Дело № 2а-3300/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Волгограда в составе:
председательствующего судьи Олейникова А.В.
при секретаре Агаповой Д.А.
с участием административного истца Белоножкина А.Ю., представителя административного ответчика комитета жилищной и социальной политики администрации Волгограда Тугумова М.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании 16 мая 2019 года в городе Волгограде административное дело по иску Белоножкина А. Ю. к комитету жилищной и социальной политики администрации Волгограда, начальнику отдела по назначению субсидий и работы с населением по Центральному и Ворошиловскому районам комитета жилищной и социальной политики администрации Волгограда Большаковой И. П. о признании незаконным решения об отказе в назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, возложении обязанности назначить субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг
установил:
Белоножкин А.Ю. обратился в суд с названным административным иском к начальнику отдела по назначению субсидий и работы с населением по Центральному и Ворошиловскому районам комитета жилищной и социальной политики администрации Волгограда Большаковой И.П., мотивировав тем, что ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке он обратился с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и предоставил необходимые документы. По итогам рассмотрения заявления административным ответчиком принято решение об отказе в назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, о чем ему направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ №.... Считает принятое решение незаконным, противоречащим требованиям ст. 159 ЖК РФ, Правилам предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденым Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.... Он является собственником жилья по адресу: Волгоград, ул. им. ... ..., в котором также зарегистрированы члены его семьи: Белоножкина М.В. (супруга); Белоножкин М.А. (сын), Белоножкина Д.А. (дочь), Белоножкина С.А. (дочь). Его семья зарегистрирована в Центре социальной защиты населения по Центральному району Волгограда как малоимущая многодетная семья. Белоножкин М.А. рожден от его первого брака и проживает с ним в соответствии с решением Центрального районного суда г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ по делу №.... В этой связи он представил административному ответчику документы, подтверждающие свои доходы и доходы членов его семьи за 6 месяцев, предшествующих месяцу обращения. Оспариваемый отказ обоснован пп. «б» п. 33 Правил, так как административный истец не представил сведения о доходе матери несовершеннолетнего Белоножкина М.А. за расчетный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Однако, при установлении состава семьи получателя субсидии определяющим является факт совместного проживания получателя и членов его семьи. Мать несовершеннолетнего Белоножкина М.А. – Гончарова Е.С. совместно с административным истцом и членами его семьи не проживает, не является членом семьи заявителя. Соответственно, ее доходы не подлежат учету при решении вопроса о предоставлении субсидии. Им предоставлены необходимые документы в обоснование заявления, требовать от него предоставления дополнительных документов административный ответчик не вправе. Он не располагает сведениями о доходах своей бывшей супруги Гончаровой Е.С., и не имеет правовых оснований истребовать эти сведения от нее или от третьих лиц. Последняя не принимает участия в содержании Белоножкина М.А., её доходы не включаются в состав доходов заявителя и членов его семьи. Ссылка в оспариваемом отказе на необходимость подтверждения дохода от реализации и сдачи недвижимого имущества в расчетный период не мотивирована, таких доходов в расчетный период он и члены его семьи не имели. Оспариваемое решение нарушает его права и членов его многодетной семьи на социальное обеспечение, гарантированные статьей 39 Конституции Российской Федерации (части 1 и 2).
Просит суд признать решение начальника отдела по назначению субсидий и работы с населением по Центральному и Ворошиловскому районам комитета жилищной и социальной политики администрации Волгограда Большаковой И.П. об отказе в назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, оформленное в виде уведомления об отказе в предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг от ДД.ММ.ГГГГ №..., не соответствующим Жилищному кодексу Российской Федерации, Правилам предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №... и нарушающим права, свободы и законные интересы Белоножкина А.Ю. и членов его многодетной семьи. Обязать начальника отдела по назначению субсидий и работы с населением по Центральному и Ворошиловскому районам комитета жилищной и социальной политики администрации Волгограда Большакову И.П. принять решение о назначении Белоножкину А.Ю. субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ на основании ч.2 ст. 221 КАС РФ к участию в деле в качестве второго административного ответчика привлечен комитет жилищной и социальной политики администрации Волгограда.
В судебном заседании административный истец Белоножкин А.Ю. настаивал на удовлетворении заявленных требований по основаниям, приведенным в административном иске. Полагал о неправильном применении административными ответчиками положений пп. «б» п. 33 Правил, по смыслу которого необходимо предоставлять сведения о доходах граждан, являющихся по отношению к получателю субсидии или членам его семьи родителями или усыновителями несовершеннолетних детей, когда эти граждане входят в состав семьи получателя субсидии. Его бывшая супруга членом его семьи не является, предоставлять сведения о её доходах он не обязан и соответствующей возможности у него не имеется.
