Решение по делу № 8Г-7809/2021 [88-10477/2021] от 06.04.2021

                ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

                                                             № 88-10477/2021

        О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

        г. Кемерово                                                                                    17 июня 2021 г.

        Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

        председательствующего Латушкиной С.Б.,

        судей Кожевниковой Л.П., Леонтьевой Т.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 24RS0002-01-2019-004390-45 (№2-3791/2019) по иску Т.С.Ф. к Управлению образования администрации г. Ачинска Красноярского края о взыскании заработной платы, компенсации морального вреда, судебных расходов,

по кассационной жалобе Управления образования администрации города Ачинска на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 19 февраля 2020 г.

        Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П., судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

    установила:

Т.С.Ф. обратился в суд с иском к Управлению образования администрации г. Ачинска Красноярского края о взыскании заработной платы, компенсации морального вреда, судебных расходов.

В обоснование требований указал, что на основании трудового договора от 5 июня 2009 г. работает у ответчика слесарем - сантехником 4 разряда.

По условиям трудового договора оплата его труда состоит из оклада в размере 2 971 руб., персональной выплаты 20%, оплаты за вредность 4%, компенсации за стаж 25%, за интенсивность труда 135%, надбавки за особый режим работы 125%, доплаты за работу в ночное время и праздничные дни.

В период с сентября 2018 года по май 2019 года он неоднократно привлекался работодателем для работы в выходные и праздничные дни, а также к работе в ночное время.

В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации (далее- ТК РФ) в указанный период доплата за работу в праздничные дни подлежала исчислению исходя из установленного минимального размера оплаты труда, поскольку указанные выплаты, в отличие от компенсационных выплат иного характера, не могут включаться в состав регулярно получаемой месячной заработной платы. Кроме того, оплата в ночные часы подлежит исчислению исходя из размера оклада и всех иных стимулирующих и компенсационных выплат.

Просил суд с учетом уточнений исковых требований взыскать с ответчика недополученную заработную плату за работу в праздничные дни в сумме 6 259,27 руб. и за работу в ночные часы в сумме 17 400,22 руб., а также компенсировать моральный вред, причиненный нарушением трудовых прав, определив размер компенсации в сумме 2 000 руб. и возместить судебные расходы в сумме 2 500 руб.

Решением Ачинского городского суда Красноярского края от 6 ноября 2019 г. в удовлетворении исковых требований отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 19 февраля 2020 г. решение Ачинского городского суда Красноярского края от 6 ноября 2019 г. в части отказа в удовлетворении требований Т.С.Ф. о взыскании задолженности по заработной плате за работу в праздничные дни, компенсации морального вреда и возмещении судебных расходов, отменено с принятием в указанной части нового решения, которым требования удовлетворены частично. Суд взыскал с ответчика в пользу истца заработную плату за работу в праздничные дни за период с сентября 2018 года по май 2019 года включительно в сумме 12 096,73 руб., компенсацию морального вреда 2 000 руб., в возмещение судебных расходов – 2 500 руб. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Представитель Управления образования администрации города Ачинска обратился в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 19 февраля 2020 г., как незаконного, принятого с нарушением норм материального права, просит оставить в силе решение Ачинского городского суда Красноярского края от 6 ноября 2019 г.

            Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает жалобу не подлежащей удовлетворению, поскольку отсутствуют основания для отмены в кассационном порядке обжалуемого судебного постановления.

        В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

        Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

        Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в пределах доводов кассационной жалобы истца.

Судами установлено и следует из материалов дела, что между Т.С.Ф. и Управлением образования администрации г. Ачинска 5 июня 2009 г. заключен трудовой договор , по условиям которого истец был принят на работу в Управление образования администрации г. Ачинска слесарем - сантехником 4 разряда в ремонтно-эксплуатационную службу с 5 июня 2009 г.

В соответствии с условиями трудового договора, истцу была установлена оплата труда в соответствии с Положением по оплате труда. Указано, что доплаты и надбавки компенсационного и стимулирующего характера устанавливаются на основании локальных актов, действующих у работодателя. Районный коэффициент устанавливается в размере 30%, размер процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях определяются в установленном Правительством Российской Федерации порядке (раздел 5 Договора).

Согласно п. 6.1 Договора работнику установлена пятидневная рабочая неделя.

                  Дополнительным соглашением от 13 сентября 2013 г. к трудовому договору от 5 июня 2009 г. стороны изменили существенные условия труда, указав, что на период отопительного сезона (с 16 сентября 2013 г.) работнику ремонтно - эксплуатационной службы устанавливается сменный режим рабочего времени с выходными днями по скользящему графику, согласно Приложению коллективного договора управления образования Администрации г. Ачинска на 2012-2015 годы.

Дополнительным соглашением от 9 января 2017 г. к трудовому договору от 5 июня 2009 г. истцу установлена система оплаты труда в соответствии с Положением об оплате труда работников Управления образования администрации г. Ачинска, не являющихся муниципальными служащими и лицами, замещающими муниципальные должности, в соответствии с которым должностной оклад составлял 2 857 руб. в месяц, установлены компенсационные выплаты: 25% надбавки за опыт работы в бюджетной сфере, 4% надбавки за работу с вредными условиями труда, 55% - надбавка за выполнение работ, связанных с обеспечением бесперебойной, безаварийной работы учреждений, 30% - надбавка к заработной плате за стаж в местностях с особыми климатическими условиями, 30% - районный коэффициент.

Кроме того, п. 5.5. договора установлено, что работнику устанавливаются персональные выплаты за календарный год и выплачивается 125% - за сложность, напряженность и особый режим работы, 80% - выплата за интенсивность труда и компетентность в принятии решения. Кроме того, по результатам деятельности работника (в качестве поощрения) подлежат выплате иные персональные выплаты и выплаты стимулирующего характера

Коллективным договором на 2017-2019гг., принятым общим собранием трудового коллектива Управления образования администрации г. Ачинска от 23 декабря 2016 г. предусмотрено, что оплата труда, выплата премий, надбавок, доплат, материальной помощи работникам структурных подразделений управления образования (кроме муниципальных служащих) осуществляется в соответствии с Положением об оплате труда работников структурных подразделений управления образования, не отнесенных к должностям муниципальной службы, которое утверждается приказом работодателя с учетом мнения представительного органа работников (п. 7.1 Коллективного договора).

Разделом 5 Коллективного договора определено, что работникам устанавливается 40-часовая пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями: суббота и воскресенье (п. 5.1). На период отопительного сезона (с 15 сентября по 15 мая) работникам ремонтно-эксплуатационной службы устанавливается сменный режим рабочего времени с выходными днями по скользящему графику (п. 5.4).

При сменной работе по скользящему графику, где по условиям работы не может быть установлена ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, устанавливается суммированный учет рабочего времени. Учетным периодом является календарный год, месяц, квартал и другие периоды.

Продолжительность рабочего времени за учетный период не может превышать нормального числа рабочих часов, исходя из установленной для данной категории работников еженедельной продолжительности рабочего времени, установленной производственным календарем. Подсчет количества сверхурочных часов производится после завершения учетного периода (п. 5.5 коллективного договора).

    Приказом руководителя управления образования от 22 декабря 2017 г. утверждено Положение о системе оплаты труда работников управления образования администрации города Ачинска, не являющихся муниципальными служащими и лицами, занимающими муниципальные должности, которым с учетом изменений, утвержденных приказом от 1 ноября 2018 г. , действующих с 1 сентября 2018 г., установлены виды, размеры и условия осуществления выплат компенсационного характера.

Согласно п. 3.1 указанного Положения выплаты компенсационного характера устанавливаются в процентах к установленному окладу (должностному окладу), ставке заработной платы.

    Работникам Управления образования выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время устанавливаются в размере 35% части оклада (должностного оклада), ставки заработной платы (рассчитанного за час работы) за каждый час работы в ночное время, работе в условиях ненормированного рабочего для и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных (п.3.2 Положения).

Выплаты компенсационного характера за работу в выходные дни и нерабочие праздничные дни устанавливается работникам управления образования и выплачивается в соответствии со ст. 153 ТК РФ, получающим должностной оклад: - в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки должностного оклада с учетом всех видов выплат, установленных работнику за день или час работы, если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени; - в размере не менее двойной дневной или часовой ставки должностного оклада с учетом всех видов доплат, установленных работнику за день или час работы, если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени. В случае, если работнику, работающему в выходной день или нерабочий праздничный день, по его желанию предоставлен другой день отдыха, оплата за работу в выходной или нерабочий праздничный день производится в одинарном размере дневной или часовой ставки должностного оклада с учетом всех видов выплат, установленных работнику (п. 3.6. Положения).

Приказом работодателя от 14 сентября 2018 г. -к в связи с началом отопительного сезона, истец был переведен с 08.00 час. 13 сентября 2018 г. на сменный 12 - часовой рабочий график.

Приказом от 17 мая 2019 г. -к по окончанию отопительного периода слесарь – сантехник Т.С.Ф. переведен со сменного графика на 40- часовую рабочую неделю.

Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции, пришел к выводу об отсутствии задолженности ответчика перед истцом по оплате работы в ночное время, выходные и праздничные дни, с учетом представленных ответчиком доказательств.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции в части отсутствия задолженности по оплате работы истца в ночное время, указав, что представленными доказательствами подтверждается оплата ответчиком в размере 35% за каждый час работы от стоимости одного часа исходя из установленного истцу должностного оклада, что предусмотрено локальными актами работодателя и не противоречит ст. 154 ТК РФ. Суд апелляционной инстанции указал, что вопреки доводам истца доплата за работу в ночное время не должна производиться исходя из минимального размера оплаты труда, так как минимальный размер оплаты труда, установленный в Российской Федерации, не является минимальным окладом. Статьи 129,133 ТК РФ допускают установление окладов ( тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Однако суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований истца о взыскании с ответчика недополученной заработной платы за работу в праздничные дни, указав, что судом первой инстанции не учтены положения, содержащиеся в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 11 апреля 2019 г. № 17-П, Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 28 июня 2018 г. № 26-П, предусматривающие, что при привлечении работников, заработная плата которых помимо месячного оклада( должностного оклада) включает компенсационные и стимулирующие выплаты к работе в выходной или нерабочий праздничный день сверх месячной нормы рабочего времени в оплату их труда за работу в такой день, если эта работа не компенсировалась предоставлением им другого дня отдыха, наряду с тарифной частью заработной платы, исчисленной в размере не менее двойной дневной или часовой ставки ( части оклада (должностного оклада) за день или час работы), должны входить все компенсационные и стимулирующие выплаты, предусмотренные установленной для них системой оплаты труда. Суд апелляционной инстанции с учетом указанной правовой позиции произвел расчет задолженности ответчика перед истцом (который подробно приведен в апелляционном определении), и пришел к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца задолженности недополученной заработной платы за работу в праздничные дни за спорный период -12 096,73 руб. Установив нарушение трудовых прав истца, суд апелляционной инстанции взыскал с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что суд апелляционной инстанции при разрешении спора правильно применил нормы материального права.

Статья 21 ТК РФ предусматривает основные права и обязанности работника в сфере труда. Работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполняемой работы. При этом работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором; соблюдать правила внутреннего трудового распорядка трудовую дисциплину.

Согласно ч. 2 ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.

В соответствии со ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Положениями ст. 135 ТК РФ предусмотрено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Система оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права

В силу ч.З ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Согласно ст. 149 ТК РФ при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии со ст. 153 ТК РФ работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается работникам, получающим оклад (должностной оклад), - в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.

Конкретные размеры оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.

Оплата в повышенном размере производится всем работникам за часы, фактически отработанные в выходной или нерабочий праздничный день. Если на выходной или нерабочий праздничный день приходится часть рабочего дня (смены), в повышенном размере оплачиваются часы, фактически отработанные в выходной или нерабочий праздничный день (от 0 часов до 24 часов).

В силу ст. 154 ТК РФ каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Минимальные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.

При рассмотрении заявленных требований суд апелляционной инстанции правильно применил положения, содержащиеся в Постановлении Совета Министров СССР и ВЦСПС от 24 сентября 1989 г. № 794 «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края», Постановлении администрации Красноярского края от 24 апреля 1992 г. № 160-г «Об установлении районного коэффициента к заработной плате», постановление Минтруда Российской Федерации от 11 сентября 1995 года №49 «Об утверждении разъяснения «О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока», а также учел правовые позиции, изложенные в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 11 апреля 2019 г. № 17-П и в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 июня 2018 г. № 26-П.

Установив фактические обстоятельства дела, применив указанные нормы материального права, оценив все представленные доказательства в совокупности по правилам ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о частичном удовлетворении иска.

Доводы кассационной жалобы о том, что задолженности перед истцом не имеется, о неправильном толковании судом указанных норм права, не влекут отмену по существу правильного решения, поскольку направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является недопустимым в суде кассационной инстанции, так как в соответствии со ст.ст. 67, 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанции

Определение наличия (или отсутствия) оснований для пересмотра вынесенных по конкретному делу судебных постановлений осуществляется судом кассационной инстанции, который устанавливает, являются ли обстоятельства, приведенные в кассационной жалобе в качестве оснований для изменения или отмены судебных постановлений, достаточными для отступления от принципа правовой определенности и стабильности вступивших в законную силу судебных актов, а их отмена (изменение) и ее правовые последствия - соразмерными допущенным нарушениям норм материального и (или) процессуального права.

        Судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что судом апелляционной инстанции, нарушений норм материального права или норм процессуального права в ходе разбирательства дела, повлиявших на исход дела, не допущено, оснований для отмены апелляционного определения по доводам кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 19 февраля 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Управления образования администрации г. Ачинска Красноярского края - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

8Г-7809/2021 [88-10477/2021]

Категория:
Гражданские
Истцы
Терентьев Сергей Федорович
Ответчики
УО администрации г. Ачинска
Другие
Бастрикова Лариса Вячеславовна
Винникова Наталья Михайловна
Степанова Людмила Николаевна
администрация г. Ачинска
Светкина Ольга Николаевна
Суд
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции
Дело на странице суда
8kas.sudrf.ru
17.06.2021Судебное заседание
17.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее