Судья Сомова И.В. Дело № 2-427/2023
(первая инстанция)
№ 33-1714/2023
(апелляционная инстанция)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
5 июня 2023 года судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего судьи - Жиляевой О.И.,
судей - Балацкого Е.В., Герасименко Е.В.,
при секретаре - Уласень Я.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» на решение Гагаринского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ по иску Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» к фио о взыскании убытков, возникших вследствие потребления тепловой энергии,
заслушав доклад судьи Балацкого Е.В.,
установила:
ФКУ «Управление Черноморского флота» предъявило иск к фио, в котором просило взыскать с ответчика сумму задолженности в размере 246876,80 руб.
В обоснование иска указано, что ответчик проживает в специализированном жилищном фонде, расположенном на территории военного городка по адресу: <адрес>, занимает служебную квартиру №, ДОС 1. Согласно схеме сетей теплоснабжения военного городка по тепловым сетям от котельной Черноморского флота (здание по ГП №) поступает теплоноситель в здания воинской части, в том числе на объекты жилищного фонда ДОС 1, 22, 23. Ответчик потреблял тепловую энергию, не оплачивая расходы за ее потребление, в связи с чем за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ образовалась задолженность. ФКУ «Управление Черноморского флота» не является теплоснабжающей организацией, гарантирующим поставщиком, услуги по теплоснабжению не оказывает. Во исполнение решения командующего Черноморским флотом расчет задолженности произведен по себестоимости затрат на выработку тепловой энергии по каждому источнику генерации, включая прямые расходы на топливо, электроэнергию, водоснабжение, техническое обслуживание и спецодежду, фонд оплаты труда, амортизацию.
Решением Гагаринского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ иск ФКУ «Управление Черноморского флота» к фио удовлетворен частично.
Взыскана с фио в пользу ФКУ «Управление Черноморского флота» задолженность за потребленную тепловую энергию за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 33127,29 руб.
В остальной части требований отказано.
Взыскана с фио в доход бюджета города Севастополя государственная пошлина в размере 1194 руб.
Не согласившись с решением суда, ФКУ «Управление Черноморского флота» подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить полностью.
В обоснование доводов жалобы апеллянт указывает, что судом не принято во внимание, что истец не является уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации в сфере жилищного обеспечения и не является гарантирующим поставщиком услуг, ресурсоснабжающей и управляющей организацией. Специализированный жилищный фонд не может обеспечиваться тепловой энергией на постоянной основе за счет бюджетных денежных средств, выделяемых для обеспечения теплом зданий войсковой части. Затраты на тепловую энергию в котельной войсковой части подтверждаются помесячными актами списания материальных запасов, в которых указано, сколько топлива было потрачено в отопительном периоде. Также отмечает, что военный городок находится на высокогорье – зона неблагоприятных климатических условий, применение нормативов потребления коммунальной услуги по <адрес> для расчета задолженности нарушает принцип справедливости и законности.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции ответчик фио против удовлетворения апелляционной жалобы возражал. Просил решение суда оставить без изменения.
Иные лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
В соответствии со ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ) судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав судью-докладчика, пояснения фио, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ответчик фио проживает в служебной квартире, расположенной по адресу: <адрес>, на основании договора найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Министерством обороны Российской Федерации в лице ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» и фио
Согласно договору жилое помещение, состоящее из трехкомнатной квартиры общей площадью 69,6 кв.м., предоставлено ответчику в связи с прохождением военной службы.
В судебном заседании установлено, что указанная квартира расположена в многоквартирном жилом доме, находящимся на территории военного городка №, его отопление наряду с другими объектами военного городка осуществляется от котельной, находящейся на балансе и эксплуатируемой ФКУ «Управление Черноморского флота».
Ответчик на протяжении длительного времени оплату за потребленную тепловую энергию не производил, что привело к возникновению на стороне истца убытков, в связи с чем ФКУ «Управление Черноморского флота» обратилось в суд с иском к ответчику о взыскании суммы затрат по выработке тепловой энергии, исходя из себестоимости затрат, включая прямые расходы на топливо, электроэнергию, водоснабжение, техническое обслуживание и спецодежду, фонд оплаты труда, амортизацию, в общей сумме 246876,80 руб.
Разрешая спор, и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что стороной истца надлежащим образом подтвержден тот факт, что ответчик воспользовался предоставленной ему тепловой энергией, оплату за которую не производил, при этом, определяя сумму долга, суд произвел пересчет задолженности за потребленную тепловую энергию, исходя из тарифов, установленных Государственным комитетом по ценам и тарифам Республики Крым
Судебная коллегия, проверяя законность и обоснованность принятого судебного постановления по доводам апелляционной жалобы, с выводами суда первой инстанции соглашается, полагая их соответствующими фактическим обстоятельствам, собранным по делу доказательствам и согласующимися с требованиями закона ввиду следующего.
Согласно договору найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Министерством обороны Российской Федерации в лице ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» и фио, соответствующего условиям типового договора найма служебного жилого помещения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, наймодатель обязан обеспечивать предоставление нанимателю коммунальных услуг (пп. 7 п. 14) и имеет право требовать своевременного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги (пп. 1 п. 13), а наниматель обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (обязательные платежи) (пп. 6 п. 7).
Таким образом, правоотношения, связанные с пользованием жилым помещением государственного жилищного фонда, предоставлением нанимателю такого жилого помещения коммунальных услуг и их оплатой регулируются исключительно нормами жилищного законодательства.
Так, в соответствии со ст. 153 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ), п. 34 постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее - Постановление), граждане обязаны своевременно и в полном объеме вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату, в том числе плату за тепловую энергию.
По смыслу ст. 544 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» регулированию подлежат тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 5 Федерального закона «О теплоснабжении» к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения относятся реализация предусмотренных ч. 3 ст. 7 настоящего Федерального закона полномочий в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
Таким органом в Республике Крым является Государственный комитет по ценам и тарифам Республики Крым.
Постановлением Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ установлены тарифы на тепловую энергию, отпускаемую потребителям ФКУ «Управление Черноморского флота» на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а постановлением от ДД.ММ.ГГГГ установлены тарифы на тепловую энергию, отпускаемую потребителям ФКУ «Управление Черноморского флота» на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с приложениями к приказам.
Согласно п. 11 ст. 2 Федерального закона «О теплоснабжении» теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
На основании п. 2 указанных Правил тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) относятся к коммунальным ресурсам, используемым для предоставления коммунальных услуг.
Этим же пунктом под коммунальными услугами признается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). Исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
ФКУ «Управление Черноморского флота» владеет источником тепловой энергии (котельной) и тепловыми сетями, при эксплуатации которых производит и передает потребителям тепловую энергию (теплоноситель), тем самым осуществляет снабжение потребителей тепловой энергией, в том числе в виде предоставления коммунальной услуги по отоплению нанимателям жилых помещений в многоквартирных домах.
В связи с указанным доводы истца о том, что установленные тарифы не распространяются на ФКУ «Управление Черноморского флота», поскольку управление не является теплоснабжающей организацией, гарантирующим поставщиком, не оказывает услуги по теплоснабжению, суд находит необоснованными.
Таким образом, правоотношения сторон не могут определяться нормами ст. 15 ГК РФ, а регулируются нормами жилищного законодательства Российской Федерации, с учетом Правил предоставления коммунальных услуг, а также Федеральным законом «О теплоснабжении»
На основании изложенного, расчет задолженности по оплате услуг по теплоснабжению, оказанных ФКУ «Управление Черноморского флота» ответчику, судом первой инстанции верно произведен в соответствии с тарифами на тепловую энергию, установленными Государственным комитетом по ценам и тарифам Республики Крым.
При расчете платы за поставленную коммунальную услугу по отоплению судом правильно учтены положения ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, согласно которой размер платы за коммунальные услуги рассчитывается при отсутствии приборов учета исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым от ноября 2014 года №-А утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях. Приложением к указанному приказу годовой норматив потребления коммунальной услуги по отоплению на территории <адрес> установлен в размере 0,1223 Гкал на 1 кв.м. отапливаемой площади.
Пунктом 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг № предусмотрено, что оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из 2 способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
Учитывая, что истцом расчет платы производился только в отопительный период (октябрь, ноябрь, декабрь, январь, февраль, март, апрель) для расчета платы следует применить среднюю продолжительность отопительного периода – 212 дней, в связи с чем норматив потребления за указанные месяцы из расчета: 0,1223 / 212 х количество дней в месяце, составит: январь – 0,0179 Гкал/кв.м.; февраль – 0,0161 Гкал/кв.м.; март – 0,0179 Гкал/кв.м.; апрель – 0,0173 Гкал/кв.м.; октябрь – 0,0179 Гкал/кв.м.; ноябрь – 0,0173 Гкал/кв.м.; декабрь – 0,0179 Гкал/кв.м.
Согласно постановлениям Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ тариф на тепловую энергию, отпускаемую потребителям ФКУ «Управление Черноморского флота» на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, установлен в размере 2300 руб. за Гкал, на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в размере 1927 руб. за Гкал.
Тарифы на тепловую энергию для ФКУ «Управление Черноморского флота» на 2019 год Государственным комитетом по ценам и тарифам Республики Крым не устанавливались.
Вместе с тем, из письменных пояснений представителя Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым и представленных документов следует, что ДД.ММ.ГГГГ в комитет поступило заявление ФКУ «Управление Черноморского флота» об установлении тарифов на тепловую энергию на 2021 год и последующие годы с приложением обосновывающих документов.
В составе тарифной заявки ФКУ «Управление Черноморского флота» представило Предложение об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую потребителям от котельной, расположенной по адресу: <адрес> котельная по ГП №, в котором указано, что полная себестоимость по производству (выработке) тепловой энергии по указанной котельной в 2019 году составила 8336,22 тыс. руб., что с учетом полезного отпуска тепловой энергии в размере 9,94678 тыс. Гкал, составляет 838,08 рублей за 1 Гкал, в связи с чем суд первой инстанции рассчитал плату за услугу по отоплению за 2019 год, исходя из указанной суммы, поскольку начисление оплаты в размере выше себестоимости приведет к неосновательному обогащению поставщика тепловой энергии.
С учетом указанного суд первой инстанции, произведя расчет платы за тепловую энергию за спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, пришел к выводу о том, что с ответчика в пользу истца подлежит взысканию задолженность в сумме 33127,29 руб.
Подробный расчет суммы долга приведен в судебном решении, коллегией судей проверен, является арифметически верным.
Довод апелляционной жалобы о том, что потребленную тепловую энергию следует рассчитывать, исходя из затрат по производству теплоносителя в котельной, которые в свою очередь подтверждаются ежемесячными актами списания материальных запасов, в которых указано количество использованного твердого топлива (угля) для обеспечения отопления военного городка № в отопительном периоде 2019-2021 годы, коллегия судей отклоняет по вышеприведенным обстоятельствам.
Довод жалобы о том, что военный городок находится на высокогорье – зона неблагоприятных климатических условий, в связи с чем применение нормативов потребления коммунальной услуги по <адрес> для расчета задолженности нарушает принцип справедливости и законности, на правильность выводов суда первой инстанции не влияет и не может служить основанием к отмене правильно постановленного судебного акта, а является субъективным мнением истца по делу, основанным на личном убеждении, и противоречит действующим положениям закона, регулирующим порядок расчета платы за потребленную тепловую энергию при исследованных обстоятельствах.
В целом доводы апелляционной жалобы повторяют позицию истца, изложенную в исковом заявлении и поддержанную в суде первой инстанции, которым судом дана надлежащая оценка.
Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно. Обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных по делу доказательств, оценка которым дана судом с соблюдением требований норм процессуального права, в связи с чем правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного решения, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
решение Гагаринского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в трехмесячный срок.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий О.И. Жиляева
Судьи Е.В. Балацкий
Е.В. Герасименко