Решение по делу № 33а-5473/2018 от 25.07.2018

Судья Поддубняк Г.А.

стр. 043а г/п 0 руб.

Докладчик Пыжова И.А.

Дело №33а-5473/2018

27 августа 2018 года

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Архангельского областного суда в составе

председательствующего Кузнецова Ю.И.,

судей Брагина А.А., Пыжовой И.А.,

при секретаре Ткаченко С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Архангельске 27 августа 2018 года административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» на решение Холмогорского районного суда Архангельской области от 6 июня 2018 года, которым постановлено:

«Административный иск прокурора Холмогорского района Архангельской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» по ненадлежащей организации похоронного дела в части не постановки на кадастровый учет 7 общественных кладбищ, расположенных на территории «Матигорское».

Обязать Администрацию муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» в течение 1 года 6 месяцев с момента вступления настоящего решения суда в законную силу сформировать земельный участки и обратиться с заявлением о проведении государственного кадастрового учета в порядке Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в отношении общественных кладбищ, расположенных на территории муниципального образования «Матигорское» Холмогорского района Архангельской области: деревня Харлово, поселок Малая Товра, деревня Марилово, деревня Погост, деревня Ступино, деревня Демидово, деревня Вороновское».

Заслушав доклад судьи Пыжовой И.А., судебная коллегия

установила:

прокурор Холмогорского района Архангельской области обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» о признании незаконным бездействия по ненадлежащей организации похоронного дела в части не постановки на кадастровый учет 7 общественных кладбищ, расположенных на территории муниципального образования «Матигорское» и возложении обязанности в течение 1 года 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу сформировать участки и обратиться с заявлением о проведении их государственного кадастрового учета в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в отношении общественных кладбищ, расположенных на территории муниципального образования «Матигорское»: деревня Харлово, поселок Малая Товра, деревня Марилово, деревня Погост, деревня Ступино, деревня Демидово, деревня Вороновское.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Холмогорского района Архангельской области в ходе проведения проверки соблюдения законодательства о погребении и похоронном деле, были выявлены нарушения требований Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 12 января 1996 года №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», норм Градостроительного кодекса Российской Федерации. На территории муниципального образования «Матигорское» расположены 7 общественных, действующих мест захоронения, однако кадастровые работы по земельным участкам данных кладбищ, не проведены, земельные участки не сформированы и не поставлены на учет, в связи с чем, не представляется возможным определить границы и размер территорий захоронения, размер санитарно-защитной зоны для кладбищ.

В судебном заседании представитель административного истца – старший помощник прокурора Холмогорского района Архангельской области Котова М.О. административные исковые требования поддержала по основаниям, указанным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» Сидорова О.В. с иском не согласилась.

Представитель заинтересованного лица Председатель Комитета по управлению имуществом Администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» Фёдорова Л.А. с иском прокурора также не согласилась, пояснила, что принятой муниципальной Программой «Развитие земельно-имущественных отношений в муниципальном образовании «Холмогорский муниципальный район» на 2017-2021 года, опубликованной в газете «Холмогорский вестник», финансирование которой осуществляется муниципальным бюджетом, не предусмотрено проведение кадастровых работ в отношении спорных земельных участков.

Представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования «Матигорское» в суд не явился, извещен надлежащим образом.

Суд постановил указанное выше решение, с которым не согласилась администрация муниципального образования «Холмогорский муниципальный район». В апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять по делу новое решение. В обоснование апелляционной жалобы указывает на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального и процессуального права. Отмечает, что администрацией МО «Матигорское» решения о подготовке и утверждении документации по планировке территории в отношении земель общего пользования, на которых расположены кладбища, в соответствии с п.5 ст.45 Градостроительного кодекса Российской Федерации не принималось. По мнению подателя жалобы, исполнение решения суда по проведению кадастровых работ поставлено в зависимость от принятия администрацией поселения документации по планировке территории в отношении указанных земель общего пользования. Указывает, что данному доводу судом не дано надлежащей правовой оценки. Кроме того, выводы суда о нарушении прав неопределенного круга лиц носят предположительный характер. Спорные кладбища являются действующими и организованы более 70 лет назад, в связи с чем, по мнению подателя жалобы, нормы Федерального закона от 12 января 1996 года №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» к спорным правоотношениям применению не подлежат. При этом необходимость определения границ кладбищ для проведения надзорных мероприятий, а также для целей охраны окружающей среды отсутствует.

Считает, что возложение на органы местного самоуправления обязанности по постановке на кадастровый учет земельных участков, на которых расположены общественные кладбища за счет муниципального бюджета противоречит требованиям действующего законодательства. Кроме того, указывает на пропуск прокурором срока для обращения в суд с настоящим иском.

В возражениях прокурор Холмогорского района Титов Е.В. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.

В суде апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица председатель Комитета по управлению имуществом Администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» Фёдорова Л.А. доводы апелляционной жалобы поддержала. Прокурор Бабицкая Д.Э. с доводами апелляционной жалобы не согласилась.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Изучив материалы дела, заслушав явившихся в судебное заседание лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что на территории муниципального образования «Матигорское» расположены 7 общественных кладбищ – д.Харлово, пос. Малая Товра, д. Марилово, д. Погост, д. Ступино, д. Демидово, д. Вороновское.

