Дело №
УИД: 05RS0№-94
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 марта 2023 года <адрес>
Советский районный суд <адрес> Республики Дагестан в составе: председательствующего судьи Атаева Э.М., при секретаре судебного заседания Габибовой Ц.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Айдемировой Мадины Айдемировны к ГКУ РД «Центр занятости населения в МО «<адрес>» о взыскании невыплаченной суммы максимального пособия по безработице и компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Айдемирова М.А. обратилась в суд с исковым заявлением к ГКУ РД «Центр занятости населения в МО «<адрес>» о взыскании невыплаченной суммы максимального пособия по безработице и компенсации морального вреда, в обоснование исковых требований, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ истец встала на учет в центр занятости <адрес>, после потери работы, где проработала в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. По действующему на тот момент законодательству ей положена была выплата пособия по безработице в максимальном размере 8000 рублей ежемесячно в течение 12 месяцев с момента постановки на учет, так как она обратилась в центр занятости в сроки до 12 месяцев с момента потери работы; до постановки на учет в центр занятости находилась в трудовых отношениях более 26 недель на условиях полного рабочего дня (недели); размер среднего заработка за последние три месяца составил 28458,79 рублей.
Устные обращения к сотрудникам центра занятости не дали результатов. На ее письменное заявление, разъяснить, на каком основании они решили выдавать минимальный размер пособий, они выдали бумагу с неправильной интерпретацией закона. Поскольку это был период эпидемии короновируса и все государственные учреждения перешли на онлайн, ее попытки добиться каких-либо результатов касаемо данного вопроса были тщетны (на ее электронную почту пришел ответ на ее обращение в Минтруд России спустя месяц после отправки письма, чтобы она обратилась в вышестоящий контролируемый орган, как это было сделать на тот момент, она не знала).
На основании изложенного в иске, с учетом заявленных уточнений исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ просит суд взыскать с ответчика в пользу истца невыплаченную сумму максимального пособия по безработице, по действующему на тот момент законодательству в размере 78 000 рублей и компенсацию морального вреда в размере 39 000 рублей.
В судебное заседание истец Айдемирова М.А., будучи извещена о времени и месте рассмотрения дела, не явилась, сведений об уважительности причин неявки не сообщила, в представленном ранее заявлении просила рассмотреть дело без ее участия, исковые требования удовлетворить в полном объеме, в связи с чем, определено рассмотреть дело в отсутствие истца на основании ч. 5 ст. 167 ГПК РФ.
Ответчик – ГКУ РД «Центр занятости населения в МО «<адрес>», будучи извещено о времени и месте судебного заседания, в зал суда своего представителя не направило, сведений об уважительности его неявки не сообщило, в представленных возражениях на иск, представитель ответчика просил в удовлетворении заявленных требований отказать по тем основания, что Айдемирова М.А. на момент подачи заявления (ДД.ММ.ГГГГ.) не имела 26 полных трудовых недель в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы (с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ.), ей была назначена выплата в минимальном размере в течение 3 месяцев, в связи с чем определено рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика на основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.
Исследовав письменные материалы дела, оценив представленные сторонами доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 статьи 56 ГПК РФ следует, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ч.3 указанной статьи каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, в пределах срока, установленного судом, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 1 статьи 57 ГПК РФ доказательства представляются лицами, участвующими в деле.
Согласно ч.1 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами, а также иными способами, предусмотренными законом. При этом избираемый способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.
Согласно ч.1 статьи 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Согласно ч.2 указанной статьи, суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В соответствии с п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, определены законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон о занятости населения, нормы закона далее приводятся в редакции, действовавшей на момент обращения истца в центр занятости населения – ДД.ММ.ГГГГ).
Порядок и условия признания граждан безработными установлены ст. 3 Закона о занятости населения.
В соответствии с п. 1 ст. 3 названного Закона, безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
Порядок определения размеров пособия по безработице установлен ст. 30 Закона о занятости населения.
В соответствии с п. 1 ст. 30 Закона о занятости населения, пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, начисляется в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы (службы), если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, состояли в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель.
Пособие по безработице во всех иных случаях, в том числе гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и состоявшим в этот период в трудовых (служебных) отношениях менее 26 недель, а также гражданам, направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия, устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице, если иное не предусмотрено настоящим Законом (п. 2 ст. 30 Закона о занятости населения).
Согласно абз. 2 п. 4 ст. 31 Закона о занятости населения, для граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), граждан, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, граждан, уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, граждан, уволенных по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и состоявших в этот период в трудовых (служебных) отношениях менее 26 недель, а также для граждан, направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия, период выплаты пособия по безработице не может превышать три месяца в суммарном исчислении в течение 12 месяцев.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ истец Айдемирова М.А. обратилась с заявлением к ГКУ РД «Центр занятости населения в МО «<адрес>» для регистрации в качестве безработной.
Приказом ГКУ РД «Центр занятости населения в МО «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ Айдемирова М.А. признана безработной с ДД.ММ.ГГГГ, пособие по безработице ей производилось по ДД.ММ.ГГГГ.
Периоды работы до регистрации истца в качестве безработной усматривается из представленной справки ГБУ РД «Республиканская клиническая больница», согласно которой Айдемирова М.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была трудоустроена в данном учреждении.
С учетом установленных обстоятельств, применяя к спорным отношениям приведенные выше правовые нормы, суд приходит к выводу о том, что на момент обращения Айдемировой М.А. в органы службы занятости в течение 12 месяцев, предшествовавших обращению, у нее было менее 26 недель оплачиваемой работы, в связи с чем размер пособия по безработице составил минимальную величину пособия по безработице.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о неправомерности произведенного ответчиком расчета размера пособия, либо иного расчета, истцом не представлено, а приведенные в иске доводы основаны на неверном толковании положений законодательства.
Представленная Айдемировой М.А. справка о признании малоимущей, каких-либо правовых последствий в данном случае для нее не образует.
В силу п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» моральный вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит компенсации за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования при установлении виновности этих органов власти, их должностных лиц в совершении незаконных действий (бездействии) за исключением случаев, установленных законом.
На основании части первой статьи 151 ГК РФ суд вправе удовлетворить требование о компенсации морального вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц этих органов, нарушающими личные неимущественные права гражданина либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага.
Моральный вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, нарушающих имущественные права гражданина, исходя из норм статьи 1069 и пункта 2 статьи 1099 ГК РФ, рассматриваемых во взаимосвязи, компенсации не подлежит. Вместе с тем моральный вред подлежит компенсации, если оспоренные действия (бездействие) повлекли последствия в виде нарушения личных неимущественных прав граждан. Например, несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на получение мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий, осуществляемое в том числе в виде денежных выплат (пособий, субсидий, компенсаций и т.д.), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда, если указанные нарушения лишают гражданина возможности сохранять жизненный уровень, необходимый для поддержания его жизнедеятельности и здоровья, обеспечения достоинства личности.
Учитывая то, что для удовлетворения требований Айдемировой Мадины Айдемировны к ГКУ РД «Центр занятости населения в МО «<адрес>» о взыскании с ответчика в пользу истца невыплаченной суммы максимального пособия по безработице, по действующему на тот момент законодательству в размере 78 000 рублей, суд оснований не усмотрел, действия ответчика по назначению пособия истцу не признаны неправомерными, оснований для удовлетворения требования о взыскании компенсации морального вреда также не имеется.
При таких обстоятельствах, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Айдемировой Мадины Айдемировны к ГКУ РД «Центр занятости населения в МО «<адрес>» о взыскании с ответчика в пользу истца невыплаченной суммы максимального пособия по безработице, по действующему на тот момент законодательству в размере 78 000 рублей, компенсации морального вреда в размере 39 000 рублей, отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в течение одного месяца со дня его принятия в мотивированной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд <адрес>.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Э.М. Атаев