Дело № 2-1578/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 марта 2016 года
Дзержинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Казакова М.В.,
при секретаре Елькиной М.Н.,
с участием представителя истца Швалевой К.И., представителя ответчика Шмыриной Т.К. (по доверенности), рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пермского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о возложении обязанности,
установил:
Пермский транспортный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «РЖД» о возложении обязанности произвести работы по установке на пассажирских платформах остановочного пункта ... специальных плит с волнистой и шероховатой поверхностью, образующих дорожки для пассажиров с ослабленным зрением.
В обоснование заявленных требований истец указал, что Пермской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства Российской Федерации в сфере безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта при эксплуатации железнодорожного переезда, в том числе по вопросам соответствия объектов инфраструктуры железной дороги требованиям о безопасном оказании услуг пассажирам железнодорожного транспорта. В ходе проверки установлено, что пассажирские платформы остановочного пункта ... не соответствуют требованиям законодательства, направленного на защиту прав потребителей, поскольку в нарушение требований п.п. 6.4., 6.5. распоряжения ОАО «РЖД» от 24.12.2010 № 2705р, для пассажиров с ослабленным зрением отсутствуют волнистые и шероховатые поверхности специальных плит, образующих дорожки. Установленные нарушения создают угрозу для жизни и здоровья пассажиров с ограниченными возможностями, угрозу причинения вреда их имуществу.
Представитель истца Швалева К.И. в судебном заседании настаивала на заявленных требованиях в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Шмырина Т.К. в судебном заседании исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему выводу.
Судом установлено, что собственником пассажирской платформы остановочного пункта ... является ОАО «РЖД», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
В период с Дата по Дата проведена проверка соответствия объектов инфраструктуры железной дороги требованиям о безопасном оказании услуг пассажирам железнодорожного транспорта остановочного пункта ... и расположенных на нем пассажирских платформ. По результатам проверки установлено, что пассажирские платформы остановочного пункта ... не имеют волнистые и шероховатые поверхности специальных плит, образующих дорожки, предназначенных для пассажиров с ослабленным зрением.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает, что требования истца удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2 ст. 307 ГК РФ обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
В силу ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности (пункт 1). В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают: 1) из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; 1.1) из решений собраний в случаях, предусмотренных законом; 2) из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей; 3) из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности; 4) в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом; 5) в результате создания произведений науки, литературы, искусства, изобретений и иных результатов интеллектуальной деятельности; 6) вследствие причинения вреда другому лицу; 7) вследствие неосновательного обогащения; 8) вследствие иных действий граждан и юридических лиц; 9) вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий (пункт 2).
Требования истца заявлены по основаниям ст. 1 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», ст. 80 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», ст. 7 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», распоряжении ОАО «РЖД» от 24.12.2010 № 2705р.
По смыслу п. 1 ст. 1 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», железнодорожный транспорт призван своевременно и качественно обеспечивать потребности физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом, способствовать созданию условий для развития экономики и обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации.
По смыслу п. 3 ст. 1 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», функционирование железнодорожного транспорта осуществляется, в том числе, исходя из принципа доступности, безопасности и качества оказываемых услуг.
Аналогичные требования закреплены Федеральным законом от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации». Так, в силу ст. 80 данного Федерального закона, пассажирские вагоны, а также вокзалы и другие сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны содержаться в исправном техническом состоянии и соответствовать требованиям строительных и санитарных норм, правил, других нормативных документов.
Согласно п. 1 ст. 7 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
Положения ст. 37 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», изложенные в исковом заявлении, не соответствуют содержанию данной статьи в самом Законе.
В соответствии с п. 6.1. Требований к пассажирским платформам по обеспечению безопасности граждан (утвержденных распоряжением ОАО «РЖД» от 24.12.2010 года № 2705р) поверхности платформ и сходов должны быть ровной, без выбоин, не допускать скопление воды, обладать противоскользящими свойствами.
В соответствии с п. 6.4., 6,5 данных Требований, для пассажиров с ослабленным зрением должны применяться волнистые и шероховатые поверхности специальных плит, образующих дорожки (например, из мелкодисперсного силикатного камня). Волны на поверхности должны располагаться с шагом 14 мм. На поверхности плит должно предусматриваться рифление глубиной 5-6 мм. Поверхность тактильного указателя должна быть контрастного цвета. Расстояние от края платформы до ближайшей к пути границы тактильного указателя должно быть 0,75 м. при ширине тактильного указателя не мене 0,5 м.
Как следует из Правил нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути, утвержденных приказом Минтранса Российской Федерации от 08.02.2007 № 18, с целью обеспечения безопасного нахождения граждан в зонах повышенной опасности владельцами инфраструктур разрабатываются, планируются, организуются и проводятся необходимые мероприятия, позволяющие реализовать возможность размещения объектов с учетом соблюдения условий, обеспечивающих безопасное нахождение граждан, пользующихся услугами железнодорожного транспорта (пункт 4 названных Правил).
В силу ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): 1) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; 2) условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации); 3) возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски; 4) сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур; 5) надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; 6) дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика; 7) допуск на объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение и выдаваемого по форме и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения; 8) оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами. В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме. Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются. Организации, осуществляющие производство транспортных средств, а также организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения (независимо от их организационно-правовых форм), обеспечивают оборудование указанных средств, вокзалов, аэропортов и других объектов транспортной инфраструктуры специальными приспособлениями и устройствами в целях обеспечения условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами.
Из анализа приведенных выше норм законодательства следует, что отсутствует нормативно-правовой акт, согласно которому на владельцев железнодорожных путей возможно было бы возложить обязанность по обустройству на пассажирских платформах (в данном случае остановочного пункта ...) специальных плит с волнистой и шероховатой поверхностью, образующих дорожки для пассажиров с ослабленным зрением.
Ссылки истца на положения распоряжения ОАО «РЖД» от 24.12.2010 № 2705р подлежат отклонению, поскольку данное распоряжение не является нормативно правовым актом. Истцом не представлено доказательств отнесения указанного распоряжения к числу нормативных актов, включение данного распоряжения в перечень национальных стандартов и сводов правил, обязательных для применения, а также обстоятельств, указывающих на возможность применения утвержденных распоряжением Требований. Кроме того, согласно п. 1.1 указанного распоряжения, применение Требований обязательно при новом строительстве, реконструкции пассажирских платформ, а также при модернизации технического оснащения. Доказательств отнесения пассажирских платформ остановочного пункта ... (введенным в эксплуатацию в ...) к новым либо реконструируемым объектам истцом не представлено.
В силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Иных доказательств по существу спора стороны суду не представили.
При таких обстоятельствах исковые требования Пермского транспортного прокурора к ОАО «РЖД» удовлетворению не подлежат.
В ходе судебного заседания представитель истца просила об отложении судебного заседания для уточнения оснований заявленного иска, а именно: для уточнения нормативно правовых актов, на основании которых возможно было бы возложить на ответчика заявленную в иске обязанность. Вместе с тем, дело длительное время находится в производстве судов, при этом стороне истца ничего не мешало заблаговременно указать ссылки на нормативно правовые акты, обосновывающие исковые требования. Безосновательное неисполнение Пермским транспортным прокурором данной процессуальной обязанности не является предусмотренным законом основанием для отложения разбирательства дела (ст. 169 ГПК РФ). Кроме того, у истца не было препятствий к тому, чтобы уточнить нормативно правовые акты непосредственно в судебном заседании. Следует отметить также, что основание иска представляет собой не нормативно правовые акты, а фактические обстоятельства, на которых основаны заявленные требования. К таким обстоятельствам в данном случае относится факт отсутствия на платформах остановочного пункта «Волегово» волнистых и шероховатых поверхностей, создающих дорожки для пассажиров с ослабленным зрением. Обоснованность требований о возложении обязанности обустроить платформу такими поверхностями должна была быть изложена Пермским транспортным прокурором как профессиональным участником судебного разбирательства в исковом заявлении и в ходе судебного разбирательства. При указанных обстоятельствах, судом было отказано в удовлетворении данного ходатайства по причине отсутствия оснований для отложения судебного заседания.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Пермского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о возложении обязанности произвести работы по установке на пассажирских платформах остановочного пункта ... специальных плит с волнистой и шероховатой поверхностью, образующих дорожки для пассажиров с ослабленным зрением – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд города Перми в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме (14 марта 2016 года).
Судья: М.В. Казаков