Решение по делу № 2-1739/2017 от 17.08.2017

Дело № 2- 1739/17

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Соликамск                 13 сентября 2017 года

    Соликамский городской суд Пермского края в составе:

Председательствующего - судьи Слоновой Н.Б., при секретаре Штирц Л.В., с участием представителя истца помощника Усольского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Шакурова С.Н., представителя ответчиков ФКУ ОИК-2 ГУФСИН России по Пермскому краю и ФСИН России Алимбаевой О.В., действующей на основании доверенностей,

    рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Соликамского городского суда гражданское дело по Усольского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к ФКУ ОИК-2 ГУФСИН России по Пермскому краю, ГУФСИН России по Пермскому краю,    ФСИН России о принуждении к выполнению законных требований,

У с т а н о в и л :

    Усольской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в ходе проведенных в <дата> проверок соблюдения законности в деятельности администрации Федерального казенного учреждения «Объединение исправительных колоний Главного управления Федеральной службы исполнения наказания России по Пермскому краю» (далее по тексту – ИК-6 ФКУ ОИК-2) установлено, что в ИК-6 выявлены нарушения уголовно-исполнительного законодательства, регламентирующего нормальные материально-бытовые условия содержания осужденных, отбывающих уголовное наказание в участке колонии-поселения (УКП) ИК-6 ФКУ ОИК-2.

    Так, установлено, что в УКП ИК-6 ФКУ ОИК-2 созданные для осужденных жилищно-бытовые условия не в полном объеме соответствуют предъявляемым законодательством требованиям. В нарушении требований ст. 99 УИК РФ в УКП ИК-6 ФКУ ОИК-2 отсутствует помещение для проведения осужденными длительных свиданий (КДС). В настоящее время осужденные, отбывающие наказание в УКП ИК-6, лишены возможности получать длительные свидания со своими родственниками.

    При этом, нарушаются требования ст. 89 Уголовно-исполнительного кодекса РФ на краткосрочные и длительные свидания, а также требования ст. 99 Уголовно-исполнительного кодекса РФ на надлежащее материально бытовое обеспечение осужденных.

На основании ст. 12 ГК РФ, статьями 45, 131 ГПК РФ, статьей 13 Федерального закона «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», статьей 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», истец просит обязать ФКУ ОИК-2 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю создать для осужденных, отбывающих уголовное наказание в участке колонии-поселения ИК-6 ФКУ ОИК-2 ГУФСИН России по Пермскому краю помещение для проведения длительных свиданий (КДС) и оборудовать это помещение комнатой отдыха, детской комнатой, санитарным узлом, душевой, комнатой ожидания. Жилые комнаты помещения оборудовать инвентарем: зеркало, часы настенные, прибор для воды, корзины для мусора в соответствии с нормами и требованиями, установленными приказом ФСИН России от 27.07.2006 N 512 и приказа Министерства юстиции РФ от 02.06.2003 N 130-дсп; обязать ФСИН России и Главное управление Федеральной службы исполнения наказания России по Пермскому краю организовать финансовое обеспечение расходов по созданию в участке колонии-поселения ИК-6 ФКУ ОИК-2 ГУФСИН России по Пермскому краю помещения для проведения длительных свиданий (КДС); установить срок для исполнения данного решения 12 (двенадцать) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

    В судебном заседании помощник Усольского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Шакуров С.Н. на исковых требованиях настаивает в полном объеме.

    Представитель ответчиков - ФКУ ОИК-2 ГУФСИН России по Пермскому краю и ФСИН России - Алимбаева О.В., выражая мнение обоих ответчиков, исковые требования не признает.

    Ответчик ГУФСИН России по Пермскому краю явку представителя в судебное заседание не обеспечило, в письменных возражениях просит в удовлетворении иска отказать в полном объеме.

    Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела и письменные возражения ответчиков, суд приходит к следующему.

    В соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечить исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации.

    В соответствии с ч.3 ст. 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации нормы материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации.

    Приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 07.07.2006 №512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» утверждена номенклатура объектов коммунально-бытового назначения, учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы.

    Приказом Министерства юстиции РФ от 02.06.2003 N 130-дсп «Об утверждении Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации (СП 17-02 Минюста России)» устанавливаются требования по проектированию учреждений УИС.

    Вышеуказанными приказами предусматривается, что, в колонии должно быть помещение для проведения осужденными отпусков при учреждении, длительных и краткосрочных свиданий.

    Отсутствие в УКП ИК-6 ФКУ ОИК-2 соответствующего объекта коммунально-бытового назначения негативно сказывается на условиях отбывания уголовного наказания осужденными и создает препятствие для их дальнейшего исправления.

    Действие приказов ФСИН России от 07.07.2006 № 512 и Минюста РФ от 02.06.2003 N130-дсп, распространяется на оборудование исправительных учреждений независимо от даты постройки помещений и принятия данного нормативного акта. Указанная позиция отражена в определении Верховного Суда РФ от 02.04.2014 N 18-КГПР14-6.

    В статье 2 Конституции Российской Федерации закреплено, что права и свободы граждан являются высшей ценностью государства. Согласно статьям 18 и 46 Конституции Российской Федерации права и свободы граждан являются непосредственно действующими, что подчеркивает их естественный характер, причем речь идет не только о конституционных, а и о любых правах и свободах человека и гражданина. Указания на то, что права и свободы человека и гражданина определяет смысл закона, означает, что концепция закона, его цель должны быть направлены на правовую защиту личности. При применении законов все органы и должностные лица должны руководствоваться интересами обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина.

    Важнейшей гарантией прав и свобод личности является их обеспечение правосудием. Нормы главы 7 Конституции Российской Федерации, закрепляющие принципы правосудия, обеспечивают эффективную защиту прав и свобод человека и гражданина в судебном порядке.

    В части 1 ст. 10 УИК РФ провозглашается, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, правовую защиту и их личную безопасность при исполнении наказаний. Права и свободы граждан могут быть ограничены лишь приговором суда и только в той мере, в какой это предусмотрено уголовным и уголовно-исполнительным законодательством. Остальные права и свободы осужденных лиц подлежат охране и защите в равной мере со всеми гражданами России.

    Таким образом, государство взяло на себя обязанность обеспечивать правовую защиту и личную безопасность осужденных наравне с другими гражданами и лицами, находящимися под его юрисдикцией.

    Согласно подпункту 3 п. 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 N 1314, одна из основных задач ФСИН России - обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей. В силу подпункта 6 п. 3 Положения, задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров РФ и федеральных законов.

    В ст. 9 Федерального закона «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» закреплено, что финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам в соответствии с данным Законом и федеральными законами является расходным обязательством РФ.

    В соответствии с п. 2 приказа ФСИН России N 512 от 27.07.06 г. "Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы" приведение фактической оснащенностью мебелью, инвентарем, оборудованием и предметами хозяйственного обихода (имуществом) общежитий в соответствие с табельной положенностью возложено на начальников управлений ФСИН по федеральным округам, территориальных органов и учреждений ФСИН за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников финансирования.

    В соответствии с п. 2 приказа Министерства юстиции РФ от 02.06.2003 N 130-дсп «Об утверждении Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ (СП 17-02 Минюста России)» на начальников территориальных органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ возложена обязанность при проектировании, строительстве и оборудовании исправительных учреждений в соответствии с требованиями Уголовно-исполнительного кодекса РФ руководствоваться положениями Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ (СП 17-02 Минюста России).

    В связи с тем, что ФСИН России, согласно подпунктом 6 п. 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 N 1314, осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций, то ФСИН России, в силу полномочий, предоставленных ст. 158 Бюджетного кодекса РФ, осуществляет финансовое обеспечение деятельности территориальных органов уголовно-исполнительной системы и учреждений, исполняющих уголовные наказания, в том числе ГУФСИН России по Пермскому краю и ИК-6 ФКУ ОИК-2.

    ГУФСИН России по Пермскому краю, в свою очередь, в соответствии с подпунктом 9 п. 10 Положения о Главном управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Пермской области, утвержденного приказом директора ФСИН России от 11.03.2005 N 73, осуществляет финансовое и материально-техническое обеспечение учреждений, исполняющих уголовные наказания на территории Пермского края, в пределах выделенных в установленном порядке ассигнований, материально-технических ресурсов и лимитов, а также за счет привлечения инвестиций сторонних организаций, средств, полученных из других законных источников, содействие дальнейшему развитию и укреплению материально-технической базы и социальной сферы уголовно-исполнительной системы.

    Одной из основных функций ГУФСИН России по Пермскому краю, согласно подпункту 25 п. 11 Положения о ГУФСИН по Пермской краю, является организация финансового обеспечения собственных расходов и расходов учреждений, исполняющих наказание, следственных изоляторов и других подведомственных учреждений, подготовку и утверждение их смет доходов и расходов по бюджетным средствам, в том числе смет доходов и расходов по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, а также оперативный, бухгалтерский и статистический учет финансово-хозяйственной и иной деятельности, ревизионную работу. Обеспечивает представление сводной статистической и бухгалтерской отчетности во ФСИН России.

    Согласно ст. 5 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 N 1314, ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказание.

    ФКУ ОИК-2 является юридическим лицом и функционирует в соответствии с Уставом о федеральном казенном учреждении «Объединение исправительных колоний с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю», утвержденном Приказом Федеральной службы исполнения наказаний №278 от 11.05.2011.

    Согласно приказа ФСИН России от 12 сентября 2016 года № 726 «О внесении изменения в Устав федерального казенного учреждения «Объединение исправительных колоний с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю», общие положения Устава дополнены пунктом 1.7.5, последствием чего исправительная колония №6 место нахождения: Российская Федерация, 618000, Пермский край Соликамский район, п. Сим вошла в состав ФКУ ОИК-2 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю.

    В соответствие с пунктом 2.1 Устава, предметом и целями деятельности Учреждения являются обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных, создание осужденным условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

    Таким образом, ответчики, являясь государственными органами (ФСИН России, ГУФСИН России по Пермскому краю) и федеральным казенным учреждением (ФКУ ОИК-2), в соответствии с компетенцией каждого из них и возложенными на них обязанностями, обязаны принять необходимые меры по устранению имеющихся в деятельности ИК-6 ФКУ ОИК-2 нарушений законов, предусматривающих обеспечение осужденных, отбывающих уголовное наказание на участке колонии-поселения ИК-6, комнатами для проведения длительных свиданий на участке колонии-поселения (УКП) ИК-6 ФКУ ОИК-2 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю.

    На основании изложенного, суд считает заявленные исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р е ш и л :

    Исковые требования удовлетворить.

Обязать ФКУ ОИК-2 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю создать для осужденных, отбывающих уголовное наказание в участке колонии-поселения ИК-6 ФКУ ОИК-2 ГУФСИН России по Пермскому краю помещение для проведения длительных свиданий (КДС) и оборудовать это помещение комнатой отдыха, детской комнатой, санитарным узлом, душевой, комнатой ожидания. Жилые комнаты помещения оборудовать инвентарем: зеркало, часы настенные, прибор для воды, корзины для мусора в соответствии с нормами и требованиями, установленными приказом ФСИН России от 27.07.2006 N 512 и приказа Министерства юстиции РФ от 02.06.2003 N 130-дсп.

Обязать ФСИН России и Главное управление Федеральной службы исполнения наказания России по Пермскому краю организовать финансовое обеспечение расходов по созданию в участке колонии-поселения ИК-6 ФКУ ОИК-2 ГУФСИН России по Пермскому краю помещения для проведения длительных свиданий (КДС) и оборудовать это помещение комнатой отдыха, детской комнатой, санитарным узлом, душевой, комнатой ожидания. Жилые комнаты помещения оборудовать инвентарем: зеркало, часы настенные, прибор для воды, корзины для мусора в соответствии с нормами и требованиями, установленными приказом ФСИН России от 27.07.2006 N 512 и приказа Министерства юстиции РФ от 02.06.2003 N 130-дсп и статьи 12 УИК РФ.

Установить срок для исполнения данного решения 12 (двенадцать) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, с <дата> года.

            Судья                            Н.Б. Слонова

2-1739/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Усольский прокурор по надзору за соблюдением законов в ИУ
Ответчики
ФСИН России
ФКУ ОИК-2 ГУФСИН Росии по Пермскому краю
ГУФСИН РОССИИ
Суд
Соликамский городской суд Пермского края
Дело на странице суда
solikam.perm.sudrf.ru
17.08.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.08.2017Передача материалов судье
22.08.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.08.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.08.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.09.2017Судебное заседание
13.09.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее