Дело № 12 – 471 / 2016
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь 06.10.2016
Судья Индустриального районного суда г. Перми Мокрушин О.А., при секретаре судебного заседания Богдановой Е.Н., с участием защитника по доверенности Поповой М.Н., представителя Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края по доверенности Луценко П.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Администрации Индустриального района г. Перми на постановление старшего государственного инспектора Пермского края в области охраны окружающей среды № от ДД.ММ.ГГГГ,
установил:
ДД.ММ.ГГГГ Государственной инспекцией по экологии и природопользованию Пермского края зафиксировано загрязнение водного объекта - ручья безымянного в районе СНТ «Ветеран – 2» вследствие поступления фильтрата свалки отходов.
Инспекцией в адрес Администрации Индустриального района г. Перми ДД.ММ.ГГГГ направлено письмо о принятии мер по ликвидации свалки отходов производства и потребления, из-за которых происходит загрязнение водного объекта – ручья безымянного.
Администрацией Индустриального района г. Перми ДД.ММ.ГГГГ направлен ответ, из которого следует, что свалка будет ликвидирована при условии дополнительного финансирования. Бюджетные средства, выделенные на выполнение работ по ликвидации несанкционированных свалок на территории района на 2015 год, израсходованы в полном объеме.
ДД.ММ.ГГГГ в Инспекцию поступила информация об окрашивании воды в Андроновских прудах в красный цвет. В этот же день сотрудниками Инспекции при выезде на место были отобраны пробы воды, показавшие загрязнение безымянного ручья и Андроновского пруда.
ДД.ММ.ГГГГ Инспекцией совестно с представителями Администрации и экспертной организации КГБУ «Аналитический центр» осуществлен выезд на территорию, на которой были обнаружены отходы производства фиолетового цвета. Был осмотрен котлован, из него изъяты отходы производства фиолетового цвета, отходы размещены рядом с котлованом. Согласно координатам точек системы «Джи-пи-эс», котлован и отходы из него располагаются на муниципальной территории, которая в аренду не сдана.
Исходя из изложенного, должностное лицо пришло к выводу о том, что Администрацией своевременно не были приняты меры по ликвидации отходов производства и потребления (проведения мероприятий по охране водного объекта – Андроновского пруда в период весеннего половодья), захороненных в толще отсыпки по ул. Леонова, что привело к растворению отхода (5 класс опасности) и вследствие этого к загрязнению вод безымянного ручья и Андроновского пруда.
Постановлением старшего государственного инспектора Пермского края в области охраны окружающей среды Кырчанова Д.В. от ДД.ММ.ГГГГ Администрация Индустриального района г. Перми привлечена к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.13 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации к штрафу в размере 30 000 руб.
В жалобе ставился вопрос об отмене постановления, в связи с тем, что Администрацией Индустриального района г. Перми были предприняты исчерпывающие меры по ликвидации несанкционированных свалок, в связи с чем отсутствует состав правонарушения, предусмотренный ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ,
Не было установлено загрязнение вод, Администрация не является субъектом данного правонарушения, так как у нее отсутствуют полномочия по охране водных объектов, загрязненные места находились как на территории Индустриального района так и Пермского края, свалка с бочками обнаружена на участке земли, использующимся Пермским краем, указанные обстоятельства исключают ответственность Администрации Индустриального района г. Перми.
В судебном заседании защитник доводы жалобы поддержала в полном объеме, представитель административного органа просил отказать в удовлетворении жалобы.
Исследовав материалы жалоб, дела об административном правонарушении, заслушав присутствующих лиц, прихожу к выводу, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ старшим государственным инспектором Пермского края в области охраны окружающей среда в отношении Администрации Индустриального района г. Перми составлен протокол об административном правонарушении по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ – нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, согласно которому Администрацией Индустриального района г. Перми своевременно не были приняты все зависящие от них меры по ликвидации отходов производства и потребления (проведение мероприятий по охране водного объекта - Андроновский пруд в период весеннего половодья), захороненных в толще отсыпки лога на муниципальной территории в районе ул. Леонова юго-восточнее от СНТ «Ветеран». Вследствие несвоевременных действий Администрации по уборке указанных отходов, под воздействием внешних климатических условий, произошло растворение отходов захороненных в толще отсыпки, что привело к загрязнению вод безымянного ручья и Андроновского пруда (негативное воздействие на водный объект).
Объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ образует нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 5 Водного кодекса Российской Федерации (ВК РФ) водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на поверхностные водные объекты, подземные водные объекты. К поверхностным водным объектам относятся моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие), водотоки (реки, ручьи, каналы), водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища).
Согласно ч. 4 ст. 56 ВК РФ содержание радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений в водных объектах не должно превышать соответственно предельно допустимые уровни естественного радиационного фона, характерные для отдельных водных объектов, и иные установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативы.
В соответствии со ст. 35 ВК РФ поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты.
Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах.
Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что пробы воды из безымянного ручья и Андроновского пруда, отобранные ДД.ММ.ГГГГ, показали превышение нормативов предельно допустимых концентраций химических веществ, что указывает на загрязнение поверхностных вод.
Как было установлено в ходе административного расследования, загрязнение вод произошло вследствие растворения отхода (5 класс опасности) при весеннем половодье и его попадания в безымянный ручей, а через него в Андроновский пруд из несанкционированной свалки, расположенной на муниципальной территории.
В соответствии со ст. 27 ВК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся владение, пользование, распоряжение такими водными объектами; осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий; осуществление мер по охране таких водных объектов.
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
В соответствии с п. п. 3.2.7.7, 3.2.7.8 Типового положения о территориальном органе Администрации города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы 29.01.2013 № 7, Территориальный орган (Администрация Индустриального района г. Перми) организует проведение мероприятий, направленных на выявление несанкционированных свалок, организует проведение мероприятий, направленных на ликвидацию несанкционированных свалок, в том числе на территориях, занятых городскими лесами, согласно п. 3.2.20.1 организует ликвидацию и рекультивацию очагов загрязнения окружающей среды в пределах административных границ в рамках полномочий, предоставленных органам местного самоуправления.
Таким образом, именно на Администрацию Индустриального района г. Перми, как на Территориальный орган возложена обязанность по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий; осуществлению мер по охране водных объектов и ликвидации несанкционированной свалки, послужившей источником загрязнения водных объектов – безымянного ручья и Андроновского пруда, в связи с чем Администрация Индустриального района г. Перми является надлежащим субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ.
Вина Администрации Индустриального района г. Перми в совершении административного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом осмотра территорий от ДД.ММ.ГГГГ, определением о проведении административного расследования, протоколом заседания рабочей группы комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности Индустриального района г. Перми № от ДД.ММ.ГГГГ, заключением результатов инструментальных замеров состава поверхностной воды с акватории Андроновских прудов Индустриального района г<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом лабораторных испытаний № от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом заседания рабочей группы комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности Индустриального района г. Перми № от 1ДД.ММ.ГГГГ, актом комиссии обследования места попадания воды красного цвета в Андроновский пруд по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, фототаблицей, заключением № – О о классе опасности отхода для окружающей природной среды экспериментальным методом от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом результатов количества токсикологического анализа отходов № – О от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом количественного химического анализа отхода № – О от ДД.ММ.ГГГГ и другими доказательствами, имеющимися в материалах дела.
Из заключения химико-аналитической лаборатории КГБУ «Аналитический центр» №-О от ДД.ММ.ГГГГ следует, что фактические значения концентрации загрязняющего вещества в пробах воды, отобранных в безымянном ручье и Андроновском пруду, многократно превышают нормативы по СанПиН 2.1.5.980-00, что соответствует составу загрязненной поверхностной воды.
Согласно протокола осмотра отходов производства от ДД.ММ.ГГГГ, несанкционированная свалка, послужившая источником загрязнения водных объектов - безымянного ручья и Андроновского пруда, расположена по адресу: <адрес>, на территории Индустриального района г. Перми, что опровергает доводы жалобы об отсутствии оснований для привлечения Администрации Индустриального района г. Перми к ответственности, в связи с нахождением свалки на участке земли, переданном в пользование ГКУ Пермского края «Управление капитального строительства Пермского края».
Кроме того, даже в случае нахождения отходов производства на указанном участке земли, на Администрацию Индустриального района г. Перми в соответствии с п. п. 3.2.7.7, 3.2.7.8 Типового положения о территориальном органе Администрации города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы ДД.ММ.ГГГГ №, возложена обязанность по организации проведения мероприятий, направленных на ликвидацию несанкционированных свалок, ликвидации и рекультивации очагов загрязнения окружающей среды в пределах административных границ в рамках полномочий, предоставленных органам местного самоуправления, поскольку данный участок земли по <адрес> находится в пределах административных границ Индустриального района г. Перми.
Инспекцией в адрес Администрации Индустриального района г. Перми еще ДД.ММ.ГГГГ было направлено письмо о принятии мер по ликвидации свалки отходов производства и потребления, из-за которых происходило загрязнение водного объекта – ручья безымянного. Вместе с тем, на протяжении полугода Администрацией не предпринимались меры по выявлению источника загрязнения, хотя в соответствии с п. п. 3.2.7.7, 3.2.7.8 Типового положения о территориальном органе Администрации города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы 29.01.2013 № 7 именно на териториальный орган возложена обязанность организовать проведение мероприятий, направленных на выявление несанкционированных свалок, что сделано виновным лицом не было, в результате чего, весной 2016 года произошло загрязнение водных объектов – ручья безымянного и Андроновского пруда.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства, свидетельствующие о том, что Администрация Индустриального района г. Перми были приняты все зависящие от нее меры по охране водных объектов, в материалах дела отсутствуют и заявителем не предоставлены.
Своими действиями Администрация Индустриального района г. Перми нарушила требования водного законодательства, за что ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
В соответствии с ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В ходе производства по делу об административном правонарушении не было допущено существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, влекущих отмену обжалуемого постановления.
Наказание назначено в пределах санкции ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, в минимальном размере, с учетом характера общественной опасности совершенного административного правонарушения, отсутствия отягчающих ответственность обстоятельств.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
постановление старшего государственного инспектора Пермского края в области охраны окружающей среды от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Администрации Индустриального района г. Перми оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
На решение может быть подана жалоба в Пермский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения через Индустриальный районный суд г. Перми.
Судья О.А. Мокрушин