Судья Яшкова И.С. 33-407/2023
10RS0016-01-2022-005584-96
2-979/2022
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
07 февраля 2023 года г. Петрозаводск
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Фаткуллиной Л.З.
судей Мишеневой М.А. и Гудковой Г.В.
при ведении протокола помощником судьи Курденковой И.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Сегежского городского суда Республики Карелия от 25 октября 2022 года по иску Филипповой И. Е. к Управлению федеральной налоговой службы по Республике Карелия о взыскании недоначисленного денежного содержания, компенсации за неиспользованный отпуск, денежной компенсации за нарушение сроков выплат и компенсации морального вреда.
Заслушав доклад председательствующего судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Филиппова И.Е. обратилась с иском по тем основаниям, что проходила государственную гражданскую службу в Управлении Федеральной налоговой службы по Республике Карелия, приказом от ХХ.ХХ.ХХ года она уволена в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы в государственном органе на основании пункта 8.2. части 1 статьи 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». При расчете и выплате денежного содержания за периоды ежегодных отпусков и компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания работодателем не были учтены суммы дополнительного материального стимулирования, выплаченные в ХХ.ХХ.ХХ годах. Филиппова И.Е. просила взыскать с ответчика сумму недоплаченной компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания при увольнении с государственной гражданской службы в размере 172 365 руб., сумму недоплаченной компенсации за неиспользованный отпуск – 4529 руб. 73 коп., сумму недоначисленного денежного содержания за период отпусков– 54 819 руб. 65 коп., денежную компенсацию (проценты) за задержку указанных выплат - 29 799 руб. 53 коп., а после вынесения решения обязать ответчика самостоятельно рассчитывать и выплачивать дополнительно сумму указанных процентов с ХХ.ХХ.ХХ года по день фактического расчета, а также компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.
В последующем, Филиппова И.Е. увеличила исковые требования, просила взыскать с ответчика компенсацию за 5, 6 месяцы со дня увольнения в размере 86 182 руб. 50 коп.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Федеральная налоговая служба России.
Решением суда исковые требования Филипповой И.Е. удовлетворены частично. Взыскана с УФНС по Республике Карелия в пользу Филипповой И.Е. задолженность по недоначисленным суммам - 309 533 руб. 84 коп., компенсация морального вреда - 10 000 руб. В остальной части иска отказано.
С постановленным по делу решением не согласно Управление Федеральной налоговой инспекции по Республике Карелия, в апелляционной жалобе представитель ответчика, действующая по доверенности Мах О.А., просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в иске. В обоснование доводов жалобы ссылается на часть 1 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее -Федеральный закон № 79-ФЗ), согласно которой оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы. Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат. В структуре денежного содержания государственного гражданского служащего единственной выплатой, имеющей стимулирующий характер и не предусматривающей фиксированного размера, является премия за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которой определяется представителем нанимателя. Частью 10 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ предусмотрена возможность осуществления гражданским служащим других выплат в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Однако отнесение иных выплат к составным частям денежного содержания гражданского служащего, законодательно не предусмотрено. Порядок исчисления денежного содержания федерального государственного гражданского служащего на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, а также при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы определен Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007 года № 562. Пунктом 2 этих Правил установлен исчерпывающий перечень выплат, учитываемых при исчислении денежного содержания гражданского служащего. Материальное стимулирование не входит в денежное содержание федеральных государственных гражданских служащих территориального органа ФНС России. Согласно утвержденному Комиссией по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России механизму распределения бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России, материальное стимулирование осуществляется сверх установленного Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России за счет дополнительных бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральной налоговой службе в ХХ.ХХ.ХХ годах на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России. Также данным механизмом определено, что материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания федерального государственного гражданского служащего территориального органа ФНС России. Обращает внимание, что данные выплаты производятся на основании федеральных законов и иных нормативных правовых актов. Поскольку средства материального стимулирования, выплачиваемые за счет дополнительных бюджетных ассигнований, не входят в состав денежного содержания истца, соответственно, они не могут учитываться при расчете компенсации за неиспользованный отпуск, а также при выплатах за период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске. Размер материального стимулирования не зависит от должностного оклада, выплачивается в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности и личного вклада конкретного служащего, носит стимулирующий характер. Судом первой инстанции не была принята во внимание позиция Министерства финансов Российской Федерации, изложенная в письме от 27 апреля 2021 года №14-03-03/32289. Учитывая, что Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно – правовому регулированию, в том числе в сфере