Дело № 33-2161/2019 судья Кириленко Е.А.
Категория 067г
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
04 июля 2019 года судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего судьи - Жиляевой О.И.,
судей - Герасименко Е.В., Ваулина А.В.,
при секретаре - Выскребенцевой В.Ю.,
с участием
истца - Миргородского В.И.,
представителя ответчика - Гвай М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Миргородского В. И. на решение Гагаринского районного суда г.Севастополя от 19 марта 2019 года,
по гражданскому делу по исковому заявлению Миргородского В. И. к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат <адрес>» об отмене решения, установлении размера пенсии, ее перерасчете и выплате задолженности,
заслушав доклад судьи Герасименко Е.В.,
УСТАНОВИЛА:
Истец Миргородский В.И. обратился в суд с исковым заявлением к ФКУ «Военный комиссариат города Севастополя» об отмене решения, установлении размере пенсии, ее перерасчете и выплате задолженности.
Исковые требования мотивированы тем, что при получении истцом Миргородским В.И. пенсии в августе 2018 года размер пенсии значительно уменьшился. На обращение истца в Центр социального обеспечения военного комиссариата г. Севастополя о восстановлении прежнего размера пенсии, было отказано со ссылкой на то, что срок службы в военной прокуратуре на Украине не входит в надбавку за выслугу лет. Кроме того, при ознакомлении с пенсионным делом, истцом Миргородским В.И. обнаружено нарушение законодательства РФ в порядке установления, назначения, расчете и выплате пенсии. Истец считает, что ему выплачивалась пенсия в меньшем размере, чем установлено действующим законодательством, истец имеет право на получение пенсии за выслугу лет.
Решением Гагаринского районного суда г.Севастополя от 19 марта 2019 года в удовлетворении исковых требований Миргородского В.И. к ФКУ «Военный комиссариат города Севастополя» об отмене решения, установлении размера пенсии, ее перерасчете и выплате задолженности, отказано.
В апелляционной жалобе истец Миргородский В.И. просит решение отменить, исковые требования удовлетворить. Указывает, что суд первой инстанции не принял во внимание, что весь период его службы в Вооруженных Силах Украины подлежит включению в выслугу лет для назначения ежемесячной надбавки за выслугу лет.
В возражениях на апелляционную жалобу ответчик просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, решение суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав пояснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что истец Миргородский В.И. проходил военную службу в Вооруженных Силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Миргородский В.И. проходил военную службу в Вооруженных Силах Украины.
ДД.ММ.ГГГГ Миргородский В.И. уволился из Вооруженных сил Украины по выслуге лет с должности помощника военного прокурора Севастопольского гарнизона.
В связи с переездом на постоянное место жительства в г. Ейск Краснодарского края Военным комиссариатом назначена пенсия с учетом общей выслуги - 23 года 1 месяц.
В мае 2018 года Миргородский В.И. переехал в г.Севастополь, в связи с чем военная пенсия истца переведена в Центр социального обеспечения военного комиссариата г. Севастополя, где были оформлены все документы необходимые для ее получения с ДД.ММ.ГГГГ.
Общая выслуга лет истца Миргородского В.И., с учетом всех периодов военной службы, составила более 23 года 1 месяц, что дает ему право на пенсию.
Расчет начисления пенсии истцу Миргородскому В.И. произведен на основании данных о прохождении военной службы указанных в личном деле пенсионера. При этом, общая выслуга лет истца составила более 23 лет на основании приказов о прохождении военной службы в Вооруженных Силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и военной службы в Вооруженных Силах Украины с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Признано право истца на пенсию за выслугу лет, однако, при расчете процентной надбавки за выслугу лет, являющейся составной частью пенсии, истцу засчитан период военной службы только в Вооруженных Силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что составило 12 лет 5 месяцев, в связи с чем, процентная надбавка была установлена в размере 45%.
Размер пенсии Миргородского В.И. за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ составляет 23 970,12 рублей, исходя из должностного оклада (57% оклада Генпрокурора) – 16 058,85 рублей; оклада по воинскому званию (майор юстиции) – 11 960,00 рублей; процентную надбавку за выслугу лет (12 лет - 45%) - 12 608,48 рублей; а всего: 40 627, 33 рублей; основной размер пенсии 59% (выслуга 23 года) – составляет 23 970,12 рублей.
С ДД.ММ.ГГГГ Миргородскому В.И. пересмотрен размер пенсии в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.12.2011 № 1074 «О порядке исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет», произведен перерасчет ежемесячной (процентной) надбавки за выслугу лет, которая составила 45 % (при выслуге 12 лет).
Разрешая заявленные исковые требования и отказывая в иске, исходя из установленных обстоятельств дела и положений международных соглашений, в частности, Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года, а также норм законодательства Российской Федерации, определяющих порядок исчисления выслуги лет для расчета процентной надбавки за выслугу лет, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что поскольку истец Миргородский В.И. окончил военную службу и был уволен в отставку из Вооруженных Сил Украины в сентябре 2002 года, в установленном порядке в Вооруженные Силы Российской Федерации не переводился, то период службы Миргородского В.И. в Вооруженных Силах Украины в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не подлежит зачету в выслугу лет для исчисления процентной надбавки за выслугу лет и правовых оснований для возложения на ответчика обязанности по перерасчету размера пенсии истца не имеется.
Выводы суда первой инстанции подтверждены материалами дела, основаны на законе и нормах международного права, которые, вопреки доводам апелляционной жалобы, истолкованы и применены судом правильно, в связи с чем, оснований не согласиться с ними у судебной коллегии не имеется.
В соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" за гражданами, проходившими военную службу в воинских частях Вооруженных Сил СССР, других воинских формированиях СССР и государств - участников СНГ до принятия указанных воинских формирований под юрисдикцию РФ и перешедшими на военную службу в войска или иные воинские формирования, организации других государств, ранее входивших в состав СССР, сохраняются социальные гарантии и компенсации, предусмотренные данным Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, при условии заключения и ратификации в установленном порядке соответствующих международных договоров РФ.
Российская Федерация и Украина являются участниками Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года "О порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств" (далее - Соглашение от 15 мая 1992 года).
Соглашением от 15 мая 1992 года предусмотрено, что пенсионное обеспечение и обязательное государственное страхование военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества и других воинских формирований, созданных законодательными органами этих государств, Объединенных Вооруженных Сил Содружества, Вооруженных Сил и иных воинских формирований бывшего Союза ССР, а также пенсионное обеспечение семей этих военнослужащих осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников, на территориях которых проживают указанные военнослужащие и их семьи; а до принятия этими государствами законодательных актов по данным вопросам - на условиях, по нормам и в порядке, установленным законодательством бывшего Союза ССР. При этом уровень пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей, устанавливаемый законодательством государств - участников в соответствии с Соглашением о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14 февраля 1992 года, не может быть ниже уровня, установленного ранее законодательными и другими нормативными актами бывшего Союза ССР (ст. 1).
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Соглашения от 15 мая 1992 года в выслугу лет для назначения пенсий военнослужащим засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в вооруженных силах и других воинских формированиях, указанных в ст. 1 Соглашения, в порядке, установленном законодательством государств-участников, на территориях которых военнослужащие проходили службу.
Часть 2 этой же статьи предусматривает, что размер денежного довольствия (заработка) для назначения пенсий военнослужащим и их семьям определяется в порядке, установленном законодательством государств-участников, на территориях которых проживают военнослужащие или их семьи.
Экономический Суд Содружества Независимых Государств в консультативном заключении от 09 декабря 2009 года N 01-1/2-09 "О толковании применения положений статьи 2 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года" разъяснил, что при переезде пенсионера - бывшего военнослужащего из одного государства-участника Соглашения от 15 мая 1992 года на постоянное место жительства в другое государство-участник выслуга лет на военной службе, исчисленная в соответствии с частью первой статьи 2 Соглашения от 15 мая 1992 года, принимается для установления права на пенсию за выслугу лет и не учитывается при определении размера денежного довольствия для назначения пенсии, в том числе при расчете процентной надбавки за выслугу лет. При определении размера денежного довольствия для назначения пенсии, в том числе при расчете процентной надбавки за выслугу лет, выслуга лет для определения процентной надбавки исчисляется в соответствии с частью второй статьи 2 Соглашения по нормам законодательства государства нового места жительства.
Аналогичные выводы содержатся в Определении Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 19 марта 2012 года "О разъяснении консультативного заключения от 09 декабря 2009 года N 01-1/2-09".
Данное толкование ч. 2 ст. 2 Соглашения от 15 мая 1992 года дано Экономическим судом Содружества Независимых Государств, созданным в целях обеспечения единообразного применения соглашений государств - участников Содружества Независимых Государств и основанных на них экономических обязательств и договоров путем разрешения споров, вытекающих из экономических отношений, в рамках полномочий, закрепленных п. 5 Положения об Экономическом суде Содружества Независимых Государств, утвержденного Соглашением Совета глав государств СНГ от 06 июля 1992 года, и является официальным.
Таким образом, в ст. 2 Соглашения от 15 мая 1992 года для исчисления выслуги лет в одном случае - для определения права на пенсию (ч. 1), в другом случае - для определения размера денежного довольствия (ч. 2) установлены отдельные правила относительно применяемого национального законодательства.
Толкование ч. 1 ст. 2 Соглашения применительно к ситуации, когда бывший военнослужащий, проходивший военную службу в одном государстве-участнике, переезжает на постоянное место жительства в другое государство - участник Соглашения, означает, что выслуга лет, исчисленная при назначении пенсии по законодательству места прохождения службы, перерасчету по новому месту жительства не подлежит.
Закрепленное в Соглашении от 15 мая 1992 года положение о сохранении государствами - участниками Содружества уровня пенсионного обеспечения не ниже уровня ранее установленных прав и льгот подразумевает принятие этими государствами нормативных актов, в которых должны быть определены конкретный вид и фактический размер пенсии в соответствии с национальным законодательством.
Таким образом, выслуга лет Миргородского В.И., как военнослужащему, проходившему службу в другом государстве - участнике Соглашений и избравшему местом жительства РФ, для установления процентной надбавки за выслугу лет определяется по российскому законодательству.
Во исполнение Соглашения от 15 мая 1992 года в Российской Федерации 12 февраля 1993 года принят Закон N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", которым в соответствии с ч. 2 ст. 39 Конституции РФ определены правовые основания назначения пенсий и порядок их исчисления.
Порядок исчисления выслуги лет для определения размера процентной надбавки определяется Федеральным законом "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" от 07 ноября 2011 года N 306-ФЗ и постановлением Правительства РФ "О порядке исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет" от 21 декабря 2011 года N 1074.
Пунктом 2 Правил исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2011 года N 1074, предусмотрено, что военнослужащим в выслугу лет для назначения надбавки засчитываются в календарном исчислении следующие периоды:
а) военная служба в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях, органах, а также в создаваемых на военное время специальных формированиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
б) военная служба в Вооруженных Силах Союза ССР, войсках, воинских формированиях, органах, учреждениях и иных организациях в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР, в Объединенных Вооруженных Силах государств - участников Содружества Независимых Государств;
в) военная служба граждан РФ в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах государств - участников Содружества Независимых Государств (при их переводе в установленном порядке в Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы);
г) военная служба граждан РФ до 01 января 1995 года в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах государств - бывших республик Союза ССР, не входящих в Содружество Независимых Государств;
д) военная служба граждан РФ в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах иностранных государств, с которыми заключены соответствующие международные договоры или соглашения о военном сотрудничестве.
Аналогичный порядок исчисления выслуги лет для назначения надбавки содержался в Постановлении Правительства РФ от 14 июля 2000 года N 524.
Судом установлено, что пенсия назначена Миргородскому В.И. за выслугу лет с учетом выслуги в Вооруженных силах Украины. При перерасчете процентной надбавки за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ военным комиссариатом города Севастополя в соответствии с ч. 2 ст. 2 Соглашения от 15 мая 1992 года на основании положений п. 2 Правил исчисления выслуги лет от 21 декабря 2011 года N 1074 из выслуги лет истца правомерно исключен период службы в Вооруженных силах Украины.
При таких обстоятельствах законных оснований для возложения на ответчика обязанности по перерасчету размера пенсии истца, исходя из продолжительности выслуги лет, включая службу в Вооруженных силах Украины, не имеется.
Доводы жалобы Миргородского В.И. о применении к рассматриваемым отношениям пп. "д" п. 2 Правил исчисления выслуги лет судебная коллегия находит необоснованными, поскольку соответствующего международного договора между Российской Федерацией и Республикой Украина относительно зачета периодов военной службы в вооруженных силах данных государств в выслугу лет для назначения надбавки к пенсии не заключалось, а Соглашение от 15 мая 1992 года указанные вопросы не регламентирует.
Изложенное указывает на то, что положения статьи 1 Соглашения от 15 мая 1992 года о необходимости сохранения уровня пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей не ниже уровня, установленного ранее законодательными и другими нормативными актами бывшего Союза ССР, нашли отражение и в иных подзаконных актах, в том числе и Постановлении Правительства N 524, которые не противоречат указанному Соглашению.
Таким образом, применение в данном случае норм национального законодательства, регулирующего порядок установления выслуги лет для исчисления процентной надбавки за выслугу лет, не может быть расценено как снижение уровня пенсионного обеспечения истца и нарушения его прав и социальных гарантий.
Все иные доводы жалобы на правильность принятого судом решения не влияют.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом при разрешении спора были установлены верно, нормы права, как международного, так и национального, истолкованы и применены правильно. В этой связи оспариваемое решение суда является законным, обоснованным, и оснований к его отмене судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Гагаринского районного суда г.Севастополя от 19 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Миргородского В.И. без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий: О.И.Жиляева
Судьи: А.В.Ваулина
Е.В.Герасименко