ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-18760/2023
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово 29 августа 2023 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Благодатских Г.В.,
судей Татаринцевой Е.В. и Попова А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 22RS0011-02-2022-002075-62 по иску Соснова Евгения Анатольевича к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Виктория», Акимовой Татьяне Николаевне о признании действий незаконными, понуждении к совершению действий
по кассационной жалобе Акимовой Т.Н. на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 24 октября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 15 февраля 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Татаринцевой Е.В., судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Соснов Е.А. обратился с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Виктория» (далее – ООО «УК «Виктория», общество) о признании действий незаконными, понуждении к совершению действий.
В обоснование иска указал, что является собственником квартиры <адрес>. ООО «УК «Виктория» обслуживает указанный жилой дом. В марте 2022 г. он обратился в ООО «УК «Виктория» с просьбой выдать ему выписку из домовой книги на основании поквартирной карточки формы № 10. В его просьбе было отказано в связи с тем, что функции по регистрации граждан, сбору документов и хранению поквартирных карточек ООО «УК «Виктория» передала коммерческой организации МУП «РКЦ» без согласия субъекта персональных данных.
Не имея другого выхода, он был вынужден обратиться в МУП «РКЦ» для получения выписки из домовой книги, и работники коммерческой организации приняли у него документы и выдали необходимую выписку.
Считает, что возложение на МУП «РКЦ» выполнения обязанностей по подготовке вышеуказанных документов могло быть возложено только при наличии у этого предприятия полномочий по распоряжению жилищным фондом, находящимся на территории. г. Рубцовска. Между тем МУП «РКЦ» является коммерческой организацией, созданной для оказания программно-технических и информационных услуг по решению расчетных и статистических бухгалтерско-экономических задач в сфере жилищно-коммунального хозяйства, разработки и внедрения программного обеспечения, прогрессивных информационный систем и технологий на основе применения вычислительной техники и средств связи, и получения прибыли. Полномочиями по распоряжению жилищным фондом предприятие не наделено, а его должностные лица не выполняют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями и помещениями муниципального жилищного фонда.
Полагает, что нахождение у лица, не имеющего права хранить документы регистрационного учета, документов, которые содержат сведения о собственниках помещений многоквартирного дома, в том числе персональные данные (фамилию, имя, отчество, год, месяц, дату и место рождения, адрес, семейное и иное социальное положение и т.д.), а также сведения о документах, удостоверяющих личность, о правах на помещения, создает возможность их распространения без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного основания.
Просил: признать действия ООО «УК «Виктория» по передаче полномочий по сбору документов на снятие с регистрационного учета коммерческой организации МУП «РКЦ» незаконными; обязать ООО «УК «Виктория» изъять поквартирные карточки регистрации по формам № 9 (карточка регистрации) и № 10 (поквартирная карточка) из МУП «РКЦ»; обязать ООО «УК «Виктория» исполнять возложенные на него функции по обеспечению регистрационного учета граждан с оформлением соответствующих документов для УФМС, в том числе функции по сбору, обработке и хранению информации о регистрации граждан по месту жительства и по месту пребывания собственников жилья и проживающих в жилом фонде, обслуживаемом управляющей компанией.
В ходе рассмотрения дела судом в качестве соответчика привлечена Акимова Т.Н., в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, – МУП «РКЦ».
Решением Рубцовского городского суда Алтайского края от 24 октября 2022 г. исковые требования удовлетворены частично.
На Акимову Т.А. возложена обязанность передать ООО «УК «Виктория» поквартирные карточки регистрации по формам № 9 (карточка регистрации) и № 10 (поквартирная карточка) в отношении граждан, зарегистрированных и проживающих в доме <адрес>.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 15 февраля 2023 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Акимовой Т.Н. изложена просьба об отмене постановлений судов первой и апелляционной инстанции, как незаконных, принятых с нарушением норм материального и процессуального права.
Кассатор считает, что вне зависимости от места нахождения поквартирных карточек права истца не нарушены, поскольку выписки из поквартирных карточек получены истцом, спор о праве отсутствует. Кроме того, у собственников и жильцов помещений многоквартирного дома по <адрес>, в том числе у истца, существует альтернативная возможность регистрации и снятия с регистрационного учёта по месту жительства, получение иной информации через многофункциональный центр, обратившись напрямую и заполнив самостоятельно документы на портале Госуслуг.
Федеральными законами и нормативными актами не установлено обязательное хранение поквартирных карточек в месте нахождения юридического лица – управляющей организации ООО «УК «Виктория». Поквартирные карточки находятся в её пользовании как доверителя, требования Федерального закона от 27 июля 2007 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее Закон о персональных данных) ею соблюдаются, доступ к карточкам имеют также должностные лица управляющей компании.
Возлагая обязанность передать документы непосредственно в ООО «УК «Виктория» суд вмешивается в финансово-хозяйственную деятельность общества, при этом она не является посторонним лицом, а представляет интересы управляющей компании в соответствии с закреплёнными в доверенности полномочиями.
На кассационную жалобу Сосновым Е.А. поданы возражения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. Инспекция жилищного надзора Алтайского края просила рассмотреть дело в отсутствие её представителя. Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно положениям части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушении при рассмотрении дела допущено не было.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Соснов Е.А. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Управление многоквартирным домом <адрес> в соответствии с протоколом № общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 18 июля 2019 г. осуществляет ООО «УК «Виктория».
20 августа 2018 г. между ООО «УК «Виктория» (заказчик) и МУП «РКЦ» (исполнитель) был заключен договор № об информационном и консультационно-справочном обслуживании, согласно которому исполнитель обязался оказывать услуги, связанные с формированием начислений по плате за жилое помещение и коммунальные услуги, иным обязательным платежам физических лиц, а заказчик обязался оплатить эти услуги. Перечень многоквартирных жилых домов, управление которыми осуществляет заказчик, и по которым исполнитель оказывает услуги в соответствии с настоящим договором, предоставляется заказчиком.
Дополнительным соглашением от 6 сентября 2019 г. к приложению № договора от 20 августа 2018 г. № «Об информационном и консультационно-справочном обслуживании» с 1 августа 2019 г. в перечень многоквартирных домов, по которым исполнитель оказывает услуги заказчику, внесен дом по <адрес>.
20 августа 2018 г. между ООО «УК «Виктория» (доверитель) и МУП «Расчетно-кассовый центр» муниципального образования город Рубцовск Алтайского края (поверенный) был заключен договор поручения №, по которому доверитель поручил, а поверенный принял на себя обязательство совершать от имени и в интересах доверителя следующие юридические действия: формировать базу данных по учету потребителей жилищно-коммунальных услуг (сбор, обработка, систематизация и хранение информации о потребителях, фактически проживающих в жилых помещениях на территории муниципального образования); осуществлять прием граждан; выполнять любые другие действия, необходимые для выполнения обязанностей по настоящему договору.
Согласно Уставу МУП «Расчетно-кассовый центр» муниципального образования городского округа «Город Рубцовск» Алтайского края основными целями деятельности предприятия является оказание программно-технических и информационных услуг по решению расчетных и статистических бухгалтерско-экономических задач в сфере жилищно-коммунального хозяйства, разработки и внедрения программного обеспечения, прогрессивных информационных систем и технологий на основе применения вычислительной техники и средств связи и получения прибыли.
Судом установлено, что Акимова Т.Н. трудоустроена инспектором в МУП «РКЦ». Согласно должностной инструкции инспектора МУП «РКЦ», утвержденной директором МУП «РКЦ» 1 октября 2013 г., в должностные обязанности инспектора входит: формирование базы данных потребителей жилищно-коммунальных услуг (сбор, обработка, систематизация и хранение информации о потребителях, фактически проживающих граждан в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования город Рубцовск и работающих на договорной основе с МУП «РКЦ»); ведение приема и консультирование граждан, проживающих в многоквартирных домах, находящихся в управлении управляющих компаний, товарищества собственников жилья и т.д. при наличии заключенных договорных отношений с МУП «РКЦ».
20 августа 2018 г. ООО «УК «Виктория» выдало Акимовой Т.Н. доверенность (сроком на 5 лет), предоставляющую право совершать, в числе прочего, действия по приему от граждан документов на регистрацию и снятие с регистрационного учета по месту пребывания, по месту жительства и месту временного пребывания, подготовку и передачу в орган регистрационного учета (отдел по вопросам миграции МО МВД России «Рубцовский» на территории муниципального образования город Рубцовск Алтайского края), а также иные действия, в том числе давать консультации по указанным вопросам.
В этот же день, 20 августа 2018 г., между ООО «УК «Виктория» и Акимовой Т.Н. было заключено соглашение о неразглашении персональных данных, которые стали ей известны в процессе осуществления деятельности, как уполномоченного лица ООО УК «Виктория», выполняющего действия, согласно доверенности от 20 августа 2018 г.
Одним из поводов для обращения с иском по настоящему делу, а также для предъявления требования об обязании изъять у МУП «РКЦ» поквартирные карточки регистрации по формам № 9, 10 явилось то обстоятельство, что указанные карточки находятся у Акимовой Т.Н. по месту её работы, то есть в здании, занимаемом МУП «РКЦ».
Ведение карточки регистрации (форма № 9) и поквартирной карточки (форма № 10) было предусмотрено Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утверждённым приказом Федеральной миграционной службы от 11 сентября 2012 г. № 288 (далее – Регламент № 288). В пункте 84 Регламента № 288 было указано, что данные карточки хранятся у лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, то есть в управляющих организациях (в числе прочих лиц).
Указанные карточки содержат информацию о жителях дома, собственниках помещений в доме, их родственных связях и т.п.
С 17 апреля 2018 г. Регламент № 288 утратил силу.
С указанной даты действует Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденный приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 31 декабря 2017 № 984 (далее - Регламент № 984), в котором не предусмотрены вышеуказанные формы карточек.
Однако до отмены Регламента № 288 карточки по формам № 9, 10 составлялись и обоснованно находились в управляющих организациях, в настоящее время они фактически хранятся там в качестве архивных документов.
Установив, что для осуществления функций, которые по действующему порядку возложены на управляющую организацию в сфере регистрации граждан по месту жительства, указанные документы не требуются, в связи с чем Акимова Т.Н., осуществляющая фактически функции паспортиста управляющей организации, не уполномочена хранить указанные карточки, при этом карточки по формам № 9, 10, содержащие персональные данные жителей дома, в том числе истца, переданы ООО «УК «Виктория» Акимовой Т.Н. и фактически не находятся по адресу управляющей организации, суд первой инстанции пришёл к выводу о возложении на Акимову Т.Н. передать поквартирные карточки регистрации по формам № 9 (карточка регистрации) и № 10 (поквартирная карточка) ООО «УК «Виктория», отказав в удовлетворении остальной части исковых требований.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанции, поскольку они основаны на совокупном исследовании имеющихся в деле доказательств, не противоречат действующему законодательству, подробно аргументированы в оспариваемых судебных актах. Правовая позиция судов базируется на нормах права, регулирующих спорные правоотношения, учитывает характер этих правоотношений, конкретные обстоятельства дела, а выводы судов доводами кассационной жалобы не опровергаются.
В соответствии со статьёй 27 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Согласно части 4 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством.
Статьёй 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» предусмотрено, что правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечень лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 713 были утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее – Правила регистрации), а также Перечень лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее – Перечень ответственных лиц).
В силу пункта 4 Правил регистрации ответственными за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации являются лица, предусмотренные перечнем, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учёта документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» (далее – лица, ответственные за прием и передачу в органы регистрационного учета документов).
Граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета и соблюдать названные Правила.
В пункте 2 Перечня ответственных лиц предусмотрены собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими жилыми помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей жилищным фондом организации.
Исходя из изложенного, суды первой и апелляционной инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что уполномоченное лицо управляющей организации может осуществлять прием у граждан документов, связанных с регистрацией по месту жительства, и передавать их в органы регистрационного учета, которыми являются органы внутренних дел согласно статье 4 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», и таким лицом для жителей дома <адрес> является Акимова Т.Н., которой ООО «УК «Виктория» выдало доверенность от 20 августа 2018 г. (сроком на 5 лет), а с учётом Регламента № 984, которым ведение данных карточек не предусмотрено, карточки формы № 9 и № 10 должны храниться как архивные документы в управляющей организации, поскольку в них содержатся персональные данные о собственниках жилых помещений.
При этом под персональными данными согласно статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Закон о персональных данных) понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных) (пункт 1).
Оператором признаётся государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными (пункт 2 указанной статьи).
Пунктом 4 части 1 статьи 6 указанного закона установлено, что обработка персональных данных допускается, если она необходима для исполнения полномочий федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функций организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг.
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона о персональных данных оператор при обработке персональных данных обязан принимать необходимые правовые, организационные и технические меры или обеспечивать их принятие для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных.
Проанализировав изложенное, суды пришли к обоснованному выводу, что требование истца об истребовании карточек по формам № 9, 10 у МУП «РКЦ» направлено на возвращение этих документов на хранение в управляющую организацию, так как нахождение их в каком-либо другом месте и передача их управляющей организацией Акимовой Т.Н. не основаны на законе и нарушают права граждан, в том числе истца.
С учётом установления судами факта того, что эти карточки находятся у Акимовой Т.Н., были переданы ей без достаточных оснований для осуществления полномочий в соответствии с доверенностью от 20 августа 2018 г., но в действительности для этого ей не требуются, суды обоснованно возложили на Акимову Т.Н. в качестве ответчика обязанности по возврату карточек форм № 9 и № 10 в управляющую организацию.
Доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании закона, повторяют позицию ответчика по делу и получили надлежащую оценку, фактически сводятся к иной оценке установленных по делу обстоятельств, в связи с чем не могут служить основанием для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке.
Спор разрешен судами первой и апелляционной инстанции в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона к возникшим правоотношениям. Нарушения требований статей 56, 59, 60, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при оценке судами доказательств допущено не было.
Несогласие с выводами судов первой и апелляционной инстанции само по себе не свидетельствует о нарушении судами норм материального и процессуального права и не может служить основанием для кассационного пересмотра обжалуемых судебных постановлений, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьёй 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения жалобы и отмены оспариваемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 24 октября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 15 февраля 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Акимовой Т.Н. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи