№ 2-1406/2022 УИД: 53RS0002-01-2022-002276-84
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Боровичи Новгородской области 22 ноября 2022 года
Боровичский районный суд Новгородской области в составе судьи Ивановой С.А., при секретаре Груневой М.Е.,
с участием истца Федорова В.Н., его представителя Федоровой С.Н.,
представителя ответчика Макеевой Е.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федорова ФИО6 к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда РФ по Новгородской области о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии,
установил:
Федоров В.Н. обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя свои требования тем, что в ноябре 2014 года он обратился в ГУ-УПФР в Боровичском районе Новгородской области (межрайонное) с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, представив документы о среднемесячном заработке за 60 месяцев. Управлением рассчитана и установлена страховая пенсия по старости в размере 6 457,44 руб.. 14.04.2022 он обратился в Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новгородской области (далее - ОПФР по Новгородской области) с заявлением о перерасчете пенсии. В перерасчете пенсии было отказано.
В своем заявлении в ОПФР по Новгородской области он указал, что с 01.04.1987 года по 01.07.1998 года работал по трудовому договору водителем лесовоза 1 класса в Октябрьском леспромхозе Мурманской области, затем там же переведен водителем на перевозку рабочих в лес (получал все это время один и тот же оклад). В связи с тем, административное здание с архивными документами Октябрьского леспромхоза Мурманской области уничтожен во время пожара, заработную плату возможно подтвердить только косвенными документами. В соответствии со справкой о задолженности заработной платы, заверенной в 1997 году Октябрьским леспромхозом Мурманской области, размер его заработной платы за 4 месяца 1997 года составляет 1 108 370 руб. В течение всей трудовой деятельности в Леспромхозе с 01.04.1990 года заработная плата осталась одинаковой. Считает, что ОПФР по Новгородской области неверно исчислен размер пенсии.
На основании изложенного просил признать справку Октябрьского Лесхоза Мурманской области о задолженности по заработной плате 1997 года документом, подтверждающим размер заработной платы в период работы в этой организации с 01 апреля 1987 года по 01 июля 1998 года; обязать ответчика произвести перерасчет трудовой пенсии с момента назначения, с учетом заработка за период с 01 апреля 1987 года по 01 июля 1998 года.
В ходе рассмотрения дела Федоров В.Н., уточнил исковые требования, указав, что работал в Октябрьском Лесхозе Мурманской области с 15.03.1990 по 16.01.1996 года водителем по перевозке рабочих в лес. Размер его зарплаты за полный 1995 год подтверждает архивная справка от 11.11.2014 №№. Документы по начислению заработной платы с 15.03.1990 по 31.12.1994 были утрачены при пожаре. Указанная архивная справка ответчику представлялась, но не рассматривалась, т.к. отсутствует полный период 60 месяцев подряд. Исходя из заработка в указанный период возможно применить коэффициент отношения среднемесячной заработной платы, что приведет к увеличению размера его пенсии. Также из справки от 14.10.2022 №№ следует, что на период 1995-1996 г.г. ему начислялась надбавка в размере 80% и районный коэффициент 50% для работников Крайнего севера. Просит обязать ответчика произвести перерасчет размера пенсии, с учетом заработка за период с 01 января 1995 по 01 января 1996 года в ГП Октябрьский леспромхоз Мурманской области с 15.03.1990 по 16.01.1996.
Ответчиком представлены письменные возражения на иск Федорова В.Н., согласно которым в соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон № 400-ФЗ) страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Согласно статье 15 Федерального закона № 400-ФЗ размер страховой пенсии по старости определяется по формуле, одной из составляющих которой является индивидуальный пенсионный коэффициент. В соответствии со ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. При оценке пенсионных прав учитывается среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. В соответствии с п. 2 ст. 18 Федерального закона № 173-ФЗ перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Минтруда РФ № 16, ПФ РФ № 19па от 27.02.2002 был утвержден Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской федерации» (далее - Перечень № 16/19па). Пунктом 26 Перечня № 16/19па определены документы, подтверждающие сведения о заработке. Среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до 01 января 2002 года в течение трудовой деятельности за период регистрации застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов. В случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам указанные справки выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями. В предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях для исчисления пенсии принимаются также: справки налоговых органов о декларированных доходах лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов с указанных доходов; справки Пенсионного фонда РФ о доходах лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, в отношении которых применяется упрощенная система налогообложения, или единый налог на вмененный доход; свидетельство об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности по форме, в отношении индивидуальных предпринимателей, уплачивающих единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности; справки работодателя (лица, оплатившего работу или услугу) об оплате по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, с отметкой об уплате страховых взносов; расчетные книжки или справки, выданные профсоюзными органами, с участием которых были заключены договоры о работе лиц у отдельных граждан, с указанием заработка рабочих и служащих соответствующей профессии и квалификации, занятых на государственных предприятиях и в организациях бытового обслуживания населения; копии лицевых счетов, выдаваемые архивными организациями.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 14 октября 2009 по № ГКПИ09-1239 положения пункта 26 Перечня № 16/19па признаны не противоречащими федеральному законодательству.
Справка АООТ «Мурмантоппром» от 24.12.1997 года № № о задолженности по заработной плате, не предусмотрена Перечнем № 16/19па; не содержит информации о размере среднемесячного заработка за период с 01.04.1987 по 01.07.1998 года (за исключением сентября, октября и ноября 1997 года); не имеет 01.07.1998 основания выдачи; из справки не усматривается, включены ли в начисленные за сентябрь, октябрь и ноябрь 1997 года суммы заработной платы единовременного характера (компенсация за неиспользованный отпуск, выходное пособие при увольнении и др.), которые не могут учитываться в составе заработка, из которого исчисляется пенсия.
Страховая пенсия назначена Федорову В.Н. с 01.12.2014. В заявлении о назначении пенсии от 01.12.2014 он просил учесть заработок по приложенным им к заявлению справкам о заработной плате. В апреле 2022 года Федоров В.Н. обратился ОПФР по Новгородской области по вопросу перерасчета пенсии и представил справку АООТ «Мурмантоппром» от 24.12.1997 года № №. Представленные истцом документы не могут быть приняты для определения размера пенсии в качестве надлежащих, допустимых, подтверждающих размер заработной платы истца косвенных документов по ряду причин, в числе которых и отсутствие информации об индивидуальном среднем заработке истца за 60 месяцев подряд. Доказательств утраты работодателем первичных документов о заработке и невозможности определения причинителя вреда истцом не представлено. Кроме того, у Федорова В.Н. имеется документально подтвержденный заработок за иные периоды трудовой деятельности, в том числе по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета.
Продолжительность указанного истцом периода получения заработной латы с 15.03.1990 по 16.01.1996 составляет 71 месяц. Определение размера страховой пенсии исходя из среднемесячного заработка застрахованного лица за 71 месяц ни действующим в настоящее время, ни ранее действовавшим законодательством не предусмотрено. Оснований для исчисления размера заработной платы истца за период с 15.03.1990 по 16.01.1996 исходя из размера его средней заработной платы за 1995 год не имеется. Несмотря на утверждение Федорова В.Н. о том, что в течение всего спорного периода он получал заработную плату в размере фиксированного оклада, существенные различия в помесячных начислениях за 1995 год говорят об обратном. Имеющиеся в свободном доступе статистические данные свидетельствуют о том, что размер среднемесячной заработной платы по стране за 1995 год существенно больше, чем данный показатель за предыдущие годы, поэтому распространение размера заработной платы истца за 1995 год на более ранние периоды приведет к необоснованному завышению размера пенсии истца и, как следствие перерасходу имеющих строго целевое назначение средств бюджета Пенсионного бонда РФ. Размер пенсии должен определяться исключительно на основании документов, бесспорно и достоверно подтверждающих фактический заработок гражданина в определенный период трудовой деятельности. Соответственно, для перерасчета размера пенсии с момента ее назначения не имеется оснований.
В судебном заседании истец Федоров В.Н. и его представитель Федорова С.Н. заявленные требования с учетом уточнений поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просили их удовлетворить, пояснив, что подтверждающие за весь спорный период документы о заработной плате истец не может представить по независящим от него причинам. Согласно трудовой книжке Федоров В.Н. с 1987 года по 1998 год работал в Октябрьском леспромхозе Мурманской области, перерыва в стаже работы не было, был на постоянном окладе. Просят обязать ответчика пересмотреть размер пенсии Федорова В.Н. с момента обращения в пенсионный орган с заявлением, взяв за основу архивную справку, в которой указаны сведения о заработной плате за 13 месяцев. Полагают, что на основании данной справки можно произвести перерасчет размера пенсии истца, определив его заработную плату в месяц путем определения среднего арифметического значения, что составляет 678 968 руб. в месяц. Размер заработной платы не менялся, деноминация рубля произведена в 1998 году.
Представитель ответчика по доверенности Макеева Е.Б. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, поддержав изложенные в письменных возражениях доводы, полагала требования истца не законными и не обоснованными. Период с 15 марта 1990 по 16 января 1996 гг. составляет 71 месяц, такой перерасчет не предусмотрен законодательством. Данное решение будет не исполнимо, поскольку истцом не определено, в каком порядке ответчик должен определять размер его заработной платы, данный порядок не определен. Оснований для исчисления размера пенсии исходя из среднемесячного заработка за 1995 год, при этом распространяя данные суммы на 1990 -1994 годы не имеется, применение размера заработной платы за 1995 год более к ранним периодам приведет к необоснованному завышению размера пенсии. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется ст. 39 Конституции РФ. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
На основании ч.ч. 1 - 2 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Федеральный закон №400-ФЗ) страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных ч.ч. 5 - 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных ч.ч. 4 и 5 указанной статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
Заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 настоящего Федерального закона. Таким образом, согласно приведенным правовым нормам, перерасчет пенсии носит заявительный характер, то есть осуществляется на основании заявления пенсионера, к которому прилагаются необходимые документы.
Аналогичные нормы ранее также содержались в п. 3 ст. 19, п. 2 ст. 23 Федерального закона от 17.12.2001№ 173-ФЗ.
Согласно ст. 15 Федерального закона № 400-ФЗ размер страховой пенсии по старости определяется по формуле, одной из составляющих которой является индивидуальный пенсионный коэффициент. Для определения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года, определяется размер страховой части трудовой пенсии по старости, исчисленный по состоянию на 31 декабря 2014 года по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовые пенсиях в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 173-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона РФ № 173-ФЗ размер трудовой пенсии определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении трудовой пенсии, и в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
В соответствии с Законом № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости исчисляется индивидуально каждому пенсионеру исходя из расчетного пенсионного капитала (ПК), величина которого зависит от продолжительности трудового стажа до 01.01.2002 (стажевый коэффициент), размера заработной платы пенсионера (при расчете применяется отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране за один и тот же период), учитываемых за период до 01.01.2002, и суммы страховых взносов, начисленных работодателями (страхователями) за застрахованное лицо в Пенсионный фонд Российской Федерации после 01.01.2002.
Оценка пенсионных прав производится по выгодному для пенсионера варианту в соответствии с пунктами 3 или 4 статьи 30 Закона № 173-ФЗ.
Согласно п. 3 ст. 30 Федерального закона РФ от 17.12.2001 № 173-ФЗ для расчета размера трудовой пенсии принимается среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается.
При определении расчетного размера трудовой пенсии по пункту 3 под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой или иной общественно полезной деятельности.
Как установлено в судебном заседании, решением ГУ-УПФР в Боровичском районе Новгородской области (межрайонное) № № от 09.12.2014 года Федорову В.Н. назначена страховая пенсия по старости с 01.12.2014 года в размере 6 457 руб. 44 коп..
15.04.2022 года Федоров В.Н. обратился в ОПФР по Новгородской области с заявлением о перерасчете размера фиксированной выплаты, предоставив в подтверждение размера его заработной платы архивную справку АООТ Мурмантоппром от 24.12.1997 года № №.
По результатам рассмотрения представленных Федоровым В.Н. документов Отделением в письме от 28.04.2022 года № 14-01/Ф-989 об отсутствии оснований в перерасчете размера фиксированной выплаты по причине отсутствия документов, подтверждающих средний размер заработной платы за указанный период.
Федоров В.Н. полагает, что расчет пенсии должен быть произведен с учетом среднего заработка за период работы в Октябрьском леспромхозе Мурманской области с 15.03.1990 года по 16.01.1996 года.
Как следует из дубликата трудовой книжки №№ № № Фёдоров В.Н., 09.06.1987 года он принят в Октябрьский леспромхоз Мурманской области в качестве водителя первого класса, 15.09.1987 года переведен водителем лесовоза на вывозке леса, 15.03.1990 года переведен водителем на перевозку рабочих в лес, 16.01.1996 года уволен по переводу в АООТ «Мурмантоппром», 17.01.1996 года принят в АООТ «Мурмантоппром» в качестве водителя 1 класса по перевозке рабочих Октябрьского лесозаготовительного пункта по переводу из Октябрьского леспромхоза, 07.07.1998 года уволен по собственному желанию.
Согласно справке № № от 24.12.1997 года, выданной начальником Октябрьского лесозаготовительного пункта АООТ «Мурмантоппром», заверенной АО «Мурмантоппром» лесозаготовительный пункт, Федоров В.Н. работал в Октябрьском ЛЗП ОАО «Мурмантоппром» и его задолженность по заработной плате на 01.12.1997 года составляет 1 547 929, в том числе задолженность на 01.09.1997 года – 2 794 550, сентябрь начислено – 738 847, выдано аванс – 300 000, 150 000, перечислено на сбер.книжку – 3 100 000, удержано п/н – 57 719, пенсионный фонд – 7 388. На 01.10.1997 года задолженность за рабочим – 81 710, октябрь начислено – 1 144 289, удержано под. налог – 105 884, пенсионный фонд – 11 443. Долг на 01.11.1997 года за предприятием – 945 252. Ноябрь начислено – 1 053 903, выдан аванс – 100 000, продукты – 45 540, подоходный налог – 95 147, пенсионный фонд – 10 539. Задолженность за предприятием на 01.12.1997 года составляет – 1 747 929, выдано в декабре аванс – 200 000. Итого задолженность по заработной плате составляет – 1 547 929.
Согласно справке конкурсного управляющего Октябрьского леспромхоза Федоров В.Н. работал в Октябрьском леспромхозе с 09.06.1987 года по 16.01.1996 года. Октябрьский леспромхоз расположен в Мурманской области относится к району Крайнего Севера. На Федорова В.Н. распространяются льготы, предусмотренные Указом Президиума Верховного Совета от 10.02.1960 года «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных в районам Крайнего Севера.
Согласно архивной справке № ф-№ от 28.11.2014 года Государственного областного казенного учреждения «Государственный архив Мурманской области в г. Кировске» в документах архивного фонда государственного предприятия «Октябрьский леспромхоз» в расчетных ведомостях имеются сведения о том, что Федоров В.Н., 31.07.1958 г.р., работал на государственном предприятии «Октябрьский леспромхоз» и заработная плата составляла (в рублях): в 1995 году: январь – 347 988, февраль – 706 964, март – 509 846, апрель – 515 431, май – 502 575, июнь – 862 350, июль – 663 078, август – 505 586, сентябрь – 871 426, октябрь 753 349, ноябрь – 861 473, декабрь – 1 047 550; январь 1996 года – 257 034. Районный коэффициент в указанный период - 50 %. С указанных в справке сумм производились отчисления в ПФ РФ по установленным тарифам. Документы по личному составу Октябрьского леспромхоза (ЛПХ), в том числе расчетные ведомости по начислению заработной платы работникам Октябрьского ЛПХ за 1952-1994 годы были утрачены во время пожара в административном здании Октябрьского леспромхоза 21 января 1996 года. Акт о пожаре от 21.01.96. Подготовить архивную справку о заработной плате за 1987-1994 гг. не представляется возможным. Выплаты единовременного характера, в том числе компенсация при увольнении за неиспользованный отпуск, в заработную плату не включены.
Согласно архивной справке № Ф-№ от 14.10.2022 года Государственного областного казенного учреждения «Государственный архив Мурманской области в г. Кировске» в документах архивного фонда «Государственное предприятие «Октябрьский леспромхоз» в приказах по личному составу за 1990 год Федоров В.Н. не значится. Документы по личному составу Октябрьского ЛПХ за 1952-1989, 1991 годы были утрачены во время пожара в административном здании Октябрьского леспромхоза 21.01.1996 года. Акт о пожаре от 21.01.1996 года. Направить копии приказов за период работы в Октябрьском ЛПХ Федорова В.Н. с 1987 года по 1989 года, 1991 год не представляется возможным.
Согласно пункту 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии по старости, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Приказом Минтруда России от 04.08.2021 N 538н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, который применяется с 01.01.2022.
Ранее действовал Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии, утвержденный Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 28 ноября 2014 года N 958н.
Кроме того, перечень документов, подтверждающих периоды работы, как до регистрации граждан в качестве застрахованного, так и после такой регистрации, включаемые в страховой стаж, установлен Постановлением Правительства РФ от 02 октября 2014 года № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» (далее по тексту - Правила № 1015). Согласно Правилам № 1015 размер заработной платы подтверждается справками, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписками из приказов, лицевыми счетами и ведомостями на выдачу заработной платы.
В соответствии с Перечнем документов, необходимых для установления трудовой пенсии, утвержденным Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 28 ноября 2014 года № 958н, среднемесячный заработок до регистрации в качестве застрахованного лица подтверждается справками, выданными в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов. В случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращение их деятельности по другим причинам, справки о заработке выдаются застрахованному лицу организацией, являющейся правопреемником, вышестоящей организацией или архивным органом, располагающими необходимыми сведениями.
Пунктом 26 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской и Федерации», утвержденного Постановлением Минтруда России и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 года № 16/19па, было определено, что среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 года, приходящийся на период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными муниципальными органами на основании первичных бухгалтерских документов.
При утрате в государственных и муниципальных органах или организациях первичных документов о заработке работников данных органов и организаций, в частности - случаях наводнений, землетрясений, ураганов, органам, осуществляющим пенсионное обеспечение, было рекомендовано принимать к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника, в том числе учетные карточки члены партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билете учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки (расчеты; листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлении первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника (совместное письмо Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 ноября 2001 года N 8389-ЮЛ/ЛЧ-06-27/9704).
В соответствии с разъяснениями, приведенными в Обзоре практики пенсионного законодательства по порядку исчисления и подтверждения заработка от 25 июня 2009 года № 10-01/17189, Письмо от 27 ноября 2001 года № 8389-ЮЛ//ЛЧ-06-27/9704 содержит исчерпывающий перечень причин утраты документов, и определение среднемесячного заработка по косвенным документам, в соответствии с положениями указанного письма допускается в том случае, если возможность установления заработка на основании первичных бухгалтерских документов отсутствует за весь период трудовой деятельности.
Из данного обстоятельства следует, что для принятия документов, косвенно подтверждающих фактический заработок работника, необходима совокупность следующих юридических фактов: 1) утрата в государственных и муниципальных органах или организациях первичных документов о заработке работников; 2) причина утраты - наводнения, землетрясения, ураганы; 3) документы должны быть утрачены за весь период трудовой деятельности.
Из имеющихся в материалах пенсионного дела документов и пояснений ответчика следует, что при расчете пенсии ГУ-УПФР в Боровичском районе Новгородской области (межрайонное) было принято отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате за 60 месяцев работы подряд, определенной за иной период, нежели считает для себя наиболее выгодным истец.
Из представленных в материалы дела архивных справок усматривается, что первичные бухгалтерские документы Октябрьского ЛПХ за 1952-1994 годы были утрачены во время пожара в административном здании Октябрьского леспромхоза 21 января 1996 года.
Однако в пенсионном деле имеются документы, подтверждающие заработок Федорова В.Н. в другие периоды трудовой деятельности.
Кроме того, в представленных Федоровым В.Н. при рассмотрении дела документах отсутствуют косвенные сведения о его заработной плате за период с января 1990 года по декабрь 1994 года.
В соответствии с действующим законодательством исчисление расчетного размера трудовой пенсии производится на основании документов, содержащих сведения о фактическом среднемесячном заработке гражданина. Указанные документы выдаются организацией, в которой работал гражданин, обратившийся за пенсией, на основании первичных документов, содержащих сведения о фактическом среднемесячном заработке (лицевых счетов, платежных ведомостей и других первичных документов по оплате труда).
Размер заработка и размер пенсии носит индивидуальный характер, поэтому выводы суда о размере заработка не могут быть сделаны на основании предположительных и обобщенных сведений.
Предложенный истцом способ определения его среднемесячного заработка противоречит законодательным нормам.
Исходя из приведенных выше норм и установленных при рассмотрении дела фактических обстоятельств суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Федорова ФИО7 к Государственному учреждению Отделению Пенсионного фонда РФ по Новгородской области о возложении обязанности произвести перерасчет размера пенсии с учетом заработка за период с 01.01.1995 по 01.01.1996 о периодах работы в ГП «Октябрьский леспромхоз» с 15.03.1990 по 16.01.1996 – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новгородский областной суд через Боровичский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме – 11 января 2023 года.
Судья С.А. Иванова