Дело № 2а-100/2021
УИД №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 марта 2021 года г. Облучье
Облученский районный суд Еврейской автономной области в составе:
председательствующего судьи Будченко Т.В.,
при секретаре судебного заседания Улисковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Еврейской автономной области к Белову Ярославу Александровичу о взыскании обязательных платежей
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по Еврейской автономной области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Белову Я.А. о взыскании обязательных платежей - пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование. Требования мотивированы тем, что Белов Я.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ состоял на учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по ЕАО (далее Межрайонная ИФНС России № по ЕАО) в качестве налогоплательщика, который в соответствии с пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) обязан уплачивать законно установленные налоги. В связи с неуплатой налогов в установленный срок, в соответствии со статьей 69 НК РФ в адрес налогоплательщика налоговым органом были направлены требования: от ДД.ММ.ГГГГ № на сумму 19647,31 руб., от ДД.ММ.ГГГГ № на сумму 2572,61 руб., от ДД.ММ.ГГГГ № на сумму 2388,58 руб. об уплате налога, пени. В связи со списанием задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ) на основании Федерального закона от 28.12.2017 № 436 - ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового Кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», задолженность составила по требованиям: от ДД.ММ.ГГГГ №S01160015708 - 2843,89 руб.; от ДД.ММ.ГГГГ № - 383,25 руб., требование от ДД.ММ.ГГГГ № исполнено. В установленный срок задолженность в полном объеме не погашена, срок для обращения с административным иском о взыскании обязательных платежей пропущен. Административный истец просит срок восстановить пропущенный по уважительной причине срок с учетом, что налоги и сборы являются основой финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований, взыскать с Белова Я.А. пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ, в сумме 3 227 рублей 14 копеек.
Определением суда от 18.01.2021 произведена замена административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по ЕАО на правопреемника - Управление Федеральной налоговой службы по Еврейской автономной области (далее - УФНС России по ЕАО).
Представитель административного истца УФНС России по ЕАО, административный ответчик Белов Я.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения административного дела извещены надлежащим образом, сведений об уважительности причин неявки не представили, об отложении дела не просили.
Суд, руководствуясь положениями части 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, рассмотрел дело в отсутствие представителя административного истца, административного ответчика, явка которых судом обязательной не признавалась.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 57 Конституции Российской Федерации и пункт 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации обязывают каждого платить законно установленные налоги и сборы.
В силу пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный Налоговым кодексом Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели, как производящие, так и не производящие выплаты, и вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов.
Сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов, указанными в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, страховых взносов на обязательное медицинское страхование (пункт 6 статьи 431 Налогового кодекса Российской Федерации).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (абзац 3 пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном названным кодексом.
В силу пункта 2 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации при наличии у налогоплательщика недоимки, ему направляется требование об уплате налога, которое, согласно пункту 4 статьи 69 этого же кодекса, должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
В соответствии с пунктом 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации исполнение обязанности по уплате налога обеспечивается пеней, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Согласно пунктам 3 и 4 названной статьи пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно, и определяется в процентах от неуплаченной суммы налога, для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Возложение на налогоплательщика обязанности по уплате пени является способом обеспечения исполнения налоговых обязательств, в связи с чем, пени подлежат принудительному взысканию в том же порядке и в сроки, что и задолженность по налогам, на которую они начислены.
Как установлено в судебном заседании, административный ответчик Белов Я.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлся индивидуальным предпринимателем, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от ДД.ММ.ГГГГ,
Административному ответчику за период осуществления предпринимательской деятельности до ДД.ММ.ГГГГ начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере на выплату страховой пенсии в Пенсионный фонд РФ и на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, что следует из Формы РСВ-2 ПФР.
Материалами дела подтверждается, что административный ответчик Белов Я.А. не исполнил своевременно обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, что в силу пункта 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации явилось основанием для начисления пеней.
В связи с неисполнением обязанности по уплате страховых взносов в адрес административного ответчика Белова Я.А. направлены: требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд обязательного медицинского страхования за расчетные периоды до ДД.ММ.ГГГГ и по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии до ДД.ММ.ГГГГ, в том числе прочие начисления, в общей сумме 2572,61 рублей (остаток по требованию – 383,25 рублей (пени по страховым взносам на медицинское страхование)), требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере до ДД.ММ.ГГГГ, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии, прочие, на общую сумму 19647,31 рублей (остаток по требованию – 2843,89 рублей по пеням на страховые взносы на обязательное медицинское страхование), требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате в срок ДД.ММ.ГГГГ пени по страховым взносам в размере 2388,58 рублей (исполнено).
В установленный в требованиях срок административным ответчиком Беловым Я.А. не исполнена обязанность по уплате указанных в требованиях обязательных платежей.
В соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее по тексту - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд (абзац 3 пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации регламентировано, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней, если иное не предусмотрено названным пунктом (абзац первый); если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, пеней, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, пеней, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов и пени превысила 10 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей (абзац второй). Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (абзац третий указанного пункта статьи 48 НК РФ). Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абзац четвертый).
С учетом названных правовых норм под общей суммой налога, сбора, пеней понимается сумма, указанная во всех требованиях об уплате налога, сбора, пеней и штрафов, по которым истек срок исполнения и которые административным ответчиком не исполнены на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
В соответствии со статьей 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Из материалов дела следует, что с учетом списания налоговым органом задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ, задолженность по пеням по требованиям от ДД.ММ.ГГГГ № со сроком исполнения - ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ № составляет 3227,14 рублей, то есть не превышает 10 000 рублей.
Таким образом, в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате пени, учитываемых налоговым органом при расчете общей суммы пеней, предъявленных к взысканию с Белова Я.А., данная сумма не превысила 10000 рублей. Соответственно, шестимесячный срок обращения в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей по неисполненным требованиям, с учетом его исчисления со дня истечения трехлетнего срока исполнения самого раннего требований об уплате пени № от ДД.ММ.ГГГГ (срок исполнения ДД.ММ.ГГГГ), истекал ДД.ММ.ГГГГ (07.11.2016+3 года+6 месяцев).
Административный истец с настоящим административным исковым заявлением обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ (согласно штампу на почтовом конверте), то есть по истечении установленного законом срока.
Ходатайство административного истца о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд с настоящим административном иском мотивировано значением налогов и сборов для финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Оценивая довод административного истца в обоснование восстановления пропущенного срока, и принимая во внимание подачу налоговой инспекцией настоящего административного иска спустя семь после истечения установленного законом срока для обращения с заявлением о взыскании обязательных платежей, суд не усматривает уважительных причин пропуска срока в рассматриваемом деле.
Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, объективно препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, административным истцом не представлено и не установлено судом при рассмотрении дела, уважительных причин его пропуска стороной административного истца не приведено, в связи с чем не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине.
При указанных данных, правовые основания для восстановления административному истцу пропущенного процессуального срока на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением отсутствуют.
В соответствии с частью 8 статьи 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд, является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Поскольку на дату обращения в суд с настоящим административным иском налоговый орган утратил право на принудительное взыскание задолженности по пеням, начисленным за несвоевременную уплату страховых взносов, в связи с пропуском срока без уважительных причин и, учитывая невозможность восстановления пропущенного срока, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 175-180, 286, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Управления Федеральной налоговой службы по Еврейской автономной области к Белову Ярославу Александровичу о взыскании задолженности по обязательным платежам оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд ЕАО через Облученский районный суд ЕАО в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Т.В. Будченко
мотивированное решение составлено 12.03.2021
Судья Т.В. Будченко