Судья: Кудрявова Е.В. гр.дело N 33-7567/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 июля 2015 года г.Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н.,
судей Сивохина Д.А. (докладчик) и Захарова С.В.,
при секретаре Каримове Д.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Самарской области на решение Безенчукского районного суда Самарской области от 14 мая 2015 года, которым постановлено:
«Заявленные требования Фомичева А.Е. удовлетворить.
Признать незаконным решение филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Самарской области от 22 апреля 2015 года N 63-00-119/15-37781 об отказе в учете изменений объекта недвижимости по заявлению о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости N 63-0-1-58/3201/2015-27 от 19 января 2015 года.
Обязать филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Самарской области осуществить кадастровый учет изменений объекта недвижимости: земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью 1 700 кв.м, место нахождения объекта: <адрес>, кадастровый (или условный номер): № в соответствии с межевым планом от 15 января 2015 года».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., объяснения представителя филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» Борисовой Л.И., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, Фомичева А.Е. и его представителя Степановой С.В., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Фомичев А.Е. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Самарской области (далее – филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области) об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка и о восстановлении нарушенного права.
Требования мотивировал тем, что является собственником земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью 1 700 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером: №.
19 января 2015 года Фомичев А.Е. обращается в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области с заявлением о государственном кадастровом учете данного земельного участка.
Решением N 63-00-119/15-4777 от 22 января 2015 года осуществление кадастрового учета приостановлено со ссылкой на пункт 5 части 2 статьи 26 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), в связи с тем, что представленный межевой план, подготовленный в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка по содержанию не соответствует требованиям части 9 статьи 38 Закон о кадастре, а именно: в разделе «Чертеж земельных участков» конфигурация учитываемого земельного участка отличается от конфигурации этого объекта в Плане на участок земли масштабом 1:500, использованного кадастровым инженером для установления границ земельного участка. Заявителю рекомендовано предоставить межевой план, подготовленный в соответствии со сведениями, содержащимися в документах, использованных для установления границ земельного участка, либо в разделе «Заключение кадастрового инженера» представить необходимые и достаточные обоснования изменения местоположения границ земельного участка относительно использованных документов.
Полагая, что решением о приостановлении осуществления кадастрового учета нарушаются его права как собственника земельного участка, заявитель просил возложить на филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области обязанность по осуществлению государственного кадастрового учета изменений принадлежащего ему объекта недвижимости.
В ходе судебного разбирательства Фомичев А.Е. требования уточнил (л.д. 72-74) и просил:
признать незаконными решения филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области N 63-00-119/15-4777 от 22 января 2015 года о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета объекта недвижимости и N 63-00-119/15-37781 от 22 апреля 2015 года об отказе в учете изменений объекта недвижимости;
обязать филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области осуществить учет изменений принадлежащего ему объекта недвижимости.
В судебном заседании заявитель и его представитель требования с учетом уточнения поддержали.
Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области своего представителя для участия в рассмотрении дела не направил, против удовлетворения требований Фомичева А.Е. возражал.
Судом постановлено вышеуказанное решение (л.д. 143-144).
В апелляционной жалобе представитель филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области просит решение отменить, считает его незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального права (л.д. 201-206).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 254 ГПК РФ предоставляет гражданину, организации право оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы; к таким действиям (бездействию) относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст. 255 ГПК РФ).
Частью 1 ст. 258 ГПК РФ предусмотрено, что суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона о кадастре кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
В силу пункта 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, Росреестр является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимости имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона о кадастре полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 Закона о кадастре, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
Приказом Росреестра от 11.03.2010 г. N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" и приказу Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 г. N 473 "полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, наделено федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" и его филиалы. Эти полномочия на территории Самарской области возложены на филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Закона о кадастре государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно статье 26 Закона о кадастре орган кадастрового учета принимает решение о приостановлении осуществления кадастрового учета, в том числе, если не представлены необходимые для кадастрового учета документы, а также если заявление о кадастровом учете и необходимые для кадастрового учета документы по форме либо по содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.
Пунктом 10 статьи 26 Закона о кадастре установлено, что решение о приостановлении кадастрового учета может быть обжаловано в судебном порядке.
Решение об отказе в осуществлении кадастрового учета может быть обжаловано в судебном порядке заявителем или его представителем, а также кадастровым инженером, подготовившим межевой план, технический план, акт обследования, представленные для осуществления кадастрового учета (часть 13 статьи 27 Закона о кадастре).
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 22 Закона о кадастре необходимым для кадастрового учета документом, в числе других, является межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка).
Из части 9 статьи 38 Закона о кадастре следует, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется прежде всего исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа - из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в ч. 9 ст. 38 Закона о кадастре документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности 15 и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Требования к подготовке межевого плана утверждены приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 (далее - Требования).
Пунктом 67 Требований к подготовке межевого плана, в том числе особенностями подготовки межевого плана в отношении земельных участков, указанных в части 10 статьи 25 Закона о кадастре установлено, что выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка проводится на основании документов, перечисленных в части 9 статьи 38 Закона. В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите «1» раздела «Исходные данные». При отсутствии указанных документов местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой государственного кадастра недвижимости, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности масштаба 1:5 000 и крупнее, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности 15 и более лет. В разделе межевого плана «Заключение кадастрового инженера» в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка.
Из указанных нормативных актов следует, что при установлении местоположения границ земельного участка кадастровый инженер должен, прежде всего, руководствоваться сведениями о фактическом местоположении границ земельного участка, содержащимися в документе, подтверждающем право на земельный участок, при отсутствии такого документа сведениями, содержащимися в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании, а при отсутствии указанных документов - картами (планами), являющимися картографической основой государственного кадастра недвижимости, и (или) картами (планами), представляющими собой фотопланы масштаба 1:5000 и крупнее, подтверждающими фактическое местоположение границ земельных участков на местности 15 и более лет.
Кроме того, конфигурация земельного участка, под которой понимается совокупность внутренних углов и горизонтальных положений границ земельного участка (письмо Минэкономразвития РФ № 29478-ИМ/Д23 от 27.12.2011) после уточнений границ не может существенно отличаться от прежней конфигурации, зафиксированной в документах, определявших его местоположение при образовании.
Существенное изменение конфигурации земельного участка и необоснованное увеличение его площади может свидетельствовать о самовольном захвате земельных участков, принадлежащим другим пользователям, либо отнесенных к землям иных категорий и разрешенного использования.
Судом первой инстанции установлено, что в государственном кадастре недвижимости (далее - ГКН) содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером № декларированной площадью 1 700 кв.м. с разрешенным использованием: для ведения личного подсобного хозяйства, категорией земель: земли населенных пунктов, расположенном по адресу: <адрес> собственником которого является Фомичев А.Е. (л.д. 33).
Согласно сведениям ГКН площадь земельного участка ориентировочная, сведения об участке подлежат уточнению при межевании (л.д. 34).
19 января 2015 года Фомичев А.Е. обратился в Самарский филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» с заявлением о государственном учете изменений земельного участка с кадастровым номером № (л.д. 85-86).
К заявлению приложил свидетельство о праве собственности от 26 февраля 2014 года (л.д. 87) и межевой план от 15 января 2015 года (л.д. 9-20), подготовленный кадастровым инженером Казариной А.С. по итогам выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>.
По данному заявлению должностным лицом органа кадастрового учета в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 26 Закона о кадастре 22 января 2015 года принято решение о приостановке учета изменений объекта недвижимости №63-00-119/15-4777 (л.д.132-133) по причине несоответствия межевого план по содержанию требованиям части 9 статьи 38 Закона о кадастре, а именно: в разделе «Чертеж земельных участков» конфигурация учитываемого земельного участка отличается от конфигурации этого объекта в Плане на участок земли масштабом 1:500, использованного кадастровым инженером для установления границ земельного участка.
Заявителю рекомендовано предоставить межевой план, подготовленный в соответствии со сведениями, содержащимися в документах, использованных для установления границ земельного участка, либо в разделе «Заключение кадастрового инженера» представить необходимые и достаточные обоснования изменения местоположения границ земельного участка относительно использованных документов.
22 апреля 2015 года в связи с тем, что истек срок приостановления осуществления государственного кадастрового учета земельного участка и не были устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета по заявлению Фомичева А.Е. от 19 января 2015 года должностным лицом органа кадастрового учета в соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 27 Закона о кадастре 22 апреля 2015 года принято решение об отказе учета изменений объекта недвижимости №63-00-119/15-37781 (л.д. 134-135).
Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции, руководствуясь вышеуказанными нормами закона, пришел к правильному выводу о том, что решение Самарского филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» от 22 апреля 2015 года №63-00-119/15-37781 об отказе в учете изменений земельного участка с кадастровым номером № не соответствует требованиям Закона о кадастре и что для заявителя Фомичева А.Е. созданы препятствия к осуществлению им его прав и свобод, в связи с чем правомерно удовлетворил требования заявителя о признании оспариваемого отказа незаконным и возложении на соответствующий государственный орган обязанность устранить нарушения путем внесения необходимых изменений в кадастровый учет объекта недвижимости.
При этом, суд обоснованно исходил из того что кадастровый инженер Казарина А.С. кадастровые работы по спорному земельному участку по уточнению местоположения его границы и площади проводила на основании полученного из архива дел правоустанавливающих документов Безенчукского отдела Управления Росреестра по Самарской области Плана на участок земли масштаб 1:500 (л.д. 42), определяющего местоположение границ земельного участка при его образовании при отсутствии на земельный участок в государственном фонде данных землеустроительной документации, границы земельного участка существующие на местности более 15 лет, определены забором по их фактическому использованию и согласованы со смежными землепользователями, указанные сведения отражены в разделе «Заключение кадастрового инженера» межевого дела. Кроме того, существование земельного участка в границах, указанных в межевом плане кадастровым инженером подтверждается ситуационной схемой земельного участка имеющегося в материалах инвентаризации (л.д. 26), конфигурация земельного участка не изменилась, имеются лишь незначительные расхождения длин линий. Решением Безенчукского суда Самарской области от 30 июня 2014 года, приложенным к межевому планы и ссылку на которое содержит раздел межевого плана «Заключение кадастрового инженера» (л.д. 14) определена южная граница земельного участка и установлено, что земельный участок в данных границах существует более 30 лет.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции, приведенные в оспариваемом решении суда обоснованными и мотивированными, основанными на анализе и оценке фактических обстоятельств дела, имеющихся в деле доказательств, верном применении судом материального закона.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Самарской области, приведенные при рассмотрении дела в качестве возражений относительно требований Фомичева А.Е., судом перовой инстанции правильно дана критическая оценка.
Еще одним основанием для признания решения Самарского филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» от 22 апреля 2015 года №63-00-119/15-37781 является то, что оно принято до истечения срока приостановления учета изменений объекта недвижимости. Последним днем указанного срока является 22 апреля 2015 года.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о неправильности постановленного судом решения и его отмену не влекут.
Каких-либо нарушений норм процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены по доводам апелляционной жалобы решения, постановленного судом в соответствии с требованиями закона.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда,
определила:
Решение Безенчукского районного суда Самарской области от 14 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Самарской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: