Дело № 12-85/2018 г.
Р Е Ш Е Н И Е
г. Переславль - Залесский 20 апреля 2018 года.
Судья Переславского районного суда Ярославской области Мельник Н.Н., при секретаре Князевой Е.В., с участием заявителя Соколовой Е.В., заместителя главного государственного инспектора по использованию и охране земель г. Переславля- Залесского и Переславского муниципального района Ярославской области - специалиста- эксперта Переславского отдела Управления Росреестра по Ярославской области А. рассмотрев апелляционную жалобу заявителя Соколовой Елены Владимировны на постановление вынесенное 26.03.2018 года заместителем главного государственного инспектора по использованию и охране земель г. Переславля- Залесского и Переславского муниципального района Ярославской области - специалистом- экспертом Переславского отдела Управления Росреестра по Ярославской области А.., которым Соколова Елена Владимировна признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 5 000 рублей,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением по делу № 24-27-19/2018 г. о назначении административного наказания, вынесенным 26.03.2018 г. заместителем главного государственного инспектора по использованию и охране земель г. Переславля- Залесского и Переславского муниципального района Ярославской области - специалистом- экспертом Переславского отдела Управления Росреестра по Ярославской области А. Соколова Е.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 5 000 рублей, за правонарушение, совершенное при следующих обстоятельствах :
30 января 2018 года сотрудниками Управления муниципального контроля Администрации г. Переславля-Залесского Ярославской области проведен осмотр части территории земель общего пользования к юго-востоку от многоквартирного жилого дома № <данные изъяты>, вблизи западной части ограждения стадиона школы № 9.
В ходе данного осмотра установлено, что в указанном квартале земель общего пользования, на расстоянии примерно в 14 метров от юго-восточного угла здания жилого дома <данные изъяты> улицы 40 лет ВЛКСМ и в 5 метрах в западном направлении от ограждения стадиона на земельном участке, части территории земель муниципальной собственности, в размерах 2,8 х 4,0 метра общей площадью ориентировочно 11,0 кв.м. располагается сооружение: деревянный гараж, обшитый листовым железом (условный номер 15 согласно прилагаемому ситуационному плану земельного участка).
Согласно поступившему в Управление муниципального контроля Администрации г. Переславля-Залесского пояснению от Соколовой Елены Владимировны, данная часть территории земель общего пользования занята и используется ей более 5 лет для размещения индивидуального гаража.
Правоустанавливающих документов, на использование земельного участка, данной части территории земель муниципальной собственности, у нее не имеется.
Положительно рассмотренных заявлений от Соколовой Е.В. в Администрацию г. Переславля-Залесского о предоставлении ей данного земельного участка либо о выдаче разрешения на его использование для размещения указанного гаража (условный номер на схематическом чертеже 15) не предоставлено.
В силу п. 1 ст. 25 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) права на земельные участки возникают по основаниям, установленным законом и подлежат государственной регистрации в соответствии с ФЗ РФ «О государственной регистрации недвижимости» от 13 июля 2015 г. № 218 ФЗ (ред. от 31.12.2017 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2018 г.).
Пункт 1 ст. 26 ЗК РФ предусматривает, что права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с ФЗ РФ «О государственной регистрации недвижимости» от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ (ред. от 31.12.2017 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2018 г.).
В связи с чем должностное лицо административно органа пришел к выводу, что гр. Соколова Е.В. более 5 лет тому назад самовольно заняла и по настоящее время осуществляет использование земельного участка, части территории земель муниципальной собственности, площадью ориентировочно 11,0 кв.м. в отсутствии надлежащим образом оформленных документов на землю и ее действия подпадают под статью 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявитель Соколова Е.В. не согласившись с данным постановлением подала жалобу, в которой просит постановление о назначении ей административного наказания отменить и освободить ее от административного наказания в виде штрафа в размере 5000 рублей, ограничившись устным замечанием. Заявитель указывает, что вышеуказанный земельный участок был выделен собственникам близлежащих кооперативных многоквартирных домов № 5, №7, № 9 для постройки вспомогательных хозяйственных строений, о чем свидетельствует план № 130-131 от 1965 года, поскольку центральное отопление и водоснабжение в домах отсутствовало. В период с 1989 года по 2001 год она являлась собственником квартиры <данные изъяты> дома <данные изъяты> по ул. 40 лет ВЛКСМ, и пользовалась земельным участком в соответствии с п. 1 ст. 271 ГК РФ. В последующем, пользование земельным участком происходило с согласия собственников близлежащих домов. Должностным лицом Росреестра ей был предъявлен план территории земель муниципальной собственности, границы которого существенно отличались( в сторону уменьшения) от границ земельного участка, выделенного собственникам в 1965 году и на существенные изменения границ земельного участка в планах, должностное лицо оставило без внимания. Администрация города об изъятии земель и изменении границ, собственников квартир близлежащих домов надлежащим образом не уведомила. В 2017 г. Администрацией с собственниками близлежащих домов было организован субботник, где благоустраивали данный земельный участок посредством уборки мусора и представителями Администрации города об изменении границ участка не сообщалось, предписаний о сносе построек не вручалось. 30.01.2018 г. Управлением муниципального контроля Администрации города в ее адрес было направлено уведомление о незаконном и самовольном занятии земельного участка. Ею предпринимались попытки о заключении с собственником земельного участка договора аренды, поскольку является инвалидом по заболеванию опорно- двигательной системы и имеет право на выделение земельного участка для строительства вспомогательных помещений для хранения транспорта и других средств передвижения, на что ею был получен отказ. Обращает внимание, что должностным лицом не принят во внимание тот факт, что с 20.03.2015 г. диспозиция ст. 7.1 КоАП РФ не охватывает противоправное деяние по использованию земельных участков без оформления в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю.
В судебном заседании заявитель Соколова Е.В. доводы жалобы поддержала, просит вынесенное в отношении него административное наказание отменить и освободить ее от административного наказания в виде штрафа, признав совершенное ею деяние малозначительным., ограничившись устным замечанием, так как она является <данные изъяты>, получает небольшую пенсию в размере чуть более <данные изъяты> рублей и чуть более <данные изъяты> рубля на лекарства, является <данные изъяты>, пенсионеркой, а потому для нее штраф в сумме 5000 рублей является непосильной суммой.
Представитель Переславского отдела Управления Росреестра по Ярославской области А. доводам жалобы возражал, полагая, что вынесенное постановление является законным и обоснованным и заявитель привлечен к административной ответственности на законных основаниях. Согласно сведений в Едином государственном реестре прав на недвижимость и сделок с ними, сведений о зарегистрированных Соколовой правах на данный земельный участок отсутствуют., законных прав на пользование данным участком Соколова не имеет, правоустанавливающих документов у нее отсутствуют. Вместе с тем, допускает, что совершенное административное правонарушение Соколовой возможно отнести к малозначительному.
Исследовав письменные материалы дела, выслушав заявителя, представителя Переславского отдела Управления Росреестра по Ярославской области, суд пришел к следующему выводу:
В соответствии со статьей 7.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Из содержания данной нормы следует, что самовольное занятие земельного участка с объективной стороны выражается в активных действиях по установлению фактического господства над земельным участком путем размещения на нем строений, огораживания, принятия иных мер для воспрепятствования доступа на него законных собственников (владельцев, арендаторов, других пользователей) или контролирующих лиц, либо путем посева (посадки) сельскохозяйственных и иных растений и т.п. Данное правонарушение имеет формальный состав и предусматривает ответственность за незаконное пользование земельным участком, имеющее место в случае отсутствия документов, либо подтверждающих право пользования собственно на земельный участок, либо подтверждающих право на хозяйственную деятельность в пределах его границ. Земельное законодательство содержит значительное число правовых предписаний, регулирующих право собственности на землю, возникновение прав на землю, порядок оформления документов и т.п.
Положения ст. 24.1 КОАП РФ указывают, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Кроме того, в силу ст. ст. 26.1, 26.11 КоАП РФ, выяснению по делу об административном правонарушении подлежат наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, и виновность лица в совершении административного правонарушения.
Положениями ст.1.6 КОАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В силу п. 1 ст. 25 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) права на земельные участки возникают по основаниям, установленным законом и подлежат государственной регистрации в соответствии с ФЗ РФ «О государственной регистрации недвижимости» от 13 июля 2015 г. № 218 ФЗ (ред. от 31.12.2017 г.)
.Пункт 1 ст. 26 ЗК РФ предусматривает, что права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с ФЗ РФ «О государственной регистрации недвижимости» от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ (ред. от 31.12.2017 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2018 г.).
В силу п.1 ст. 39.1 Земельного Кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, договора купли- продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату, договора аренды, в случае предоставления земельного участка в аренду, договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Статьей 39.2 Земельного Кодекса РФ установлено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции.
Основанием для привлечения гр. Соколовой Е.В. должностным лицом заместителем главного государственного инспектора по использованию и охране земель г. Переславля- Залесского и Переславского муниципального района Ярославской области - специалистом- экспертом Переславского отдела Управления Росреестра по Ярославской области А. к административной ответственности на основании названной выше нормы (ст.7.1 КОАП РФ) послужили изложенные в обжалуемом постановлении выводы о выявленном 30 января 2018 года административном правонарушении, самовольном использовании земельного участка в указанном квартале земель общего пользования, общей площадью ориентировочно 11,0 кв.м. располагается сооружение: деревянный гараж, обшитый листовым железом (условный номер 15 согласно прилагаемому ситуационному плану земельного участка)., который использует гр. Соколова Е.В, не имея законных прав на него.
Согласно поступившему в Управление муниципального контроля пояснению от Соколовой данная часть территории земель общего пользования занята и используется Соколовой более 5 лет для размещения индивидуального гаража, что не отрицала и сама заявительница, указывая, что вышеуказанный земельный участок был выделен собственникам близлежащих кооперативных многоквартирных домов № 5, №7, № 9 для постройки вспомогательных хозяйственных строений, о чем свидетельствует план № 130-131 от 1964 года, поскольку центральное отопление и водоснабжение в домах отсутствовало. В период с 1989 года по 2001 год она являлась собственником квартиры № <данные изъяты> дома № <данные изъяты> по ул. 40 лет ВЛКСМ, с 2001 года она в данном доме не проживает, но гаражом на земельном участке пользуется, так как жильцы вышеуказанных домов претензий к ней не предъявляют. Правоустанавливающих документов, на использование земельного участка, данной части территории земель муниципальной собственности, у нее не имеется, так как она в 2017 году обращалась в к главе Администрации г. Переславля- Залесского о выдаче разрешения на использование земельного участка
для размещения металлического гаража для хранения личного автотранспорта, но получила отказ.
Таким образом, положительно рассмотренных заявлений от Соколовой Е.В. в Администрацию г. Переславля-Залесского о предоставлении ей данного земельного участка либо о выдаче разрешения на его использование для размещения указанного гаража (отсутствии у нее документов, свидетельствующих о зарегистрированных правах на используемую часть земельного участка площадью ориентировочно 11,0 кв.м., на которой располагается сооружение: деревянный гараж, обшитый листовым железом, расположенном по адресу: на расстоянии примерно в 14 метров от юго-восточного угла здания жилого дома <данные изъяты> улицы 40 лет ВЛКСМ и в 5 метрах в западном направлении от ограждения стадиона на земельном участке.
Допрошенный в качестве свидетеля заместитель начальника муниципального контроля О. пояснил, что управлением муниципального контроля в ходе проведения мероприятий 30.01.2018 года был выявлен факт расположения деревянного гаража обшитого металлом, принадлежащего гр. Соколовой Е.В. вблизи многоквартирного жилого дома № <данные изъяты> по ул. 40 Лет ВЛКСМ, гараж расположен на территории земельного участка, принадлежащего органам местного самоуправления, то есть находится в государственной собственности.. правоустанавливающие документы на данный земельный участок и гараж у Соколовой Е.В. отсутствуют, гараж является самовольно возведенной постройкой и согласно размежевания земельных участков не относится ни к одной из домовых территорий, расположен в зоне линии канализации. В настоящее время Администрацией планируется строительство на данной территории, поэтому были проведены кадастровые работы о разделе земельных участков, выполнены определенные согласования, Администрацией вынесено постановление о разделе земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу Ярославская область г. Переславль- Залесский пер. Берендеевский, относящегося к образовательному учреждению школе №9, расположенному вблизи гаража, принадлежащего гр. Соколовой. Документы о выявленных нарушениях в отношении гр. Соколовой были направлены в адрес начальника Переславского отдела Управления» Росреестр».для решения вопроса о привлечении Соколовой к административной ответственности по ст. 7.1 КОАП РФ.
Свидетель С. пояснил, что согласно публичной карте кадастрового учета, предоставленной суду для обозрения, проведено размежевание территорий земельных участков, относящихся к придомовой территории дома №<данные изъяты> по ул. 40 Лет ВЛКСМ площадью 647 кв.м с кадастровым номером <данные изъяты> для малоэтажной застройки площадью 990 кв.м с кадастровым номером <данные изъяты> по ул. 40Лет ВЛКСМ д.<данные изъяты> для малоэтажной застройки и гараж., принадлежащий гр. Соколовой не вошел ни в одну из указанных придомовых территорий.
Согласно сведений начальника УМС Администрации городского округа г. Переславля-Залесского К. данная территория, ограниченная в том числе участками с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты> <данные изъяты>, <данные изъяты> является государственной собственностью и распоряжение земельными участками в соответствии с положением статьи 3.3 ФЗ РФ № 137-ФЗ» О введении в действие Земельного Кодекса РФ»осуществляется органом местного самоуправления.
Доводы заявительницы в той части, что вышеуказанный земельный участок был выделен собственникам близлежащих кооперативных многоквартирных домов № 5, №7, № 9 для постройки вспомогательных хозяйственных строений, о чем свидетельствует предоставленный ею суду на обозрение план № 130-131 от 1964 года, поскольку центральное отопление и водоснабжение в домах отсутствовало и в период с 1989 года по 2001 год она являлась собственником квартиры № <данные изъяты> дома № <данные изъяты> по ул. 40 лет ВЛКСМ, и пользовалась земельным участком в соответствии с п. 1 ст. 271 ГК РФ, а следовательно пользуется данным земельным участком на законных основаниях, суд не может принять во внимание, так как с 2001 года в указанном доме гр. Соколова не проживает, а согласно предоставленной должностным лицом административного органа свидетелем С. публичной карте кадастрового учета земельный участок, где находится принадлежащий заявительнице гараж, является территорией земель муниципальной собственности.
Таким образом, из материалов дела следует, что 30 января 2018 года установлен факт самовольного занятия земельного участка ориентировочно общей площадью 11,0 кв. м деревянным гаражом, обитым металлом гр. Соколовой на территории земель муниципальной собственности, при отсутствии у Соколовой Е.В. прав на данный земельный участок.
Указанные обстоятельства достоверно подтверждаются всей совокупностью доказательств : актом осмотра земельного участка на территории г. Переславля-Залесского №6 от 01.февраля 2018г, согласно которого осмотр произведен 30 января 2018 года в соответствии с положением об управлении муниципального контроля Администрации г. Переславля-Залесского консультантом управления муниципального контроля А. в ходе осмотра производилось фотографирование и приложен ситуационный план расположения деревянного сооружения обшитого металлическими листами. фотографиями указанного гаража и земельного участка, протоколом об административном правонарушении от 07.03.2018 года, письменным объяснением гр. Соколовой, которой факт использования данного земельного участка под принадлежащий ей гараж не оспаривался, подтвердила она и отсутствие у нее законных прав на гараж, выпиской из домовой книги квартиросъемщика по ул. 40 Лет ВЛКСМ д.<данные изъяты> кв. <данные изъяты>, согласно которой гр. Соколова Е.В. проживала в указанном доме до 01.02.2001 года, публичной картой кадастровой палаты, согласно которой проведено размежевание придомовой территории вышеназванных жилых домов и гараж, который использует Соколова ни в одну из указанных придомовых территорий не вошел, а следовательно суд отвергает доводы заявительницы, что после ее переезда в другой дом,. дальнейшее пользование земельным участком происходило с согласия собственников близлежащих домов, у которых право пользования земельным участком возникает в силу закона, так как земля под самовольно занятым Соколовой Е.В. гаражом является государственной собственностью и ни к одной из домовых территорий, согласно публичной карте кадастровой палаты и предоставленного плана не относится и другими материалами дела.
Таким образом, суд приходит к выводу, что у гр. Соколовой отсутствуют законные основания на право пользования земельным участком, где расположен принадлежащий ей гараж, так как такого права у нее в силу закона не возникло.
Из чего следует, что заявительница Соколова самовольно заняла и по настоящее время осуществляет использование земельного участка, части территории земель муниципальной собственности, площадью ориентировочно 11,0 кв.м. лицом. не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, и ее действия подпадают под статью 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в п.14 Постановлении Пленума верховного суда РФ от 24 марта 2005г №5» О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», административное правонарушение. предусмотренное ст. 7.1 КОАП РФ является длящимся правонарушением.
При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 данной статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (часть2 статьи 4.5 КоАП РФ )
Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения, составило акт, то есть 01.02..2018 года по результатам проведенного осмотра территории.
Следовательно, вынесенное должностным лицом постановление о привлечении Соколовой к административной ответственности от 26 марта 2018 года, вынесено в пределах срока и полномочным на то должностным лицом.
Нарушений норм процессуального и материального права при производстве по делу допущено не было
Вместе с тем, ст.2.9 КоАП РФ предусматривает, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с п.21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Такие обстоятельства, как, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения, они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Действия Соколовой Е.В., хотя формально и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренные ст. 7.1 КОАП РФ, как самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, лицом, не имеющим законных прав, на использование земельного участка, однако, суд считает возможным отнести данное правонарушение, допущенное Соколовой Е.В. к малозначительному, в соответствии со ст. 2.9 КОАП РФ и освободить заявителя от административной ответственности, но не по основаниям, указанным заявительницей со ссылкой на ее тяжелое материальное положение, что она является пенсионером и <данные изъяты>, а с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, учитывая, что никакого вреда и никаких наступивших тяжелых последствий своими действиями она не причинила государству, а также принимая во внимание, что ею самовольно занят небольшой участок земель общего пользования, являющейся государственной собственностью, ориентировочно 11 кв. м., на котором установлен деревянный гараж, обитый металлом, и использование этого гаража. но не по его прямому назначении., для хранения автотранспорта, так как со слов Соколовой Е.В. автомашины она не имеет, хранит в гараже инвалидную коляску ее матери, велосипед и рыболовные принадлежности мужа, так как в силу возраста и состояния здоровья не может каждый раз заносить эти вещи на <данные изъяты> этаж по месту ее проживания, ранее Администрация никаких претензий по поводу сноса данного гаража к ней не предъявляла, о том, что гараж находится на пути прохождения канализационных сетей ей не было известно, к тому же она высказывает готовность освободить данный земельный участок сама по требованию ее владельца в лице Администрации г. Переславля- Залесского.
В связи с освобождением гр. Соколовой Е.В. от административной ответственности за малозначительностью на основании ст. 2.9 КОАП РФ, вынесенное должностным лицом административного органа постановление подлежит отмене, производство по делу прекращению, с вынесением заявительнице устного замечания.
Руководствуясь ст. 30.7 КОАП РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Постановление по делу № 24-27-19/2018 г, вынесенное 26.03.2018 г. заместителем главного государственного инспектора по использованию и охране земель г. Переславля- Залесского и Переславского муниципального района Ярославской области - специалистом- экспертом Переславского отдела Управления Росреестра по Ярославской области А.., которым гр. Соколова Елена Владимировна привлечена к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ и ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 5000 рублей- отменить.
Освободить Соколову Елену Владимировну от административной ответственности за совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ за малозначительностью в соответствие со ст. 2.9 КОАП РФ, вынести ей устное замечание, производство по делу прекратить.
Решение может быть обжаловано в 10 -дневный срок в Ярославский областной суд со дня получения копии решения, путем подачи жалобы через Переславский районный суд.
Судья : Мельник Н.Н.