УИД 11RS0001-01-2022-010165-24 |
Дело № 2-276/2023 |
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 марта 2023 года г. Сыктывкара
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе судьи Паншина Д.А.,
при секретаре Зотовой М.О.,
с участием истицы Романенковой Р.В.,
представителя истца, третьего лица Костоломова А.В.,
представителя ответчика Лютика С.Н.,
представителей третьих лиц Зверева А.Л., Мошенковой М.В., Макаровой О.В., Соколова П.И.,
третьих лиц Курочкиной Т.И., Поповой Т.А., Афанасьевой Н.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Романенковой Риммы Васильевны к Фонду Республики Коми капремонта МКД о проведении капитального ремонта многоквартирного дома,
у с т а н о в и л :
Романенкова Р.В. обратилась в суд с иском к Фонду Республики Коми капремонта МКД об обязании в срок до ** ** ** обеспечить выполнение капитального ремонта фасада многоквартирного дома, расположенного по адресу: ..., с утеплением фасада дома.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация МО ГО «Сыктывкар», Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми, Правительство Республики Коми, ООО «УРЭК», Трекин К.И., Силкина И.Л., Сукрушева Е.В., Соколова Л.В., Голосова Л.В., Меледина Т.В., Белецкая А.В., Безносова М.В., Петрунев А.И., Игнатова О.И., Цехоцкая Е.Е., Битнер И.В., Лагутенко Е.П., Курочкина Т.И., Прокудина А.С., Щербаков М.Ю. в лице его законного представителя – Прокудиной А.С.; Балобанов А.С., Балобанова Е.О., несовершеннолетние Балобанова С.А., Балобанова А.А., Балобанова Н.А. в лице их законных представителей – Балобанова А.С. и Балобановой Е.О.; Ананьева С.А., Дурягин В.С., Кузнецов А.А., Кузнецов Л.А., Битуева И.В., Ступина Е.П., Ступин М.Н., Матушкина Г.И., Матушкин О.И., ООО «Техноавиа-Север», УЖКХ АМО ГО «Сыктывкар», Шабалин В.Л., АО «Монди СЛПК», Романенкова И.А., Романенков С.А., Кокоянина И.В., Ефанова Р.А., Алтухова А.О., Шпилева М.Н., Колегова А.М., Попова Т.А., Шурганова Т.А., Николаева Е., Казак Е.Ю., Андрончик И.Н., Рочева Н.Н., Андрончик А.А., Свистельник И.И., Забоева О.В., Хотемов В.П., Хотемова Н.П., Помысова Т.Ю., Меньщикова М.В., Дёмина А.О., Лютоева Н.А., Чащихина С.З., Катунов В.В., Афанасьева Л.Л., Елькин В.М., Афанасьева Н.Л.
В судебном заседании Романенкова Р.В., её представитель, являющийся также представителем ООО «Техноавиа-Север», на иске настаивали.
Представитель Фонда Республики Коми капремонта МКД иск не признал.
Представители Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми, Правительство Республики Коми возражали против удовлетворения иска.
Курочкина Т.И., Попова Т.А., Афанасьева Н.Л. иск поддержали.
Иные лица участия в судебном заседании не приняли.
Свистельник И.И., Алтухова А.О., Битуева И.В., Афанасьева Л.Л. в представленных в суд заявлениях просили рассмотреть дело в их отсутствии, позиции по спору не высказали
В представленном суду заявлении ГБУ РК «...», осуществляющее полномочия опекуна в отношении недееспособного А.А., просило рассмотреть дело в их отсутствии, позиции по спору не высказало.
Заслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.
Установлено, что согласно имеющимся в материалах дела инвентарному делу в 1974 году в эксплуатацию был введён многоквартирный дом по адресу: ....
Впоследствии части указанного дома, в которой расположены подъезды №№..., был присвоен почтовый адрес: ..., .... Части указанного дома, в которой расположены оставшиеся подъезды (начиная с подъезда №...), был присвоен почтовый адрес: ..., ....
Согласно имеющимся в ЕГРН сведениям дом по адресу: ... дом по адресу: ... фактически составляют один объект недвижимости – многоквартирный дом, с кадастровым номером ... (по адресу: ...). Жилые и нежилые помещение, расположенные фактически в доме с почтовым адресом: ..., согласно сведениям ЕГРН расположены в пределах здания с кадастровым номером ....
Романенковой Р.В. и её представителем указано, что исковые требования касаются здания, имеющегося почтовый адрес: ..., и в котором расположены подъезды №№.... Требований, касающихся здания, имеющего почтовый адрес: ..., истицей не заявляется.
Жилое помещение по адресу: ... принадлежит на праве общей долевой собственности Романенковой Р.В., Романенковой И.А. и Романенкову С.А. (по 1/3 доле в праве каждому, записи в ЕГРП от ** ** **). Указанное жилое помещение расположено на первом этаже в четвертом подъезде дома, то есть в части дома, имеющей почтовый адрес: ....
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с п. 1 ст. 290 Гражданского кодекса РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
В силу положений ст. 249 Гражданского кодекса РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В соответствии со ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Статьей 39 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
В силу ч. 1 ст. 158 указанного Кодекса собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт.
В соответствии со ст. 153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилищно-коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Частью 2 ст. 154 указанного Кодекса предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе, взнос на капитальный ремонт.
В силу положений ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.
В соответствии с ч. 2 ст. 158 Жилищного кодекса РФ расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме финансируются за счет средств фонда капитального ремонта и иных не запрещенных законом источников.
Согласно ч. 8.1 ст. 156 Жилищного кодекса РФ минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, исходя из занимаемой общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, и может быть дифференцирован в зависимости от муниципального образования, в котором расположен многоквартирный дом, с учетом его типа и этажности, стоимости проведения капитального ремонта отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного дома, нормативных сроков их эффективной эксплуатации до проведения очередного капитального ремонта (нормативных межремонтных сроков), а также с учетом установленного указанным Кодексом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечня работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Частью 8.2 указанной статьи собственники помещений в многоквартирном доме могут принять решение об установлении взноса на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный размер такого взноса, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 166 Жилищного кодекса РФ перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя, в том числе, ремонт фасада.
В силу ч. 1 ст. 167 органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми, в том числе: устанавливается минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме; устанавливается порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов; создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок деятельности регионального оператора, порядок назначения на конкурсной основе руководителя регионального оператора; утверждаются порядок и условия предоставления государственной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в том числе на предоставление гарантий, поручительств по кредитам или займам, в случае, если соответствующие средства на реализацию указанной поддержки предусмотрены законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации; устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам.
В соответствии с ч. 1 ст. 168 Жилищного кодекса РФ региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов (далее – государственная поддержка, муниципальная поддержка капитального ремонта), контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.
Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что региональная программа формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя, в том числе: перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах; плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по каждому виду услуг и (или) работ с учетом необходимости оказания услуг и (или) выполнения работ, предусмотренных п. 1 ч.1 ст. 166 указанного Кодекса.
В силу ч. 3 ст. 168 Жилищного кодекса РФ очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из критериев, которые установлены законом субъекта Российской Федерации и могут быть дифференцированы по муниципальным образованиям.
Согласно ч. 7 ст. 168 Жилищного кодекса РФ в целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока. Органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в случае, если это предусмотрено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном этим нормативным правовым актом.
При этом в соответствии с ч. 7.1 указанной статьи краткосрочные планы реализации региональной программы формируются исходя из принципов:
1) использования на цели капитального ремонта остатков средств на счете, счетах регионального оператора, не использованных в предшествующем году, и прогнозируемого объема поступлений взносов на капитальный ремонт в текущем году с учетом требований, установленных ст. 185 указанного Кодекса;
2) необходимости корректировки объема работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах исходя из фактического уровня собираемости средств на капитальный ремонт на счете, счетах регионального оператора;
3) актуализации в связи с проведением в порядке, предусмотренном ч. 6 ст.189 указанного Кодекса, капитального ремонта многоквартирного дома в объеме, необходимом для ликвидации последствий аварии, иной чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера.
Согласно ч. 3 ст. 170 Жилищного кодекса РФ формирования фонда капитального ремонта собственниками помещений в многоквартирном доме может осуществляться одним из двух способов: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее – формирование фонда капитального ремонта на специальном счете); 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее – формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
Фонд капитального ремонта собственниками помещений в многоквартирном доме по адресу: ... формируется на счете регионального оператора.
Частью 1 ст. 174 Жилищного кодекса РФ средства фонда капитального ремонта могут использоваться для оплаты услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, разработки проектной документации (в случае, если подготовка проектной документации необходима в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), оплаты услуг по строительному контролю, погашения кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты указанных услуг, работ, а также для уплаты процентов за пользование такими кредитами, займами, оплаты расходов на получение гарантий и поручительств по таким кредитам, займам. При этом за счет средств фонда капитального ремонта в пределах суммы, сформированной исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, могут осуществляться финансирование только работ, предусмотренных частью 1 статьи 166 настоящего Кодекса, и работ, предусмотренных нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, погашение кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты данных работ, и уплата процентов за пользование этими кредитами, займами.
Как следует из положения ст. 178 указанного Кодекса региональный оператор является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда. Региональный оператор создается субъектом Российской Федерации, и им может быть создано несколько региональных операторов, каждый из которых осуществляет деятельность на части территории такого субъекта Российской Федерации. Деятельность регионального оператора осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом, принятыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 179 Жилищного кодекса РФ имущество регионального оператора формируется за счет: 1) взносов учредителя; 2) платежей собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; 3) других не запрещенных законом источников.
Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что имущество регионального оператора используется для выполнения его функций в порядке, установленном указанным Кодексом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с указанным Кодексом законом субъекта Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
В силу ч. 4 указанной статьи средства, полученные региональным оператором от собственников помещений в одних многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, могут быть использованы на возвратной основе для финансирования капитального ремонта общего имущества в других многоквартирных домах, собственники помещений в которых также формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах этого же регионального оператора. При этом законом субъекта Российской Федерации может быть установлено, что такое использование средств допускается только при условии, если указанные многоквартирные дома расположены на территории определенного муниципального образования или территориях нескольких муниципальных образований.
В соответствии с ч. 1 ст. 180 Жилищного кодекса РФ функциями регионального оператора являются:
1) аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора;
2) открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета. Региональный оператор не вправе отказать собственникам помещений в многоквартирном доме в открытии на свое имя такого счета;
3) осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;
4) финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета;
5) взаимодействие с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;
6) иные предусмотренные указанным Кодексом, законом субъекта Российской Федерации и учредительными документами регионального оператора функции.
Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что порядок выполнения региональным оператором своих функций, в том числе порядок осуществляемого им финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 182 Жилищного кодекса РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
В силу ч. 2 указанной статьи региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан:
1) в сроки, предусмотренные ч. 3 ст. 189 указанного Кодекса, подготовить и направить собственникам помещений в многоквартирном доме предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта;
2) обеспечить подготовку задания на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту и при необходимости подготовку проектной документации на проведение капитального ремонта, утвердить проектную документацию, нести ответственность за ее качество и соответствие требованиям технических регламентов, стандартов и других нормативных документов;
3) привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами;
4) контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации;
7) аккумулировать взносы на капитальный ремонт, уплачиваемые собственниками помещений в многоквартирном доме;
8) вести учет средств, поступивших на счет регионального оператора в виде взносов на капитальный ремонт, отдельно в отношении средств каждого собственника помещений в многоквартирном доме, а также с соблюдением иных требований, установленных указанным Кодексом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации;
Статьёй 185 Жилищного кодекса РФ требования к обеспечению финансовой устойчивости деятельности регионального оператора устанавливаются данной статьей и законом субъекта Российской Федерации (ч. 1). Объём средств, которые региональный оператор ежегодно вправе израсходовать на финансирование региональной программы капитального ремонта (объем средств, предоставляемых за счет средств фондов капитального ремонта, сформированных собственниками помещений в многоквартирных домах, общее имущество в которых подлежит капитальному ремонту в будущем периоде), определяется нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в зависимости от объема взносов на капитальный ремонт, поступивших региональному оператору за предшествующий год, и (или) прогнозируемого объема поступлений взносов на капитальный ремонт в текущем году. При этом размер указанной доли устанавливается законом субъекта Российской Федерации с учетом остатка средств, не использованных региональным оператором в предыдущем периоде (ч. 2). Дополнительные требования к обеспечению финансовой устойчивости деятельности регионального оператора могут устанавливаться законом субъекта Российской Федерации (ч. 3).
В соответствии с ч. 1 ст. 190 Жилищного кодекса РФ региональный оператор обеспечивает финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора.
Правовые основы обеспечения региональным оператором Республики Коми организации и своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми, в целях реализации положений Жилищного кодекса РФ в рамках полномочий, предоставленных субъектам Российской Федерации, устанавливаются Законом Республики Коми от 24.06.2013 № 58-РЗ «О региональном операторе Республики Коми»
Согласно ч. 1 ст. 2 указанного Закона региональный оператор Республики Коми, являющийся специализированной некоммерческой организацией, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми, (далее – региональный оператор) создается по решению Правительства Республики Коми в целях обеспечения в Республике Коми организации и своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми (далее – многоквартирные дома).
В силу ч. 4 указанной статьи региональный оператор может использовать средства, полученные от собственников помещений в одних многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, на возвратной основе для финансирования капитального ремонта общего имущества в других многоквартирных домах, собственники помещений в которых также формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах этого же регионального оператора, в порядке, установленном Правительством Республики Коми, при условии, что указанные многоквартирные дома расположены на территории одного муниципального образования муниципального района (городского округа) в Республике Коми.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 указанного Закона региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее – региональная программа капитального ремонта), и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из республиканского бюджета Республики Коми и (или) местных бюджетов муниципальных образований в Республике Коми, за счет иных не запрещенных законом средств.
Согласно ч. 1 ст. 6 указанного Закона объем средств, которые региональный оператор ежегодно вправе израсходовать на финансирование региональной программы капитального ремонта (объем средств, предоставляемых за счет средств фондов капитального ремонта, сформированных собственниками помещений в многоквартирных домах, общее имущество в которых подлежит капитальному ремонту в будущем периоде), определяется в размере доли, равной 85 процентам от прогнозируемого объема поступлений взносов на капитальный ремонт в текущем году с учетом остатка средств, не использованных региональным оператором в предыдущем периоде. При расчете объема взносов, поступивших на счет, счета регионального оператора, на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах за предшествующий год не учитываются средства, полученные из иных источников, республиканского бюджета Республики Коми и (или) местных бюджетов муниципальных образований в Республике Коми.
Правовые и организационные основы своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми (далее – многоквартирные дома), в соответствии с требованиями Жилищного кодекса РФ установлены Законом Республики Коми от 24.06.2013 № 57-РЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми».
Частью 1 ст. 3 указанного Закона предусмотрено, что к полномочиям Правительства Республики Коми в области обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах относятся, в том числе: установление минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (далее – минимальный размер взноса на капитальный ремонт); утверждение региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональная программа капитального ремонта) и внесение изменений в данную программу; установление порядка утверждения краткосрочных (сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока) планов реализации региональной программы капитального ремонта; утверждение краткосрочного (сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока) плана реализации региональной программы капитального ремонта; установление размера предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которая может оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (далее – фонд капитального ремонта), сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт.
В соответствии с ч. 2 ст. 4 указанного Закона очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется исходя из следующих критериев, которые могут быть дифференцированы по муниципальным образованиям в Республике Коми:
1) техническое состояние основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент), а также внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения многоквартирного дома;
2) год ввода в эксплуатацию многоквартирного дома;
3) полнота оплаты собственниками помещений в многоквартирном доме минимального размера взноса на капитальный ремонт;
4) дата последнего проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Частью 1 ст. 4(1) указанного Кодекса в целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта Правительство Республики Коми утверждает краткосрочные (сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока) планы реализации региональной программы капитального ремонта (далее – краткосрочные планы) в установленном им порядке.
В силу ч. 2 указанной статьи краткосрочные планы формируются исходя из принципов:
1) использования на цели капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах остатков средств на счете, счетах регионального оператора, не использованных в предшествующем году, и прогнозируемого объема поступлений взносов на капитальный ремонт в текущем году с учетом требований, установленных ст. 185 Жилищного кодекса РФ и ч. 1 ст. 6 Закона Республики Коми «О региональном операторе Республики Коми»;
2) необходимости корректировки объема работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах исходя из фактического уровня собираемости средств на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на счете, счетах регионального оператора;
3) актуализации в связи с проведением в порядке, предусмотренном ч. 6 ст.189 Жилищного кодекса РФ, капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в объеме, необходимом для ликвидации последствий аварии, иной чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера.
Согласно ч. 3 ст. 4(1) Закона Республики Коми от 24.06.2013 № 57-РЗ органы местного самоуправления в Республике Коми утверждают краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в случае, если это предусмотрено нормативным правовым актом Правительства Республики Коми, в порядке, установленном этим нормативным правовым актом.
Постановлением Правительства Республики Коми от 04.10.2013 № 380 постановлено создать некоммерческую организацию Республики Коми «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» (сокращённое наименование – Фонд Республики Коми капремонта МКД) в организационно-правовой форме фонда.
16.01.2014 запись о создании Фонда Республики Коми капремонта МКД в качестве юридического лица была внесена в ЕГРЮЛ.
Постановлением Правительства Республики Коми от 30.12.2013 № 572 была утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Коми на 2014 - 2043 годы (далее – Региональная программа).
В соответствии с постановлением Правительства Республики Коми от 26.12.2022 № 657 срок действия указанной региональной программы был установлен – с 2015 по 2015 годы.
Многоквартирный дом по адресу: ... был включён в Региональную программу.
Первоначальная редакция Региональной программы предусматривала выполнение в 2015 году работ по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения, отопления, газоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения; фундамента, крыши многоквартирного дома; подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме.
Действующей редакцией Региональной программы предусмотрены следующие плановые периоды проведения капитального ремонта общего имущества в указанном многоквартирном доме:
- внутридомовые инженерные системы холодного водоснабжения и водоотведения; крыша многоквартирного дома; подвальные помещения, относящиеся к общему имуществу в многоквартирном доме – 2018 год;
- внутридомовая инженерная система электроснабжения – 2018-2020 годы;
- фасады (наружные стены) – 2019 год;
- внутридомовые инженерные системы теплоснабжения и горячего водоснабжения – 2020 год;
- фундамент – 2024 год.
Многоквартирный дом по адресу: ... был включён в Региональную программу в качестве самостоятельного объекта.
Изменений в Региональную программу в части срока выполнения работ по капитальному ремонту фасадов (наружных стен) в доме по адресу: ... после ** ** ** не вносилось.
В период с 01.10.2014 (дата начала формирования фонда) до 24.06.2021 сумма накопленных собственниками помещений дома средств фонда капитального ремонта составила 1 238 016 рублей 72 коп. Уровень собираемости составил 94%.
Размер взносов на капитальный ремонт для собственников помещений указанного дома определялся на основании минимальных размеров, устанавливаемых Правительством Республики Коми на соответствующие периоды.
Решения о проведения капитального ремонта фасадов (наружных стен) собственниками помещений дома не принималось.
К настоящему времени капитальный ремонт фасадов (наружных стен) дома по адресу: ... не произведён.
Представителем Фонд Республики Коми капремонта МКД не оспаривается то обстоятельство, что фасады (наружные стены) указанного дома требуют проведения капитального ремонта. При этом представителем ответчика указано, что не проведение относящихся к предмету спора работ обусловлено тем, что данные работы не были включены в Краткосрочный план реализации Региональной программы, а также тем, что существующий Краткосрочный план реализации Региональной программы на территории МО ГО «Сыктывкар» составлен исходя из предусмотренных законодательством пределов использования денежных средств, собранных фондом и ожидаемых к сбору в предстоящем периоде. Использование денежных средств в большем размере повлечёт нарушение требования закона. Дополнительного финансирования для реализации Региональной программы за счёт средств местного бюджета и/или республиканского бюджета Республики Коми не предусмотрено. Собственниками помещений дома решения о проведении капитального ремонта по относящимся к предмету спора работам и/или о несении собственниками расходов на финансирование таких работ не принималось.
Согласно разделу I Региональной программы очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется исходя из критериев, установленных в ст. 4 Закона Республики Коми «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми». В первоочередном порядке указанной Программой предусматривается проведение капитального ремонта в многоквартирных домах исходя из требований ч. 3 ст. 168 Жилищного кодекса РФ.
Действующей с 20.12.2017 редакцией ч. 3 ст. 168 Жилищного кодекса РФ не предусмотрен какой-либо первоочередной порядок проведения капитального ремонта в отношении тех или иных объектов, либо тех или иных видом работ.
Постановлением Правительства Республики Коми от 30.12.2013 № 574 утверждён Порядок утверждения краткосрочных (на три года с распределением по годам в пределах указанного срока) планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми, который устанавливает требования к составу, содержанию, срокам формирования и утверждения Краткосрочных планов.
Согласно п. 2 указанного Порядка разработка Краткосрочных планов направлена на конкретизацию сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнение планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определение видов и объемов государственной поддержки, муниципальной поддержки (далее – средства поддержки) капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
В соответствии с п. 3 указанного Порядка подготовка и утверждение Краткосрочных планов включают в себя следующие этапы:
- разработка органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Коми (далее – органы местного самоуправления) проектов краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории соответствующего муниципального образования (далее – муниципальные краткосрочные планы);
- утверждение органами местного самоуправления муниципальных краткосрочных планов;
- разработка Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми проектов Краткосрочных планов;
- утверждение Краткосрочных планов Правительством Республики Коми.
Пунктом 4 указанного Порядка предусмотрено, что ответчик как региональный оператор на основании текущего уровня собираемости взносов дифференцировано по муниципальным образованиям в Республике Коми с учетом установленного Правительством Республики Коми минимального размера взноса на капитальный ремонт на соответствующий год до 1 января года, предшествующего планируемому периоду реализации Региональной программы, направляет в органы местного самоуправления согласованные с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми сведения о прогнозируемом объеме средств, которые региональный оператор вправе израсходовать на финансирование Региональной программы в соответствии со ст. 6 Закона Республики Коми от 24.06.2013 № 58-РЗ «О региональном операторе Республики Коми» в плановом периоде реализации Региональной программы в соответствующем муниципальном образовании в Республике Коми.
В соответствии с п. 5 указанного Порядка органы местного самоуправления разрабатывают проекты муниципальных краткосрочных планов до 15 февраля года, предшествующего планируемому периоду реализации Региональной программы, и в тот же срок направляют региональному оператору.
Пунктом 6 указанного Порядка предусмотрено, что в проект муниципальных краткосрочных планов включаются, в том числе, многоквартирные дома, собственники помещений которых формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора с учетом:
а) результатов мониторинга технического состояния многоквартирных домов;
б) критериев очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Коми, определенных Законом Республики Коми № 57-РЗ;
в) прогнозируемого объема средств, направленного региональным оператором в соответствии с п. 4 указанного Порядка;
г) размера стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, рассчитанного исходя из размера предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, расположенном на территории Республики Коми, которая может оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт.
Согласно п. 7 указанного Порядка региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня получения от органов местного самоуправления проектов муниципального краткосрочного плана осуществляет его проверку на соответствие Региональной программе и подпунктам «в», «г» подпункта 1 п. 6 указанного Порядка. При наличии предложений (замечаний) региональный оператор возвращает проект муниципального краткосрочного плана в орган местного самоуправления на доработку. Доработка осуществляется органом местного самоуправления в течение 5 рабочих дней со дня получения проекта муниципального краткосрочного плана. Региональный оператор согласовывает доработанный проект муниципального краткосрочного плана в течение 3 рабочих дней со дня его получения.
Также указанным Порядком предусмотрено, что органы местного самоуправления утверждают муниципальные краткосрочные планы до 15 апреля года, предшествующего планируемому периоду реализации Региональной программы и в тот же срок представляют их в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми. Указанное Министерство на основании представленных органами местного самоуправления муниципальных краткосрочных планов в течение 10 рабочих дней со дня их поступления формирует проект Краткосрочного плана по форме согласно приложению 2 к указанному Порядку и направляет его в порядке, установленном для подготовки и внесения в Правительство Республики Коми проектов правовых актов Республики Коми, на рассмотрение Правительству Республики Коми.
Впоследствии Правительство Республики Коми в установленном порядке рассматривает и принимает правовой акт об утверждении подготовленного Министерством проекта Краткосрочного плана. Краткосрочные планы и муниципальные краткосрочные планы подлежат актуализации не реже чем один раз в год по следующим основаниям: 1) выбытие вследствие признания многоквартирных домов в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции; 2) изменение перечня услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах; 3) изменение сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах; 4) изменение видов и объемов средств поддержки капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (в случае если такая поддержка предусмотрена); 5) иные основания, влекущие необходимость внесения изменений в Краткосрочные планы и муниципальные краткосрочные планы.
Исходя из указанных положений законодательства Российской Федерации и Республики Коми (включая ст. 168 Жилищного кодекса РФ) Региональная программа является правовым ориентиром и законодательство не исключает возможность изменения сроков проведения капитального ремонта и уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах и их объема, в том числе путём актуализации Региональной программы и утверждения краткосрочных планов её реализации. Действующее законодательство Российской Федерации и Республики Коми, регулирующее проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов за счёт средств фонда капитального ремонта, подлежит применению в своей системной совокупности и взаимосвязи, а не исключительно из содержания постановления Правительства Республики Коми об утверждении Региональной программы.
Аналогичная правовая позиция была изложена судебной коллегией по административным делам Верховного Суда РФ в апелляционном определении от 24.08.2016 № 44-АПГ16-20.
Работы по капитальному ремонту фасадов (наружных стен) в отношении многоквартирного дома по адресу: ... в Краткосрочный план реализации Региональной программы на территории МО ГО «Сыктывкар» и, как следствие, в Краткосрочный план реализации Региональной программы (республиканский), утверждённый постановлением Правительства Республики Коми, включёны не были.
В такой Краткосрочный план к настоящему времени включено проведение работ по разработке проектной документации для выполнения капитального ремонта крыши указанного дома.
Согласно паспорту Региональной программы источником её финансирования являются средства собственников помещений в многоквартирных домах путем внесения обязательных ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Каких-либо допустимых и достоверных доказательств того, что муниципальный Краткосрочный план МО ГО «Сыктывкар» и региональный Краткосрочный план были разработаны и утверждены в нарушение требований Порядка, утверждённого постановлением Правительства Республики Коми от 30.12.2013 № 574, материалы дела не содержат.
Таким образом, суд при принятии решения исходит из того, что такие Краткосрочные планы были разработаны с учётом критерием, предусмотренных п.6 указанного Порядка, включая мониторинг технического состояния многоквартирных домов, расположенных на территории МО ГО «Сыктывкар», критериев очерёдности проведения капитального ремонта, а также с учётом размера предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, расположенном на территории Республики Коми, которая может оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт.
Утверждённый постановлением Правительства Республики Коми от 28.07.2020 № 379 Краткосрочный план реализации Региональной программы на 2021 - 2023 годы, предусматривает, что источником финансирования Краткосрочного плана являются взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, а также кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме (а не региональным оператором) на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме. Региональный оператор обеспечивает финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в рамках выполнения Краткосрочного плана в размере, не превышающем установленной предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, расположенном на территории Республики Коми, которая может оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных на возвратной основе за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, при условии, что указанные многоквартирные дома расположены на территории одного муниципального образования муниципального района (городского округа) Республики Коми.
При этом превышение предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также оплата услуг и (или) работ, не предусмотренных Краткосрочным планом, осуществляются за счет средств собственников помещений в многоквартирном доме, уплачиваемых в виде взноса на капитальный ремонт сверх минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме
Как было указано выше, собственниками помещений ... решений об уплате взноса на капитальный ремонт сверх минимального размера такого взноса не принималось.
Краткосрочный план реализации Региональной программы не предусматривает финансирование выполнения Краткосрочного плана за счёт бюджетных средств и/или кредитов (займов), получаемых региональным оператором.
При таких обстоятельствах использование ответчиком средств фонда капитального ремонта для выполнения капитального ремонта фасадов (наружных стен) спорного дома повлекло бы нарушение требований законодательства об обеспечении финансовой устойчивости деятельности регионального оператора.
Доводы стороны истца о наличии у ответчика обязанности обеспечить выполнение относящихся к предмету спора работы по капитальному ремонту, исключительно в связи включением таких работ в Региональную программу, основаны на неверном толковании закона. Аналогичная правовая позиция изложена в определениях Второго кассационного суда общей юрисдикции от ** ** ** по делу №... и по делу №..., которая была поддержана судьями Верховного Суда РФ, отказавшим в передаче кассационных представлений Генерального прокурора РФ для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции в связи с отсутствием оснований для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке.
Доводы стороны истца о том, что фасады (наружные стены) ... требуют неотложного проведения работ по капитального ремонту, правового значения в рассматриваемом споре не имеют, поскольку учёт результатов мониторинга технического состояния многоквартирных домов при разработке Краткосрочных планов относится к полномочиям органов местного самоуправления (в рассматриваемом случае – администрации МО ГО «Сыктывкар»), а не ответчика. Законность действий или бездействия администрации МО ГО «Сыктывкар» при разработке Краткосрочных планов предметом настоящего спора не является. Доказательств того, что техническое состояние фасадов спорного в сравнении с конструктивными элементами иных многоквартирных домов, включёнными в Краткосрочные планы, не было учтено при составлении Краткосрочных планов, материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах суд находит исковые требования Романенковой Р.В. к Фонду Республики Коми капремонта МКД об обязании обеспечить выполнение капитального ремонта фасада многоквартирного дома, расположенного по адресу: ..., с утеплением фасада дома не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении исковых требований Романенковой Риммы Васильевны (...) к Фонду Республики Коми капремонта МКД (...) об обязании обеспечить выполнение капитального ремонта фасада многоквартирного дома, расположенного по адресу: ..., ..., с утеплением фасада дома отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарской городской суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья- Д.А. Паншин
Мотивированное решение составлено – 15.03.2023.