осуществлении медико-социальной экспертизы без личного присутствия гражданина опрос, осмотр и обследование гражданина специалистами бюро не проводятся. По результатам медико-социальной экспертизы без личного присутствия гражданина бюро выносит решение по заявленным целям, предусмотренным пунктом 22 настоящих Правил (пункт 29).
Приказом ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ №н утверждены классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, согласно которым классификации, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, определяют основные виды стойких расстройств функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, и степени их выраженности, а также основные категории жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий.
Критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, определяют основания установления групп инвалидности.
Классификации, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, определяют основные виды стойких расстройств функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, и степени их выраженности, а также основные категории жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий (пункт 1).
В п. 3 классификаций и критериев определены основные виды стойких расстройств функций организма человека.
Степень выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, устанавливается в соответствии с количественными системами оценки, предусмотренными приложениями N 1 и 2 к настоящим классификациям и критериям.
Согласно пункту 5 Классификаций и критериев, выделяются 4 степени выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами: I степень - стойкие незначительные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 10 до 30%; II степень - стойкие умеренные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 40 до 60%; III степень - стойкие выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 70 до 80%; IV степень - стойкие значительно выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 90 до 100%.
Пунктом 9 классификаций и критериев предусмотрено, что основанием для установления инвалидности лицу в возрасте 18 лет и старше является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100%), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению 2 или 3 степени выраженности одной из основных категорий жизнедеятельности человека или 1 степени выраженности ограничений двух и более категорий жизнедеятельности человека в их различных сочетаниях, определяющих необходимость его социальной защиты. Для направления на медико-социальную экспертизу необходимо, чтобы стойкое расстройство функций организма имело необходимую степень выраженности - со II степени по IV степень, предусмотренные пунктом 5.
Согласно пункту 10 классификаций и критериев, критерии для установления групп инвалидности применяются после установления гражданину инвалидности в соответствии с критерием для установления инвалидности, предусмотренным пунктом 9 настоящих классификаций и критериев.
Из указанных положений следует, что принятие решений о направлении гражданина на медико-социальную экспертизу входит в компетенцию врачебной комиссии, при этом законодательством регламентированы условия направления на медико-социальную экспертизу: после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
Медико-социальная экспертиза без личного присутствия гражданина проводится учреждениями медико-социальной экспертизы путем изучения представленных документов, анализа имеющихся в направлении на медико-социальную экспертизу данных о состоянии здоровья гражданина, отражающих степень нарушения функций органов и систем организма, состояние компенсаторных возможностей организма, сведений о результатах проведенных реабилитационных или абилитационных мероприятий, сведений о результатах медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико-социальной экспертизы, после чего принимается решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом.
Для установления инвалидности обязательно наличие трех условий для признания гражданина инвалидом, включая нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, ограничение жизнедеятельности. Само по себе наличие заболевания не является безусловным основанием для установления инвалидности. В свою очередь выраженность нарушения функций организма определяется в процентах, основанием для установления инвалидности является наличие расстройства функций организма II и выше степени нарушений (пункт 5 вышеприведенных классификаций и критериев).
В соответствии с пунктом 11 критерием для установления первой группы инвалидности является нарушение здоровья человека с IV степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 90 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
Критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека с III степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 70 до 80 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами (п. 12).
Критерием для установления третьей группы инвалидности является нарушение здоровья человека со II степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 40 до 60 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами (п. 13).
Из материалов дела следует, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 находился на стационарном лечении в ГУЗОО КПТД № (Выписка из истории болезни №). Диагноз: <данные изъяты>
<данные изъяты> на стационарном лечении в <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Данное решение ФИО2 обжаловал в Экспертном составе № ФКУ «Главное бюро МСЭ по <адрес>» ФИО1, где ДД.ММ.ГГГГ он прошел очное освидетельствование (протокол <данные изъяты>). Диагноз: <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ в порядке обжалования ФИО2 прошел заочное освидетельствование в Экспертном составе № общего профиля ФГБУ ФБ МСЭ ФИО1 (протокол <данные изъяты>). Диагноз: <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ в порядке обжалования ФИО2 прошел заочное освидетельствование в Экспертном составе № общего профиля ФГБУ ФБ МСЭ ФИО1 (протокол <данные изъяты>). Диагноз: <данные изъяты> Установлена <данные изъяты> группа инвалидности бессрочно.
Не согласившись с указанными решениями, ФИО2 обратился в суд с настоящими требованиями, полагая, что ему должна была быть установлена вторая группа инвалидности.
В ходе судебного разбирательства ФИО2 заявил ходатайство о проведении медико-социальной экспертизы на основании представленных в материалы дела документов, заочно, без его участия.
В целях установления юридически значимых обстоятельств для правильного разрешения настоящего спора была назначена судебная медико-социальная экспертиза в ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» ФИО1. На разрешение экспертной комиссии поставлены следующие вопросы:
1. Какие стойкие нарушения функций организма, возникшие в связи с заболеванием имелись у ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на момент проведения медико-социальной экспертизы (ДД.ММ.ГГГГ) в ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» ФИО1 и какова степень выраженности нарушенных функций организма.
2. Имелись ли основания для установления группы инвалидности ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на момент освидетельствования (ДД.ММ.ГГГГ) в ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» ФИО1, какая группа инвалидности должна быть установлена.
На судебную медико-социальную экспертизу представлен оригинал Амбулаторной карты № БУЗОО «Клинический противотуберкулезный диспансер №» (1 том). Карта ведется с ДД.ММ.ГГГГ. Изменения в легких впервые выявлены при профосмотре по месту работы (МСКТ от ДД.ММ.ГГГГ). Взят на диспансерный учет с диагнозом: <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Других записей представленная амбулаторная карта не содержит.
На основании проведенного исследования и в соответствии с вопросами определения суда экспертная комиссия приходит к следующим выводам.
На момент заочного проведения медико-социальной экспертизы ДД.ММ.ГГГГ в Бюро № — филиале ФКУ «Главное бюро МСЭ по <адрес>» ФИО1 (протокол <данные изъяты>), по представленным экспертно-медицинским документам, у ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, доказанным можно считать наличие следующих стойких нарушений функций организма:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Наличие, а также степень выраженности указанных нарушений функций организма ФИО2 подтверждается: сведениями, содержащимися в «Направлении на МСЭ», выданном ДД.ММ.ГГГГ БУЗОО «Городская больница №» (протокол ВК №); МСКТ органов грудной клетки без внутривенного контрастирования от ДД.ММ.ГГГГ; спирометрией от ДД.ММ.ГГГГ; ЭхоКГ от ДД.ММ.ГГГГ; консультативным заключением пульмонолога от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с p. II п.5 «Правил признания лица инвалидом», утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "О признании лица инвалидом" (вступило в силу с ДД.ММ.ГГГГ), условиями признания гражданина инвалидом» являются:
а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
в) необходимость в мероприятиях по реабилитации и абилитации.
Так же, в соответствии с p. IV п. 9 Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от ДД.ММ.ГГГГ №н "О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы" (вступил в силу с ДД.ММ.ГГГГ), критерием для установления инвалидности лицу в возрасте 18 лет и старше является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению 2 или 3 степени выраженности одной из основных категорий жизнедеятельности человека или 1 степени выраженности ограничений двух и более категорий жизнедеятельности человека в их различных сочетаниях, определяющих необходимость его социальной защиты.
Имеющиеся у ФИО2 на момент заочного проведения медико-социальной экспертизы 05.03.2024г. в Бюро № — филиале ФКУ «Главное бюро МСЭ по <адрес>» ФИО1 (протокол <данные изъяты>), по представленным экспертно-медицинским документам, <данные изъяты> что вызывает необходимость в мероприятиях по реабилитации и является основанием для установления инвалидности.
В соответствии с p. V п. 13 Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от ДД.ММ.ГГГГ №н "О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы", наличие нарушения здоровья человека со II степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 40 до 60 процентов), обусловленное имеющимися заболеваниями, является критерием для установления третьей группы инвалидности.
Суд принимает экспертное заключение № от ДД.ММ.ГГГГ, составленное ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» ФИО1, в рамках судебной экспертизы, в качестве допустимого, относимого доказательства по данному делу, так как оно являются ясным, полным, научно обоснованным, не вызывающим сомнений в его правильности. В распоряжение экспертов судом были представлены все необходимые для производства судебной медико-социальной экспертизы медицинские документы и материалы гражданского дела. Выводы сделаны на основе представленных медицинских документов, согласуются с установленными в судебном заседании доказательствами, в том числе с результатами ранее проведенных экспертиз в отношении истца. Заключения даны в соответствии с поставленными судом вопросами, экспертами полно и всесторонне исследована вся представленная медицинская документация. Эксперты в установленном порядке были предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, о чем поставили свои подписи.
Доводы исковой стороны о том, что при установлении ФИО2 третьей группы инвалидности не учтено наличие <данные изъяты> согласно протоколу осмотра врача-кардиолога от ДД.ММ.ГГГГ, суд находит несостоятельными.
Так согласно направлению на МСЭ БУЗОО <адрес> «Городская больница №», оформленное протоколом ВК № от ДД.ММ.ГГГГ в качестве сопутсвующих заболеваний ФИО2 указано, в том числе на <данные изъяты>
Указанное направление, а также заключение кардиолога от ДД.ММ.ГГГГ были представлены для проведения медико-социальной экспертизы в бюро № Филиал ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» ФИО1, Экспертному составу № ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» ФИО1
Из пояснений специалиста ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» ФИО9 в ходе судебного разбирательства следует, что при установлении диагноза <данные изъяты>
Согласно примечаниям к пункту 9 Приказа ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ №н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» количественная оценка степени выраженности стойких нарушений функций сердечно-сосудистой системы организма граждан в возрасте 18 лет и старше, обусловленных болезнями системы кровообращения и патологией с поражением преимущественно органов системы кровообращения, основывается на оценке степени выраженности следующих клинико-функциональных проявлений: недостаточность кровообращения; гипертонический синдром, легочная гипертензия; степень нарушений сердечного ритма. Учитываются также и другие факторы патологического процесса: форма и тяжесть течения патологического процесса, частота и тяжесть обострений, распространенность, включение органов-мишеней, наличие осложнений.
Согласно предъявляемых жалоб, данных объективного осмотра специалистами, совокупности представленных на МСЭ медицинских документов, у ФИО2 клинических проявлений, характерных для <данные изъяты> не выявлено. Указанное подтверждается результатами проведенных исследований: <данные изъяты>
Как следует из исследовательской части заключения ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» ФИО1, экспертами при разрешении вопроса о нарушениях функций организма ФИО2 и степени их выраженности на момент медико-социальной экспертизы ДД.ММ.ГГГГ. приняты во внимание совокупность представленных медицинских документов отражающих результаты исследований, проведенных истцу в 2024 году, в том числе <данные изъяты> (ДД.ММ.ГГГГ), <данные изъяты> (ДД.ММ.ГГГГ), заключение <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. Экспертам при подготовке заключения также дана оценка сведениям, содержащимся в Направлении на МСЭ от ДД.ММ.ГГГГ БУЗОО «Городская больница №», которое содержит указание на установленный ФИО2 диагноза <данные изъяты>, что отражено в экспертном заключении.
Целью проведения медико-социальной экспертизы является не постановка и проверка медицинского диагноза обследуемому, а установление наличия стойких расстройств функций организма человека, обусловленных заболеваниями (независимо какими), последствиями травм или дефектами, и степени их выраженности.
В заключении по результатам судебной экспертизы все диагнозы истца, отраженные в медицинской документации, приняты во внимание экспертами, при этом выводы об установлении истцу конкретной группы инвалидности сделаны на основании исследования комплекса представленных клинических данных, а не одного конкретного документа.
Оснований для назначения по делу дополнительной медико-социальной экспертизы суд не усматривает.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что решение об установлении ФИО2 третьей группы инвалидности принято в соответствии с действующим федеральным законодательством, доказательств обратного истцом суду не представлено, в связи с чем, исковые требования ФИО2 об изменении группы инвалидности удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования ФИО2 к Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Омской области» Министерства труда и социальной защиты РФ, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Министерства труда и социальной защиты РФ об оспаривании решения, возложении обязанности установления второй группы инвалидности бессрочно, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Куйбышевский районный суд г. Омска.
Судья Е.А. Ромбс
Мотивированное решение изготовлено 18.11.2024
Судья Е.А. Ромбс
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты> |