Судом также установлено и не оспаривается сторонами, что земельные участки под указанными кладбищами в установленном порядке не сформированы и не постановлены на кадастровый учет.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что в нарушение действующего законодательства администрацией района земельные участки под размещение мест погребения в установленном порядке не отведены, границы участков фактически не определены, земельные участки на кадастровый учет не поставлены и пришел к выводу о том, что администрацией муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» ненадлежащим образом осуществляются полномочия по содержанию мест захоронения на территории 7 кладбищ, расположенных на территории муниципального образования «Матигорское», в результате чего нарушаются права неопределенного круга лиц в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия, а также права граждан на благоприятную окружающую среду.

С данным выводом суда судебная коллегия согласна, поскольку он основан на правильно установленных обстоятельствах, имеющих значение для дела, исследованных доказательствах и правильном применении норм действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления устанавливает Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ).

В силу п. 3,4 ст. 14, п. 17 ч.1 ст. 15 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района отнесена организация ритуальных услуг.

Отношения, связанные с погребением умерших, регулирует Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Федеральный закон N 8-ФЗ)

В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона N 8-ФЗ местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.

Согласно п. 1 ст. 16 Федерального закона N 8-ФЗ выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.

Деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления (п.1 ст. 17 Федерального закона N 8-ФЗ).

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.06.2011 г. N 84 утверждены СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», которыми устанавливаются санитарно-эпидемиологические требования к условиям размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности.

Согласно пунктам п. 2.8, 2.9 СанПиН 2.1.2882-11 на территориях санитарно-защитных зон кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения не разрешается строительство зданий и сооружений, не связанных с обслуживанием указанных объектов, за исключением культовых и обрядовых объектов. Территория санитарно-защитных зон должна быть спланирована, благоустроена и озеленена, иметь транспортные и инженерные коридоры.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74 введена в действие новая редакция санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», которая относит кладбища к объектам, являющимся источниками воздействия на среду обитания, и устанавливает размеры санитарно-защитной зоны в зависимости от их площади.

Частью 5 статьи 15 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что в случае осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости, принадлежащий Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию (поступающий в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования), от их имени при подаче заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав выступают уполномоченные органы государственной власти, органы местного самоуправления либо уполномоченные юридические лица и граждане.

Исходя из анализа норм данного Федерального закона, земельный участок является образованным с момента его государственного кадастрового учета, сведения которого подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определенной вещи.

Отсутствие сведений о постановке на государственный кадастровый учет и регистрации права собственности на земельный участок, фактически занятый кладбищем, может привести к обезличиванию территории кладбища, влечет нарушение прав на достойное отношение после погребения, приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания, поскольку отсутствие определенных границ земельного участка препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за местом погребения в целях безопасности жизни и здоровья населения.

В силу вышеизложенного доводы апелляционной жалобы об отсутствии у администрации района обязанности по постановке кладбищ на кадастровый учет являются несостоятельными.

Доводы жалобы о невозможности постановки кладбищ на кадастровый учет до утверждения администрацией МО «Матигорское» документации по планировке территории на законность постановленного решения не влияет, поскольку данные и иные вопросы, связанные с исполнением возложенной судом обязанности подлежат разрешению администрацией района самостоятельно, и в том числе в порядке взаимодействия с другими органами.

Довод жалобы о том, что кадастровые работы в отношении земельных участков, на которых расположены кладбища, повлекут незаконное расходование средств местного бюджета, судебной коллегией отклоняется, как основанный на неправильном понимании норм материального права.

Поскольку оспариваемое бездействие администрации района носит длящийся характер, вышеуказанные нарушения были выявлены прокурором только в ходе проведенной проверки, то судебная коллегия приходит к выводу о том, что срок, предусмотренный ч.1 ст.219 КАС РФ на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением прокурором не пропущен.

Иные доводы апелляционной жалобы являются аналогичными приведенным в суде первой инстанции, всем им судом дана надлежащая правовая оценка, не согласиться с которой судебная коллегия оснований не усматривает.

Установленный судом срок исполнения возложенной обязанности – в течение 1 года 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, является разумным, установленным судом первой инстанции с учетом характера подлежащих выполнению мероприятий.

Поскольку судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, исследованным доказательствам дана оценка в соответствии с требованиями ст.84 КАС РФ, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, то оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.

Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Холмогорского районного суда Архангельской области от 6 июня 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» – без удовлетворения.

.

Председательствующий

Ю.И. Кузнецов

Судьи

А.А. Брагин

И.А. Пыжова

33а-5473/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокурор Холмогорского района Архангельской области
Ответчики
Администрация МО Холмогорский муниципальный район
Другие
Федорова Людмила Алексеевна
Администрация МО Матигорское
Комитет по управлению имуществом администрации муниципального образования Холмогорский муниципальный район
Сидорова Ольга Васильевна
Суд
Архангельский областной суд
Судья
Пыжова Ирина Александровна
Дело на странице суда
oblsud.arh.sudrf.ru
27.01.2020Судебное заседание
27.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.01.2020Передано в экспедицию
27.08.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее