Решение по делу № 3а-91/2020 от 19.06.2020

    ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Дело 3a-91/2020

УИД 75OS0000-01-2020-000164-52

    РЕШЕНИЕ

    ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    7 августа 2020 года                                      г. Чита

    Забайкальский краевой суд в составе:

    председательствующего судьи Бурака М.Н.,

    при секретаре судебного заседания Никифоровой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гусейнова З.И.о. об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, взыскании судебных расходов,

установил:

18 июня 2020 года Гусейнов З.И.о. посредством представителя по доверенности Литалиной Е.В. обратился в Забайкальский краевой суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты>, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для универсамов, универмагов, торговых центров и магазинов в капитальных зданиях, рассчитанных на большой поток посетителей (более 650 кв. м торговой площади), расположенного по адресу: <адрес>, в размере, равном его рыночной стоимости, по состоянию на 13 марта 2020 года - <данные изъяты>.

В обоснование требований представитель административного истца указал, что земельный участок находится во владении и пользовании административного истца на основании договора аренды № 1и-56-Д от 22 августа 2019 года. Кадастровая стоимость земельного участка, установленная на указанную дату в размере <данные изъяты>, существенно превышает его рыночную стоимость, определенную в отчете об оценке № 478/20 от 8 июня 2020 года. Данное обстоятельство нарушает права Гусейнова З.И.о., поскольку ведет к необоснованному увеличению размера арендных платежей, уплачиваемых им за земельный участок.

Одновременно заявлено требование о взыскании судебных расходов в общей сумме 38 300 рублей.

В судебное заседание административный истец Гусейнов З.И.о., его представитель Литалина Е.В., надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, представили письменное ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.

    Административный ответчик Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края в лице представителя по доверенности Новожиловой О.В. представил письменные возражения, указав, что согласно имеющемуся в материалах дела отчету № 478/20, аналоги подобраны некорректно, оцениваемый земельный участок предназначен для индивидуального жилищного строительства, однако он сравнивается с земельными участками, предназначенными под коммерческие объекты, при этом соответствующих корректировок не сделано. Кроме того, отсутствуют корректировки на местоположение объекта оценки. Обращает внимание на необоснованность требований о взыскании судебных расходов ввиду того, что подготовка отчета об оценке связана с реализацией административным истцом своего права на обращение в суд и обязанностью предоставления документов в обоснование заявленных требований. Заявленный размер расходов на оценку полагал завышенным с учетом сложившихся в регионе цен за аналогичные услуги, и ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

    Административный ответчик Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, представителя в судебное заседание не направил.

    Заинтересованные лица ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Забайкальскому краю, администрация городского поселения «Могочинское», администрация муниципального района «Могочинский район», надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, представителя в судебное заседание не направили, просили рассмотреть административное дело в их отсутствие.

    На основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

    Исследовав материалы дела, суд полагает требования подлежащими частичному удовлетворению на основании нижеследующего.

    В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

    Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса).

    В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

    Исходя из пункта 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 316, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществлялась на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.

    Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

    Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (пункт 1 статьи 66 Земельного кодекса).

    Таким образом, Земельный кодекс Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.

    Порядок проведения государственной кадастровой оценки регламентирован Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности).

    Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности (статья 3 указанного закона).

    Статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц в суде или комиссии, при этом для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

    Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

    Таким образом, арендатор земельного участка вправе обратиться с заявлением в суд об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной в том случае, если размер арендной платы зависит от кадастровой стоимости и по условиям договора аренды подлежит изменению в случае изменения кадастровой стоимости.

    По смыслу положений части 5 статьи 247, части 1 статьи 248 КАС РФ обязанность доказывания наличия оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости лежит на административном истце.

Как следует из материалов дела, Гусейнов З.И.о. на основании договора аренды № 1и-56-Д от 22 августа 2019 года и дополнительного соглашения к нему от 19 марта 2020 года, заключенных с администрацией городского поселения «Могочинское» муниципального района «Могочинский район» Забайкальского края, является арендатором земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты>, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для универсамов, универмагов, торговых центров и магазинов в капитальных зданиях, рассчитанных на большой поток посетителей (более 650 кв. м торговой площади), расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 10-15, выписка из Единого государственного реестра недвижимости от 28 июля 2020 года – л.д. 146-147).

    В соответствии с пунктами 1.2, 1.3 указанного дополнительного соглашения к договору аренды расчет арендной платы производится исходя из кадастровой стоимости земельного участка.

    Сведения о земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости 29 декабря 2010 года.

При изменении вида разрешенного использования земельного участка кадастровая стоимость указанного земельного участка определена по состоянию на 13 марта 2020 года в размере <данные изъяты>.

    Сведения о данном размере кадастровой стоимости 13 марта 2020 года внесены в государственный кадастр недвижимости, что удостоверяется выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 28 июля 2020 года; на момент рассмотрения дела установленная кадастровая стоимость является действующей (л.д. 148).

В подтверждение того, что кадастровая стоимость данного земельного участка превышает его рыночную стоимость, в материалы дела представлен отчет № 478/20 от 8 июня 2020 года об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, составленный оценщиком АНО «СУДЭКС-Чита» П.А.В., являющимся членом Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков» (регистрационный от 4 февраля 2008 года); ответственность оценщика при осуществлении оценочной деятельности застрахована: состраховщики СПАО «Ингосстрах», АО «АльфаСтрахование», период действия договора – с 1 января 2019 года по 30 июня 2020 года (страховой полис № 433-121121/18/0325R/776/00002/18-003445). Ответственность АНО «СУДЭКС-Чита» застрахована в СПАО «Ингосстрах» (страховой полис № 433-730-045350/19, период действия договора – с 1 июля 2019 года по 30 июня 2020 года).

Оценщик в полной мере соответствует требованиям, предъявляемым к субъекту оценочной деятельности статьей 4 Закона об оценочной деятельности, осуществляет свою деятельность в соответствии с направлением «Оценка недвижимости», указанным в квалификационном аттестате № 014540-1 от 31 августа 2018 года.

    В отчете приведена подробная информация о количественных и качественных характеристиках объекта оценки, изложены результаты проведенного анализа рынка оцениваемого объекта недвижимости, в частности, проанализирована система факторов, оказывающих влияние на спрос, предложение и цены сопоставимых объектов недвижимости.

    В соответствии со статьей 14 Закона об оценочной деятельности при проведении оценки оценщик имеет право самостоятельно применять методы оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки.

    Отказываясь от применения затратного подхода, оценщик указал на то, что затратный подход преимущество применяется в тех случаях, когда существует достоверная информация, позволяющая определить затраты на приобретение, воспроизводство или замещение объекта оценки, при этом к стоимости земельных участков, которые являются природными объектами, не применимы понятие физического и функционального износа и амортизации, в отличие от стоимости улучшений, которая в конце срока их эксплуатации равна нулю или может иметь отрицательное значение.

    Основанием для отказа от применения доходного подхода к оценке рыночной стоимости земельного участка указано на отсутствие достаточной и достоверной информации, позволяющей определить будущие доходы от использования объекта оценки – земельного участка коммерческого назначения.

    В качестве наиболее приемлемого для оценки рыночной стоимости земельного участка оценщиком избран метод сравнения продаж в рамках сравнительного подхода, представляющего собой согласно положениям пункта 12 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года № 297, совокупность методов оценки, основанных на получении стоимости объекта оценки путем сравнения оцениваемого объекта с объектами-аналогами. При этом под объектом-аналогом понимается объект, сходный объекту оценки по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость (пункт 10 ФСО № 1).

    При реализации указанного подхода к оценке выбрано четыре объекта-аналога, определена совокупность характеристик, влияющих на стоимость объектов сравнения, по каждому из которых выполнена корректировка значения единицы сравнения либо обосновано отсутствие корректировки.

    На основании примененной методики рыночная стоимость объекта оценки – земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для универсамов, универмагов, торговых центров и магазинов в капитальных зданиях, рассчитанных на большой поток посетителей (более 650 кв. м торговой площади), расположенного по адресу: <адрес>, определена по состоянию на 13 марта 2020 года в размере <данные изъяты>

    Довод представителя административного ответчика Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края Новожиловой О.В. о некорректном подборе оценщиком аналогов исходя из вида разрешенного использования оцениваемого земельного участка (для индивидуального жилищного строительства) и объектов-аналогов (под коммерческую застройку) подлежит отклонению как не основанный на материалах дела, поскольку как отмечалось выше, в соответствии с дополнительным соглашением от 19 марта 2020 года к договору аренды № 1и-56-Д от 22 августа 2019 года, заключенным Гусейновым З.И.о. с администрацией городского поселения «Могочинское» муниципального района «Могочинский район» Забайкальского края, а также сведениями Единого государственного реестра недвижимости, разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> – для универсамов, универмагов, торговых центров и магазинов в капитальных зданиях, рассчитанных на большой поток посетителей (более 650 кв. м торговой площади), что свидетельствует о коммерческом характере вида разрешенного использования. Объекты-аналоги при оценке использованы с аналогичным видом разрешенного использования.

    Подлежит отклонению и довод представителя административного ответчика Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края Новожиловой О.В. об отсутствии в отчете корректировок на местоположение объекта оценки, поскольку как следует из материалов дела и исследуемого отчета, объект оценки находится в <адрес>, и относится к 3 категории местоположения - «Райцентры с развитой промышленностью», объекты-аналоги расположены в краевом центре г. Чита, и относятся к 1 категории местоположения - «Областной центр», в связи с чем, используя «Справочник оценщика недвижимости - 2018» под редакцией Лейфера Л.А., «Земельные участки. Часть 1», оценщик обоснованно применил для всех объектов-аналогов понижающую корректировку - 0,72, что отражено в отчете (л.д. 79, 83).

    Иных возражений от участвующих в деле лиц по содержанию отчета об оценке № 478/20 от 8 июня 2020 года, как доказательства заявленной величины рыночной стоимости земельного участка, не поступило. Данных о том, что рыночная стоимость земельного участка является иной, нежели отражено в отчете об оценке, суду не представлено. О назначении и проведении судебной оценочной экспертизы ходатайств не заявлялось.

    При таком положении, оценив отчет об оценке рыночной стоимости по правилам, установленным в статье 84 КАС РФ, суд полагает, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером , подлежит установлению на 13 марта 2020 года в размере, равном его рыночной стоимости, – <данные изъяты>.

    Таким образом, требования административного истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, подлежат удовлетворению.

    В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

    Данных о том, что Гусейнов З.И.о. обращался в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Забайкальскому краю с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости, в материалах дела не имеется.

    В суд с настоящим административным исковым заявлением Гусейнов З.И.о. обратился 18 июня 2020 года.

При решении вопроса о распределении судебных расходов, суд учитывает разъяснения, содержащиеся в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июля 2017 года № 20-П, постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», и полагает возможным в связи с удовлетворением требований административного истца при наличии существенной разницы в стоимости объекта недвижимости (более чем в 2,6 раза), что свидетельствует о повлекшей нарушение прав административного истца ошибке, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к конкретным объектам недвижимости, взыскать с административного ответчика – Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, как органа, утвердившего оспариваемые результаты оценки кадастровой стоимости земельного участка, в пользу административного истца сумму уплаченной при подаче административного искового заявления государственной пошлины в размере 300 рублей, а также расходы на оплату услуг по оценке рыночной стоимости земельного участка в размере 20 000 рублей (договор на оказание услуг по оценке недвижимого имущества от 5 июня 2020 года № 065/Ф/06/20, платежное поручение от 5 июня 2020 года № 41).

При этом учитывается, что согласно приведенному выше Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации несение административным истцом расходов на оценочные и экспертные работы вытекает из необходимости соблюдения им императивных требований процессуального законодательства, устанавливающих порядок рассмотрения дел данной категории, а значит, указанные расходы подлежат возмещению как необусловленные процессуальным поведением лица.

Касаясь вопроса возмещения расходов на оплату услуг представителя (договор об оказании юридических услуг от 8 июня 2020 года № 27/20, чек-ордер от 10 июня 2020 года), суд, учитывая объем оказанной юридической помощи (составлено и подано административное исковое заявление) полагает возможным удовлетворить требования частично, взыскав в пользу административного истца 7 000 рублей.

Таким образом, в пользу административного истца подлежат взысканию судебные расходы в размере 27 300 рублей.

    На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

    административное исковое заявление Гусейнова З.И.о. об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, взыскании судебных расходов, удовлетворить частично.

    Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты>, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для универсамов, универмагов, торговых центров и магазинов в капитальных зданиях, рассчитанных на большой поток посетителей (более 650 кв. м торговой площади), расположенного по адресу: <адрес>, в размере, равном его рыночной стоимости: <данные изъяты> по состоянию на 13 марта 2020 года.

    Заявление о пересмотре кадастровой стоимости считать поданным 18 июня 2020 года.

    Решение является основанием для внесения сведений о новой кадастровой стоимости земельного участка органом регистрации прав в Единый государственный реестр недвижимости.

    Взыскать с Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края в пользу Гусейнова З.И.о. судебные расходы в размере 27 300 (двадцать семь тысяч триста) рублей.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Забайкальский краевой суд.

    Судья                                                    М.Н. Бурак

3а-91/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Гусейнов Зияреддин Ибад оглы
Ответчики
Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Забайкальского края
Другие
Литалина Екатерина Вадимовна
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Забайкальскому краю
Администрация муниципального района "Могочинский район"
Администрация городского поселения "Могочинское"
Суд
Забайкальский краевой суд
Судья
Бурак Максим Николаевич
Дело на странице суда
oblsud.cht.sudrf.ru
19.06.2020Регистрация административного искового заявления
22.06.2020Передача материалов судье
25.06.2020Решение вопроса о принятии к производству
15.07.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
15.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.07.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.07.2020Судебное заседание
07.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее