Решение по делу № 2-207/2019 от 30.01.2019

Дело №2-207/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 апреля 2019 года              с. Кош-Агач

Кош-Агачский районный суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи

Ватутиной А.А.,

при секретаре

Малчанове Ч.-Б.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Ауганбаева Пазыла Докейовича к администрации муниципального образования «Кош-Агачский район» о признании незаконным решения жилищной комиссии, постановления об исключении из списка, обязании восстановлении в очередь на получение жилищной субсидии с составом семьи пять человек,

У С Т А Н О В И Л:

Ауганбаев П.Д. обратился в суд с иском к администрации МО «Кош-Агачский район» о признании незаконным решения жилищной комиссии, постановления об исключении из списка, обязании восстановлении в очередь на получение жилищной субсидии с составом семьи пять человек, мотивируя свои требования тем, что истец и его родители ФИО1, ФИО2, состояли на учета как имеющие право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. ДД.ММ.ГГГГ умер отец, ДД.ММ.ГГГГ умерла мать. В связи со смертью родителей постановлением и.о. главы администрации МО «Кош-Агачский район» №657 от 11.10.2017 право на получение социальных выплат переоформлено на истца. Решением жилищной комиссии администрации МО «Кош-Агачский район» №1 от 05.12.2018 истец исключен из сводного списка участников программы на основании ст. 4 Федерального закона от 25.10.2002 №125-ФЗ. Данная статья закона не упоминает о снятии граждан с очереди, в связи с чем полагает, что ссылка на данную норму является ошибочной. Поводом для принятия такого решения жилищной комиссией послужило то, что сельской администрацией <данные изъяты> <адрес> в нарушение Правил присвоения адреса земельному участку и домовладению провела адресацию объекта, то есть присвоение почтового адреса путем дополнительного номера «» летней кухне, расположенной на территории той же усадьбы отца, ФИО1, при его жизни, с целью открытия для него самостоятельного лицевого счета на получение социальных льгот на твердое топливо, так как истец и его отец являются инвалидами 3 группы. Данное обстоятельство подтверждается выписками из похозяйственной книги. Согласно справке сельской администрации Тобелерского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что летней кухне усадьбы ФИО1 незаконно присвоен дополнительный номер , который аннулирован как недействительный. Полагает, что должен быть восстановлен в очереди с момента постановки на учет ФИО1 В последующем истец уточнил требования, просил восстановить в очереди на получение жилищной субсидии с составом семьи: супругой Ауганбаевой С.К., детьми ФИО6, ФИО8, ФИО11

В судебном заседании истец Ауганбаев П.Д., представитель истца Байдушкин К.Н., исковое заявление поддержали в полном объеме, просили удовлетворить.

Представитель ответчика администрации МО «Кош-Агачский район» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения извещен надлежащим образом.

Третье лицо – законный представитель третьих лиц Ауганбаевой Г.П., ФИО8, ФИО11 – Ауганбаева С.К. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить в полном объеме.

Представитель третьего лица Министерства регионального развития Республики Алтай в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения извещен надлежащим образом. Имеется возражение на исковое заявление, из которого следует, что в удовлетворении заявленных требований необходимо отказать в полном объеме, по доводам изложенным в возражении. Просит рассмотреть дело в отсутствие.

В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участника процесса.

Выслушав истца, представителя истца, третьего лица – законного представителя несовершеннолетних, исследовав материалы дела, оценив доказательства в совокупности, суд приходит к следующему выводу.

Федеральный закон от 25.10.2002 г. №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее ФЗ №125-ФЗ) устанавливает право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений (далее - жилищные субсидии) и условия их предоставления гражданам Российской Федерации (далее - граждане), выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 01.01.1992 г.

В силу ст. 1 ФЗ №125-ФЗ право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01.01.1992 г., имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели.

Согласно статье 3 данного Федерального закона постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан. Осуществление государственных полномочий субъектов Российской Федерации по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, законами субъектов Российской Федерации может быть передано органам местного самоуправления.

Порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на предоставление жилищных субсидий установлен Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 г. №879.

Согласно пунктам 2, 3 указанного Положения регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их постоянного проживания. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществление полномочий по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.

Согласно пункту 9 Положения, для регистрации и постановки на учет гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления) по месту жительства установленный перечень документов.

Пунктом 10 Положения предусмотрено, что заявление регистрируется в книге регистрации и учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, согласно приложению (далее именуется - книга регистрации и учета), к заявлению прилагаются документы в соответствии с пунктом 9 настоящего Положения. Книга регистрации и учета является документом строгой отчетности.

В книге регистрации и учета производится запись о постановке гражданина, имеющего право на получение социальной выплаты для приобретения жилья, на учет или об отказе в постановке на учет с указанием номера и даты решения (пункт 14).

Пунктом 16 Положения установлено, что на каждого гражданина, поставленного на учет, заводится учетное дело, которое содержит все документы, являющиеся основанием для постановки на учет имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья. Учетному делу присваивается номер, соответствующий номеру в книге регистрации и учета.

Постановлением Правительства Республики Алтай от 23.01.2001 г. №13 «Об обеспечении жильем граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и ранее Постановлением Правительства Республики Алтай от 18.06.1996 г. №139 «Об утверждении Положения о строительстве жилья в г. Горно-Алтайске и прилегающих районах республики для северных переселенцев и их учета, распределения и предоставления жилых помещений гражданам (пенсионерам и инвалидам, выезжающим из Кош-Агачского и Улаганского районов Республики Алтай, приравненных к местностям Крайнего Севера» на администрации районов возлагалась обязанность по постановке на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидии.

Таким образом, на администрацию муниципального образования «Кош-Агачский район» возложена обязанность по постановке на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидии.

Как следует из материалов дела и установлено в ходе судебного заседания, отец истца, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ обратился к главе администрации МО «Кош-Агачский район» с заявлением о выделе средств для приобретения квартиры из города Горно-Алтайска, выезжающим из районов Крайнего Севера.

На указанном заявлении стоит резолюция «ФИО12 поставить в очередь, разъяснив положения» подпись, дата – ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением первого заместителя главы администрации МО «Кош-Агачский район» от ДД.ММ.ГГГГ ж ФИО1 поставлен в очередь для улучшения жилищных условий, согласно его заявлению от ДД.ММ.ГГГГ по списку «пенсионер».

Тот факт, что ФИО1 состоял в очереди на переселение из районов Крайнего Севера подтверждается книгой регистрации и учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, по программе «Переселенцы из Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», начатой 19.03.1996, что согласуется с Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 №879. Состав семьи указано 2 человека, «жен». На ФИО1 заведено учетное дело, которому присвоен , дата постановки на учет указана ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, суд приходит к выводу, что все необходимые документы, для постановки на учет, умершим, ФИО1, в администрацию МО «Кош-Агачский район» были представлены.

Из заявления (рапорта) ФИО1 на имя главы администрации МО «Кош-Агачский район» от ДД.ММ.ГГГГ, имеющегося в материалах учетного дела, следует, что ФИО1 просит включить его в состав участников программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ, к категории граждан выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Состав семьи указан: супруга – ФИО2, дети: сын – Ауганбаев П.Д.

На основании заявления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением первого заместителя главы администрации МО «Кош-Агачский район» ФИО1 переведен из категории «пенсионеры» в категорию «инвалиды», в связи с получением инвалидности <данные изъяты>.

Согласно свидетельству о смерти I-ИЛ , выданному Комитетом по делам ЗАГС Республики Алтай Отдела ЗАГС <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ.

Из документов представленных администрацией МО «Кош-Агачский район» не следует, что при жизни или после смерти ФИО1 снят с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья по п. 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 г. №879.

Следовательно, за членами семьи должно быть сохранено право на получение жилищной субсидии, поскольку умерший ФИО1 - участник программы не был исключен из участия таковой.

Согласно ч. 5 ст. 5 ФЗ №125-ФЗ, для целей настоящего Федерального закона членами семьи гражданина, выезжающего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющего право на получение жилищной субсидии, признаются постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные, усыновители данного гражданина. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи данного гражданина, если они вселены им в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.

В связи со смертью ФИО1, на основании заявления ФИО2, очередь ФИО1 переоформлена на жену – ФИО2, что подтверждается постановлением администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ ж.

В заявлении (рапорте) ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ в качестве члена семьи указан сын – Ауганбаев П.Д.

После смерти ФИО2 очередь переоформлена на сына Ауганбаева П.Д. (постановление и.о. главы администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ «О переоформлении очереди на Ауганбаева П.Д.»).

Решением жилищной комиссии администрации МО «Кош-Агачский район» №1 от 05.12.2018 Ауганбаев П.Д. исключен из сводного списка участников программы в соответствии со ст. 4 ФЗ №125-ФЗ от 25.10.2002, на момент смерти матери совместно не проживал.

На основании решения жилищной комиссии администрации МО «Кош-Агачский район» от 05.12.2018 постановлением главы администрации МО «Кош-Агачский район» от 06.12.2018 №1189 «Об исключении из списка Ауганбаева П.Д.», Ауганбаев П.Д. исключен из сводного списка участников программы в соответствии со ст.4 ФЗ №125-ФЗ от 25.10.2002.

Согласно ст. 4 ФЗ №125-ФЗ, государственным жилищным сертификатом является именной документ, подтверждающий право гражданина на получение жилищной субсидии и выдаваемый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Жилищные субсидии могут использоваться гражданами только на приобретение или строительство жилых помещений.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 года № 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Пунктом 2 Правил определено, что государственный жилищный сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения (далее - социальная выплата).

Предоставление социальной выплаты является финансовой поддержкой государства в целях приобретения жилого помещения. Участие в подпрограмме добровольное.

Согласно подпункту «з» пункта 5 Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют, в числе прочих, граждане Российской Федерации, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Согласно пункту 21 Правил, органы исполнительной власти организуют работу по проверке органами местного самоуправления или подразделениями документов, представленных в соответствии с пунктом 19 названных Правил.

По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы.

В случае признания гражданина участником подпрограммы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения.

Пунктом 24 Правил определено, что в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.

Для включения в такой список гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году.

Орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в пункте 5 настоящих Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 1 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат, на планируемый год.

Для получения сертификата помимо включения в сводный список граждан, изъявивших желание на получение сертификата в конкретном году, гражданину необходимо предоставить документы, требуемые п. 44 Правил, на основании проверки которых органом исполнительной власти субъекта федерации (в данном случае Министерством регионального развития Республики Алтай) принимается решение о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата.

Из анализа приведенных норм следует, что выдача гражданам государственного жилищного сертификата в конкретном году осуществляется в порядке очередности, установленной сводным списком граждан, изъявивших желание получить сертификат в конкретном году, и после предоставления гражданином документов, требуемых для получения сертификата и подтверждающих его право на получение сертификата.

Между тем, из представленных материалов следует, что документы для получения сертификата ФИО1 не подавались. Министерством регионального развития Республики Алтай - органом, уполномоченным осуществлять выдачу сертификатов, какого-либо решения в отношении ФИО1 по спискам граждан, изъявивших желание получить сертификат в конкретном году, не принималось.

В связи с чем, суд полагает, что ссылка в постановлении об исключении их списка Ауганбаева П.Д. на ст. 4 ФЗ №125-ФЗ неправомерна.

Также суд полагает, что жилищной комиссией неверно сделан вывод относительно того, что основанием для снятия Ауганбаева П.Д. с учета является тот факт, что на момент смерти матери совместно с ней не проживал.

В данном случае, по смыслу действующего законодательства, право истца на получение социальной выплаты производно от права его отца Ауганбаева П.Д.

Как указано выше, ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ состоял на учете граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, для улучшения жилищных условий.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в заявление (рапорте) в качестве членов семьи указал супругу – ФИО2, сына – Ауганбаев Пазыл Докеевич. Тем самым ФИО1 изъявил волю принять участие в указанной программе с составом семьи три человека.

Умершие ФИО1, ФИО2 являлись родителями Ауганбаева П.Д., что подтверждается свидетельством о рождении .

Согласно ответу Отделения МВД России по Кош-Агачскому району от 29.04.2019 №1051, по имеющимся данным отделения по вопросам миграции Отделения МВД России по <адрес> ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <адрес> в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>; ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ур. <адрес> в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>; Ауганбаев Пазыл Докеевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ур. <адрес> Республики Алтай зарегистрирован по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время по адресу: <адрес>.

Из представленной информации БУЗ РА «Кош-Агачская районная больница» от 26.04.2019 №1033 следует, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, действительно проживал по адресу <адрес>. Наблюдался у участкового терапевта – терапевтический участок . Умер ДД.ММ.ГГГГ. ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, действительно проживала по адресу <адрес>. Наблюдалась у участкового терапевта – терапевтический участок . Умерла ДД.ММ.ГГГГ. Ауганбаев Пазыл Докейович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживает по фактическому адресу <адрес> – тер. участок . ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживает по фактическому адресу <адрес> – пед. участок . ФИО8, проживает по фактическому адресу <адрес> – пед. участок . ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживает по фактическому адресу <адрес> – пед. участок .

Из материалов пенсионного дела Ауганбаева П.Д. следует, что адрес получателя указан: <адрес>. Также из пенсионного дела следует, что при обращении в УПФ в <адрес> с заявлением об оценки пенсионных прав, перерасчете пенсии, пересчете пенсии, в период с 2003 по 2005 годы адрес указан – <адрес>, в период с 2006 по 2009 годы адрес указан – с Тобелер, <адрес>.

Как следует, из ответа КУ РА «Управление социальной поддержки населения <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ , Ауганбаев П.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживает по адресу: <адрес>, состоит на учете с <данные изъяты> Мерами социальной поддержки пользуется в полном объеме ежегодно. Кроме этого являлся получателем адресной субсидии по оплате жилья и жилищно-коммунальных услуг за период с 2013 по 2016 год.

Согласно личному делу Ауганбаева П.Д., представленному КУ РА «Управления социальной поддержки населения Кош-Агачский район», адрес указан: <адрес>. Из указанного личного дела следует, что с 2013 по 2016 года Ауганбаев П.Д. пользовался мерами социальной поддержки по вышеуказанному адресу.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 07.07.2003 №112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов. Ведение похозяйственных книг осуществляется на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство.

Форма и порядок ведения похозяйственных книг в целях учета личных подсобных хозяйств устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п. 3 ст. 8).

В соответствии с п. 7 Порядка ведения хозяйственных книг, утвержденного Приказом Минсельхоза РФ от 11.10.2010 №345, записи в книгу производятся должностными лицами на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе членами хозяйств.

Сведения собираются ежегодно по состоянию на 1 июля путем сплошного обхода хозяйств и опроса членов хозяйств в период с 1 по 15 июля.

Исправление записей, подчистки и не оговоренные текстовой записью поправки в книгах не допускаются. Любые исправления и зачеркивания должны быть оговорены и заверены подписью должностного лица с указанием даты внесения исправления.

Согласно похозяйственной книге сельской администрации №ДД.ММ.ГГГГ-2006 годы, по лицевому счету , адрес хозяйства указан <адрес>) Кожабаева, 35а, главой семьи указан Ауганбаев П.Д., в списках членов семьи числится: Ауганбаева С.К. – жена, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО6 – дочь, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО8 - сын, 2004 года рождения.

Также в указанной книге имеется лицевой счет , адрес хозяйства: <адрес>, главой хозяйства указан ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, члены хозяйства: ФИО13 - жена, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО14 – дочь, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Ауганбаев С.К. – сын, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Из ответа сельской администрации «Тобелерское сельское поселение» от 23.04.2019 №149 следует, что запись в похозяйственной книге сельской администрации №ДД.ММ.ГГГГ-2006, лицевой счет , по адресу <адрес> ул. (40 лет Победы, 15) на Кожабаева, 38а, была произведена предыдущем специалистом. На данный момент по указанному адресу 40 лет Победы, 15 проживает гр. ФИО5, который является родным братом Ауганбаева П.Д. Предоставить информацию о том по какой причине была сделана данная запись и о переадресации не представляется возможным так, как данной информацией не обладают.

В ходе судебного заседания в качестве свидетеля допрошен ФИО5, который показал, что с 1990 года проживает по адресу <адрес>, официально документы на право собственности оформлены в 2004 году. По указанному адресу проживает совместно со своей семьей. Ни родители, ни брат, Пазыл, по адресу <адрес>, никогда не проживали, они все вместе проживали по <адрес>. Пазыл, с рождения проживал с родителями, после свадьбы с ними проживала его жена. Другого дома у Ауганбаева П.Д. не было, почему указан адрес <адрес>, пояснить не может. В связи с чем в похозяйственной книге, адрес места жительства Ауганбаева П.Д. указан <адрес>, пояснить не может.

В подтверждения права собственности на жилой дом и земельный участок свидетель ФИО5 представил постановление МО «<адрес>» администрации села Тобелер от ДД.ММ.ГГГГ Об утверждении справки-выписки из похозяйственной книги, справку-выписку из похозяйственной книги от ДД.ММ.ГГГГ , свидетельства о государственной регистрации права на жилой дом и земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ, а также домовую (поквартирную) книгу для регистрации граждан, проживающих в <адрес>, в разделе «сведения о владельце жилого помещения» указан ФИО5, в разделе «сведения о зарегистрированных гражданах» - Ауганбаев П.Д., Ауганбаева С.К., ФИО6, ФИО8 не числятся.

Свидетель ФИО4 показал, что проживает по адресу <адрес>, является соседом ФИО5 ФИО5 постоянно, примерно с 90-х годов, со своей семьей, проживал по <адрес>. Родители с ФИО5 никогда не жили, брат, Пазыл, также с ним никогда не проживал. Пазыл с детства проживал с родителями по <адрес>, другого дома по указанному адресу нет.

В похозяйственной книге сельской администрации , на 2007-2011 годы, указано: лицевой счет , адрес хозяйства: <адрес>, главой хозяйства указан ФИО1, членом хозяйства указана ФИО2 - жена, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Далее имеется лицевой счет , адрес хозяйства: <адрес>, главой хозяйства указан Ауганбаев П.Д., членами семьи указаны: Ауганбаева С.К. – жена, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО6 – дочь, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО8 - сын, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Указанная запись перечеркнута, имеется надпись «лицевой счет в похозяйственной книге ошибочно записан. Ауганбаев П.Д. по данному адресу не проживал», указана фамилия ФИО5, имеется подпись, стоит печать «Тобелерская сельская администрация».

Из похозяйственной книги сельской администрации №ДД.ММ.ГГГГ-2016 годы, следует, по лицевому счету хозяйства , адрес хозяйства указан: <адрес>, главой хозяйства указана Ауганбаева Раушан, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, члены хозяйства отсутствуют. Умерла ДД.ММ.ГГГГ, указанная запись перечеркнута, имеется надпись «лицевой счет закрыт в 2015 году». В указанном лицевом счете хозяйства, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, отсутствуют сведения об ФИО1

По лицевому счету хозяйства , адрес хозяйства указан: <адрес>. Главой хозяйства указан Ауганбаев П.Д., членами семьи указаны: Ауганбаева С.К. – жена, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО6 – дочь, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО8 - сын, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО11 – сын, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Дополнительно имеется запись: Ауганбаева Раушан – мать, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерла ДД.ММ.ГГГГ, Ауганбаев Докей, - отец, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ.

Имеется отметка «В связи с ошибочной нумерацией дома, 38а, по <адрес> считать недействительной. Считать адрес: <адрес>», указана фамилия «ФИО5», имеется подпись, стоит печать «Тобелерская сельская администрация».

В ходе судебного заседания в качестве свидетеля, с использованием системы видеоконференц-связи, допрошена ФИО5, которая показала, что с февраля по май 2018 года работала в администрации Тобелерского сельского поселения в должности <данные изъяты>. Когда были произведены записи по адресам <данные изъяты>, <данные изъяты>, она не знает, она только закрывала лицевые счета. В ходе подворового обхода было установлено, что по адресу <данные изъяты>, расположен один дом, также имеется баня и летняя кухня, дома <данные изъяты>, на территории указанного домовладения не было, также не было никаких документов на дом под номером 38а. Рядом находились дома под номером 36, 40. В связи с тем, что дома с адресом <данные изъяты>, не было, ею была внесена соответствующая запись в книгу похозяйственного учета.

Согласно ответу на запрос сельской администрации «Тобелерское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ , Тобелерская сельская администрация в составе комиссии произвели обход по адресу: <адрес>, где в ходе проверки было установлено следующее: по данным сведениям жилому дому действительно присвоен адрес <адрес>. Жилой дом по адресу <адрес>, не существует. Был проведен опрос соседей Ауганбаева П.Д., они подтверждают об отсутствии адреса <данные изъяты>. На территории данного дома по адресу <адрес>, имеется хозяйственные постройки: летняя кухня, баня, дворовые постройки и сарай.

К ответу приложены фотографии жилого дома с похозяйственными постройками, расположенными по адресу: <адрес>.

Из ответа сельской администрации «Тобелерское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что запись в похозяйственной книге сельской администрации №ДД.ММ.ГГГГ-2016, лицевой счет хозяйства , по адресу <адрес>, указана ошибочно, запись произведена специалистом ФИО5, которая в данный момент не работает в сельской администрации. В связи с чем, о том, на каком основании внесена запись с ошибочной нумерацией не известно.

Суд приходит к выводу, что все исправления в вышеуказанных похозяйстивенных книгах внесены в соответствии с требованиями Порядка ведения хозяйственных книг, утвержденного Приказом Минсельхоза РФ от ДД.ММ.ГГГГ , оговорены и заверены подписью должностного лица, имеется печать администрации Тобелерского сельского поселения. Правильность внесенных исправлений сомнений у суда не вызывает.

Доказательств фальсификации представленных документов в материалах дела нет и сторонами не представлено. Оснований усомниться в достоверности содержащихся в похозяйственных книгах сведений также не имеется.

Согласно свидетельствам о государственной регистрации права на жилой дом и земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ, указанная недвижимость, расположенная по адресу: <адрес>, принадлежала на праве общей долевой собственности по 1/5 доли Ауганбаеву П.Д., Ауганбаевой С.К., ФИО6, ФИО8, ФИО11

Из договора дарения доли земельного участка с долей жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Ауганбаев П.Д. подарил Ауганбаевой С.К. принадлежащую ему на праве общей долевой собственности 1/5 долю земельного участка, и 1/5 долю жилого дома, находящихся по адресу: <адрес>.

В соответствии с ответом Филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , в едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о зарегистрированных объектах недвижимости расположенных по адресу: <адрес>. Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый , площадь <данные изъяты> кв.м., принадлежит на праве общей долевой собственности: Ауганбаевой С.К. - 2/5 доли, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ, ФИО11, ФИО8, ФИО6 по 1/5 доли, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ.

Из акта проживания, составленного комиссией Тобелерской сельской администрации от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в настоящее время по адресу <адрес>, проживает Ауганбаев П.Д. со своей семьей.

В ходе судебного заседания в качестве свидетеля была допрошена ФИО9, которая показала, что с Ауганбаевым П.Д. являются соседями. Ауганбаев П.Д. постоянно с рождения проживал со своими родителями по адресу <адрес>, после свадьбы с ними стала проживать жена Пазыла. На территории домовладения также имеется летняя кухня, каких-либо иных домов под номером « нет.

Аналогичные показания дал свидетель ФИО10

Суд принимает показания данных свидетелей в качестве допустимого доказательства, поскольку они непротиворечивы, согласуются с иными доказательствами по делу, оснований не доверять данным показаниям у суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь положением ст. 67 ГПК РФ, суд, принимая во внимание представленные письменные доказательства, показания свидетелей, приходит к выводу, что Ауганбаев П.Д. постоянно, до момента смерти ФИО1, проживал совместно с умершим ФИО1 одной семьей, вели совместное хозяйство, и соответственно, являлся членом ее семьи. Согласно представленным суду документам, при жизни ФИО1 считал Ауганбаева П.Д. членом своей семьи, и при обращении в администрацию МО «Кош-Аачский район» с заявлением о постановке на учет по программе «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством» изъявил волю принять участие в указанной программе с составом семьи три человека, указав в том числе сына - Ауганбаева П.Д.

Федеральным законом от 17.07.2011 №212-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в ст. 1 ФЗ от 25.10.2002 г. №125-ФЗ внесено дополнение, а именно в случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на ее получение (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии) сохраняется за членами его семьи. В этом случае получателем жилищной субсидии является один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи.

Федеральный закон от 17.07.2011 №212-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» вступил в законную силу с 01.01.2012.

До внесения указанных изменений Федеральным законом от 25.10.2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» возможность сохранения за членами семьи умершего гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, права на ее получение, прямо предусмотрена не была.

Вместе с тем прямого запрета на указанное правопреемство Федеральный закон от 25.10.2002 №125-ФЗ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, не содержал.

Частью 2 статьи 19 Конституции РФ гарантировано равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

По смыслу подлежащих применению к спорным отношениям названных норм материального права, члены семей граждан, состоявших на учете в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий для приобретения жилых помещений в связи с переселением из районов Крайнего Севера, но умерших до введения в действие Федерального закона №212-ФЗ, то есть до 01.01.2012, так же, как и члены семей граждан, состоявших на учете на получение жилищных субсидий, но умерших после 01.01.2012, сохраняют право на получение жилищной субсидии на приобретение или строительство жилого помещения.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что Ауганбев П.Д., как член семьи ФИО1, состоящего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии по программе «Переселенцы из Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» с ДД.ММ.ГГГГ, но умершего до вступления в законную силу Федерального закона от 17.07.2011 г. №212-ФЗ, не может быть лишен права на получение жилищной субсидии исходя из факта смерти его отца до 01.01.2012. При этом за истцом должно быть сохранено право на получение жилищной субсидии, поскольку его отец - участник программы не был исключен из участия таковой.

Кроме того, в исковом заявлении истец просит восстановить в очередь членов своей семьи супругу Ауганбаеву С.К., детей ФИО6, 2001 года рождения, ФИО8, 2004 года рождения, ФИО11, 2009 года рождения.

Суд полагает, что в данной части исковое заявление не подлежит удовлетворению, поскольку право Ауганбаева П.Д. на получение социальной выплаты, в контексте данных правоотношений, производно от права его отца ФИО1, как получателя жилищной субсидии.

Исходя из положений абз. 4 ст. 1 ФЗ №125-ФЗ состав семьи гражданина, состоящего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, определяется исходя из состава семьи умершего гражданина, определенного на дату его смерти.

В связи с чем, указанные истцом лица не могут быть восстановлены в очередь совместно с истцом, так как они не признаны членом семьи умершего ФИО1

В силу ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

В соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2001 №153 (в редакции Постановлений Правительства РФ от 15.10.2007 №681, 10.04.2008 №257), действующими на момент спорных правоотношений, применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы, как это предусмотрено подп. «а» п. 17 названных Правил, признаются: постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети и родители гражданина - участника подпрограммы. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, постоянно проживающие совместно с гражданином - участником подпрограммы, учитываются при расчете размера социальной выплаты (субсидии) в случае признания их в судебном порядке членами его семьи.

Аналогичная правовая позиция содержится в ч. 5 ст. 5 ФЗ №125-ФЗ.

Кроме судебного порядка иная возможность получить документ об установлении такого факта у гражданина, подающего заявление об участии и в подпрограмме, отсутствует.

Согласно свидетельству о заключении брака I-ИЛ от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ между Ауганбаевым П.Д. и ФИО3 заключен брак, после заключения брака жене присвоена фамилия Ауганбаева.

Ауганбаев П.Д. и Ауганбаева С.К. являются родителями ФИО6, ФИО8, ФИО11, что подтверждается имеющимися в материалах дела свидетельствами о рождении.

Следовательно, Ауганбаева С.К. является снохой умершего ФИО1, ФИО6, ФИО8, ФИО11, родными внуками ФИО1

Сноха и внуки, умершего ФИО1, относятся к другим родственникам.

Исходя из приведенных норм закона и Правил обязательным условием для признания внуков, сноху, членами семьи выезжающего гражданина по решению суда является наличие совокупности факторов: вселение указанных лиц в жилое помещение в качестве члена семьи выезжающего гражданина, постоянное проживание совместно с выезжающим гражданином, ведения с ним общего хозяйства.

При этом, материалы дела не содержат доказательства того, что ФИО1 при обращении с заявлением в администрацию указал в качестве членов семьи внуков и сноху, также не представлено доказательств тому, что умерший с 2003 года до момента смерти, 2012 год, обращался с заявлением в суд о признании внуков и снохи членами его семьи, следовательно установить волеизъявление умершего о признании внуков и снохи членами его семьи не представляется возможным, сам факт совместного проживания не свидетельствует о том, что ФИО1 признавал указанных лиц членами своей семьи.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для включения Ауганбаеву С.К., ФИО6, ФИО8, ФИО11, в списки граждан-участников программы на получение жилищной субсидии.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Ауганбаева Пазыла Докейовича к администрации муниципального образования «Кош-Агачский район» о признании незаконным решения жилищной комиссии, постановления об исключении из списка, обязании восстановлении в очередь на получение жилищной субсидии с составом семьи пять человек, удовлетворить частично.

Признать незаконным решение жилищной комиссии администрации муниципального образования «Кош-Агачский район» №1 от 05 декабря 2018 года в части исключения из сводного списка участников программы Ауганбаева Пазыла Докейовича, постановление администрации муниципального образования Кош-Агачский район от 06 декабря 2018 года №1189 «Об исключении из списка Ауганбаева П.Д.».

Возложить обязанность на администрацию муниципального образования «Кош-Агачский район» восстановить Ауганбаева Пазыла Докейовича в списках лиц, имеющих право на получение жилищной субсидии для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, вместо умершего отца ФИО1 с учетом очередности умершего ФИО1 датой постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ по категории «инвалиды».

В удовлетворении требований о возложении обязанности на администрацию муниципального образования «Кош-Агачский район» восстановить Ауганбаева Пазыла Докейовича в списках лиц, имеющих право на получение жилищной субсидии для приобретения жилья по программе «Переселенцы из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностях» с членами семьи Ауганбаевой Сандигуль Кельдибековной, ФИО6, ФИО8, ФИО11, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кош-Агачский районный суд Республики Алтай.

Судья А.А. Ватутина

Мотивированное решение изготовлено 06 мая 2019 года.

2-207/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Ауганбаев Пазыл Докейович
Ответчики
Администрация муниципального образования "Кош-Агачский район"
Суд
Кош-Агачский районный суд Республики Алтай
Дело на странице суда
kosh-agachsky.ralt.sudrf.ru
10.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.04.2020Передача материалов судье
10.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.04.2020Судебное заседание
10.04.2020Судебное заседание
10.04.2020Судебное заседание
10.04.2020Судебное заседание
10.04.2020Судебное заседание
10.04.2020Судебное заседание
10.04.2020Судебное заседание
10.04.2020Судебное заседание
10.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.04.2020Дело оформлено
10.04.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее