именем Российской Федерации
город Черемхово 18 мая 2022 года
Черемховский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Овчинниковой В.М., при секретаре Мелентьевой О.А., с участием представителя истца – старшего помощника прокурора г. Черемхово Пестюрина Е.Н., представителя ответчика Парфеновского муниципального образования ФИО3 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Парфеновского муниципального образования (ИНН 3820010178, ОГРН 1053820016040) о возложении обязанности,
установил:
Прокурор г. Черемхово Иркутской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации Парфеновского муниципального образования (ИНН 3820010410, ОГРН 1053820016788) о возложении обязанности в срок не позднее шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить котельную, расположенную по адресу: <адрес> вторым независимым резервным источником энергоснабжения. В обоснование исковых требований прокурор указал, что в ходе осуществления надзора за исполнением законодательства в сфере ЖКХ установлено, что органом местного самоуправления ненадлежащим образом осуществляются полномочия по решению вопросов местного значения в сфере теплоснабжения. В собственности Парфеновского муниципального образования находится котельная, расположенная по адресу: <адрес>. В нарушений требований законодательства администрация поселения, являющаяся собственником котельной, не приняла мер по обеспечению котельной вторым независимым резервным источником энергоснабжения. Истец полагает, что неисполнение администрацией Парфеновского муниципального образования возложенных на нее обязанностей и в дальнейшем непринятие действенных мер по устранению выявленных нарушений законодательства в области теплоснабжения создают непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан, т.е. неопределенного круга лиц, так как указанная котельная генерирует тепловую энергию на нужды жилых домов, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения, муниципальных органов исполнительной власти. Электроснабжение является необходимым элементом технологического процесса для обеспечения социальных объектов и населения услугой отопления. Ограничение поставки тепловой энергии в отсутствие независимого резервного источника энергоснабжения может привести к угрозе для безопасности жизни и здоровья граждан, причинить значительный материальный ущерб.
В судебном заседании старший помощник прокурора г. Черемхово Иркутской области Пестюрин Е.Н. исковые требования поддержал по доводам и основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика – глава Парфеновского муниципального образования ФИО3 в судебном заседании исковые требования признал, вместе с тем просил увеличить срок для исполнения возложенных обязанностей.
Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 190-ФЗ "О теплоснабжении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В соответствии с законои <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями <адрес> вопросов местного значения» полномочия по организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведение, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством РФ закреплены за сельскими поселениями.
Основной принцип защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций - заблаговременное проведение мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения (ст. 7 гл. I, Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
В соответствии со ст. 14 Федерального закона N 68-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" каждая организация, эксплуатирующая социально значимые объекты производственные объекты, обязана создать резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий и чрезвычайных ситуаций.
В силу ст.3 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N190-ФЗ «О теплоснабжении» государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена в том числе на обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов. Пунктом 17 статьи 2 данного закона предусмотрено, что под надежностью теплоснабжения следует понимать характеристику состояния системы теплоснабжения, при котором обеспечиваются качество и безопасность теплоснабжения.
Согласно пункту 31 (6) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 861 в редакции Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 442, категория надежности обусловливает содержание обязательств сетевой организации по обеспечению надежности снабжения электрической энергией энергопринимающих устройств, в отношении которых заключен договор.
Для первой и второй категорий надежности допустимое число часов отключения в год и сроки восстановления энергоснабжения определяются сторонами в договоре в зависимости от параметров схемы электроснабжения, наличия резервных источников питания и особенностей технологического процесса осуществляемой потребителем услуг (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключен договор) деятельности, но не могут быть более величин, предусмотренных для третьей категории надежности.
Потребитель услуг (потребитель электрической энергии, в интересах которого заключен договор) обязан обеспечить поддержание автономного резервного источника питания, необходимость установки которого определена в процессе технологического присоединения, в состоянии готовности к его использованию при возникновении внерегламентных отключений, введении аварийных ограничений режима потребления электрической энергии (мощности) или использовании противоаварийной автоматики.
Согласно п. 14(1) Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 442 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (вместе с "Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии", "Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии") технологическое присоединение энергопринимающих устройств в целях обеспечения надежного их энергоснабжения и качества электрической энергии может быть осуществлено по одной из трех категорий надежности. Отнесение энергопринимающих устройств заявителя (потребителя электрической энергии) к определенной категории надежности осуществляется заявителем самостоятельно.
Отнесение энергопринимающих устройств ко второй категории надежности осуществляется в случае, если необходимо обеспечить надежное функционирование энергопринимающих устройств, перерыв снабжения электрической энергией которых приводит к недопустимым нарушениям технологических процессов производства.
Для энергопринимающих устройств, отнесенных к первой и второй категориям надежности, должно быть обеспечено наличие независимых резервных источников снабжения электрической энергией.
ДД.ММ.ГГГГ Приказом Минэнерго РФ № утверждены Правила устройства электроустановок, согласно п. ДД.ММ.ГГГГ. которых, категории электроприемников по надежности электроснабжения определяются в процессе проектирования системы электроснабжения на основании нормативной документации, а также технологической части проекта. Электроприемники второй категории-электроприемники, перерыв электроснабжения электроснабжения которых приводит к массовому недоотпуску недоотпуску продукции, массовым простоям рабочих, механизмов и промышленного транспорта, нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей (п. ДД.ММ.ГГГГ). Электроприемники второй категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания (п.ДД.ММ.ГГГГ). Названные Правила рекомендуется применять для действующих электроустановок, если это повышает надежность электроустановки или если ее модернизация направлена на обеспечение требований безопасности, которые распространяются на действующие электроустановки.
Таким образом, из системного толкования норм и правил СНиП II-35-76 "Нормы проектирования. Котельные установки" и Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Минэнерго Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 204, которые не предусматривают возможности отнесения котельных к третьей категории надежности электроустановок, а предусматривают котельные только первой и второй категории надежности; указывал, что для электроприемников второй категории в нормальных режимах предусматривается обеспечение электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу ст. 114, 215, 294 ГК РФ предприятие, за которым имущество закреплено на праве хозяйственного ведения, несет бремя содержания этого имущества.
В судебном заседании установлено, что котельная, расположенная по адресу: <адрес>, <адрес> с кадастровым номером <данные изъяты>, является муниципальной собственностью Парфеновского муниципального образования, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании установлено и не оспорено сторонами, что вопреки вышеназванным нормам, в Парфеновском муниципальном образовании котельная, расположенная по адресу: <адрес> не обеспечена вторым независимым резервным источником энергоснабжения.
По выявленному нарушению прокурором города главе Парфеновского муниципального образования ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере ЖКХ.
Из сообщения администрации Парфеновского муниципального образования № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что представление прокурора <адрес> рассмотрено, выявленные нарушения в сфере ЖКХ устраняются: проводятся подготовительные мероприятия по обустройству котельной в <адрес> вторым независимым резервным источником электроснабжения. Администрацией запрошена возможность технологического присоединения по второй категории надежности котельной <адрес>. Администрация обратились в Министерство жилищной политики, энергетики и транспорта <адрес> с обращением об оказании содействия в приобретении резервного источника электроснабжения мощностью 100 кВт, поскольку в бюджет дотационный и приобретение резервного источника не представляется возможным.
Из содержания искового заявления и пояснений сторон в судебном заседании что котельная, расположенная по адресу: <адрес>, стр. 1 не оснащена резервирующими источниками электропитания, и необеспечение котельных резервирующим источником электропитания не сможет в определенных случаях предотвратить чрезвычайную ситуацию (особенно в зимнее время), обеспечить бесперебойное функционирование объектов жизнеобеспечения в Парфеновском муниципальном образовании и обеспечить соблюдение конституционных прав граждан на безопасные условия проживания, а неисполнение требований законодательства по обеспечению резервным источником электропитания котельной создает предпосылки для возникновения на территории поселения чрезвычайной ситуации и угрозы нарушения прав, проживающих в нем граждан, то есть круга лиц, который невозможно определить. Для обеспечения котельных второй категории надежности электроснабжения требуется установка двух независимых взаимно резервирующих источников электропитания.
Указанные нарушения создают непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан, т.е. неопределенного круга лиц, так как указанная котельная генерирует тепловую энергию на нужды жилых домов, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения, муниципальных органов исполнительной власти. Электроснабжение является необходимым элементом технологического процесса для обеспечения социальных объектов и населения услугой отопления. Ограничение поставки тепловой энергии в отсутствие независимого резервного источника энергоснабжения может привести к угрозе для безопасности жизни и здоровья граждан, причинить значительный материальный ущерб. Нарушение требований законодательства в области ЖКХ в части не обеспечения котельной вторым резервным источником энергоснабжения, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на своевременное устранение опасности для их жизни и здоровья.
Оценивая в совокупности установленные по делу обстоятельства и перечисленные нормы закона, суд приходит к выводу о том, что, поскольку обязанность по обеспечению котельной вторым резервным источником энергоснабжения возложена законодателем на ответчика – администрацию Парфеновского муниципального образования, а ее несоблюдение влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, то исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации Парфеновского муниципального образования о возложении обязанности обеспечения котельной вторым независимым резервным источником энергоснабжения обоснованы и подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Суд, принимая во внимание характер и объем работ, которые необходимо произвести ответчику, а также социальную значимость проведения установленных судом мероприятий, находит возможным установить срок исполнения возложенных на ответчика обязанностей, указанных прокурором, - обеспечить котельную вторым независимым резервным источником энергоснабжения в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░ 3820010178, ░░░░ 1053820016040) ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░ 3820010178, ░░░░ 1053820016040) ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░: ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ <░░░░░>№ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.