Решение по делу № 33-4877/2024 от 16.05.2024

N дела,

присвоенный судом

первой инстанции: 2-9/2024

УИД: 05RS0024-01-2023-000379-05

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АППЕЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 20 июня 2024 г. по делу N 33- 4877/2024 г. Махачкала

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего Абдуллаева М.К.,

судей коллегии Ташанова И.Р., Хираева Ш.М.,

при секретаре судебного заседания Абакаровой М.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> Республики Дагестан в защиту интересов муниципального района «<адрес>»» к Ярахмедову М.Т. о признании объектов капитального строительства самовольными постройками и возложении обязанности снести их

по апелляционному представлению старшего помощника прокурора <адрес> Республики Дагестан Нуралиева А.М. на решение Каякентского районного суда Республики Дагестан от <дата>.

Заслушав доклад судьи Ташанова И.Р., изложившего содержание обжалуемого решения, доводы апелляционного представления, возражений на него, выслушав явившихся лиц, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

прокурор <адрес> Республики Дагестан, действуя в интересах муниципального района «<адрес>» Республики Дагестан, обратился в суд с иском к Ярахмедову М.Т. о признании объектов капитального строительства с залитой бетонной основой из газоблока размерами 8 х 12 м. и 12,5 х 14 м, возведенные Ярахмедовым М.Т. без разрешительных документов на земельном участке с условным кадастровым номером 05:08:000065:65/110/чзу6, расположенном на побережье Каспийского моря севернее <адрес> Республики Дагестан, самовольными постройками, обязании Ярахмедова М.Т. снести их за свой счёт.

В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой <адрес> Республики Дагестан проведена проверка по факту незаконного строительства Ярахмедовым М.Т. объекта капитального характера на земельном участке с кадастровым номером 05:08:000065-65/110/чзу6, расположенном на побережье Каспийского моря.

Установлено, что на основании договора субаренды от 20.04.2022г. Ахмедова С.М., являющаяся арендатором земельного участка с кадастровым номером 05:08:000065-65/110 площадью 10 000 кв.м, находящегося в муниципальной собственности, передала Ярахмедову М.Т. права аренды на земельный участок с кадастровым номером 05:08:000065-65/110/чзу6 площадью 300 кв.м, расположенный на побережье Каспийского моря севернее <адрес>, категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, вид разрешенного использования: для строительства баз отдыха, где Ярахме-дов М.Т. без получения в установленном порядке разрешения на строительство, градостроительного плана возвёл 2 объекта капитального характера с залитой основой из газоблока размерами 8 х 12м и 12,5 х 14 м. В ходе проверки Ярахмедовым М.Т. разрешительные документы на строительство объектов капитального характера не представлены.

Факт самовольного строительства Ярахмедовым М.Т. объекта капитального характера подтверждается следующими материалами проверки:

- актом выявления самовольного строения и осмотра места нарушения от 31.12.2022г. отдела строительства, архитектуры, ЖКХ и земельных отношений администрации муниципального района «<адрес>», из которого следует, что строительство Ярахмедовым М.Т.    объектов    капитального характера осуществлено в отсутствие разрешения на строительство;

- письмом отдела строительства, архитектуры, ЖКХ и земельных отношений администрации муниципального района «<адрес>» от 07.02.2023г. , из которого следует что Ярахмедовым М.Т. в ходе проверки каких-либо разрешительных документов на строительство объектов капитального характера не представлено, с заявлениям о выдаче разрешений он в администрацию муниципального района «<адрес>» не обращался; другими материалами проверки.

Решением Каякентского районного суда Республики Дагестан от <дата> в удовлетворении исковых требований прокурора <адрес> Республики Дагестан отказано.

На указанное решение старшим помощником прокурора <адрес> Республики Дагестан подано апелляционное представление, в котором ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции по мотиву его незаконности и необоснованности.

В обоснование доводов представления указывается, что судом первой инстанции неправильно определены и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела.

Ответчиком не представлены суду доказательства выполнения требования ст.50 Федерального закона от 20.12.2004г. №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».

Так, согласно ч.1 ст.50 названного закона при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.

Порядок согласования строительства и реконструкции объектов капитального строительства территориальными органами Федерального агентства по рыболовству в рыбоохранной зоне регламентирован Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> , согласно п. 9 которых решение о согласовании (об отказе в согласовании) оформляется в виде заключения, которое подписывается руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Федерального агентства по рыболовству. Однако ответчиком документальное подтверждение о наличии такого согласования суду представлено не было.

Кроме того, вывод суда о том, что истцом не представлено достаточных и бесспорных доказательств, указывающих на возведение объектов строительства Ярахмедовым М.Т., является результатом неправильной и односторонней оценки судом представленных истцом доказательств.

Относительно доводов апелляционного представления прокурора представителем Ярахмедова М.Т. по доверенности Сулеймановым Р.Р. поданы возражения, в которых содержится просьба об оставлении решения суда первой инстанции без изменения.

На заседание суда апелляционной инстанции прокурор отдела прокуратуры Республики Дагестан Гаджимагомедов М.Г., представитель ответчика Ярахмедова М.Т. по доверенности Сулейманов Р.Р. явились.

Остальные участники процесса на заседание суда апелляционной инстанции не явились, о месте, дате и времени рассмотрения дела заблаговременно и надлежаще извещены, о причинах неявки не сообщили, об отложении разбирательства дела не просили.

Руководствуясь положениями п. 1 ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), разъяснениями пунктов 67, 68 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 25 от <дата> «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», судебная коллегия считает обязанность по надлежащему извещению участников судебного разбирательства о времени и месте рассмотрения настоящего дела исполненной в соответствии с положениями статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ).

Принимая во внимание, что явившиеся участники судебного разбирательства не возражали против рассмотрения дела при состоявшейся явке, судебная коллегия считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело на основании ч.3 ст.167, ч.ч.1, 2 ст. 327 ГПК РФ в отсутствие неявившихся участников судебного заседания.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Положениями ст. 195 ГПК РФ установлено, что решение суда должно быть законным и обоснованным.

Согласно разъяснениям, данным в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч.1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст.ст. 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Постановленное по делу решение указанным требованиям не отвечает.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно договору от <дата> аренды находящегося в муниципальной собственности земельного участка отдел по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района «<адрес>» Республики Дагестан Ахмедовой С.М. предоставил в аренду земельный участок для строительства базы отдыха площадью 1 га из земель, находящихся в собственности муниципального района «<адрес>» Республики Дагестан, расположенный на побережье Каспийского моря с кадастровым номером 05:08:000065:65/110, в границах, указанных в кадастровой карте (плане) участка, прилагаемой к договору и являющейся его неотъемлемой частью. Срок аренды земельного участка установлен с 16.06.2014г. до 16.06.2063г.

Условиями договора аренды земельного участка, находящегося в собственности муниципального образования, предусмотрено право арендатора возводить на участке капитальные объекты в соответствии с правилами, установленными законодательством Российской Федерации (п. 4.3.5 договора аренды).

Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) земельный участок с кадастровым номером 05:08:000065:65, из которого образован земельный участок с кадастровым номером 05:08:000065:65/110, поставлен на кадастровый учёт 30.11.2009г., относится к категории земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, виды разрешённого использования: под строительство лечебно-оздоровительных баз отдыха, пансионатов.

По договору от <дата> со сроком действия до 16.06.2063г. Ахмедова С.М. передала Ярахмедову М.Т. в субаренду часть находящегося у неё на праве аренды земельного участка площадью 10000 кв.м с кадастровым номером 05:08:000065:65/110 площадью 300 кв.м с условным номером 05:08:000065:65/110/чзу6.

Данный договор подписан сторонами, зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан 04.05.2022г.

На земельном участке с условным кадастровым номером 05:08:000065:65/110/чзу6 Ярахмедовым М.Т. возведён двухэтажный с эксплуатируемой кровлей завершенный строительством объект капитального строительства площадью застройки 108,0 кв. м, общей площадью строения 290 кв. м, высотой 9,4м.

Разрешая спор и отказывая в иске, суд первой инстанции исходил из того, что Ярахмедовым М.Т. строение возведено на земельном участке, находящемся у него на праве субаренды и имеющем вид разрешенного использования «под строительство лечебно-оздоровительных баз отдыха, пансионатов».

Судом также указано, что в нарушение ст. 56 ГПК РФ, согласно которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, прокурором не представлено доказательств того, что спорное строение возведено с нарушением установленных строительных и иных норм и правил, а также нарушает права и законные интересы муниципального образования.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что возведение Ярахмедовым М.Т. строение только лишь без предварительного получения необходимого разрешения не является достаточным основанием для его сноса.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан находит, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.

В соответствии с требованиями ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений (ст. 2 ГПК РФ).

В силу ч. 1 ст. 3 ГПК РФ целью судебной защиты является восстановление нарушенных или оспариваемых прав.

Согласно ч. 2 ст. 4 ГПК РФ в случаях, предусмотренных данным кодексом, другими федеральными законами, гражданское дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с ранее действовавшими разъяснениями, данными в абзаце 3 п.22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от <дата> «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», с иском о сносе самовольной постройки в публичных интересах вправе обратиться прокурор, а также уполномоченные органы в соответствии с федеральным законом.

В абзаце 2 п. 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> N 44 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке» также приведена правовая позиция, согласно которой с иском о сносе самовольной постройки, о сносе или приведении ее в соответствие с установленными требованиями в публичных интересах вправе обратиться прокурор, уполномоченные органы публичной власти в пределах своей компетенции (ч. 1 ст. 45, ч. 1 ст. 46 ГПК РФ, ч. 1 ст. 53 АПК РФ).

Пунктом 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

Земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (подп. 2 ст. 7 ЗКРФ).

Согласно п. п. 2 п. 1 ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право: возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Исходя из п. 1 ст. 41 ЗК РФ арендаторы земельных участков вправе осуществлять права собственников земельных участков, установленные статьей 40 этого кодекса, в том числе возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством.

В силу положений 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

На основании п.п. 1, 2 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

В силу п. 1 ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п. 2 ст. 260).

В соответствии с п.п. 1 и 2 ст. 264 ГК РФ земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.

Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.

В соответствии с п. 1 ст. 615 ГК РФ арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.

Таким образом, арендатор (равно и субарендатор) земельного участка имеет право возводить жилые, производственные и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Статьей 60 ЗК РФ установлено, что действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

Из разъяснений, содержащихся в п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата> N 44 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке» (далее – Постановление N 44), следует, что в силу п. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной признается постройка при наличии хотя бы одного из следующих признаков: возведение (создание) на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке; возведение (создание) на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта на дату начала его возведения и на дату выявления постройки; возведение (создание) без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений, если требование о получении соответствующих согласований, разрешений установлено на дату начала возведения и является действующим на дату выявления постройки; возведение (создание) с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если такие нормы и правила установлены на дату начала возведения постройки и являются действующими на дату ее выявления.

Абзацем 4 п. 2 ст. 222 ГК РФ ГК РФ установлено, что самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 данной статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.

Из приведенных выше положений норм закона и разъяснений в их взаимосвязи следует, что разрешение вопросов о признании возведенного на земельном участке строения самовольной постройкой и необходимости его сноса связывается законом с установлением наличия признаков самовольной постройки, перечень которых закреплен в п. 1 ст. 222 ГК РФ, а также с установлением обстоятельств, которые могли бы препятствовать использованию такой постройки ввиду ее несоответствия требованиям безопасности, несоблюдения градостроительных и строительных норм и правил при ее возведении, возможности нарушения прав и охраняемых законом интересов других лиц.

При этом по общему правилу в силу прямого указания закона возведение (создание) строения с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если такие нормы и правила установлены на дату начала возведения постройки и являются действующими на дату ее выявления, является основанием для признания постройки самовольной.

Данные обстоятельства являются юридически значимыми по делам по спорам, связанным с самовольной постройкой, и подлежащими установлению и определению в качестве таковых судом в силу ч. 2 ст. 56 ГПК РФ.

Согласно ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) под зонами с особыми условиями использования территорий понимаются охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании абз. 4 п. 2 ст. 7 ЗК РФ виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Федеральным законом от <дата> N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору (часть 11 статьи 34).

Впервые такой классификатор видов разрешенного использования земельных участков утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от <дата> N 540.

Как следует из материалов дела и подтверждается материалами дела, разрешенным видом использования земельного участка площадью 300 кв.м с условным номером 05:08:000065:65/110/чзу6, который образован из земельного участка площадью 10 000 кв.м с кадастровым номером 05:08:000065:65/110, является строительство лечебно-оздоровительных баз отдыха, пансионатов, данный вид разрешённого использования был установлен до дня утверждения классификатора.

Статья 1 Федерального закона от <дата> N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о туризме) предусматривает общее понятие средства размещения - это имущественный комплекс, включающий в себя здание или часть здания, помещения, оборудование и иное имущество и используемый для временного размещения и обеспечения временного проживания физических лиц.

В соответствии с абз. 34 ст. 1 Закона о туризме гостиницей признается средство размещения, в котором предоставляются гостиничные услуги и которое относится к одному из видов гостиниц, предусмотренных Положением о классификации гостиниц, утвержденным Постановлением Правительства РФ от <дата> N 1860 (далее - Положение о классификации гостиниц).

Под гостиничными услугами понимается комплекс услуг по предоставлению физическим лицам средства размещения и иных услуг, предусмотренных Правилами предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденными Правительством Российской Федерации, которые предоставляются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами (абз. 35 ст.1 Закона о туризме).

В подпункте «в» п. 5 постановления Правительства от <дата> N 1860 «Об утверждении Положения о классификации гостиниц» дано понятие пансионата - вид гостиниц, которые расположены в лечебно-оздоровительных местностях или на курортах, оказывающих помимо гостиничных услуг комплекс дополнительных услуг оздоровительного характера, в том числе с использованием лечебных природных ресурсов.

В соответствии с подп. «з» п. 5 Положения о классификации гостиниц загородные отели, туристские базы, базы отдыха, гостиничные номера при визит-центрах - вид гостиниц, расположенных в сельской местности, в горной местности, в лесу (в том числе на земельных участках в пределах особо охраняемых природных территорий и охранных зон особо охраняемых природных территорий в соответствии с законодательством РФ об особо охраняемых природных территориях), на берегу водоема, не относящихся к лечебно-оздоровительным местностям или курортам.

Туристские базы и базы отдыха представляют собой средства временного размещения и проживания физических лиц, расположенные в сельской местности, в горной местности, в лесу (в том числе на земельных участках в пределах особо охраняемых природных территорий и охранных зон особо охраняемых природных территорий в соответствии с законодательством РФ об особо охраняемых природных территориях), на берегу водоема, не относящиеся к лечебно-оздоровительным местностям или курортам. При этом на них распространяется действие Положения о классификации гостиниц и Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от <дата> N 1853.

Спортивные объекты, площадки для игр, автостоянка, тропинки для пешеходной зоны, аллеи и зона озеленения, размещаемые на земельных участках, предоставленных под туристическое обслуживание, в совокупности образуют инфраструктуру базы отдыха, предназначенную для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом граждан.

Определение понятия «гостевой дом» законодательством РФ не предусмотрено.

Согласно пункту 2.2.2 национального стандарта РФ ГОСТ Р 53423-2009 (ИСО 18513:2003) «Туристские услуги. Гостиницы и другие средства размещения туристов. Термины и определения», утвержденного Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от <дата> N 496-ст, под гест хаузом понималось предприятие, предоставляющее услуги питания (включая напитки). Гест хауз может предоставлять услуги средства размещения. Гест хауз часто располагается в сельской местности.

Примечание - Термина на русском языке, соответствующего приведенному толкованию, нет. Понятие «гостевой дом», получившее распространение в российской гостиничной индустрии, означает средство размещения небольшой вместимости, в котором не предусмотрено оказание всего спектра гостиничных услуг.

Однако указанный выше документ утратил силу с <дата> в связи с утратой актуальности ввиду вступления в силу изменений в Закон о туризме, а также принятия Федерального закона от <дата> N 59-ФЗ «О внесении изменений в статью 17 Жилищного кодекса Российской Федерации», запрещающего размещение в жилых помещениях гостиниц и предоставление гостиничных услуг в жилом помещении многоквартирного дома (Приказ Росстандарта от <дата> N 1431-ст).

Кроме того, ранее законодательством РФ было предусмотрено понятие «фермерский гостевой дом» - это вид гостиниц, расположенных в сельской местности, предоставляющих услуги размещения и питания в основном из продуктов, производимых в крестьянско-фермерском хозяйстве (пп. «и» п. 5 Положения о классификации гостиниц, утв. Постановлением Правительства РФ от <дата> N 158 (утратило силу с <дата>)) и в настоящее время действует Положение о классификации гостиниц.

Таким образом, гостиница или гостиничные домики могут функционировать только в составе туристской базы и не могут иметь самостоятельное функциональное назначение.

Частью 1 ст. 51 ГрК РФ предусмотрено, что разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (ч. 2 ст. 51 ГрК РФ).

К случаям, когда выдача разрешения на строительство не требуется, указанным в ч. 17 ст. 51 ГрК РФ, не относится строительство лечебно-оздоровительных баз отдыха, пансионатов.

Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами (ч. 4 ст. 51 ГрК РФ).

В соответствии с ч. 7 ст. 51 ГрК РФ в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в орган местного самоуправления. К указанному заявлению прилагаются, в том числе материалы, содержащиеся в проектной документации, и положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (п.п. 3 и 4 ч. 7 ст. 51 ГрК РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 49 ГрК РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных ч.ч. 2, 3 и 3.1 настоящей статьи.

Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что экспертиза не проводится, в том числе, в отношении проектной документации следующих объектов капитального строительства:

- отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не пред-назначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами (пункт 4);

- отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами (пункт5).

С целью проверки доводов иска судом первой инстанции была назначена комплексная судебная строительно-техническая и землеустроительная экспертиза, производство которой поручалось Центру независимой экспертизы и оценки «Фирма «АСКОМ».

Согласно заключению экспертизы от <дата> на земельном участке с условным кадастровым номером 05:08:000065:65/110/чзу6 возведён двухэтажный с эксплуатируемой кровлей завершенный строительством объект капитального строительства площадью застройки 108,0 кв. м, общая площадь строения составляет 290 кв. м, высота строения 9,40м.

В соответствии с планировкой в строении и состава помещений возможно использование строения как индивидуальное средство размещения (гостевой дом).

Конструкции 2-х этажного с эксплуатируемой кровлей возведённого Ярахмедовым М.Т. на земельном участке площадью 300 кв. м с кадастровым номером 05:08:000065:65/110/чзу6 соответствуют требованиям обязательным норм, находятся в хорошем, работоспособном, техническом состоянии, не противоречат основным действующим нормам, строение не представляет угрозу жизни и здоровью граждан, расположены в границах участка.

Расположение возведенных Ярахмедовым М.Т. на земельном участке объекта соответствует требованиям обязательных норм по отношению к расположенным рядом с ними иным объектам - зданиям, строениям, сооружениям, автодорогам, линейным объектам, линии уреза воды на побережье Каспийского моря.

Таким образом, материалы дела, с учётом проведённой по делу судебной экспертизы, свидетельствуют о том, что возведённое строение включает в себя жилое помещение (гостевой дом), предназначенный для временного проживания людей.

В возведённом здании предусмотрены все условия для длительного нахождения граждан, в том числе условия для отдыха, сна, личной гигиены, что указывает на приспособленность помещений для проживания граждан в течение неопределенного времени.

Из приведённого следует, что спорный объект недвижимости не соответствует виду разрешенного использования земельного участка, поскольку не является лечебно-оздоровительной базой отдыха либо пансионатом, а гостевым домом, который может функционировать только в составе туристской базы и не может иметь самостоятельное функциональное назначение.

Исходя из системного толкования п.п. 1 - 5 ч. 2 ст. 49 ГрК РФ, если объект капитального строительства не относится к числу жилых домов, определенных в п.п. 1 - 3 ч. 2 ст. 49 Кодекса, то при условии его назначения для проживания граждан экспертиза проектной документации является обязательной.

Исходя из установленных по делу обстоятельств возведённое Ярахмедовым М.Т. строение предназначено для временного проживания граждан, в связи с чем не подпадает под предусмотренные ч. 2 ст. 49 ГрК РФ исключения, для которых не требуется проведение экспертизы проектной документации.

Спорный объект возведён ответчиком без разработки в установленном законом порядке проектной документации, экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий не проводилась (ст. ст. 48 - 49 ГрК РФ), в отношении спорного объекта не осуществлялся государственный строительный надзор (ст. 54 ГрК РФ).

В соответствии с ч.1 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ) водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей и на которые устанавливается специальный режим хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Согласно ч. 8 ст. 65 ВК РФ ширина водоохранной зоны моря составляет 500 метров.

Из заключения проведённой по делу судебной экспертизы следует, что возведённое Ярахмедовым М.Т. строение находится на расстоянии 170м от уреза воды Каспийского моря, что свидетельствует о том, что оно расположено в водоохранной зоне моря.

Пунктом 15 ст. 65 ВК РФ установлено, что в границах водоохранных зон запрещается: 1) использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв; 2) размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов; 3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами; 4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие; 5) строительство и реконструкция автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, инфраструктуры внутренних водных путей, в том числе баз (сооружений) для стоянки маломерных судов, объектов органов федеральной службы безопасности), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств; 6) хранение пестицидов и агрохимикатов (за исключением хранения агрохимикатов в специализированных хранилищах на территориях морских портов за пределами границ прибрежных защитных полос), применение пестицидов и агрохимикатов; 7) сброс сточных, в том числе дренажных, вод; 8) разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьей 19.1 Закона РФ от <дата> N 2395-I «О недрах»).

Частью 16 ст. 65 ВК РФ предусмотрено, что в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. В целях названной статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются: 1) централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения; 2) сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод; 3) локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и указанного Кодекса; 4) сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов; 5) сооружения, обеспечивающие защиту водных объектов и прилегающих к ним территорий от разливов нефти и нефтепродуктов и иного негативного воздействия на окружающую среду.

Согласно ч. 1 ст. 48 Федерального закона от <дата> N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (в редакции до <дата>) рыбоохранной зоной является территория, которая прилегает к акватории водного объекта рыбохозяйственного значения. В настоящее время указанная статья утратила свою силу.

Вместе с тем, в соответствии с положениями ст. 56 Федерального закона от <дата> N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее - Закон N 166-ФЗ) береговые охранные зоны, заповедные зоны, водоохранные зоны водных объектов рыбохозяйственного назначения, созданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, рыбоохранные зоны, установленные в период до <дата>, и водный объект или часть водного объекта, к которым прилегают такие зоны, в целях сохранения водных биоресурсов признаются на период до <дата> рыбохозяйственными заповедными зонами в случае и порядке, предусмотренных федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.

Таким образом, на текущий момент территория, прилегающая к акватории Каспийского моря, является рыбохозяйственной заповедной зоной.

В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 50 Закона N 166-ФЗ при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. Деятельность, указанная в части 1 настоящей статьи, осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Порядок согласования Федеральным агентством по рыболовству (его территориальными органами) строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания установлен Правилами согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 384 (далее - Правила).

Пунктами 4, 5, 8 Правил предусмотрено, что юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, для согласования деятельности представляют в Федеральное агентство по рыболовству (его территориальные органы) заявку о согласовании и иную предусмотренную законом документацию, по результатам рассмотрения которых Федеральное агентство по рыболовству (его территориальные органы) принимает решение о согласовании (об отказе в согласовании) с учетом соответствия (несоответствия) планируемых мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания подпунктам «б» - «ж» п. 2 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 380 «Об утверждении Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания».

В связи с этим, поскольку земельный участок площадью 300 кв. м с кадастровым номером 05:08:000065:65/110/чзу6, на котором Ярахмедовым М.Т. возведено спорное строение, расположено в водоохранной зоне Каспийского моря, строительство, реконструкция объектов капитального строительства на нём допускается только при наличии письменного согласования с территориальным управлением Росрыболовства.

Спорный объект возведён Ярахмедовым М.Т. без письменного согласования с территориальным управлением Росрыболовства.

Суд апелляционной инстанции не может принять во внимание выводы проведённой по делу судебной экспертизы о соответствии расположения спорного объекта на земельном участке объекта требованиям обязательных норм по отношению к расположенным рядом с ними иным объектам - зданиям, строениям, сооружениям, автодорогам, линейным объектам, линии уреза воды на побережье Каспийского моря, поскольку указанное доказательство не является положительным заключением экспертизы проектной документации применительно к положениям ст. 49 ГрК РФ, возведение спорного здания должно было осуществляться с получением на это необходимых в силу закона согласований, а именно согласования с территориальным управлением Росрыболовства, поскольку в отсутствие указанного согласования и наличия положительного заключения экспертизы проекта спорный объект отвечает признакам объекта самовольного строительства.

Согласно ч. 1 ст. 55 и ч. 1 ст. 56 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

В силу ч. 1 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Согласно п. 7 Постановления N 44 законом могут быть определены категории объектов недвижимости, в отношении которых не допускается принятие судом или органом местного самоуправления в соответствии со статьей 222 ГК РФ решений об их сносе либо о сносе или приведении в соответствие с установленными требованиями.

К таким объектам недвижимости относятся, например, объекты индивидуального жилищного строительства, построенные на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства или расположенных в границах населенных пунктов и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, а также жилые и садовые дома, созданные на садовых земельных участках, при наличии одновременно следующих условий: права на эти объекты зарегистрированы до <дата>; их параметры соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, и (или) предельным параметрам таких объектов, установленным федеральным законом; эти объекты расположены на земельных участках, принадлежащих на праве собственности или на ином законном основании собственникам этих объектов (п. 3 ст. 22 Федерального закона от <дата> N 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», ч. 7 ст. 54 Федерального закона от <дата> N 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Спорный объект не относятся к категории объектов недвижимости, которые не могут быть признаны самовольными и подлежащими сносу.

Таким образом, из материалов дела следует, что спорный объект недвижимости не соответствует виду разрешенного использования земельного участка, поскольку не является лечебно-оздоровительной базой отдыха либо пансионатом, а гостевым домом, который может функционировать только в составе туристской базы и не может иметь самостоятельное функциональное назначение, ответчиком на спорный объект не разработана в установленном законом порядке проектная документация, не проведена экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий (ст. ст. 48 - 49 ГрК РФ), в отношении спорного объекта не осуществлялся государственный строительный надзор (ст. 54 ГрК РФ), он возведён без письменного согласования с территориальным управлением Росрыболовства, у суда первой инстанции не имелись основания, предусмотренные ст. 222 Гражданского кодекса РФ, для отказа в признании указанного объекта самовольной постройкой.

Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, судебная коллегия приходит к выводу, что права и охраняемые законом интересы муниципального района «<адрес>» Республики Дагестан нарушены таким образом, что их нельзя восстановить без сноса самовольной постройки, в связи с чем находит требования прокурора, заявленные по основаниям, предусмотренным ст. 222 ГК РФ, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно п. 2 ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.

При таких обстоятельствах, учитывая, что судом первой инстанции допущены нарушения норм материального и процессуального права, которые являются существенными, решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований прокурора <адрес> Республики Дагестан.

Снос объектов капитального строительства, являющихся самовольными постройками, или их приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в порядке, установленном ст. 55.32 ГрК РФ.

В силу ч.6 ст. 55.32 ГрК РФ снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляет лицо, которое создало или возвело самовольную постройку, а при отсутствии сведений о таком лице правообладатель земельного участка, на котором создана или возведена самовольная постройка, в срок, установленный соответствующим решением суда или органа местного самоуправления.

Учитывая, что в настоящее время спорный объект находится во владении ответчика, обладает признаками самовольной постройки, судебная коллегия считает необходимым возложить на ответчика обязанность снести самовольную постройку за свой счет в срок до <дата> с момента вынесения настоящего апелляционного определения, находя указанный срок достаточным для его исполнения.

С учётом изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан

о п р е д е л и л а:

решение Каякентского районного суда Республики Дагестан от 26 марта 2024 года отменить.

Принять по делу новое решение.

Исковые требования прокурора Каякентского района Республики Дагестан удовлетворить.

Признать самовольной постройкой незавершенный строительством двухэтажный с эксплуатируемой кровлей объект капитального строительства площадью 108 кв.м, общей площадь 290 кв.м, высотой строения 9,4 кв.м, расположенный на земельном участке площадью 300 кв.м с условным кадастровым номером 05:08:000065/110/чзу6 по адресу: Республика Дагестан, Каякентский район, на побережье Каспийского моря севернее ст. Инчхе, и возложить на Ярахмедова Мирзу Тажировича обязанность снести его за счет собственных средств в срок до 1 января 2025 года.

Председательствующий

Судьи:

    Мотивированное апелляционное определение составлено 27 июня 2024 года.

33-4877/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Каякентского района РД
Прокуратура РД
Ответчики
Ярахмедов Мирза Тажирович
Другие
Администрация Мр Каякентский район РД
Сулейманов Руслан Рашидович
Суд
Верховный Суд Республики Дагестан
Дело на сайте суда
vs.dag.sudrf.ru
17.05.2024Передача дела судье
20.06.2024Судебное заседание
10.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.09.2024Передано в экспедицию
20.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее