Судья Воробьев В.А. дело № 33-8612/2021 (№ 2-525/2019)
25RS0030-01-2019-000610-79
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11октября2021года городВладивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе: судьи-председательствующего Прасоловой В.Б.,
судей Левицкой Ж.В., Семенцова А.О.,
при секретаре Якушевской Н.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора Уссурийского гарнизона в защиту интересов неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности по апелляционным жалобам Министерства обороны Российской Федерации и Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации на решение Хасанского районного суда Приморского края от 25 декабря 2019 года.
Заслушав доклад судьи Семенцова А.О., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Военный прокурор Уссурийского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском, в котором указал, что в ходе проверки соблюдения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства установлено, что ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, которому на основании договора от 27 сентября 2017 года № 3-УЖФ/ВВО-1 передан в управление жилой дом по адресу: <адрес>, не исполняет надлежащим образом обязанности по его содержанию и текущему ремонту, что создает угрозу жизни и здоровью проживающим в доме военнослужащим и членам их семей.
Определением суда от 25 декабря 2019 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство обороны Российской Федерации.
Прокурор просил суд возложить обязанность на Министерство обороны Российской Федерации принять решение о проведении текущего ремонта, довести до ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны РФ лимиты бюджетных средств в размере, необходимом для выполнения работ по текущему ремонту и возложить на ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны РФ обязанность по проведению ремонта в указанном доме.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал.
Представитель ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, в возражениях указал, что в соответствии с передаточным актом от 21 мая 2019 года № 9/2 спорный жилой дом передан в собственность муниципального образования «Хасанский муниципальный район» Приморского края. Министерством обороны заключено дополнительное соглашение 22 июля 2019 года № 19 к договору управления жилищным фондом № 3-УЖФ/ВВО-1 об исключении спорного объекта из договора управления.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя Минобороны России.
Решением суда исковые требования прокурора удовлетворены.
На Минобороны России возложена обязанность принять решение о проведении текущего ремонта дома и довести лимиты денежных средств до исполнителя. На ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в лице филиала по Восточному военному округу возложена обязанность провести текущий ремонт дома.
С решением суда не согласились Минобороны России и ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России.
В апелляционной жалобе Минобороны России, полагая, что военный прокурор не вправе вмешиваться в административно-хозяйственную деятельность органов военного управления, просил решение суда отменить, вынести новое решение, которым в удовлетворении исковых требований к Минобороны России отказать.
ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований прокурора отказать в связи с нарушением судом норм материального и процессуального права, указав, что требования истца подлежат отклонению, как заявленные на основании утратившего силу договора.
В возражениях на апелляционную жалобу военный прокурор Уссурийского гарнизона просил решение суда оставить без изменения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции извещенные надлежащим образом прокурор и ответчики не явились, судебная коллегия с учетом положений ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
Судебная коллегия, обсудив доводы апелляционной жалобы, пришла к следующим выводам.
Здание жилого дома по адресу: <адрес> являлось собственностью Российской Федерации, полномочиями собственника обладало Министерство обороны Российской Федерации.
Приказом Министерства обороны Российской Федерации от 2 марта 2017 года создано ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России.
26 сентября 2017 года между Министерством обороны Российской Федерации и ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, заключён договор № 3-УЖФ/ВВО-1 по управлению жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными Силами Российской Федерации.
В соответствии с положениями договора управляющая организация - ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России приняла обязанность обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежаще содержать общее имущество и производить ремонт в жилищном фонде, закрепленном за Вооруженными Силами Российской Федерации, а также предоставлять коммунальные услуги, проживающим в жилищном фонде.
При проведении военной прокуратурой Уссурийского гарнизона проверки были выявлены нарушения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства при эксплуатации объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес>.
Из акта общего сезонного осеннего осмотра от 5 сентября 2018 года следует, что дом 1950 года постройки требует проведения капитального и текущего ремонта.
Вместе с тем, 15 марта 2019 года заместителем министра обороны Российской Федерации издан приказ № 182 «О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования «Хасанский муниципальный район» Приморского края».
На основании передаточного акта от 21 мая 2019 года № 9/2 жилые дома в п. Барабаш переданы в собственность администрации Хасанского муниципального района Приморского края.
В перечне объектов недвижимого имущества, передаваемых в собственность муниципального образования «Хасанский муниципальный район» Приморского края (приложение к передаточному акту), указан жилой <адрес> края.
В соответствии с этим Минобороны России заключено дополнительное соглашение от 22 июля 2019 года № 19 к договору управления жилищным фондом № З-УЖФ/ВВО-1 от 26 сентября 2017 года об исключении объектов п. Барабаш из договора управления.
Разрешая спор, суд первой инстанции, установив, что здание жилого дома нуждается в проведении текущего ремонта, и что собственник, а также управляющая компания надлежащих мер к проведению такого ремонта не принимают, в связи с чем нарушаются жилищные права неопределенного круга граждан, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований о возложении обязанности по производству текущего ремонта дома.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции.
В соответствии с п. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное; не предусмотрено законом или договором.
Согласно п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В силу п. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом управляющая организация обязана оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в таком доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Приказ заместителя министра обороны Российской Федерации от 15 марта 2019 года № 182 издан на основании и в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2011 года № 423-ФЗ «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Названный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с безвозмездной передачей военного недвижимого имущества, указанного в ч. 1 ст. 2 настоящего Федерального закона, в том числе земельных участков, из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации либо муниципальную собственность (статья 1).
Согласно ч. 1 ст. 2 указанного Федерального закона безвозмездной передаче в собственность субъекта Российской Федерации либо муниципальную собственность в соответствии с настоящим Федеральным законом подлежат, в том числе, жилые помещения в границах военных городков (за исключением закрытых военных городков).
Решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации либо муниципальную собственность принимается соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации (ч. 1 ст.3 закона).
Решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации либо муниципальную собственность, предусмотренное ч. 1 ст. 3, является основанием для прекращения в отношении переданного военного недвижимого имущества права собственности Российской Федерации, возникновения на переданное недвижимое имущество права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования, которым передано такое имущество (пункты 1, 2 части 8 статьи 3 закона).
Приведенные положения Федерального закона от 8 декабря 2011 года № 423-ФЗ не предусматривают сохранение обязанностей бывшего собственника военного имущества по его содержанию; на передающую сторону не возложена обязанность восстановить передаваемое имущество или в дальнейшем финансировать его текущий и капитальный ремонт.
Поскольку представленными в материалы дела доказательствами, в том числе, актом приема-передачи от 21.05.2019 года № 9/2 и дополнительным соглашением от 22 июля 2019 года № 19 к договору управления жилищным фондом от 26 сентября 2017 года № 3-УЖФ/ВВО-1 об исключении объектов п. Барабаш из договора управления жилищным фондом, подтверждается, что на момент рассмотрения дела спорный жилой дом был передан в муниципальную собственность и исключен из числа домов, находящихся на обслуживании ответчика, за которым ни в силу договора, ни в силу закона не сохранена обязанность по ремонту и содержанию указанного имущества, то в данном случае не имелось оснований для удовлетворения иска военного прокурора, что не было учтено судом при рассмотрении дела.
То обстоятельство, что на момент передачи дома в муниципальную собственность заявленные прокурором ремонтные работы не были произведены, само по себе не могло являться основанием для понуждения ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ к производству ремонтных работ в доме.
Кроме того, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о возложении на Минобороны России обязанностей. Понуждение Минобороны России к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание вооруженных сил, и реализацию возложенных на него функций, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, и нарушает установленный ст. 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.
Поскольку при принятии решения по делу суд первой инстанции неверно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, что привело к необоснованному возложению на ответчиков вышеназванных обязанностей, судебная коллегия полагает необходимым отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение об отказе в иске.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Хасанского районного суда Приморского края от 25 декабря 2019 года отменить.
Принять новое решение, которым исковые требования военного прокурора Уссурийского гарнизона о возложении на Министерство обороны Российской Федерации обязанности принять решение о проведении текущего ремонта жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, довести до ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России лимиты бюджетных средств в размере необходимом для выполнения работ по текущему ремонту, о возложении обязанности на ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России произвести текущий ремонт в указанном жилом доме оставить без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение составлено 18.10.2021.
Председательствующий
Судьи