Дело № 2-429/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Нововаршавка, Омской области 13 декабря 2018 года
Нововаршавский районный суд Омской области в составе председательствующего
судьи Мусаэльянц Е.М., при секретаре судебного заседания Гришко О.В.,
с участием помощника прокурора Нововаршавского района Омской области Иванова Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Нововаршавского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Славянская СОШ» об обязании обеспечить беспрепятственный доступ для маломобильных групп населения в помещение образовательной организации,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Нововаршавского района Омской области обратился с иском в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Славянская СОШ» об обязании обеспечить беспрепятственный доступ для маломобильных групп населения в помещение образовательной организации, расположенное по адресу: <адрес>.
В обоснование иска указано, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения муниципальным бюджетным образовательным учреждением «Славянская СОШ» требований законодательства о защите инвалидов, в результате которой установлено следующее.
МБОУ «Славянская СОШ» располагается по адресу: <адрес>, имеет отдельный обособленный вход.
Установлено, что МБОУ «Славянская СОШ» не созданы условия для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения в помещение указанного социально – значимого объекта, а именно порог входной двери в здании МБОУ «Славянская СОШ» выше допустимых нормативов, высота порогов входных дверей гардероба, учебных классов, спортзала, актового зала имеют высоту более 0,014 м., ширина дверей в гардероб, библиотек, угол пандуса, перед входом в МБОУ «Славянская СОШ», имеет уклон круче 1:20.
Истец, с учетом уточнений, просит обязать МБОУ «Славянская СОШ» обеспечить беспрепятственный доступ для маломобильных групп населения в помещение образовательной организации, расположенное по адресу: <адрес>, путем приведения порогов входной двери в здание образовательной организации, порогов входных дверей гардероба, учебных классов, спортзала, актового зала, ширины дверей в гардероб, библиотеку, в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В судебном заседании пом. прокурора Иванов Л.В. исковые требования поддержал в полном объеме, указав на обстоятельства изложенные в исковом заявлении.
Представитель МБОУ «Славянская СОШ» в судебное заседание не явилась, в представленном заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие, исковые требования признала в полном объеме, ст. 173 ГПК РФ разъяснена и понятна.
Выслушав пом. прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно ст.7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии со ст.18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Как установлено в судебном заседании, прокуратурой Нововаршавского района проведена проверка исполнения законодательства, регламентирующего вопросы обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры на территории МБОУ «Славянская СОШ».
Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно - правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно - зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
В соответствии с п. 6 ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», настоящий Федеральный закон устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), в том числе требования доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Проведенной прокуратурой района установлено, что МБОУ «Славянская СОШ» является самостоятельным юридическим лицом, имеет собственный баланс, смету, лицевые и иные счета, печать со своим наименованием, штампы и бланки. Учредителем МБОУ «Славянская СОШ» является администрация Нововаршавского муниципального района Омской области.
В соответствии с Уставом МБОУ «Славянская СОШ», предметом деятельности Учреждения является реализация конституционного права граждан Российской Федерации на получение общедоступного и бесплатного начального общего и основного общего образования по основным общеобразовательным про граммам в интересах человека, семьи, общества и государства; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания учащихся, создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности учащихся в самообразовании и получении дополнительного образования; создание условий для культурной, спортивной, и иной деятельности школьников.
МБОУ «Славянская СОШ» располагается по адресу: <адрес>, имеет отдельный обособленный вход.
Согласно п. 5.1.4 «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» (утв. Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 N 605) входные двери при проектировании новых зданий и сооружений должны иметь ширину в свету не менее 1,2 м. При проектировании реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых существующих зданий и сооружений ширина входных дверей принимается от 0,9 до 1,2 м. Применение дверей на качающихся петлях и дверей вертушек на путях передвижения МГН не допускается (в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Минстроя России от 21.10.2015 N 750/пр).
В полотнах наружных дверей, доступных для МГН, следует предусматривать смотровые панели, заполненные прозрачным и ударопрочным материалом, нижняя часть которых должна располагаться в пределах от 0,5 до 1,2 м от уровня пола. Нижняя часть стеклянных дверных полотен на высоту не менее 0,3 м от уровня пола должна быть защищена противоударной полосой.
Наружные двери, доступные для МГН, могут иметь пороги. При этом высота каждого элемента порога не должна превышать 0,014 м.
В соответствии с п. 5.2.4 «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» ширина дверных и открытых проемов в стене, а также выходов из помещений и коридоров на лестничную клетку должна быть не менее 0,9 м. При глубине откоса в стене открытого проема более 1,0 м ширину проема следует принимать по ширине коммуникационного прохода, но не менее 1,2 м.
Двери на путях эвакуации должны иметь окраску, контрастную со стеной.
Дверные проемы в помещения, как правило, не должны иметь порогов и перепадов высот пола. При необходимости устройства порогов их высота или перепад высот не должен превышать 0,014 м.
Согласно п. 4.1.14 СНиП 35-01-2001 лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами.Наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями. Длина марша пандуса не должна превышать 9,0 м, а уклон не круче 1:20.
Ширина между поручнями пандуса должна быть в пределах 0,9 - 1,0 м.
Пандус с расчетной длиной 36,0 м и более или высотой более 3,0 м следует заменять подъемными устройствами.
Из акта № 43 экспертной оценки объекта социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения следует, что МБОУ «Славянская СОШ» имеет пандус (наружный) размеры пандуса не соответствуют нормативам. Поручни расположены на высоте 0,47 см., ширина между поручнями 1,02 м. Поверхность скользкая не маркирована цветом или текстурой. Колесоотбойные устройства не выделены контрастным цветом. Дверь входная - высота порога 0,08 м., кабинет «Мастерская мальчиков» - 0,02 см., кабинет «Спортивный зал» - порог 0,02 м., кабинет - 0,8 м., актовый зал – 0,2 м., ширины дверей в раздевалки по 0,86 м., библиотеку 0,57 м.
В судебном заседании установлено, что МБОУ «Славянская СОШ» не созданы условия для беспрепятственного доступа инвалидов и других малом обильных групп населения в помещение указанного социально - значимого объекта, а именно пороги имеют высоту более 0,014 м., а ширина дверей в гардероб и библиотеку менее допустимого норматива.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Данный Закон распространяется на все этапы жизненного цикла здания или сооружения (часть 2 статьи 3 Технического регламента).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 N 1521 утвержден Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
В пункт 4.1 названного Перечня включены положения Свода правил 59.13330.2012. Согласно пункту 1.2 СП 59.13330.2012 и пункту 1.4 СП 59.13330.2016 требования названных документов необходимо учитывать при проектировании новых, реконструкции существующих, а также подлежащих капитальному ремонту и приспособлению зданий и сооружений. Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, отведенные для них земельные участки, включая подходы к зданиям и сооружениям, входные узлы, внутренние коммуникации, пути эвакуации, помещения проживания и для предоставления услуг (обслуживания) и места приложения труда, а также на их информационное и инженерное обустройство. В случае невозможности полного приспособления объекта для нужд МГН при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений и т.д., следует осуществлять проектирование архитектурно-строительных, инженерно-технических решений и организационные мероприятия по адаптации объектов в рамках «разумного приспособления».
Под «разумным приспособлением» понимается внесение, когда это нужно в конкретном случае, необходимых и подходящих модификаций и коррективов, не становящихся несоразмерным или неоправданным бременем, в целях обеспечения реализации или осуществления инвалидами наравне с другими всех прав человека и основных свобод (статья 2 Конвенции ООН о правах инвалидов от 13.12.2006, пункт 3.38 СП 59.13330.2016).
Таким образом, действие СП 59.13330.2016 распространяется, в том числе на уже существующие объекты, которые приспосабливаются для нужд инвалидов и МГН
Факт невыполнения ответчиками требований ФЗ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в части обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры на территории школы подтверждается исследованными судом доказательствами.
В настоящее время помещения в здании МБОУ «Славянская СОШ», расположенное по адресу: <адрес>, являющееся объектом социальной инфраструктуры, имеет пороги выше допустимых нормативов, ширина дверей менее положенных нормативов, что не оспаривается ответчиком по делу.
В соответствии со ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц. При признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований (ст. 173 ГПК РФ).
В соответствии с ч. 4 ст. 198 ГПК РФ, в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
В соответствии с ч. 2 ст. 68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
Следовательно, согласно ч. 2 ст. 39 ГПК РФ нет никаких препятствий для принятия судом заявленного признания иска.
На основании вышеизложенного суд полагает исковые требования прокурора Нововаршавского района обоснованными и удовлетворяет их в полном объеме.
В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершать определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Суд полагает разумным сроком для выполнения работ - 6 месяцев, разногласий между сторонами по данному сроку не имеется.
Суд рассматривает спор в пределах заявленных требований, на основании представленных доказательств, в соответствии со ст.56 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Нововаршавского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Славянская СОШ» Нововаршавского муниципального района Омской области об обязании обеспечить беспрепятственный доступ для маломобильных групп населения в помещение образовательной организации удовлетворить.
Обязать МБОУ «Славянская СОШ» Нововаршавского муниципального района Омской области обеспечить беспрепятственный доступ для маломобильных групп населения в помещение образовательной организации, расположенное по адресу: <адрес>, путем приведения порогов входных дверей гардероба, классов, спортзала, актового зала, ширины дверей в гардероб, библиотеку в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Установить 6 месячный срок для исполнения решения, со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение месяца со дня его вынесения путем подачи апелляционной жалобы через Нововаршавский районный суд Омской области.
Судья Е.М. Мусаэльянц
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено
15.12.2018 года
Судья Е.М. Мусаэльянц