налоговой и бюджетной деятельности, а Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации, то при разрешении настоящего спора подлежат учету разъяснения Минфина России. Полагает, что расчет с истцом произведен в полном объёме в соответствии с требованиями Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007 года № 562. Средства материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих не входят в состав денежного содержания гражданского служащего, не являются гарантированной выплатой обязательного характера, осуществляются в пределах лимитов, доводимых Федеральной налоговой службой на основании постановлений Правительства Российской Федерации, в связи с чем эти денежные средства не подлежат учету при расчете денежного содержания истца для исчисления компенсаций при увольнении и отпускных выплат. Полагает, что при разрешении данного спора в части требований о взыскании компенсации морального вреда подлежали применению положения части 16 статьи 70 Федерального закона № 79-ФЗ, в силу которых не предусматривается возможность взыскания компенсации морального вреда по заявленным истцом основаниям. Считает, что Филипповой И.Е. было допущено злоупотребление правом, поскольку истец занимала должность заместителя начальника отдела - главного бухгалтера МИФНС №2 по Республике Карелия, сферой ее ответственности являлось правильное исчисление выплачиваемого в налоговом органе денежного содержания.
В возражениях на апелляционную жалобу Филиппова И.Е. просила решение суда оставить без изменения, полагая его законным и обоснованным.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Управления Федеральной налоговой службы по Республике Карелия, действующая по доверенности Лазарева Н.П., доводы апелляционной жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, своих представителей не направили, извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении или возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что Филиппова И.Е. с ХХ.ХХ.ХХ года работала в налоговых органах, первоначально в налоговой инспекции по (.....), с ХХ.ХХ.ХХ года - в Межрайонной инспекции ФНС России № 2, где замещала должность заместителя начальника отдела – главного бухгалтера. Служебный контракт расторгнут с ней ХХ.ХХ.ХХ года в связи с сокращением должностей гражданской службы по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 24 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Приказом ФНС России от 15 декабря 2021 года № ЕД-7-4/1080 «О структуре Управления Федеральной налоговой службы по Республике Карелия» Межрайонная инспекция ФНС России № 2 по Республике Карелия реорганизована путем присоединения к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Карелия, реорганизация завершена 28 марта 2022 года. Управление Федеральной налоговой службы по Республике Карелия является правопреемником в отношении прав обязанностей Межрайонной инспекции ФНС России № 2 по Республике Карелия.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ) гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Согласно части 1 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Частями 2 и 5 статьи 50 указанного Федерального закона установлено, что денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат. К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
В силу части 10 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
В соответствии со статьей 51 Федерального закона №79-ФЗ фонд оплаты труда гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями гражданской службы, составляют фонд оплаты труда гражданских служащих и работников государственного органа. При формировании фондов оплаты труда гражданских служащих государственных органов предусматриваются средства для осуществления выплат, установленных частями 2 и 5 статьи 50 данного Федерального закона.
Фонды оплаты труда федеральных гражданских служащих федеральных государственных органов и фонды оплаты труда гражданских служащих субъектов Российской Федерации государственных органов субъектов Российской Федерации формируются за счет средств соответствующих бюджетов, предусмотренных для финансового обеспечения выплат, установленных частями 2 и 5 статьи 50 данного Федерального закона, а также для финансового обеспечения: 1) выплаты районного коэффициента (коэффициента) в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, в размерах, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации соответственно; 2) выплаты в отдельных государственных органах повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации соответственно; 3) иных выплат, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации соответственно.
Часть 6 статьи 51 Федерального закона № 79-ФЗ предусматривает, что порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом РФ по представлению Правительства Российской Федерации.
В силу пункта 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих территориального органа (органа) федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат, - в размерах (в расчете на год), предусмотренных Федеральным законом 79-ФЗ; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих (далее - Правила), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007 года № 562, регулируют порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске.
В пункте 2 данных Правил воспроизведены положения части 2 и 5 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» о составе денежного содержания гражданского служащего. Исходя из положений пунктов 5 и 6 Правил, сохраняемое денежное содержание на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске состоит из единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подп. «а» - «г» п. 2 настоящих Правил, а также премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальной помощи в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск. Эта выплата определяется путем деления исчисленного указанным образом денежного содержания на 29,3 (среднемесячное число календарных дней) и умножения на число календарных дней отпуска.
Во исполнение абзаца 8 подпункта «р» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» принято постановление Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 года № 238-7, предусматривающее выделение дополнительных объемов бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 года № 14-04-05/34482, для исчисления денежного содержания, в том числе на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных указанным постановлением Правительства Российской Федерации.
Таким образом, дополнительное материальное стимулирование государственных гражданских служащих, осуществляемое в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 601, производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда и выплачивается государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности. Соответственно, подлежит учету в расчете денежного содержания при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Судом установлено, что в период государственной службы истцу выплачивались суммы материального стимулирования. Факт начисления и выплаты истцам средств материального стимулирования за период ХХ.ХХ.ХХ гг. подтверждается приказами и письмами УФНС России по Республике Карелия, выписками из протокола заседания Комиссии по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России. Из представленных в материалы дела расчетных листков следует, что средства материального стимулирования выплачивались истцу в ХХ.ХХ.ХХ года, в ХХ.ХХ.ХХ г. (л.д.26-32 т. 1)
Из материалов дела следует, что Филипповой И.Е. в ХХ.ХХ.ХХ годах были предоставлены ежегодные отпуска с ХХ.ХХ.ХХ, ХХ.ХХ.ХХ, с ХХ.ХХ.ХХ 2021 года, с ХХ.ХХ.ХХ 2022 года; за период этих ежегодных отпусков выплачено денежное содержание, соответственно, в размере 16 341 руб. 10 коп., 1634 руб. 11 коп., 48 096 руб. 60 коп., 12 341 руб. 42 коп. При увольнении в ХХ.ХХ.ХХ года ей выплачена компенсация за 3,8 дней неиспользованного отпуска в размере 5489 руб. 92 коп., компенсация при увольнении в размере четырехмесячного денежного содержания в размере 217 812 руб. 36 коп., в последующем также компенсация на 5 и 6 месяцы после увольнения по 43 091 руб. 25 коп за каждый месяц.
При расчете денежного содержания за периоды отпусков и компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания и компенсации на 5 и 6 месяцы суммы средств материального стимулирования учтены не были.
С учетом установленных обстоятельств, оценив представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для включения полученных истцом средств материального стимулирования в ХХ.ХХ.ХХ годах в расчет денежного содержания за периоды оплачиваемых отпусков, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания и компенсации на 5 и 6 месяцы после увольнения.
При этом, применив по заявлению стороны ответчика предусмотренный статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации срок обращения в суд, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истцом пропущен срок по требованиям о взыскании сумм недоначисленного денежного содержания за период отпусков с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ и ХХ.ХХ.ХХ года.
Учитывая изложенное, судом первой инстанции правомерно удовлетворены исковые требований о взыскании с ответчика в пользу истца недоплаченных сумм денежного содержания за период нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках в ХХ.ХХ.ХХ годах – 46 456 руб. 61 коп., компенсации за неиспользованный отпуск, исчисленной при увольнении с государственной гражданской службы, – 4529 руб. 73 коп., компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания при увольнении с государственной гражданской службы – 172 365 руб., компенсации за 5, 6 месяцы со дня увольнения – 86 182 руб. 50 коп., всего 309 533 руб. 84 коп.
Установив нарушение трудовых прав истца, суд в соответствии со статьей 237 Трудового кодекса Российской Федерации взыскал с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб. Определяя размер компенсации морального вреда, суд учел характер и длительность нарушения прав истца, степень нравственных страданий, фактические обстоятельства дела. Взысканная судом сумма компенсации согласуется с принципами разумности и справедливости.
Согласно части 1 статьи 236 Трудового кодекса РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
По смыслу положений статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации материальная ответственность работодателя в виде выплаты работнику денежной компенсации наступает при нарушении работодателем срока выплаты начисленной работнику заработной платы и других выплат, то есть начисленных, но не выплаченных работодателем денежных сумм.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что суммы, заявленные к взысканию в данном иске, Филипповой И.Е. не начислялись, суд пришел к верному выводу о том, что положения статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации к спорным правоотношениям применению не подлежат. Аналогичная правовая позиция выражена в определениях Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 26 сентября 2022 года № 88-16604/2022, от 24 октября 2022 года № 88-20179/2022, от 14 ноября 2022 года № 88-19625/2022.
Также у суда не имелось оснований для возложения на ответчика ответственности в виде уплаты денежной компенсации за задержку выплат на будущее время, поскольку после вступления в законную силу решения суда выплаты за счет бюджетных средств осуществляются в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Из положений указанной главы Бюджетного кодекса Российской Федерации и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определениях от 11 мая 2012 года № 804-О и от 13 февраля 2018 года № 249-О, следует, что Бюджетным кодексом Российской Федерации определен специальный правовой режим - иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в силу которого обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта, кроме случаев, прямо поименованных в Бюджетном кодексе Российской Федерации. Поскольку процедура исполнения судебного акта об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ Российской Федерации может быть начата без непосредственного волеизъявления лица, в чью пользу взыскиваются денежные средства, то на ответчика не может быть возложена соответствующая материальная ответственность за несвоевременную выплату средств, взысканных решением суда. Аналогичная правовая позиция выражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 30 сентября 2019 года № 58-КГ19-5, определении Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 29 сентября 2021 года № 88-14992/2021.
Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, соответствует представленным доказательствам, которым дана оценка в порядке статьи 67 ГПК РФ.
Довод апелляционной жалобы ответчика о том, что выплаты в ХХ.ХХ.ХХ годах сумм средств материального стимулирования произведены истцу вне рамок установленного фонда оплаты труда государственных гражданских служащих и не являлось премиями за выполнение особо важных и сложных заданий, основанием для отмены решения суда не является.
С 2013 года в целях реализации мероприятий по совершенствованию системы материальной мотивации гражданских служащих, доведению уровня оплаты их труда до конкурентного на рынке труда, увеличению в оплате труда гражданских служащих доли, обусловленной реальной эффективностью их работы, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», ежегодно актами Правительства Российской Федерации предусмотрено выделение дополнительных объемов бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, а также иных федеральных государственных органов.
В письме Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05 мая 2021 года № 14-0/10/В-5300 также выражена позиция о том, что средства, доводимые до органов в целях дополнительного материального стимулирования гражданских служащих, должны выплачиваться в виде премий за выполнение особо важных и сложных заданий. Такой порядок их реализации позволяет не допустить ущемление прав гражданских служащих и одновременно соблюсти установленные Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных служащих положения.
Приведенное нормативное регулирование и указанные разъяснения нормативных положений позволяют согласиться с выводами суда первой инстанции о том, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относятся к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих. Соответственно, суммы материального стимулирования, выплаченные истцам в период службы в соответствии с приказами ответчика, должны учитываться при расчете денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, дополнительном оплачиваемом отпуске, компенсации за неиспользованный отпуск.
Судебной коллегией отклоняются доводы апелляционной жалобы ответчика об отсутствии оснований для взыскания компенсации морального вреда.
Частью 7 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
В соответствии со статьей 73 Федерального закона №79-ФЗ федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.
Согласно статье 237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
В соответствии с частью 16 статьи 70 Федерального закона № 79-ФЗ в случаях освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы по основаниям, не предусмотренным настоящим Федеральным законом, или с нарушением установленного порядка освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы либо в случае незаконного перевода на иную должность гражданской службы суд вправе по письменному заявлению гражданского служащего вынести решение о взыскании в пользу гражданского служащего денежной компенсации причиненного ему морального вреда.
Суд первой инстанций правильно указал, что нарушение прав Филипповой И.Е. на полное и своевременное получение денежного содержания за период отпуска и компенсации за неиспользованный отпуск, влечет причинение истцу нравственных страданий, которые подлежат компенсации в денежном выражении (Аналогичная правовая позиция выражена в определении Третьего кассационного суда общей юрисдикции № 88-18895/2022). При этом судебной коллегией учитывается, что истец длительный период работала в налоговых органах Республики Карелия (с 1994 года по 2022 год.
Руководствуясь вышеприведенными нормами материального права, разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 63 постановления Пленума от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», суд обоснованно взыскал с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства, оснований для отмены или изменения решения по доводам жалобы ответчика не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сегежского городского суда Республики Карелия от 25 октября 2022 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Судьи