ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
дело № 2а-437/2019
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Краснодар 31 декабря 2019 года
Резолютивная часть определения объявлена 17 декабря 2019 года.
Определение в полном объеме изготовлено 31 декабря 2019 года.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Харитонова А.С.,
судей Иванова А.Е., Усенко Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Кушнеревича Л.Л. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 4 сентября 2019 года (судьи Обносова М.В., Степин А.Б., Сорокина О.А.) по административному исковому заявлению Кушнеревича ФИО13 к администрации муниципального образования «Камызякский район» о признании незаконным отказа в заключении договора купли-продажи земельного участка и обязании заключить купли-продажи, заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Харитонова А.С., объяснения представителя административного истца – Соловьева А.А. (доверенности от 14 мая 2019 года), поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя административного ответчика – Мухамеджанова Н.Р. (доверенность от 14 ноября 2019 года), полагающего, что обжалуемый судебный акт не подлежит отмене, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции,
установил:
Кушнеревич Л.Л. (далее - заявитель) обратился в суд с административным иском об оспаривании (с учетом дополнения заявленных требований) отказа администрации муниципального образования «Камызякский район» Астраханской области в заключении договора купли-продажи земельного участка и постановления исполняющего главы администрации муниципального образования «Камызякский район» Астраханской области от 10 июня 2019 года № 937, а также об обязании администрации муниципального образования «Камызякский район» Астраханской области (далее - администрация) заключить договор купли-продажи земельного участка.
Административный иск мотивирован тем, что 11 декабря 2014 года главой администрации муниципального образования «Камызякский район» Астраханской области принято постановление № 2476 о предоставлении Кушнеревич Л.Л. в собственность земельного участка по <адрес> для строительства Регионального логистического торгово-коммерческого центра. Договор купли-продажи земельного участка не заключен, Кушнеревич Л.Л. использовал данный земельный участок вплоть до 10 декабря 2018 года на правах аренды. После расторжения договора аренды земельного участка Кушнеревич Л.Л. 13 мая 2019 года предложил административному ответчику заключить договор купли-продажи земельного участка на основании постановления от 11 декабря 2014 года № 2476. Административный ответчик 27 мая 2019 года отказал Кушнеревич Л.Л. в заключении договора купли-продажи земельного участка, указав, что предоставление земельного участка для строительства регионального логистического торгово-коммерческого центра возможно только на торгах, проводимых в форме аукциона. Впоследствии, 10 июня 2019 года административный ответчик признал утратившим силу ранее принятое им постановление № 2476 от 11 декабря 2014 года о предоставлении Кушнеревич Л.Л. в собственность земельного участка. Кушнеревич Л.Л. полагает отказ администрации в заключении договора купли-продажи земельного участка и постановление от 10 июня 2019 года № 937 незаконными, нарушающими его права.
Решением Камызякского районного суда Астраханской области от 27 июня 2019 года административный иск Кушнеревич Л.Л. удовлетворен.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 4 сентября 2019 года решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении требований административного истца отказано.
Не согласившись с апелляционным определением, заявитель обратился в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований либо оставить в силе решение суда первой инстанции.
Кассационная жалоба мотивирована тем, что отмена постановления № 2476 от 11 декабря 2014 года ухудшает положение истца, приводит к нарушению его прав.
В судебном заседании лица, участвующие в деле поддержали свои правовые позиции по делу.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, кассационный суд общей юрисдикции пришел к выводу о том, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 5 декабря 2014 года исполняющим обязанности главы администрации муниципального образования «Камызякский район» Астраханской области принято постановление № 2437, которым администрацией предоставлен в аренду Кушнеревич Л.Л. земельный участок по улице Максима Горького, 65 «г» в городе Камызяке (далее – спорный земельный участок) для строительства Регионального логистического торгово-коммерческого центра.
5 декабря 2014 года между администрацией и заявителем заключен договор аренды земельного участка № 14/344. Согласно договору аренды, администрация предоставила Кушнеревич Л.Л. в аренду земельный участок из категории земель населенных пунктов с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв. м. Срок договора аренды установлен с 5 декабря 2014 года по 1 января 2017 года (пункт 2.1 договора). Все изменения и (или) дополнения к договору оформляются сторонами в письменной форме (пункт 6.1 договора). При прекращении договора арендатор обязан вернуть арендодателю земельный участок в надлежащем состоянии (пункт 6.3 договора).
