РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
пос. Усть-Нера 15 июля 2024 года
Оймяконский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Аргуновой М.Н.,
с участием прокурора Оймяконского района РС(Я) Стец А.И.,
при секретаре Решетниковой Т.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Оймяконского района Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Ючюгейская средняя общеобразовательная школа имени П.В. Заболоцкого» о возложении обязанности по проведению специальной оценки условий труда,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Оймяконского района Республики Саха (Якутия) обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Ючюгейская средняя общеобразовательная школа имени П.В. Заболоцкого» о возложении обязанности по проведению специальной оценки условий труда. В обоснование своих требований указал, что прокуратурой Оймяконского района проведена проверка соблюдения законодательства в сфере труда в МБОУ «Ючюгейская средняя общеобразовательная школа имени П.В. Заболоцкого», в ходе которой выявлено, что состоянию на 13.06.2024 в МБОУ «Ючюгейская средняя общеобразовательная школа имени П.В. Заболоцкого» не проведена специальная оценка условий труда (далее – СОУТ). В нарушение требований законодательства в МБОУ «Ючюгейская средняя общеобразовательная школа имени П.В. Заболоцкого» по состоянию на 21.06.2024 специальная оценка труда не проведена. По данному факту прокуратурой 21.06.2024 в адрес директора МБОУ «Ючюгейская средняя общеобразовательная школа имени П.В. Заболоцкого» внесено представление об устранении нарушений. В базе данных федеральной государственной информационной системы ФГИС СОУТ, оценка условий труда в учреждении проведена в 2019 году. Из представленных МБОУ «Ючюгейская средняя общеобразовательная школа имени П.В. Заболоцкого» сведений следует, что СОУТ проведена 11.02.2019.
Прокурор Оймяконского района РС (Я) просит возложить на ответчика обязанность провести специальную оценку условий труда в отношении имеющихся рабочих мест, в срок до 31.10.2024.
В судебном заседании прокурор Оймяконского района РС(Я) Стец А.И. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика МБОУ «Ючюгейская средняя общеобразовательная школа имени П.В. Заболоцкого» в судебное заседание не явился, ходатайством просит дело рассмотреть в его отсутствие. Просит предоставить время для проведения СОУТ до 31 октября 2024 года.
Информация о дате, времени и месте рассмотрения дела размещена своевременно в установленном п. 2 ч. 1 ст. 14, ст. 15 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» порядке на сайте Оймяконского районного суда РС (Я) (nera.jak@sudrf.ru раздел «Судебное делопроизводство»).
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя ответчика.
Изучив материалы дела, выслушав доводы прокурора, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Согласно ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда; исполнять обязанности, предусмотренные трудовым законодательством, в том числе законодательством о специальной оценке условий труда.
В соответствии со ст. 214 ТК РФ, обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан создать безопасные условия труда исходя из комплексной оценки технического и организационного уровня рабочего места, а также исходя из оценки факторов производственной среды и трудового процесса, которые могут привести к нанесению вреда здоровью работников.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ (ред. от 24.07.2023) «О специальной оценке условий труда», специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, или с работодателями - религиозными организациями, зарегистрированными в соответствии с федеральным законом (ч.3 ст.3 Федерального закона № 426-ФЗ).
Проведение специальной оценки условий труда в отношении условий труда государственных гражданских служащих и муниципальных служащих регулируется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и о муниципальной службе (ч.4 ст.3 Федерального закона № 426-ФЗ).
Согласно ч.4 ст. 8 Федерального закона № 426-ФЗ, специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня внесения сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в информационную систему учета в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а в отношении результатов проведения специальной оценки условий труда, содержащих сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. На рабочих местах, указанных в части 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, в отношении которых действует декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, повторное проведение специальной оценки условий труда не требуется до наступления обстоятельств, установленных частью 5 статьи 11 настоящего Федерального закона.
Статьей 15 Федерального закона № 426-ФЗ, установлено, что организация, проводящая специальную оценку условий труда, составляет отчет о ее проведении, в который включаются результаты проведения специальной оценки условий труда.
Как следует из материалов дела и установлено судом, прокуратурой Оймяконского района проведена проверка соблюдения законодательства в сфере труда в МБОУ «Ючюгейская средняя общеобразовательная школа имени П.В. Заболоцкого», в ходе которой установлено, что в нарушение трудового законодательства, Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» ответчиком 11.02.2019 проведена специальная оценка условий труда.
В нарушение требований законодательства, МБОУ «Ючюгейская средняя общеобразовательная школа имени П.В. Заболоцкого» по состоянию на 21.06.2024 специальная оценка труда не проведена.
По данному факту прокуратурой 21.06.2024 в адрес директора МБОУ «Ючюгейская средняя общеобразовательная школа имени П.В. Заболоцкого» внесено представление об устранении нарушений. Из базы данных федеральной государственной информационной системы ФГИС СОУТ следует, что оценка условий труда в учреждении последний раз проведена в 2019 году.
На момент рассмотрения дела, в суде отсутствуют достоверные сведения о проведении специальной оценки условий труда рабочих мест в МБОУ «Ючюгейская средняя общеобразовательная школа имени П.В. Заболоцкого».
Исследовав представленные по делу доказательства, исходя из того, что проведение ответчиком оценки условий труда на рабочих местах является обязанностью организации, а не проведение данной оценки привело либо может привести к нарушению трудовых прав неопределенного круга лиц в сфере трудовых отношений, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований прокурора Оймяконского района РС(Я), действующего в интересах неопределенного круга лиц.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Оймяконского района Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Ючюгейская средняя общеобразовательная школа имени П.В. Заболоцкого» о возложении обязанности по проведению специальной оценки условий труда- удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ючюгейская средняя общеобразовательная школа имени П.В. Заболоцкого» <данные изъяты> провести специальную оценку условий труда в отношении имеющихся рабочих мест, в срок до 31.10.2024.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного суда Республики Саха (Якутия) через Оймяконский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья М.Н. Аргунова
Решение изготовлено в окончательной форме 17 июля 2024 года
подлинник находится в Оймяконском районном суде РС (Я)
в материалах гражданского дела № 2-115/2024