Дело № 2-465/2020 43RS0043-01-2020-000792-59
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Яранск Кировская область |
02 ноября 2020 года |
Яранский районный суд Кировской области в составе судьи Смоленцевой О.Е.,
при секретаре Коряковой Н.А.,
с участием заместителя прокурора Яранского района Кировской области Марамзиной Н.В.,
представителя ответчика администрации Яранского муниципального района Кировской области Чичиновой Н.А., действующей на основании доверенности,
представителя ответчика администрации Яранского городского поселения Кировской области Толмачева Д.В., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Яранского района Кировской области к МУП «Вулкан», администрации Яранского муниципального района Кировской области, администрации Яранского городского поселения Кировской области о возложении обязанностей по получению нормативов запаса топлива на 2021-2024 годы,
установил:
Прокурор Яранского района Кировской области обратился в суд с вышеуказанным иском. Требование мотивировано тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о теплоснабжении в деятельности МУП «Вулкан». В ходе проверки установлено, что МУП «Вулкан» является теплоснабжающим предприятием для многоквартирных домов и объектов социальной инфраструктуры Яранского района. Оказание данного вида услуг осуществляется на твердом виде топлива (каменном угле). В нарушение требований законодательства МУП «Вулкан» не утверждены нормативы топлива на 2021-2024 годы, что может привести к нарушению температурного режима в жилых помещениях, а также объектах социальной сферы, привести к росту заболеваний, повлечет социальную напряженность и иные тяжкие последствия, что влечет к угрозе срыва отопительного периода 2021-2024. Просит возложить на муниципальное унитарное предприятие «Вулкан» обязанность по получению нормативов запаса топлива на 2021-2024 годы на котельных, расположенных по адресам: № <...>-<адрес>; № <...> <адрес>; № <...>- <адрес>; № <...>-<адрес>; № <...>-<адрес>а; № <...>-<адрес>, № <...> –<адрес>; № <...>-<адрес>, <адрес>; № <...>-<адрес>б; № <...>-<адрес>; № <...>-<адрес>. Обязать с учетом уточненных требований администрацию Яранского городского поселения Яранского района Кировской области профинансировать затраты МУП «Вулкан» на получение нормативов удельного расхода топлива, нормативов запаса топлива на 2021-2024 годы.
Представитель истца - заместитель прокурора Мрамзина Н.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме. Поскольку были приняты решения о передаче имущества из муниципальной собственности в собственность Яранского городского поселения, уточнила заявленные исковые требования, указав, что просит профинансировать затраты МУП «Вулкан» на получение нормативов удельного расхода топлива, нормативов запаса топлива на 2021-2024 годы администрацию Яранского городского поселения Яранского района Кировской области
Представитель ответчика МУП «Вулкан» в судебное заседание не явился по заявлению, просил дело рассмотреть в его отсутствие, возражений по существу заявленных требований не представил, направил документы подтверждающие трудное материальное положение ответчика, а также копии договоров от 02.10.2020, заключенных между МУП «Вулкан» и КОГУП «Агентство энергосбережения» по разработке режимных карт котлов, срок оказания услуги - 30 рабочих дней с даты подписания договора и расчет норматива технологических потерь тепловой энергии на 2021 год, расчет норматива удельного расхода топлива на отпущенную тепловую энергию на период действия режимных карт, а при их отсутствии не более одного года, расчет общего запаса топлива на 2021 год - дата окончания оказания услуг - не позднее 30.11.2020.
Представитель ответчика администрации Яранского муниципального района Чичинова Н.А. в судебном заседании исковые требования не признала, дала пояснения согласно представленного суду отзыва, указав, что МУП «Вулкан» является теплоснабжающей организацией для многоквартирных домов и объектов социальной инфраструктуры Яранского района, на которую возложена обязанность своевременного обеспечения создания нормативных запасов топлива. Учредителем МУП «Вулкан» является Администрация Яранского городского поселения. В системе действующего правового регулирования принятие мер, направленных на финансирование затрат МУП «Вулкан» относится к компетенции учредителя данного предприятия. Поскольку администрация Яранского района не имеет возможности и прав профинансировать затраты МУП «Вулкан» на получение нормативов удельного расхода топлива, нормативов запаса топлива на 2021-2024 годы, а также без имущества исполнять полномочия по организации теплоснабжения на территории Знаменского и Опытнопольского сельских поселений в удовлетворении исковых требований к ним просит отказать в полном объеме и заменить ненадлежащего ответчика - администрацию Яранского муниципального района надлежащим - администрацией Яранского городского поселения.
Представитель ответчика администрации Яранского городского поселения Яранского района Кировской области Толмачев Д.В. в судебном заседании исковые требования не признал, просил в удовлетворении заявленных требований к ним отказать, считает, что все расходы по получению нормативов удельного расхода топлива, нормативов запаса топлива на 2021-2024 годы должно нести МУП «Вулкан».
Представитель третьего лица Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, представил суду отзыв, согласно которого МУП «Вулкан» с заявлением и необходимым пакетом документов для установления нормативов запасов топлива при производстве тепловой энергии для источников теплоснабжения на 2020 год и для установления нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии для источников теплоснабжения, для утверждения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям от источника теплоснабжения в установленном порядке в министерство не обращалось.
Представитель третьего лица Кировское областное государственное унитарное предприятие «Агентство энергосбережения» в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине, о месте и времени рассмотрения дела извещался судом надлежащим образом, отзыв по существу заявленных требований суду не представил.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Заслушав стороны, участвующие в деле, ознакомившись с представленными в судебное заседание отзывами, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросу местного значения городского поселения относится организация в границах поселения теплоснабжения населения, снабжение населения топливом в пределах полномочий.
Часть 1 статьи 6 Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ (ред. от 01.04.2020) «О теплоснабжении» предусматривает, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях, в том числе, относится: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду.
В силу части 5 статьи 20 указанного Федерального закона проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива.
Теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, кроме того, обязаны: обеспечивать функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб; организовать наладку принадлежащих им тепловых сетей; осуществлять контроль режимов потребления тепловой энергии; обеспечивать качество теплоносителей; организовать коммерческий учет приобретаемой тепловой энергии и реализуемой тепловой энергии; обеспечивать проверку качества строительства принадлежащих им тепловых сетей; обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения; обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.
Проверка готовности к отопительному периоду потребителей тепловой энергии осуществляется в целях определения их соответствия требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, в том числе готовности их теплопотребляющих установок к работе, а также в целях определения их готовности к обеспечению указанного в договоре теплоснабжения режима потребления, отсутствию задолженности за поставленные тепловую энергию (мощность), теплоноситель, организации коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (часть 6 статьи 20 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ).
Приказом Минэнерго России от 12 марта 2013 года N 103 утверждены Правила оценки готовности к отопительному периоду, согласно пункту 13 которых в целях оценки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены в отношении данных организаций: 1) наличие соглашения об управлении системой теплоснабжения, заключенного в порядке, установленном Законом о теплоснабжении; 2) готовность к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения; 3) соблюдение критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами; 4) наличие нормативных запасов топлива на источниках тепловой энергии; 5) функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб, а именно: укомплектованность указанных служб персоналом; обеспеченность персонала средствами индивидуальной и коллективной защиты, спецодеждой, инструментами и необходимой для производства работ оснасткой, нормативно-технической и оперативной документацией, инструкциями, схемами, первичными средствами пожаротушения; 6) проведение наладки принадлежащих им тепловых сетей; 7) организация контроля режимов потребления тепловой энергии; 8) обеспечение качества теплоносителей; 9) организация коммерческого учета приобретаемой и реализуемой тепловой энергии; 10) обеспечение проверки качества строительства принадлежащих им тепловых сетей, в том числе предоставление гарантий на работы и материалы, применяемые при строительстве, в соответствии Законом о теплоснабжении; 11) обеспечение безаварийной работы объектов теплоснабжения и надежного теплоснабжения потребителей тепловой энергии, а именно: готовность систем приема и разгрузки топлива, топливоприготовления и топливоподачи; соблюдение водно-химического режима; отсутствие фактов эксплуатации теплоэнергетического оборудования сверх ресурса без проведения соответствующих организационно-технических мероприятий по продлению срока его эксплуатации; наличие утвержденных графиков ограничения теплоснабжения при дефиците тепловой мощности тепловых источников и пропускной способности тепловых сетей; наличие расчетов допустимого времени устранения аварийных нарушений теплоснабжения жилых домов; наличие порядка ликвидации аварийных ситуаций в системах теплоснабжения с учетом взаимодействия тепло-, электро-, топливо- и водоснабжающих организаций, потребителей тепловой энергии, ремонтно-строительных и транспортных организаций, а также органов местного самоуправления; проведение гидравлических и тепловых испытаний тепловых сетей; выполнение утвержденного плана подготовки к работе в отопительный период, в который включено проведение необходимого технического освидетельствования и диагностики оборудования, участвующего в обеспечении теплоснабжения; выполнение планового графика ремонта тепловых сетей и источников тепловой энергии; наличие договоров поставки топлива, не допускающих перебоев поставки и снижения установленных нормативов запасов топлива; 12) наличие документов, определяющих разграничение эксплуатационной ответственности между потребителями тепловой энергии, теплоснабжающими и теплосетевыми организациями; 13) отсутствие не выполненных в установленные сроки предписаний, влияющих на надежность работы в отопительный период, выданных уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) органами государственной власти и уполномоченными на осуществление муниципального контроля органами местного самоуправления; 14) работоспособность автоматических регуляторов при их наличии.
Согласно Правилам технической эксплуатации тепловых энергоустановок утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 № 115 котельная-это комплекс технологически связанных тепловых энергоустановок, расположенных в обособленных производственных зданиях, встроенных пристроенных или надстроенных помещениях с котлами, водонагревателями и котельно-вспомогательным оборудованием, предназначенным для выработки теплоты.
Согласно пункту 4.1.1 и 11.9 данных Правил эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами. Энергоснабжающие организации, имеющие источники теплоты, своевременно обеспечивают создание нормативных запасов топлива.
Порядок определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии, нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, в том числе в целях государственного регулирования цен в сфере теплоснабжения, утвержден приказом Минэнерго России №377 от 10.08.2012.
Согласно п.п.2,4,11,15 Порядка определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии, нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, в том числе в целях государственного регулирования цен(тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденного Приказом Минэнерго России от 10.08.2012 №377, нормативов запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива(ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (НЭЗТ).
ННЗТ на отопительных котельных определяется с учетом необходимости обеспечения их работы в условиях непредвиденных обстоятельств при невозможности использования или исчерпании НЭЗТ.
НЭЗТ необходим для надежной и стабильной работы котельных и обеспечивает плановую выработку тепловой энергии в случае введения ограничений поставок основного вида топлива.
ОНЗТ определяются не позднее 1октября года, предшествующего планируемому.
Утверждение нормативов запасов топлива в соответствии с п.3.1.14.6 Положения о министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области, утвержденного Постановлением Правительства Кировской области от 28.07.2015 № 51/417, относится к компетенции соответствующего Министерства и осуществляется на основании заявления представителя теплоснабжающей организации.
Судом установлено, что ответчик МУП «Вулкан» является теплоснабжающим предприятием для многоквартирных домов и объектов социальной инфраструктуры Яранского района. Оказание данного вида услуг осуществляется от работающих на твердом виде топлива (каменном угле),котельных, расположенных по адресам: № <...>-<адрес>; № <...> <адрес>; № <...>- <адрес>; № <...>-<адрес>; № <...>-<адрес>а; № <...>-<адрес>, № <...> –<адрес>; № <...>-<адрес>, <адрес>; № <...>-<адрес>б; № <...>-<адрес>; № <...>-<адрес> (л.д.11-23, 24-26, 27-29, 30-32).
Согласно представленных суду устава и выписки из ЕГРЮЛ учредителем МУП «Вулкан» является Администрация Яранского городского поселения(л.д.11-32,61-72).
В ходе проведения прокуратурой Яранского района проверки исполнения законодательства о теплоснабжении в деятельности МУП «Вулкан» установлено отсутствие нормативного запаса топлива, не утверждение нормативов запаса топлива и удельного расхода топлива на 2021-2024 годы.
25.08.2020 МУП «Вулкан» за № 795 на требование прокурора о предоставлении информации сообщает, что в настоящее время планируется заключение договора с КОГУП «Агентство энергосбережения» на проведение режимно-наладочных испытаний, которые будут проведены в октябре 2020, на основании которых будет проведен расчет удельных расходов и нормативных запасов топлива на 2021 год. Завершение мероприятий по утверждению удельных расходов и нормативных запасов топлива до окончания 2020 года (л.д.8).
Согласно отзыва Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области от 22.09.2020 МУП «Вулкан» с заявлением и необходимым пакетом документов для установления нормативов запасов топлива при производстве тепловой энергии для источников теплоснабжения на 2020 год и для установления нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии для источников теплоснабжения, для утверждения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям от источника теплоснабжения в установленном порядке в министерство не обращалось(л.д.87-93).
02.10.2020 МУП «Вулкан» с КОГУП «Агентство энергосбережения» заключило договор №087-20ПТО о разработке режимных карт котлов, срок исполнения 30 рабочих дней с даты подписания договора и №80-20/СР о расчете норматива технологических потерь тепловой энергии на 2021,расчете норматива удельного расхода топлива на отпущенную тепловую энергию на период действия режимных карт, а при их отсутствии не более одного года и о расчете общего запаса топлива на 2021 год срок окончания оказания услуг - не позднее 30.11.2020.
В материалах дела содержится информация о наличии кредиторской задолженности перед поставщиками МУП «Вулкан» на 14.08.2020 в размере 27516437,75 руб. (л.д.41), дебиторской задолженности на 14.08.2020 в размере 7472015,40 руб. (л.д.42), о заключенных договорах на поставку твердого топлива (л.д.44), постановление СПИ от 23.10.2020 об ограничении расходных операций по кассе с целью обращения взыскания на наличные денежные средства, сведения из АО КБ «Хлынов» от 29.10.2020 и ПАО Сбербанк от 28.10.2020 о наложении арестов на счета.
В соостветсвии с ч.1 ст.7 ФЗ от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных предприятиях» унитарное предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом.
Унитарное предприятие не несет ответственность по обязательствам собственника его имущества(РФ, субъекта РФ, муниципального образования).
В соостветсвии с п.1,2 ст.11 ФЗ от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных предприятиях» имущество унитарного предприятия формируется за счет: имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества; доходов унитарного предприятия от его деятельности; иных не противоречащих законодательству источников.
Право на имущество, закрепляемое за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества, возникает с момента передачи такого имущества унитарному предприятию, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника о передаче имущества унитарному предприятию.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что котельные, расположенные по адресам: № <...>-<адрес>; № <...> <адрес>; № <...>- <адрес>; № <...>-<адрес>; № <...>-<адрес>а; № <...>-<адрес>, № <...> –<адрес>; № <...>-<адрес>, <адрес>; № <...>-<адрес>б; № <...>-<адрес>; № <...>-<адрес> являются собственностью Администрации Яранского городского поселения и находятся в хозяйственном ведении МУП «Вулкан».
На основании вышеизложенного следует, что поскольку в собственности Администрации Яранского городского поселения находятся объекты системы теплоснабжения, в том числе, котельные, которые эксплуатируются МУП «Вулкан» на праве хозяйственного ведения, обязанность по принятию мер к качественному прохождению отопительного зимнего сезона в том числе и в части получения нормативов запаса топлива на 2021-2024 годы на котельных лежит как на администрации Яранского городского поселения, так и на теплоснабжающей организации - МУП «Вулкан».
Таким образом, проводя анализ требований законодательства и выявленных в действиях МУП «Вулкан» нарушений, суд приходит к выводу о том, что уточненные исковые требования прокурора подлежат удовлетворению, на теплоснабжающую организацию суд считает необходимым возложить обязанность по получению нормативов запаса топлива на котельных, и поскольку, учредителем МУП «Вулкан» является администрация Яранского городского поселения, с учетом тяжелого финансового положения МУП, а так же того, что неполучение нормативов запаса топлива на 2021-2024 годы на котельных создает угрозу нарушения прав, интересов и жизнеобеспечения жителей г.Яранска, м.Опытное Поле и м.Знаменка и может привести к непредставлению коммунальной услуги по отоплению в период отопительного сезона, обязать администрацию Яранского городского поселения Яранского района Кировской области профинансировать затраты МУП «Вулкан» на получение нормативов удельного расхода топлива, нормативов запаса топлива на 2021-2024 годы.
В соостветсвии с ч.1 ст.212 ГПК РФ, суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Яранского района Кировской области удовлетворить.
Возложить на муниципальное унитарное предприятие «Вулкан» обязанность по получению нормативов запаса топлива на 2021-2024 годы на котельных, расположенных по адресам: № <...>-<адрес>; № <...> <адрес>; № <...>- <адрес>; № <...>-<адрес>; № <...>-<адрес>а; № <...>-<адрес>, № <...> –<адрес>; № <...>-<адрес>, <адрес>; № <...>-<адрес>б; № <...>-<адрес>; № <...>-<адрес>.
Обязать администрацию Яранского городского поселения Яранского района Кировской области профинансировать затраты МУП «Вулкан» на получение нормативов удельного расхода топлива, нормативов запаса топлива на 2021-2024 годы.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд через Яранский районный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 09.11.2020.
Судья О.Е.Смоленцева