11 декабря 2014 года исполняющий обязанности главы администрации муниципального образования «Камызякский район» Астраханской области принял постановление № 2476 о предоставлении Кушнеревич Л.Л. в собственность за плату по рыночной стоимости спорный земельный участок для строительства Регионального логистического торгово-коммерческого центра (пункт 1). Комитету имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования «Камызякский район» Астраханской области поручено заключить договор купли-продажи на земельный участок с Кушнеревич Л.Л. (пункт 2), а Кушнеревич Л.Л. в месячный срок обеспечить регистрацию права собственности на земельный участок (пункт 3).
Указанное постановление местной администрации сторонами не реализовано, договор купли-продажи земельного участка не заключен.
Кушнеревич Л.Л. использовал спорный земельный участок на правах аренды вплоть до 10 декабря 2018 года.
Постановлением главы администрации муниципального образования «Камызякский район» Астраханской области от 10 декабря 2018 года № 2337 договор аренды земельного участка № 14/344 от 5 декабря 2014 года расторгнут. Сторонами договора аренды 10 декабря 2018 года заключено соглашение о его расторжении. Кушнеревич Л.Л. по акту приема-передачи передал администрации спорный земельный участок.
13 мая 2019 года Кушнеревич Л.Л. обратился в администрацию с предложением заключить договор купли-продажи спорного земельного участка на условиях постановления от 11 декабря 2014 года № 2476 о предоставлении земельного участка в собственность.
27 мая 2019 года администрацией отказано Кушнеревич Л.Л. в заключении договора купли-продажи земельного участка на условиях постановления от 11 декабря 2014 года №2476, поскольку предоставление земельного участка для строительства регионального логистического торгово-коммерческого центра возможно только на торгах, проводимых в форме аукциона.
10 июня 2019 года исполняющий обязанности главы администрации муниципального образования «Камызякский район» Астраханской области признал утратившим силу ранее принятое постановление № 2476 от 11 декабря 2014 года о предоставлении Кушнеревич Л.Л. в собственность земельного участка.
Судом апелляционной инстанции установлено, что Кушнеревич Л.Л. в период с 5 декабря 2014 года по 10 декабря 2018 года реализовал свое право на использование спорного земельного участка на правах аренды. В связи с наличием арендных отношений с собственником земли изменение вида права, на котором используется земельный участок, предполагает изменение соответствующего договора и невозможно без изменения такого договора. Однако, несмотря на принятие местной администрацией 11 декабря 2014 года постановления № 2476 о предоставлении Кушнеревич Л.Л. земельного участка в собственность, договор аренды с 5 декабря 2014 года не изменен. Он действовал по согласию и волеизъявлению сторон вплоть до 10 декабря 2018 года, когда был расторгнут по соглашению сторон.
За прошедшие четыре года заявитель не обращался к административному ответчику с предложениями о расторжении договора аренды и заключении договора купли-продажи спорного земельного участка.
В силу части 1 статьи 48 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Положение части 1 статьи 48 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, регулирующее порядок отмены муниципальных правовых актов и приостановления их действия, основывающееся на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства, направлено на регламентацию деятельности и реализацию гарантий самостоятельности органов местного самоуправления, закрепленных в статье 12 Конституции Российской Федерации (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 26 мая 2011 года № 739-О-О).
Отмена административным ответчиком ранее принятого постановления, вопреки доводам кассационной жалобы, не нарушает законные права административного истца, поскольку в соответствии с пунктом 2 статьи 233 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности в отношении спорного земельного участка могло возникнуть у заявителя только с момента осуществления государственной регистрации перехода права собственности. Между тем, на момент отмены ранее принятого постановления право собственности в отношении спорного земельного участка у заявителя не возникло, каких-либо действий, направленных на его возникновение, с момента издания постановления № 2476 от 11 декабря 2014 года административным истцом не предпринималось.
Порядок предоставления земельных участков для строительства объектов из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентирован статьями 30-32 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции до 1 марта 2015 года, действовавшей на момент возникновения правоотношений между сторонами).
Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов либо без предварительного согласования мест размещения объектов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 указанного Кодекса гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Из положений пунктов 2 и 5 – 7 статьи 31 этого же Кодекса следует, что процедура выбора земельного участка начинается с заявления о выборе земельного участка и заканчивается решением о предварительном согласовании места размещения объекта, которое, в свою очередь, служит основанием для последующего предоставления земельного участка для строительства.
Согласно пункту 3 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду.
Возможность предоставления земельного участка таким способом (путем предварительного согласования места размещения земельного участка и без проведения торгов) в собственность законом не предусмотрена.
Пунктом 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривалось, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства.
Из приведенных норм следует, что принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта является одним из первоначальных этапов процедуры, осуществляемой при предоставлении земельного участка для строительства в аренду. Принятие решения о предоставлении земельного участка в аренду возможно на основании заявления заинтересованного лица и лишь после утверждения материалов предварительного согласования места размещения объекта.
Материалами дела подтверждено, что на основании заявления Кушнеревич Л.Л., заинтересованного в предоставлении земельного участка по улице Максима Горького, 65 «г» в городе Камызяке для строительства логистического центра, администрацией утвержден акт выбора земельного участка, согласована схема его размещения и постановлением от 24 апреля 2013 года № 766 предварительно согласовано размещение Регионального логистического торгово-коммерческого центра общей площадью 2500 кв.м по адресу: город Камызяк, <адрес>
Согласно приведенных выше норм правового регулирования, следующим этапом предоставления земельного участка для строительства является предоставление его на правах аренды, что исполнено 5 декабря 2014 года. Между местной администрацией и Кушнеревич Л.Л. 5 декабря 2014 года заключен договор аренды, который выполнен сторонами и в рамках которого Кушнеревич Л.Л. предоставлено право использования земельного участка под строительство логистического центра. При таких обстоятельствах в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшего на момент возникновения правоотношений между сторонами, исключена возможность предоставления спорного земельного участка путем предварительного согласования места размещения земельного участка (без торгов) на праве собственности, а не аренды.
Отсутствует такая возможность и с учетом изменения с 1 марта 2015 года действующего правового регулирования. Статьей 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации» установлен ряд переходных положений. Переходные положения установлены и в части принятия уполномоченным органом решений в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона № 171-ФЗ. Земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, предоставляется лицу на правах аренды в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона № 171-ФЗ, в случае если принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта. Исключений из данного правила Федеральным законом № 171-ФЗ не предусмотрено. Предоставление земельных участков после 1 марта 2015 года осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации в редакции Федерального закона № 171-ФЗ. По общему правилу предоставление земельных участков в собственность или в аренду осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов (пункт 1 статьи 39.3, пункт 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. В данном случае, Федеральным законом № 171-ФЗ прямо предусмотрено, что земельный участок, по которому до 1 марта 2015 года органом местного самоуправления принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта (без проведения торгов), предоставляется заинтересованному лицу на правах аренды. Именно такое решение принято до 1 марта 2015 года в отношении спорного земельного участка органом местного самоуправления, следовательно, земельный участок при таких обстоятельствах мог быть предоставлен только на условиях аренды.
Учитывая вышеизложенное договор купли-продажи спорного земельного участка для строительства не мог быть заключен в силу несоответствия его требованиям закона, в связи с чем у административного ответчика имелись правовые основания для отказа Кушнеревич Л.Л. в заключении договора купли-продажи земельного участка на условиях постановления от 11 декабря 2014 года.
Судом апелляционной инстанции признаны законность и обоснованность оспариваемого Кушнеревич Л.Л. постановления администрации муниципального образования «Камызякский район» Астраханской области от 10 июня 2019 года и отказа в заключении договора купли-продажи земельного участка на условиях постановления от 11 декабря 2014 года.
Суд кассационной инстанции не усматривает оснований для переоценки указанных выводов суда апелляционной инстанции. Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судебной коллегией по административным делам Астраханского областного суда были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства дела, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
определил:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 4 сентября 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий А.С. Харитонов
Судьи А.Е. Иванов
Н.В. Усенко