Дело № 2-201/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Печорский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Продун Е.А.
при секретаре Петуховой Е.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Печоре 12 января 2016 года дело по иску Печорского межрайонного прокурора в интересах Болсун (Травиной) С.С. к администрации муниципального района «****» о предоставлении жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Печорский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Болсун (Травиной) С.С. с иском к ответчику о предоставлении жилого помещения, указывая, что Болсун (Травина) С.С. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам найма специализированного жилого фонда. Решением Усть-Куломского федерального районного суда Республики Коми от **.**.** родители истца: мать Т.Т. и отец- Т.С. лишены в отношении нее родительских прав. Постановлением главы администрации Югыдъягского сельского совета от **.**.**. №... за Т.С. и Т.О., ****, закреплено жилое помещение по адресу: **********. Постановлением администрации сельского поселения "Югыдъяг" ********** Республики Коми от **.**.**. №... указанное жилое помещение признано непригодным для проживания на основании акта обследования жилого помещения и заключения межведомственной комиссии от **.**.**. Распоряжением главы администрации МР «****» от **.**.**. №...-р Т.С. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений. По состоянию на **.**.**. в указанном списке Травина С.С. в сформированном списке значится под №.... **.**.**г. между Травиной С.С. и Б.А. заключен брак, после заключения брака Травиной С.С. присвоена фамилия «Болсун». До настоящего времени истец благоустроенным жилым помещением не обеспечена.
Печорский межрайонный прокурор просит обязать администрацию МР «****» предоставить Болсун (Травиной) С.С. на состав семьи один человек жилое помещение специализированного жилищного фонда в виде отдельной жилой квартиры, благоустроенной применительно к условиям **********, отвечающей санитарным и техническим правилам и нормам, на условиях договора найма специализированного жилого помещения, установленным жилищным законодательством, общей площадью не менее 13 кв.м, в ********** Республики Коми.
В судебном заседании старший помощник Печорского межрайонного прокурора Бельская А.Ю. и истец на иске настаивали.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассматривалось в отсутствие ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания. Из письменного отзыва ответчика следует, что администрация МР «****» иск не признает (л.д.54-55).
Выслушав объяснения прокурора и истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что иск основан на законе и подлежит удовлетворению.
Из обстоятельств дела следует, что Болсун (Травина) С.С. родилась **.**.**.
Согласно копии актовой записи о рождении №... от **.**.**. в графе «Сведения о родителях» указаны: мать – Т.Т., отец – Т.С. (л.д.98).
Решением Усть-Куломского федерального районного суда Республики Коми от **.**.** удовлетворен иск администрации Югыд-ягского сельсовета. Т.Т. и Т.С. лишены родительских прав в отношении двух детей: Т.О., **.**.** года рождения, и Т.С., **.**.** года рождения. Несовершеннолетние переданы на попечение органу опеки и попечительства (л.д.68).
Постановлением главы администрации МО "**********" №... от **.**.**. опекуном над несовершеннолетней Травиной С.С. назначена С. (л.д. 65).
Распоряжением Отдела опеки и попечительства по ********** Республики Коми по социальному развитию №... от **.**.**. С. отстранена от исполнения обязанностей попечителя над несовершеннолетней Травиной С.С. (л.д. 67).
Из справки ГУ РК «Детский дом №... для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ********** №... от **.**.**. следует, что Травина С.С. являлась воспитанницей государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом №...» ********** (переименовано на основании постановления Правительства РК от **.**.**. №... и приказа Министерства образования РК №... от **.**.**.) в период с **.**.**. по **.**.**., находилась на полном государственном обеспечении (л.д. 106).
С **.**.**. Травина С.С. обучается ГПОУ «****» по профессии «****». Срок окончания обучения - **.**.**.(л.д.15).
**.**.** Травина С.С. вступила в брак с Б.А., **.**.** года рождения, что подтверждается копией актовой записи о заключении брака №... от **.**.**. После заключения брака Т.С. присвоена фамилия «Б». Постановлением и.о.главы администрации МР «Печора» №... от **.**.**. Травиной С.С., достигшей возраста 16 лет, разрешено вступить в брак (л.д.90).
Однако до настоящего времени истец не произвела замену паспорта в связи со сменой фамилии.
Как следует из материалов дела, Болсун (Т) С.С. с **.**.**. по настоящее время зарегистрирована по месту пребывания в общежитии ГПОУ «**** по адресу: ********** (л.д.88).
При этом регистрации по месту жительства в настоящее время истец не имеет. Ранее, в период с **.**.**. по **.**.**., она была зарегистрирована в квартире **********, принадлежащей на праве собственности бывшему опекуну- С.(л.д.79,107).
Согласно акту обследования помещения межведомственной комиссии б/н от **.**.**. квартира ********** **********, закрепленная за истцом на основании постановления главы администрации Югыдъягского сельсовета №... от **.**.**., не пригодна для проживания (л.д.80-81,82).
**.**.** Травина С.С. обратилась в администрацию муниципального района «Печора» (вход. №... от **.**.**.) с заявлением (запросом) о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений (л.д.59).
В соответствии с распоряжением администрации МР «****» от **.**.**. №...-р Болсун (Травина) С.С. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, в связи с тем, что она не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, собственником жилого помещения (л.д.20).
Согласно справке от **.**.**. №..., предоставленной ответчиком, по состоянию на **.**.**. Травина С.С. значится в указанном списке под №... (л.д.56).
Как следует из объяснений истца в судебном заседании, в настоящее время она проживает в съемном жилом помещении. Ее супруг- Б.А. **.**.** призван на службу в армию.
Установлено, что истец находится на восьмом месяце беременности, предположительный срок родов: февраль-март 2016 года. Состояние беременности истца подтверждается справкой ГБУЗ РК «****» (л.д.11).
Сведения о зарегистрированных правах на недвижимое имущество за Болсун (Травиной) С.С.отсутствуют (л.д.91-95,102,103).
Признавая необходимость государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ст. 39 Конституции РФ предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь.
Согласно ч.1 ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В пункте 1 статьи 8 Федерального закона от **.**.** N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. Федерального закона от **.**.** N 15-ФЗ) предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
В соответствии с ч.2 ст.21 ГК РФ в случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения восемнадцати лет, гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак.
Таким образом, вступив в брак, 28 августа 2015 года Травина С.С., которой на тот момент исполнилось 17 лет, приобрела дееспособность в полном объеме.
Согласно п.3 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка (пп.1 п.3 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п.7 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ).
Из содержания приведенных правовых норм следует, что федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце 1 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ.
При этом ни статья 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ, ни иные статьи указанного закона не устанавливают очередность внутри Списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В соответствии со ст.1 Закона Республики Коми от 07.12.2012 N 104-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) в Республике Коми наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Согласно положениям частей 1,2 статьи 7 указанного Закона жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются органами местного самоуправления гражданам, включенным в списки, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию Списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены и др.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Доводы ответчика, изложенные в письменном отзыве на исковое заявлении, о недостаточности выделяемых субвенций для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений и, в связи с этим, необходимости привлечения в качестве соответчика по данному делу Правительства Республики Коми, судом не принимаются.
Исходя из положений Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", указанный Федеральный закон не ставит реализацию права указанной категории граждан на предоставление жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений в зависимость от наличия или отсутствия финансовых возможностей субъектов РФ.
Формирование списка может иметь своей целью также определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, без попечения родителей.
На основании изложенного, учитывая, что до настоящего времени право истца на обеспечение жилым помещением не реализовано, суд приходит к выводу, что обязанность по предоставлению истцу благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения должна быть возложена на администрацию муниципального района «Печора». Жилое помещение должно быть предоставлено истцу в ********** Республики Коми, быть благоустроенным применительно к условиям **********.
При этом общая площадь предоставляемого жилого помещения, с учетом позиции Конституционного Суда Республики Коми, изложенной в постановлении от **.**.**., должна быть не ниже нормы предоставления площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления, в данном случае решением Совета МР «**** от **.**.**. №..., то есть не ниже 13 кв.м.
Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Обязать администрацию муниципального района «****» предоставить Болсун (Травиной) С.С., **.**.** года рождения, на состав семьи один человек жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда в виде отдельной квартиры, благоустроенной применительно к условиям ********** Республики Коми, отвечающей санитарным и техническим правилам и нормам, на условиях договора найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее 13 кв.м, в городе Печора Республики Коми.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Е.А. Продун
Мотивированное решение изготовлено 15 января 2016 года.