Дело № 2-3999/2023
УИД 51RS0001-01-2023-003614-69
Решение в окончательной форме изготовлено 27.09.2023
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
20 сентября 2023 года Октябрьский районный суд города Мурманска
в составе председательствующего судьи Линчевской М.Г.,
при секретаре Кошарской Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ткачева Виктора Викторовича к ОСФР по Мурманской области о защите пенсионных прав,
УСТАНОВИЛ:
Ткачев В.В. обратился в суд с иском к ОСФР по <адрес> о защите пенсионных прав. В обоснование заявленных требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ Ткачев В.В. обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости на основании пункта 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением пенсионного органа № от ДД.ММ.ГГГГ в назначении пенсии отказано. Пенсионным органом не были включены периоды работы истца в ОАО «Мурманский траловый флот» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на судах, переданных в аренду иностранной компании Атлас Шиппинг Корпорейшн ЛТД, в должности мастера добычи рыбы. При принятии решения об отказе в назначении пенсии страховой стаж истца составил 22 года 00 месяцев 09 дней, при требуемом не менее 25 лет, стаж работы в районах Крайнего Севера 13 лет 01 месяцев 15 дней, при требуемом 15 лет, величина ИПК составила 22,992, при требуемом 23,4 в 2022. Считает отказ незаконным, поскольку с учетом стажевого досье истца, выданного ответчиком, страховой стаж истца составит 26 лет 4 месяца 23 дня, стаж работы в РКС 16 лет 11 месяцев. Работа истца в спорные периоды времени подтверждается трудовой книжкой, справками ПАО «Мурманский траловый флот», трудовыми договорами, а также паспортом моряка. Просит суд признать незаконным решение ответчика, обязать включить в страховой стаж истца (в льготном исчислении) и стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.6 ст.32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях», назначить пенсию.
Истец Ткачев В.В.в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом, направил в суд представителя.
Представитель истца Щедров Д.С. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивал.
Представитель ответчика ОСФР по <адрес> Головчан А.В. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась по основаниям, изложенным в представленных в дело письменных возражениях, полагала, что решение пенсионного органа является законным; указала, что оснований для включения в стаж периодов работы в иностранных компаниях не имеется; трудовая книжка не содержит записей о работе истца в ПАО «Мурманский траловый флот», а также отсутствуют сведения об уплате истцом страховых взносов.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, материалы выплатного дела, суд приходит к следующему.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Федеральный закон «О страховых пенсиях»), вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных этим Федеральным законом.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
На основании пункта 6 части 1 статьи 32 приведенного Федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет (часть 2 статьи 33 Закона о страховых пенсиях).
На основании пункта 9 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
Аналогичные положения содержало и ранее действовавшее пенсионное законодательство, что прямо вытекает из смысла подпункта 9 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ, пункте «и» статьи 12 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственных пенсиях в Российской Федерации».
Правила подсчета и подтверждения страхового стажа устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 14 Закона о страховых пенсиях).
Частью 3 статьи 30 Закона о страховых пенсиях предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Закона о страховых пенсиях).
В ходе рассмотрения дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Ткачев В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированный в системе обязательного пенсионного страхования ДД.ММ.ГГГГ, обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости на основании пункта 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением пенсионного органа № от ДД.ММ.ГГГГ в назначении пенсии отказано в связи с отсутствием требуемого страхового стажа, стажа работы в районах Крайнего Севера и величины индивидуального пенсионного коэффициента.
Из решения следует, что по представленным документам стаж работы истца составил: страховой стаж -22 года 00 месяцев 09 дней (при требуемом не менее 25 лет), стаж работы в районах Крайнего Севера – 13 лет 01 месяц 15 дней (при требуемом не менее 15 лет), величина индивидуального пенсионного коэффициента -22,992, при требуемом не менее 23,4 (в 2022 году).
Решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ, принятым во изменение решения от ДД.ММ.ГГГГ, Ткачеву В.В. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.9 ч.1 ст.30 и п.6 ч.1 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» ввиду отсутствия требуемой продолжительности страхового стажа, стажа работы в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 9 ч.1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ и отсутствие требуемой продолжительности страхового стажа в соответствии с п. 6 ч.1 ст. 32 Федерального закона ДД.ММ.ГГГГ.
Продолжительность стажа, учтенного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила: страховой стаж (в льготном исчислении периодов работы в районах Крайнего Севера до ДД.ММ.ГГГГ) -22 года 00 месяцев 12 дней, при требуемом не менее 25 лет; стаж работы в районах Крайнего Севера -13 лет 01 месяц 15 дней, при требуемом не менее 13 лет (в соответствии с п.6 ч.1 ст.32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ); стаж работы в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (в льготном исчислении периодов работы в районах Крайнего Севера до ДД.ММ.ГГГГ) 08 лет 02 месяца 07 дней, при требуемом не менее 12 лет 06 месяцев; величина индивидуального пенсионного коэффициента - 44,089, при требуемом не менее 23,4 (в 2022 году).
Из страхового стажа, стажа работы в районах Крайнего Севера и стажа работы в плавсоставе исключены резервы без оплаты с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Из страхового стажа и стажа работы в плавсоставе, стажа работы в РКС исключены периоды работы по контракту на судах, переданных в аренду иностранной Компани Атлас Шиппинг Корпорешн ЛТД: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как работа осуществлялась за пределами Российской Федерации и уплата страховых взносов не производилась.
Разрешая требования в части включения в страховой стаж периодов работы истца, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Частью 2 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
В силу части 1 статьи 14 указанного Федерального закона, при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» предусмотрено, что страхователями являются юридические лица, в том числе иностранные, и их обособленные подразделения.
Положениями действовавшего в спорный период Порядка уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, Письма ПФР от ДД.ММ.ГГГГ №ВБ-16/2065-ИН «Об уплате страховых взносов в ПФР иностранными работодателями» предусматривалась обязанность страхователей – иностранных юридических лиц, а также их обособленных подразделений, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации регистрироваться в органах Пенсионного фонда Российской Федерации и уплачивать страховые взносы на работников. При этом обязанность по самостоятельной уплате страховых взносов возникала лишь у российских граждан, работающих по прямым контрактам с иностранными предприятиями, учреждениями и организациями, не имеющими представительства на территории России.
Из трудовой книжки истца следует, что в ДД.ММ.ГГГГ истец уволен по переводу в компанию «Атлас Шиппинг Корпорейшн ЛТД» для работы по контракту.
ДД.ММ.ГГГГ истец принят на работу на должность дежурного по охраняемому объекту в комендатуру по защите УФК Минфина России по <адрес>.
Из представленной ПАО «Мурманский траловый флот» справки от ДД.ММ.ГГГГ № Ткачев В.В. работал по контракту в иностранных компаниях на судах, переданных в аренду иностранной компании «Атлас Шиппинг Корпорейшн ЛТД» в должности мастера добычи рыбы.
Согласно выписке из ИЛС отчисления и уплата страховых взносов в спорные периоды времени не производились.
Истцом представлены контракты о найме членов экипажа судна за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п. 16 указанных контрактов член экипажа обязан самостоятельно уплачивать все налоги и выплаты, включая алименты, согласно законодательству РФ из полученного им дохода в компании.
Доказательств того, что Ткачев В.В. самостоятельно уплачивал страховые взносы в Пенсионный фонд РФ материалы дела не содержат, также как и сведений о том, что какой-либо иностранной компанией производилась уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в отношении истца.
Ссылку истца на то, что в спорные периоды работал в ПАО «Мурманский Траловый флот» суд находит несостоятельной, поскольку доказательства заключения трудового договора между истцом и Мурманским траловым флотом на работу в спорные периоды не представлено, запись в трудовой книжке отсутствует.
При таких обстоятельствах, исковые требования в части включения спорных периодов работы в страховой стаж не подлежат удовлетворению.
Поскольку спорные периоды не включены в страховой стаж, то и в специальный стаж указанные периоды включены быть не могут.
Также поскольку право на назначение досрочной страховой пенсии у истца не возникло, требования истца о назначении досрочной страховой пенсии по старости удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Ткачева Виктора Викторовича к ОСФР по Мурманской области о защите пенсионных прав оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий: М.Г. Линчевская