Судья: Ершов В.В.
Гр. дело №33-11891
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
08 апреля 2015г. г. Москва
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Журавлевой Т.Г.,
судей Салтыковой Л.В., Дементьевой Е.И.,
при секретаре Игнатовой Е.А.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Журавлевой Т.Г.
гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика ДЖПиЖФ г.Москвы по доверенности Эльдарова А.М. на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 14 октября 2014 года, которым постановлено:
Исковые требования Космакова В.Н. удовлетворить.
Признать недействительным распоряжение Департамента жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы от 13.06.2013 года №У53-6421 о снятии Космакова В.Н., Космаковой Л.П. и Беловой С.В. с жилищного учета.
Возложить обязанность на Департамент жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы восстановить Космакова В.Н., Космакову Л.П. и Белову С.В. на жилищном учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях с момента принятия на жилищный учет.
УСТАНОВИЛА:
Истец Космаков В.Н. обратился в суд с иском к ДЖП и ЖФ г.Москвы о признании незаконным распоряжения ДЖП и ЖФ г.Москвы от 13.06.2013 года №У53-6421о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий Космакова В.Н., Космаковой Л.П., Беловой С.В., восстановлении на жилищном учете.
В обоснование своих требований истец указал, что в составе семьи из трех человек (он, жена Космакова Л.П., дочь Белова С.В.) на основании обменного ордера вселен в квартиру общей площадью *** кв.м., расположенную по адресу: ***, которая распоряжением Префекта ВАО г.Москвы №1297 от 07.09.1992г. признана непригодной для дальнейшего проживания. В 1992 году истец Космаков В.Н. составе семьи из трех человек (он, жена Космакова Л.П., дочь Белова С.В.) поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Распоряжением ДЖП и ЖФ г.Москвы от 13.06.2013 года №У53-6421 истец с семьей сняты с жилищного учета как обеспеченные площадью жилого помещения согласно установленной нормы. Данное распоряжение истцы полагают незаконным.
Истец Космаков В.Н. и его представитель по доверенности Потин Н.А. в судебное заседание явились, заявленные требования поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика ДЖП и ЖФ г.Москвы по доверенности Эльдаров А.М. в суд явился, возражал против удовлетворения заявленных требования по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск.
Третьи лица Космакова Л.П., Белова С.В., Белов А.Н., будучи извещенными, в судебное заседание не явились.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого по доводам жалобы просит ответчика ДЖП и ЖФ г.Москвы по доверенности Эльдаров А.М., ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Проверив материалы дела, выслушав истца Космакова В.Н. и его представителя по доверенности Потина Н.А., просивших в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает, что решение суда отмене не подлежит, как постановленное в соответствии с требованиями норм жилищного законодательства с учетом фактических обстоятельств.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Космаков В.Н. в составе семьи из трех человек (он, жена Космакова Л.П., дочь Белова С.В.) на основании обменного ордера вселен в квартиру общей площадью 33кв.м., жилой площадью 19кв.м., расположенную по адресу: г.Москва, ул. Братская, д.15, корп.1, кв. 189.
С 1992 года Космаков В.Н., Космакова Л.П., Белова С.В. состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Распоряжением Префекта ВАО г.Москвы №1297 от 07.09.1992г. квартира истцов по адресу: ***, признана непригодной для дальнейшего проживания.
В настоящее время в указанной квартире на основании договора социального найма жилого помещения №*** от 07.11.2011г. проживают истец Космаков В.Н., его жена - Космакова Л.П., дочь - Белова С.В., муж дочери – ***, внучка *** *** года рождения, внучка *** *** года рождения.
Распоряжением ДЖП и ЖФ г.Москвы от 13.06.2013 года №У53-6421 Космаков В.Н., Космакова Л.П., Белова С.В. сняты с жилищного учета как обеспеченные жилым помещением по норме предоставления.
При вынесении оспариваемого распоряжения ответчиком, в целях определения уровня обеспеченности жилыми помещениями Космакова В.Н., Космаковрй Л.П., Беловой С.В., была учтена двухкомнатная квартира площадью жилого помещения *** кв.м. по адресу: ***, по ½ доле в праве собственности на которую принадлежит *** и ***, а также была учтена однокомнатная квартира общей площадью *** кв.м. по адресу: *** ½ доля в праве собственности на которую принадлежит *** Ответчиком также был учтен жилой дом общей площадью *** кв.м. по адресу: ***, который принадлежит на праве собственности Космаковой Л.П.
С учетом указанных обстоятельств Космаков В.Н., Космакова Л.П., Белова С.В. были сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания в связи с утратой им оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Удовлетворяя заявленные требования, руководствуясь ст. 50 ЖК РФ, ч. 2 ст. 6 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", суд исходил из того, что уровень обеспеченности истцов общей площадью жилого помещения составляет 5,5 кв. м на 1 человека, что меньше нормы предоставления, установленной в городе Москве.
Согласно ст. 55 Жилищного кодекса РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статей 56 указанного Кодекса оснований снятия их с учета.
Федеральным законом "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (ч. 2 ст. 6) установлено, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
По смыслу указанных выше положений закона Космаков В.Н., Космакова Л.П., Белова С.В., поставленные на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, до 1 марта 2005 г., могли быть сняты с этого учета либо по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, либо в связи с утратой оснований, которые ранее, то есть до 1 марта 2005 г., давали право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, которые до 1 марта 2005 г. давали право на получение жилого помещения по договору социального найма, были установлены в статье 29 Жилищного кодекса РСФСР.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 29 Жилищного кодекса РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане:
1) имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов;
2) проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям;
3) проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно;
4) проживающие в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений;
5) проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением;
6) проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади.
В соответствии с п. п. 1, 3 ч. 2 ст. 32 Жилищного кодекса РСФСР граждане подлежали снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения, или выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет.
По общему правилу (часть 5 статьи 57 Жилищного кодекса РФ) жилое помещение по договору социального найма должно предоставляться гражданам общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
В соответствии с п.3 ст. 20 Закона г. Москвы от 14.06.2006 № 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" норма предоставления площади жилого помещения составляет 18 квадратных метров площади жилого помещения на одного человека.
Таким образом, Космаков В.Н., Космакова Л.П., Белова С.В., принятые в 1992 году на учет нуждающихся в жилом помещении, могли быть сняты с этого учета лишь при выявлении факта, что на каждого члена его семьи, проживающего в занимаемом им жилом помещении, приходится более 18 кв. м общей площади или выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет.
Как следует из распоряжения ДЖП и ЖФ г.Москвы от 13.06.2013 года №У53-6421 истцы были сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания в связи с утратой ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Между тем факт обеспеченности истца и членов его семьи жилыми помещениями по указанной норме (18 кв. м общей площади) судом не установлен.
Суд первой инстанции, руководствуясь ч. 7 ст. 57 ЖК РФ, пришел к правильному выводу о том, что двухкомнатная квартира площадью жилого помещения *** кв.м. по адресу: ***, по ½ доле в праве собственности на которую принадлежит *** и ***, а также была учтена однокомнатная квартира общей площадью *** кв.м. по адресу: ***, ½ доля в праве собственности на которую принадлежит *** не подлежит учету, поскольку *** и *** на жилищном учете с истцами не состоят, а истцы никаких прав в отношении указанных жилых помещений не имеют.
Также судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что при определении уровня обеспеченности Космакова В.Н., Космаковой Л.П., Беловой С.В. жилыми помещениями не подлежит учету жилой дома общей площадью *** кв.м. по адресу: ***, который принадлежит на праве собственности Космаковой Л.П. ввиду следующего.
В соответствии со ст. 16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната.
Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Согласно п. 2, 3 ст. 15 ЖК РФ, жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации Федеральным органом исполнительной власти.
Как следует из п. 12 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение).
Согласно ст. 23 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», жилые помещения должны соответствовать санитарным нормам. Заселение жилых помещений непригодных для проживания не допускается.
Между тем, из материалов дела следует, что принадлежащий Космаковой Л.П. дом общей площадью *** кв.м. по адресу: ***, перешедший к ней в собственность в порядке наследования, находится в ветхом состоянии, в нем отсутствует отопление, водоотведение и этот дом не пригоден для постоянного проживания.
Доказательств иного стороной ответчика суду не представлено.
Таким образом данное строение в силу вышеизложенных положений не может быть принято к учету с целью исчисления площади жилых помещений, приходящихся на истцов Космакова В.Н., Космакову Л.П., Белову С.В.
Учитывая изложенное, судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что наличие в собственности Космаковой Л.П. вышеуказанного дома, не влияет на уровень обеспеченности Космакова В.Н., Космаковой Л.П., Беловой С.В. жилой площадью, который должен был определяться исходя из площади занимаемого ими жилого помещения, с учетом проживающих там лиц, по адресу: ***.
Доводы апелляционной жалобы направлены на иное толкование действующего законодательства, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, в силу чего не могут служить основанием для отмены решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░ ░░ 14 ░░░░░░░ 2014 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░ ░.░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░: