Решение от 14.02.2024 по делу № 2-14/2024 (2-626/2023;) от 14.11.2023

Дело № 2-14/2024 (2-626/2023)

УИД 22RS0004-01-2023-000793-77

РЕШЕНИE

Именем Российской Федерации

14 февраля 2024 года р.п.Благовещенка

Благовещенский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего Латкина Д.Г.

при секретарях Иост Е.С., Артюховой К.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Самусенко Снежаны Сергеевны к Абрамову Игорю Викторовичу о признании недостойным наследником, о лишении права на денежные выплаты,

У С Т А Н О В И Л :

Самусенко С.С. обратилась в суд с иском Абрамову И.В. о признании недостойным наследником, о лишении права на денежные выплаты. В обоснование требований истец указывает, что истец является матерью ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Ее сын, ФИО2, отбывая наказание в <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ заключил контракт для участия в специальной военной операции по «демилитаризации» и «денацификации» Украины, был направлен в войсковую часть . ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> погиб при исполнении обязанностей воинской службы. Законодательством РФ положены выплаты в связи с гибелью военнослужащего сына, ФИО2 Отец ФИО2 – Абрамов И.В. с момента расторжения брака, а именно с ДД.ММ.ГГГГ совместно с сыном не проживал, не общался и не участвовал в его воспитании, алиментные обязательства не исполнял, злоупотреблял спиртными напитками в большом количестве, что послужило причиной того, что на сегодня Абрамов И.В. является человеком без постоянного места жительства, а также в столь трудный момент Абрамов И.В. не оказал помощи в проведении похорон. Таким образом, считает, что Абрамов И.В. не имеет права на получение выплат в связи с гибелью военнослужащего сына и является недостойным наследником. Воспитывал и содержал с момента расторжения брака и до совершеннолетия ее сына, ФИО2, ее супруг, Самусенко В.А. Абрамов И.В. в отношении своего сына ФИО2 не выполнял обязанности по воспитанию по своей вине, а именно с его стороны отсутствовала забота о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии и обучении сына, вследствие чего Абрамов И.В. не может выступать достойным наследником и не имеет права на получение предусмотренных выплат. Просит признать Абрамова И.В. недостойным наследником в отношении Абрамова М.И.; лишить Абрамова И.В. права на: выплату страховой суммы, предусмотренной Федеральным законом от 28.03.1998 №52-ФЗ; на выплату единовременного пособия, предусмотренного Федеральным законом от 07.11.2011 № 306-ФЗ; единовременную выплату, предусмотренную Указом Президента Российской Федерации № 98 от 05.03.2022; материальную помощь, предусмотренную Постановлением Правительства Алтайского края от 16.02.2023 №43 «О предоставлении материальной помощи отдельным категориям граждан, принимающим (принимавшим) участие в специальной военной операции, и членам их семей», а также взыскать с ответчика госпошлину в размере 300 рублей.

В судебном заседании истец Самусенко С.С. поддержала заявленные требования по доводам и обстоятельствам, указанным в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что ответчик не принимал какого-либо участия в воспитании сына, материальную помощь не оказывал.

Ответчик Абрамов И.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.

Представители третьих лиц Министерства обороны Российской Федерации, войсковой части 22179, Министерства социальной защиты Алтайского края, АО «СОГАЗ», ФКУ «Военный комиссариат Алтайского края» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

Согласно отзыву Министерства социальной защиты Алтайского края на исковое заявление, на дату смерти ФИО2 членами его семьи являлись мать – Самусенко С.С. и отец – Абрамов И.В. Рассмотрение документов Самусенко С.С. на оказание материальной помощи в связи с гибелью сына приостановлено Минсоцзащитой Алтайского края на основании заявления Самусенко С.С., в связи с подачей ею иска о признании Абрамова И.В. недостойным наследником. Просят рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя Минсоцзащиты Алтайского края.

В отзыве на исковое заявление представитель АО «СОГАЗ» указывает, что на настоящее время в АО «СОГАЗ» заявлений о производстве выплат, а также иных документов от выгодоприобретателей и членов семьи военнослужащего, в связи со смертью ФИО2 не поступало. Просят принять решение на усмотрение суда, провести судебное заседание в отсутствие их представителя.

В отзыве на исковое заявление представитель ФКУ «Военный комиссариат Алтайского края» просит принять законное решение, в обоснование указывает, что по информации имеющейся в военном комиссариате Алтайского края, ФИО2 пребывал в добровольческом формировании «<данные изъяты>», содействующем выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, в специальной военной операции, погиб ДД.ММ.ГГГГ. В случае гибели или получения ранения (контузии, травмы, увечья) добровольцем, оформление документов для начисления единовременных выплат осуществляется аналогично порядку установленному для оформления единовременных выплат для военнослужащих, проходящих (проходивших) военную службу по контракту. По информации представленной военным комиссариатом Благовещенского и Суетского районов Алтайского края, Самусенко С.С. и Абрамов И.В. обратились в военный комиссариат Благовещенского и Суетского районов Алтайского края с заявлениями на выплату единовременного пособия в соответствии с Указом Президента РФ от 05.03.2022 №98, а также недополученных выплат. Данные документы были направлены командиру войсковой части

В соответствии со ст.167 ГПК РФ, с учетом мнения истца, дело рассмотрено при данной явке сторон.

Выслушав истца Самусенко С.С., допросив свидетелей ФИО20 и ФИО10, исследовав материалы делу, суд приходи к следующему

В соответствии со ст.7 Конституции РФ, Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты

Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч.1 ст.39 Конституции РФ).

Согласно п. 1 ст. 969 ГК РФ в целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства законом может быть установлено обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий. Обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям).

Обязательное государственное страхование осуществляется непосредственно на основании законов и иных правовых актов о таком страховании указанными в этих актах государственными страховыми или иными государственными организациями (страховщиками) либо на основании договоров страхования, заключаемых в соответствии с этими актами страховщиками и страхователями (п. 1 ст. 969 ГК РФ).

Согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона от 27.05.1998 №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее - Федеральный закон от 27.05.1998 №76-ФЗ) военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными названным федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами. На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации.

Военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета. Основания, условия и порядок обязательного государственного личного страхования указанных военнослужащих и граждан устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 1 ст. 18 Федерального закона от 27.05.1998 №76-ФЗ).

Условия и порядок осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и иных приравненных к ним лиц определены Федеральным законом от 28.03.1998 №52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 28.03.1998 №52-ФЗ).

Исходя из положений ст. 1 Федерального закона от 28.03.1998 №52-ФЗ к застрахованным лицам по обязательному государственному страхованию относятся, в том числе, военнослужащие, за исключением военнослужащих, военная служба по контракту которым в соответствии с законодательством Российской Федерации приостановлена.

В случае смерти (гибели) застрахованного лица выгодоприобретателями по обязательному государственному страхованию являются, в том числе, родители (усыновители) застрахованного лица (абз.3 п.3 ст.2 Федерального закона от 28.03.1998 №52-ФЗ).

Согласно ст. 4 Федерального закона от 28.03.1998 №52-ФЗ страховыми случаями при осуществлении обязательного государственного страхования (далее - страховые случаи) являются, в том числе, гибель (смерть) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы, военных сборов.

Из абз.2 п. 2 ст. 5 Федерального закона от 28.03.1998 №52-ФЗ следует, что выплачивается страховая сумма в случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы или военных сборов в размере 2 000 000 рублей выгодоприобретателям в равных долях.

Размер указанных сумм ежегодно увеличивается (индексируется) с учетом уровня инфляции в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решение об увеличении (индексации) страховых сумм принимается Правительством Российской Федерации. Указанные страховые суммы выплачиваются в размерах, установленных на день выплаты страховой суммы (абз. 9 п. 2 ст. 5 Федерального закона от 28.03.1998 №52-ФЗ).

Федеральным законом от 07.11.2011 №306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» (далее - Федеральный закон от 07.11.2011 №306-ФЗ) также установлены отдельные виды выплат в случае гибели (смерти) военнослужащих.

В соответствии с ч. 8 ст. 3 Федерального закона от 07.11.2011 №306-ФЗ в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо его смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных им при исполнении обязанностей военной службы (далее - военная травма), до истечения одного года со дня увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов), членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы, выплачивается в равных долях единовременное пособие в размере 3 000 000 рублей.

Согласно п.2 ч.11 ст. 3 Федерального закона от 07 ноября 2011 года № 306-ФЗ членами семьи военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы, имеющими право на получение единовременного пособия, предусмотренного частью 8 данной статьи, и ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9 и 10 этой же статьи, независимо от нахождения на иждивении погибшего (умершего, пропавшего без вести) кормильца или трудоспособности считаются, в том числе, родители военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, гражданина, пребывавшего в добровольческом формировании, или инвалида вследствие военной травмы, гражданина, ставшего инвалидом вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании. При этом право на ежемесячную денежную компенсацию, установленную частями 9 и 10 настоящей статьи, имеют родители, достигшие возраста 50 и 55 лет (соответственно женщина и мужчина) или являющиеся инвалидами.

Указом Президента РФ от 05.03.2022 №98 «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей» (далее - Указ Президента РФ от 05.03.2022 №98) предусмотрены дополнительные меры социальной поддержки военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей.

Так, согласно п.п. «а» п. 1 Указа Президента РФ от 05.03.2022 №98 в случае гибели (смерти) военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальное звание полиции, принимавших участие в специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины, военнослужащих, выполнявших специальные задачи на территории Сирийской Арабской Республики, либо смерти указанных военнослужащих и лиц до истечения одного года со дня их увольнения с военной службы (службы), наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы (службы), членам их семей осуществляется единовременная выплата в размере 5 млн. рублей в равных долях. При этом учитывается единовременная выплата, осуществленная в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта. Категории членов семей определяются в соответствии с частью 1.2 статьи 12 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и частью 11 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат". При отсутствии членов семей единовременная выплата осуществляется в равных долях полнородным и неполнородным братьям и сестрам указанных военнослужащих и лиц.

Постановлением Правительства Алтайского края от 16.02.2023 №43 «О предоставлении материальной помощи отдельным категориям граждан, принимающим (принимавшим) участие в специальной военной операции, и членам их семей» предусмотрено предоставление материальной помощи членам семей погибших (умерших) в ходе проведения специальной военной операции военнослужащих, сотрудников, граждан, принимавших участие в боевых действиях, волонтеров либо в случае наступления их смерти до истечения одного года со дня увольнения с военной службы (прекращения волонтерской деятельности) вследствие ранения (контузии, травмы, увечья) или заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы (осуществлении волонтерской деятельности), в размере 1 000 000 рублей (п.1.4).

Членами семьи считаются:

супруга (супруг), состоявшая (состоявший) в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) на день его гибели (смерти);

родители погибшего (умершего);

дети погибшего (умершего), не достигшие возраста 18 лет, или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, а также дети, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения, до окончания обучения, но не более чем до достижении ими возраста 23 лет;

лица, находившиеся на иждивении погибшего (умершего);

лица, признанные фактически воспитывающими и содержащими погибшего (умершего) в течение не менее 5 лет до достижения им совершеннолетия.

Материальная помощь предоставляется членам семьи однократно в равных долях на основании заявления и документов, предусмотренных пунктом 3 приложения 1 к постановлению №43.

Согласно пункту 4 постановления №43 материальная помощь членам семьи погибшего предоставляется при наличии сведений о месте жительства (пребывания) членов семьи на территории Российской Федерации на дату обращения или решения суда, подтверждающего факт их проживания на территории Российской Федерации.

Военная служба, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах; лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции, военнослужащий принимает на себя бремя неукоснительно, в режиме жесткой военной дисциплины исполнять обязанности военной службы, которые предполагают необходимость выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья.

Этим определяется особый правовой статус военнослужащих, проходящих военную службу как по призыву, так и в добровольном порядке по контракту, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству, что - в силу Конституции РФ, в частности статьями 2, 7, 39 (частями 1 и 2), 41 (ч.1), 45 (ч.1), 59 (частями 1 и 2) и 71 (пункты «в», «м»), - обязывает государство гарантировать им материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда их жизни или здоровью в период прохождения военной службы (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2002 года № 17-П, от 20 октября 2010 года № 18-П, от 17 мая 2011 года № 8-П, от 19 мая 2014 года № 15-П, от 17 июля 2014 года № 22-П, от 19 июля 2016 года № 16-П).

В случае гибели военнослужащего при исполнении воинского долга или смерти вследствие ранения, травмы, контузии, полученных при исполнении обязанностей военной службы, Российская Федерация как социальное государство принимает на себя обязательства по оказанию социальной поддержки членам его семьи, исходя из того, что их правовой статус произволен от правового статуса самого военнослужащего и обусловлен спецификой его служебной деятельности.

Публично-правовой механизм возмещения вреда, причиненного гибелью (смертью) военнослужащего, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, членам его семьи в настоящее время включает в себя, в частности: страховое обеспечение по государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих (п. 3 ст. 2, ст. 4 и 42 ст. 5 Федерального закона от 28.03.1998 № 52-ФЗ); меры социальной поддержки, как единовременное денежное пособие (ч. 8 ст. 3 Федерального закона от 07.11.2011 № 306-ФЗ); единовременная выплата, предусмотренная Указом Президента РФ от 05.03.2022 № 98, а также единовременная материальная помощь, предусмотренная Постановлением Правительства Алтайского края от 16.02.2023 №43.

При определении круга членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего, имеющих право на названные выплаты, федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, исходил, в частности, из целевого назначения данных выплат, заключающегося в восполнении материальных потерь, связанных с утратой возможности для этих лиц как членов семьи военнослужащего получать от него, в том числе в будущем, соответствующее содержание.

Таким образом, установленная федеральным и региональным законодателем система социальной защиты членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, направлена на максимально полную компенсацию связанных с их гибелью материальных потерь.

Такое правовое регулирование, гарантирующее родителям военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы (сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении служебных обязанностей), названные выплаты, имеет целью не только восполнить связанные с этим материальные потери, но и выразить от имени государства признательность гражданам, вырастившим и воспитавшим достойных членов общества - защитников Отечества.

Из приведенных нормативных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что законодатель, гарантируя военнослужащим, выполняющим конституционно значимые функции, связанные с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан, материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда их жизни или здоровью, установил и систему мер социальной поддержки членов семьи военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы. К числу таких мер относятся страховое обеспечение по государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих, единовременное денежное пособие, единовременную выплату, единовременную материальную помощь, которые подлежат выплате в том числе родителям военнослужащего в случае его гибели (смерти) при исполнении обязанностей военной службы. Цель названных выплат - компенсировать лицам, в данном случае родителям, которые длительное время надлежащим образом воспитывали военнослужащего, содержали его до совершеннолетия и вырастили достойного защитника Отечества, нравственные и материальные потери, связанные с его гибелью при выполнении обязанностей военной службы, осуществляемой в публичных интересах.

Исходя из целей названных выплат, а также принципов равенства, справедливости и соразмерности, принципа недопустимости злоупотребления правом как общеправового принципа, выступающих в том числе критериями прав, приобретаемых на основании закона, указанный в нормативных правовых актах, в данном случае ст. 5 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ, ст. 3 Федерального закона от 07 ноября 2011 года № 306-ФЗ, Указе Президента РФ от 05 марта 2022 года № 98, Постановлении Правительства Алтайского края от 16.02.2023 №43 «О предоставлении материальной помощи отдельным категориям граждан, принимающим (принимавшим) участие в специальной военной операции, и членам их семей», круг лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки в случае гибели военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы, среди которых родители такого военнослужащего, не исключает различий в их фактическом положении и учета при определении наличия у родителей погибшего военнослужащего права на меры социальной поддержки в связи с его гибелью их действий по воспитанию, физическому, умственному, духовному, нравственному, социальному развитию и материальному содержанию такого лица и имеющихся между ними фактических родственных и семейных связей.

В судебном заседании установлено, что истец Самусенко (Абрамова (до регистрации брака ФИО17)) С.С. и ответчик Абрамов И.В. состояли в зарегистрированном браке с ДД.ММ.ГГГГ, их брак прекращен ДД.ММ.ГГГГ на основании решения мирового судьи судебного участка №1 Благовещенского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается сведениями Благовещенского сектора ЗАГС управления юстиции Алтайского края и свидетельством о расторжении брака серии , выданным ДД.ММ.ГГГГ комитетом записи актов гражданского состояния администрации Благовещенского района Алтайского края Российской Федерации.

Согласно свидетельства о рождении (повторное) серии , выданного ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Леньковского сельсовета Благовещенского района Алтайского края Российской Федерации, ФИО2 родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. В графе «отец» указан Абрамов И.В., в графе «мать» указана Абрамова С.С.

Из справки Благовещенского сектора ЗАГС управления юстиции Алтайского края № от ДД.ММ.ГГГГ, Абрамова С.С. ДД.ММ.ГГГГ заключила брак с ФИО6, после регистрации брака Абрамовой С.С. присвоена фамилия «Самусенко». Брак между ФИО6 и Самусенко С.С. прекращен ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о расторжении брака серии , выданным ДД.ММ.ГГГГ Комитетом записи актов гражданского состояния Администрации Благовещенского района Алтайского края Российской Федерации.

Согласно выписки из приказа командира Войсковой части (<данные изъяты>) от ДД.ММ.ГГГГ , рядовой запаса ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зачислен в списки личного состава <данные изъяты> С ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 назначен на должность <данные изъяты> что подтверждается выпиской из приказа от ДД.ММ.ГГГГ .

Согласно выписки из приказа командира Войсковой части (<данные изъяты>) от ДД.ММ.ГГГГ , <данные изъяты> рядового запаса ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, исключили из списка <данные изъяты>» в связи со смертью ДД.ММ.ГГГГ. Смерть наступила в ходе выполнения задач специальной военной операции, ДД.ММ.ГГГГ при выполнении боевой задачи в районе населенного пункта <данные изъяты>

Указанные обстоятельства подтверждаются копией свидетельства о смерти ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дата смерти – ДД.ММ.ГГГГ, место смерти указано – Российская Федерация, <адрес>.

Согласно ч. 1 ст. 38 Конституции РФ и корреспондирующими ей нормами ст. 1 СК РФ предусмотрено, что семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.

Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.

Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав (п. 1 ст. 1 СК РФ).

Согласно п. 1 ст. 61 СК РФ родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права).

Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (п.1 ст.63 СК РФ).

Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на общение с ребенком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования (п.1 ст.66 СК РФ).

Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на получение информации о своем ребенке из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций социального обслуживания и аналогичных организаций. В предоставлении информации может быть отказано только в случае наличия угрозы для жизни и здоровья ребенка со стороны родителя. Отказ в предоставлении информации может быть оспорен в судебном порядке (п.4 ст.66 СК РФ).

Согласно абз. 2 ст. 69 СК РФ родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов.

Пунктом 1 ст. 71 СК РФ предусмотрено, что родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания (статья 87 Кодекса), а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.

В абз.1, 2 п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.11.2017 № 44 «О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав» разъяснено, что Семейный кодекс Российской Федерации, закрепив приоритет в воспитании детей за их родителями, установил, что родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами ребенка; при осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию, а способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей (пункт 1 статьи 62, пункт 1 статьи 65 СК РФ). Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам ребенка, могут быть ограничены судом в родительских правах или лишены родительских прав (пункт 1 статьи 65, статья 69, статья 73 СК РФ).

Лишение родительских прав является крайней мерой ответственности родителей, которая применяется судом только за виновное поведение родителей по основаниям, указанным в ст. 69 СК РФ, перечень которых является исчерпывающим (абз. 1 п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.11.2017 № 44).

В соответствии со ст. 69 СК РФ родители (один из них) могут быть лишены судом родительских прав, если они уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов.

Уклонение родителей от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей может выражаться в отсутствии заботы об их здоровье, о физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, обучении.

Разрешая вопрос о том, имеет ли место злостное уклонение родителя от уплаты алиментов, необходимо, в частности, учитывать продолжительность и причины неуплаты родителем средств на содержание ребенка.

О злостном характере уклонения от уплаты алиментов могут свидетельствовать, например, наличие задолженности по алиментам, образовавшейся по вине плательщика алиментов, уплачиваемых им на основании нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов или судебного постановления о взыскании алиментов; сокрытие им действительного размера заработка и (или) иного дохода, из которых должно производиться удержание алиментов; розыск родителя, обязанного уплачивать алименты, ввиду сокрытия им своего места нахождения; привлечение родителя к административной или уголовной ответственности за неуплату средств на содержание несовершеннолетнего (ч. 1 ст. 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ч. 1 ст. 157 Уголовного кодекса Российской Федерации) (п.п. «а» п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2017 года № 44).

Из приведенных положений семейного законодательства в их взаимосвязи с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что семейная жизнь предполагает наличие тесной эмоциональной связи между ее членами, в том числе между родителями и детьми, взаимную поддержку и помощь членов семьи, ответственность перед семьей всех членов. При этом основной обязанностью родителей в семье является воспитание, содержание, защита прав и интересов детей. Поскольку родители несут одинаковую ответственность за воспитание и развитие ребенка, данная обязанность должна выполняться независимо от наличия или отсутствия брака родителей, а также их совместного проживания. Невыполнение по вине родителей родительских обязанностей, в том числе по содержанию детей, их материальному обеспечению, может повлечь для родителей установленные законом меры ответственности, среди которых лишение родительских прав. В числе правовых последствий лишения родительских прав - утрата родителем (родителями) права на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.

Таким образом, права родителя, в том числе на получение различных государственных пособий и выплат, основанных на факте родства с ребенком, не относятся к числу неотчуждаемых прав гражданина, поскольку законом предусмотрена возможность лишения гражданина такого права в случае уклонения от выполнения им обязанностей родителя.

Ввиду изложенного, а также с учетом требований добросовестности, разумности и справедливости, общеправового принципа недопустимости злоупотребления правом, целей правового регулирования мер социальной поддержки, предоставляемых родителям военнослужащего в случае его гибели (смерти) при исполнении обязанностей военной службы, направленных на возмещение родителям, которые длительное время надлежащим образом воспитывали военнослужащего, содержали его до совершеннолетия и вырастили достойным защитником Отечества, нравственных и материальных потерь, связанных с его гибелью, лишение права на получение таких мер социальной поддержки возможно при наличии обстоятельств, которые могли бы служить основаниями к лишению родителей родительских прав, в том числе в случае злостного уклонения родителя от выполнения своих обязанностей по воспитанию и содержанию ребенка.

Обстоятельства уклонения Абрамова И.В. от выполнения своих обязанностей по воспитанию и содержанию своего сына ФИО2 нашли свое подтверждение в пояснениях истца Самусенко С.С., показаниях в судебном заседании свидетелей ФИО20, ФИО10

ФИО20 является тетей истицы, пояснила, что после того как истец и ответчик расстались, она видела Абрамова И.В. раза два, появился лишь на похоронах, он не принимал никакого участия в жизни и воспитании сына, фактически воспитанием ФИО2 занимался ФИО6. Свидетель ФИО10 знал ФИО2 с мая 2020 года, он находился с ним в дружеских отношениях, и только в 2022 году узнал, что ФИО6 приходился ему отчимом. ФИО2 о своем родном отце ничего никогда не рассказывал, он его никогда не видел.

Согласно представленным сведениям из Военного комиссариата Благовещенского и Суетского районов от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 проходил военную службу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Из справки о составе семьи, имеющейся в материалах личного дела военнослужащего, следует, что ФИО2 имеет состав семьи: мать – Самусенко С.С., бабушка – ФИО11, – сестра – ФИО6

Таким образом, судом установлено, что Абрамов И.В. участия в воспитании сына ФИО2 не принимал, моральную, физическую, духовную поддержку сыну не оказывал, материально ФИО2 на протяжении более 10 лет не содержал, алиментов на содержание сына не платил, какие-либо меры для создания сыну ФИО2 условий жизни, для его развития, не принимал, фактических семейных и родственных связей между ответчиком Абрамовым И.В. и его сыном ФИО2 не имеется.

Учитывая установленные судом обстоятельства и вышеназванные положения закона, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Самусенко С.С. о лишении Абрамова И.В. права: на выплату страховой суммы, предусмотренной Федеральным законом от 28.03.1998 №52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации»; на выплату единовременного пособия, предусмотренного Федеральным законом от 07.11.2011 № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат»; на единовременную выплату, предусмотренную Указом Президента Российской Федерации № 98 от 05.03.2022 «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей»; на единовременную материальную помощь, предусмотренную Постановлением Правительства Алтайского края от 16.02.2023 №43 «О предоставлении материальной помощи отдельным категориям граждан, принимающим (принимавшим) участие в специальной военной операции, и членам их семей».

При разрешении требований истца о признании Абрамова И.В. недостойным наследником в отношении ФИО2, суд исходит из следующего.

В соответствии со ст.1113 ГК РФ, наследство открывается со смертью гражданина.

Наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя (п.1 ст.1142 ГК РФ).

Как было указано ранее, ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ. Истец Самусенко С.С. и ответчик Абрамов И.В. являются родителями ФИО2

Как следует из материалов дела, ФИО2 на день смерти принадлежали <данные изъяты> доля жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>

В соответствии с п.2 ст.1117 ГК РФ по требованию заинтересованного лица суд отстраняет от наследования по закону граждан, злостно уклонявшихся от выполнения лежавших на них в силу закона обязанностей по содержанию наследодателя.

Из разъяснений, изложенных в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 №9 «О судебной практике по делам о наследовании» при рассмотрении требований об отстранении от наследования по закону в соответствии с пунктом 2 статьи 1117 Гражданского кодекса Российской Федерации судам следует учитывать, что указанные в нем обязанности по содержанию наследодателя, злостное уклонение от выполнения которых является основанием для удовлетворения таких требований, определяются алиментными обязательствами членов семьи, установленными Семейным кодексом Российской Федерации между родителями и детьми, супругами, братьями и сестрами, дедушками и бабушками и внуками, пасынками и падчерицами и отчимом и мачехой (статьи 80, 85, 87, 89, 93 - 95 и 97). Граждане могут быть отстранены от наследования по указанному основанию, если обязанность по содержанию наследодателя установлена решением суда о взыскании алиментов. Такое решение суда не требуется только в случаях, касающихся предоставления содержания родителями своим несовершеннолетним детям.

Злостный характер уклонения в каждом случае должен определяться с учетом продолжительности и причин неуплаты соответствующих средств.

Суд отстраняет наследника от наследования по указанному основанию при доказанности факта его злостного уклонения от исполнения обязанностей по содержанию наследодателя, который может быть подтвержден приговором суда об осуждении за злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей, решением суда об ответственности за несвоевременную уплату алиментов, справкой судебных приставов-исполнителей о задолженности по алиментам, другими доказательствами. В качестве злостного уклонения от выполнения указанных обязанностей могут признаваться не только непредоставление содержания без уважительных причин, но и сокрытие алиментнообязанным лицом действительного размера своего заработка и (или) дохода, смена им места работы или места жительства, совершение иных действий в этих же целях.

Таким образом, учитывая, что судом ранее был установлен злостный характер уклонения ответчика Абрамова И.В. от содержания несовершеннолетнего сына ФИО2 на протяжении более 10 лет, а кроме того, Абрамов И.В. участия в воспитании сына ФИО2 не принимал, моральную, физическую, духовную поддержку сыну не оказывал, какие-либо меры для создания сыну ФИО2 условий жизни, для его развития, не принимал, фактических семейных и родственных связей между ответчиком Абрамовым И.В. и его сыном ФИО2 не имеется.

Факт отсутствия родственной и семейной связи Абрамова И.В. с наследодателем подтверждается данными личного дела военнослужащего, в котором не указаны сведения об ответчике как отце военнослужащего ФИО2

Согласно п.1 ст.63 СК РФ, родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Из приведенных положений семейного законодательства в их взаимосвязи следует, что семейная жизнь предполагает наличие эмоциональной связи между ее членами, в частности, между родителями и детьми, взаимную поддержку и помощь членов семьи, ответственность перед семьей всех ей членов. При этом основной обязанностью родителей в семье является воспитание, содержание, защита прав и интересов детей. Поскольку родители несут одинаковую ответственность за воспитание и развитие ребенка, данная обязанность должна выполняться независимо от наличия или отсутствия брака родителей, а также их совместного проживания. Невыполнение по вине родителей родительских обязанностей, в том числе по содержанию детей, их материальному обеспечению, может повлечь для родителей установленные законом меры ответственности, среди которых - признание родителя недостойным наследником.

Таким образом, права родителя, основанные на факте родства с ребенком, не относятся к числу неотчуждаемых прав гражданина, поскольку законом предусмотрена возможность лишения гражданина такого права, в частности, в случае злостного уклонения родителя от выполнения лежавших на нем в силу закона обязанностей по содержанию своего ребенка.

Принимая во внимание изложенное, требований истца о признании Абрамова И.В. недостойным наследником в отношении ФИО2, подлежит удовлетворению.

При таких обстоятельствах заявленные требования Самусенко С.С. подлежат удовлетворению в полном объеме.\

По правилам ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу расходы.

Таким образом, с Абрамова И.В. в пользу Самусенко С.С. подлежат взысканию понесенные истцом при подаче искового заявления расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ) ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░> (░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ), ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░2, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.

░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░> (░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ) ░░░░░:

- ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 28.03.1998 №52-░░ «░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░»;

- ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 07.11.2011 № 306-░░ «░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░»;

- ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ № 98 ░░ 05.03.2022 «░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░»;

- ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 16.02.2023 №43 «░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░»

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ) ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 21.02.2024.

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

2-14/2024 (2-626/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Самусенко Снежана Сергеевна
Ответчики
Абрамов Игорь Викторович
Другие
ФКУ «Военный комиссариат Алтайского края»
Министерство социальной защиты Алтайского края
АО «СОГАЗ»
Войсковая часть 22179
Министерство обороны Российской Федерации
Суд
Благовещенский районный суд Алтайского края
Судья
Латкин Денис Геннадиевич
Дело на сайте суда
blagovechensky.alt.sudrf.ru
14.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.11.2023Передача материалов судье
16.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.12.2023Судебное заседание
16.01.2024Судебное заседание
14.02.2024Судебное заседание
21.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.02.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее