Дело №2-387/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 апреля 2022 года город Туапсе
Туапсинский районный суд Краснодарского края в составе:
Председательствующего судьи Рябцевой А.И.
при секретаре судебного заседания Воронько А.Н.;
с участием представителя истца: помощника прокурора Хандошко Ю.А.;
представителя ответчика администрации Шаумянского сельского поселения, действующего по доверенности Чувалджян Д.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Туапсинского межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Шаумянского сельского поселения Туапсинского района о возложении обязанности по обеспечению питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в соответствии с требованиями водного, санитарно-эпидемиологического законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
Туапсинский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Шаумянского сельского поселения Туапсинского района о возложении обязанности по обеспечению питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в соответствии с требованиями водного, санитарно-эпидемиологического законодательства.
Требования иска мотивированны тем, что Туапсинской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения водного законодательства и санитарно-эпидемиологического законодательства в отношении администрации Шаумянского сельского поселения Туапсинского района при обеспечении питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения жителей Туапсинского района.
Установлено, что администрация Шаумянского сельского поселения в нарушение действующего законодательства, регулирующего порядок обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения осуществляет добычу питьевой воды на территории района из водозаборов в с. Садовое (открытый источник - река Псекупс), п. Горный (каптаж на роднике).
Просит суд возложить на администрацию Шаумянского сельского поселения обязанность по устранению нарушений федерального законодательства путем получения государственного разрешения (заключения договора водопользования с министерством природных ресурсов Краснодарского края) на право пользования водными объектами для добычи питьевой воды из водозаборов в с.Садовое (открытый источник - река Псекупс), п. Горный (каптаж на роднике) в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник Туапсинского межрайонного прокурора Хандошко Ю.А. исковые требования поддержала, ссылаясь на обстоятельства указанные в иске, просила иск удовлетворить.
В судебном заседание ответчик - представитель администрации Шаумянского сельского поселения Туапсинского района, действующий на основании доверенности Чувалджян В.И. возражений относительно требований иска не высказал, пояснив, что меры направленные на заключение договора водопользования ими принимаются, но 6-ти месячного срока для устранения недостатков не достаточно, так как указанный срок от них не зависит.
Представитель третьего лица – Министерства природных ресурсов Краснодарского края в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в Туапсинском районе в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц при данной явке.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Зоны санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются согласно ст. 18 Федерального закона от 30.03.21999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон № 52-ФЗ) и ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации.
Во исполнение указанных законов постановлением главного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 № 10 утверждены СанПиН 2.1.4.1110- 02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, п. 1.4 которых определяет, что ЗСС организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.
Как следует из пунктов 1.4, 1.5 и 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02, зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах в составе трех поясов, в целях санитарной охраны от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы соответственно их назначению устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
Согласно ст. 39 Закона № 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством российской Федерации.
В соответствии с п. 3 Положения о государственном санитарно- эпидемиологическом нормировании, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 № 554 государственные санитарно-эпидемиологические правила устанавливают единые санитарно- эпидемиологические требования к порядку осуществления производственного контроля.
Пунктом 2.6 Санитарных правил - СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13.07.2001 № 18, (далее - правила СП 1.1.1058-01) регламентировано, что Программа (план) производственного контроля составляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем до начала осуществления деятельности, а для осуществляющих деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей - не позднее трех месяцев со дня введения в действие настоящих санитарных правил без ограничения срока действия. Необходимые изменения, дополнения в программу (план) производственного контроля вносятся при изменении вида деятельности, технологии производства, других существенных изменениях деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, влияющих на санитарно- эпидемиологическую обстановку и (либо) создающих угрозу санитарно- эпидемиологическому благополучию населения.
Разработанная программа (план) производственного контроля утверждается руководителем организации, индивидуальным предпринимателем либо уполномоченными в установленном порядке лицами.
Согласно п. 4.1. правил СП 1.1.1058-01 производственный контроль осуществляется с применением лабораторных исследований, испытаний на водных объектах, используемых в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и рекреационных целей, расположенных в черте городских и сельских поселений.
В силу ч. 1 ст. 9 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) физические и юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 11 ВК РФ - забор водных ресурсов из поверхностных водных объектов, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется на основании договоров водопользования.
Согласно ст. 1 ВК РФ водопользователем признается физическое лицо или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водными объектами. Водным объектом является природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
Водные ресурсы - поверхностные и подземные воды, которые находятся в водных объектах и используются или могут быть использованы.
Соответственно при осуществлении забора водных ресурсов из поверхностных водных объектов, орган местного самоуправления является пользователем водного объекта и обязан заключить соответствующий договор водопользования, который, в силу ст. 13 ВК РФ должен содержать: сведения о водном объекте, в том числе описание местоположения береговой линии (границы водного объекта), его части, в пределах которых предполагается осуществлять водопользование, цель, виды и условия использования водного объекта или его части (в том числе объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов), срок действия договора водопользования, размер платы за пользование водным объектом или его частью, условия и сроки внесения данной платы, порядок прекращения пользования водным объектом или его частью, ответственность сторон договора водопользования за нарушение его условий.
Порядок заключения договора установлен ст. 15 ВК РФ, Правилами подготовки и заключения договора водопользования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2008 № 165.
Предоставление в пользование водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется на основании договора, заключенного с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Так, на территории Краснодарского края договор заключается с Министерством природных ресурсов Краснодарского края.
Согласно ст. 9 Конституции Российской Федерации природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) к объектам охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности отнесены поверхностные и подземные воды.
В силу ст. 11 Закона № 7-ФЗ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.
Из смысла ст. 3 Закона № 7-ФЗ следует, что одними из принципов охраны окружающей среды являются:
- соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
- допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;
- обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов;запрет хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.
Охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов определены как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.
Договор водопользования является неотъемлемым элементом системы государственного регулирования в сфере водопользования, обеспечивающими соблюдение конституционного права граждан на благоприятную среду.
Так, согласно материалам дела, Туапсинской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения водного законодательства и санитарно-эпидемиологического законодательства в отношении администрации Шаумянского сельского поселения Туапсинского района при обеспечении питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения жителей Туапсинского района.
Проверкой установлено, что администрация Шаумянского сельского поселения осуществляет добычу питьевой воды на территории района из водозаборов в с. Садовое (открытый источник - река Псекупс), п. Горный (каптаж на роднике).
При этом как установлено в судебном заседании администрацией Шаумянского сельского поселения в нарушение п.п. 3, 5 ст. 18 Закона № 52-ФЗ, п. 16 ст. 105 Земельного кодекса Российской Федерации проект зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводных сооружений, водозаборных (артезианских) скважин не разработан и не утвержден, санитарно-эпидемиологические заключения по водозаборным сооружениям отсутствуют.
Также в нарушение указанных выше правовых актов программа производственного контроля в с. Садовое администрацией Шаумянского сельского поселения не утверждена.
Кроме того, администрацией Шаумянского сельского поселения не заключен договор водопользования на забор воды из водных объектов общего пользования.
Отсутствие указанного документа создает предпосылки для истощения водного объекта, причинения вреда водным биологическим ресурсам, водным растениям, могут привести к иным экологически неблагоприятным последствиям.
Кроме того, бездействие ответчика, выражающееся в не оформлении необходимых разрешительных документов, нарушает права Российской Федерации как собственника водного объекта.
Учитывая вышеизложенные правовые нормы и обстоятельства, установленные в судебном заседании, суд приходит к выводу о нарушении ответчиком требований действующего законодательства регулирующего порядок и условия пользования водными объектами, чем нарушает интересы государства и граждан на рациональное использование и охрану природных ресурсов, безопасное и качественное питьевое водоснабжение. В связи с чем доводы представителя ответчика о предоставлении им более длительного срока, являются не6обоснованными.
В силу ст.67 ГПК РФ судом оценены доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имели для суда заранее установленной силы. Суд оценил относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Таким образом, требования прокурора законные, обоснованные и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Туапсинского межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Возложить на администрацию Шаумянского сельского поселения обязанность по устранению нарушений федерального законодательства путем получения государственного разрешения (заключения договора водопользования с министерством природных ресурсов Краснодарского края) на право пользования водными объектами для добычи питьевой воды из водозаборов в с.Садовое (открытый источник - река Псекупс), п. Горный (каптаж на роднике) в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
Судья : подпись Рябцева А.И.