Представитель административного ответчика комитета жилищной и социальной политики администрации Волгограда Тугумов М.А. в судебном заседании по доводам административного иска возражал. Ответчиками не оспаривается тот факт, что Гончарова Е.С. не является членом семьи Белоножкина А.Ю. Вместе с тем, в силу прямого указания в пп. «б» п. 33 Правил, поскольку она является матерью Белоножкина М.А., её доходы подлежат учету при определении права административного истца и членов его семьи на субсидию. Административный истец не обязан подтверждать документально сведения о всех доходах его бывшей супруги, кроме тех, которые прямо предусмотрены Правилами. Комитет вправе в порядке межведомственного взаимодействия осуществить проверку предоставленных сведений. Считал права административного истца оспариваемым отказом не нарушенными, поскольку последний вправе вновь обратиться за назначением ему субсидии в установленном порядке с предоставлением необходимых сведений. В части дополнительного указания в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ №... о подтверждении дохода от реализации и сдачи недвижимого имущества в расчетный период затруднился пояснить о причинах, по которым указанное дополнение включено в уведомление.
Административный ответчик начальник отдела по назначению субсидий и работы с населением по Центральному и Ворошиловскому районам комитета жилищной и социальной политики администрации Волгограда Большакова И.П. в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки не уведомила, в связи с чем, с учетом мнения участвующих лиц, суд считает возможным рассмотреть дело в её отсутствие.
Выслушав участвующих лиц, исследовав письменные доказательства, представленные в материалах дела, находит административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Исходя из ч.2 ст. 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В силу ч.ч. 1, 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
По смыслу ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (часть 1).
Право на субсидии имеют собственники жилых помещений (часть 2).
Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 7).
Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг утверждены Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 N 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг».
Как установлено подп «г» п.3 названных Правил, право на субсидии имеют собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома).
Субсидии предоставляются гражданам, указанным в пункте 3 настоящих Правил, с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей, что установлено п.4 Правил.
Пунктом 8 Правил определен исчерпывающий перечень документов, подлежащих предоставлению гражданами и членами их семей для получения субсидии.
Административный регламент предоставления государственной услуги «Предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам, проживающим на территории Волгограда» утвержден Постановлением администрации Волгограда от 08.09.2015 N 1284.
В соответствии с п. 2 указанного Постановления и п. 2.2 административного регламента государственная услуга предоставляется комитетом жилищной и социальной политики администрации Волгограда.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ через Филиал по работе с заявителями Центрального района г. Волгограда ГКУ ВО «МФЦ» Белоножкин А.Ю. обратился в комитет жилищной и социальной политики администрации Волгограда с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. С заявлением предоставлены копии следующих документов: справки о составе семьи, справок о доходах административного истца и доходах его супруги Белоножкиной М.В., платежных документов об оплате коммунальных услуг, выписки из ЕГРН о правах на жилое помещение, паспортов административного истца, его супруги, свидетельств о заключении брака и о рождении детей Белоножкина М.А., Белоножкиной Д.А., Белоножкиной С.А., а также реквизиты счета для зачисления суммы субсидии.
По результатам рассмотрения заявления ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела по назначению субсидий и работы с населением по Центральному и Ворошиловскому районам комитета жилищной и социальной политики администрации Волгограда Большаковой И.П. принято решение об отказе Белоножкину А.Ю. в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по основанию, установленному п. 2.12 административного регламента предоставления государственной услуги «Предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам, проживающим на территории Волгограда».
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ №... административный истец уведомлен о принятом решении и ему разъяснены основания к отказу, а именно: в нарушение пп. «б» п. 33 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, при обращении за назначением субсидии ДД.ММ.ГГГГ им не предоставлены сведения о доходе матери несовершеннолетнего Белоножкина М.А. за расчетный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. При этом Белоножкину А.Ю. дополнительно сообщено о том, что доход от реализации и сдачи недвижимого имущества в расчетный период является определяющим для назначения субсидии и подлежит обязательному предоставлению, а также разъяснено его право вновь обратиться за назначением субсидии, предоставив необходимый комплект документов.
Сторонами в ходе рассмотрения дела не оспаривалась компетенция начальника отдела по назначению субсидий и работы с населением по Центральному и Ворошиловскому районам комитета жилищной и социальной политики администрации Волгограда Большаковой И.П. на принятие решения об отказе в предоставлении субсидии, определенная приведенными выше нормативными актами. Белоножкиным А.Ю. не заявлялось о нарушении административными ответчиками порядка принятия решения, судом такого нарушения также не установлено.
По существу рассматриваемого спора административный истец заявляет о неправильном применении Большаковой И.П. пп. «б» п. 33 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и об отсутствии правовых оснований для предоставления им сведений о доходах матери его сына Белоножкина А.Ю. – Гончаровой Е.С.
Пунктом 2.12 административного регламента предоставления государственной услуги «Предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам, проживающим на территории Волгограда» установлен исчерпывающий перечень оснований для приостановления предоставления государственной услуги или отказа в предоставлении государственной услуги.
В частности, основаниями к отказу в предоставлении государственной услуги в соответствии с п.п. 2.12.2.2, 2.12.2.3 являются: непредставление заявителем документов, предусмотренных подпунктом 2.7.1 раздела 2 Регламента, по истечении срока, установленного в пункте 2.4 и подпункте 2.8.4 раздела 2 Регламента; представление неполных и (или) заведомо недостоверных сведений.
В соответствии с п. 14 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 761, заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов в соответствии с законодательством Российской Федерации. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии.
Согласно подп. «д» п. 8 Правил для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 настоящих Правил, и члены семей граждан, указанных в пункте 5 настоящих Правил (далее - заявители), или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением документов, подтверждающих доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии. Для подтверждения доходов индивидуального предпринимателя представляются документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для избранной им системы налогообложения.
Пунктом 20 Правил установлено, что размер субсидии исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и из регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
Совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина для предоставления субсидии определяется за 6 последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении субсидии (пункт 32 Правил).
Исходя из подп. «б» п. 33 Правил при исчислении совокупного дохода семьи получателя субсидии независимо от раздельного или совместного проживания учитываются доходы граждан, являющихся по отношению к получателю субсидии супругом (супругой); родителями или усыновителями несовершеннолетних детей; несовершеннолетними детьми, в том числе усыновленными.
Согласно подп. «ж» п. 1 Перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №..., при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме, в том числе алименты, получаемые членами семьи.
Таким образом, Правительство Российской Федерации в соответствии с предоставленными ему федеральным законодателем полномочиями (ч. 7 ст. 159 ЖК РФ), в пунктах 32 и 33 Правил установило порядок исчисления совокупного дохода семьи получателя субсидии, согласно которому подлежат учету доходы граждан - родителей несовершеннолетних детей, несовершеннолетних детей членов семьи получателя субсидии, независимо от раздельного или совместного проживания.
Соответственно раздельное проживание с матерью несовершеннолетнего ребенка не отменяет обязанности по предоставлению сведений о доходах родителя, которые, в свою очередь, могут влиять на размер дохода ребенка – члена семьи получателя субсидии. Положениями вышеуказанного пункта 33 Правил, исходя из правового статуса несовершеннолетних детей и их родителей, определяемого семейным законодательством, признан не имеющим юридического значения для решения вопроса об исчислении совокупного дохода факт раздельного или совместного проживания этих лиц с получателем субсидии.
Изложенное позволяет судить о том, что начальником отдела по назначению субсидий и работы с населением по Центральному и Ворошиловскому районам комитета жилищной и социальной политики администрации Волгограда Большаковой И.П. обоснованно отказано Белоножкину А.Ю. в предоставлении субсидии, поскольку представленные им сведения в подтверждение права на получение субсидии, не позволяют сделать конкретный и однозначный вывод о размере среднедушевого дохода для исчисления субсидии.
Доводы административного истца о том, что Гончарова Е.С. не является членом его семьи, а он обязан только к предоставлению сведений о доходах членов его семьи, не могут быть положены в основу решения об удовлетворении административного иска. Членом семьи Белоножкина А.Ю. является его сын – Белоножкин М.А., соответственно в силу подп. «б» п. 33 Правил доходы матери последнего вне зависимости от совместного проживания с административным истцом и его семьей подлежат учету при исчислении совокупного дохода семьи получателя субсидии.
Отсутствие в распоряжении административного истца документов, подтверждающих доход его бывшей супруги за спорный период, и невозможность их получения, на что указано в иске, не свидетельствует о незаконности оспариваемого решения административного ответчика. Приведенная выше норма п. 33 Правил устанавливает необходимость предоставления сведений (не только документов) о доходах родителя несовершеннолетнего члена семьи, которые могут быть проверены комитетом на основании п. 11 Правил.
Ссылка Белоножкина А.Ю. на сформированную судебную практику (апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу №..., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ №...) также не состоятельна к удовлетворению его требований. Сформулированные в этих судебных актах правовые позиции не содержат какого-либо иного толкования примененного административным ответчиком п. 33 Правил и не противоречат выводам суда по настоящему делу.
Что касается дополнительного разъяснения в письме административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ №... п. 34 Правил, то данное обстоятельство определяющего значения по делу не имеет.
Таким образом суд приходит к выводу, что решение об отказе Белоножкину А.Ю. в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг принято начальником отдела по назначению субсидий и работы с населением по Центральному и Ворошиловскому районам комитета жилищной и социальной политики администрации Волгограда Большаковой И.П. в пределах её компетенции, без нарушения установленного порядка, основано на действующих нормативных положениях и прав административного истца не нарушает, в связи с чем оснований для признания оспариваемого решения незаконным и возложения на ответчиков обязанности принять иное решение не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 – 181 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного иска Белоножкина А. Ю. к комитету жилищной и социальной политики администрации Волгограда, начальнику отдела по назначению субсидий и работы с населением по Центральному и Ворошиловскому районам комитета жилищной и социальной политики администрации Волгограда Большаковой И. П. о признании незаконным решения об отказе в назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, возложении обязанности назначить субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг – отказать.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья А.В. Олейников
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...