84RS0001-01-2024-000550-13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04сентября 2024 года г. Дудинка
Дудинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего - судьи Пигиной Н.А.,
при секретаре Лырминой В.Г.,
с участием представителя истца помощника прокурора Таймырского Долгано-Ненецкого района Гребенюка А.И.,
представителя ответчика ТМК ДОУ «Дудинский детский сад комбинированного вида «Льдинка» и представителя третьего лица Управления образования администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Тлехугова Т.А., выступающего на основании доверенностей от 29.08.2024 года и 28.08.2024 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-418 по иску прокурора Таймырского Долгано-Ненецкого района в интересах неопределенного круга лиц к ТМК ДОУ «Дудинский детский сад комбинированного вида «Льдинка» о возложении обязанности принять меры по обеспечению охраны учебного заведения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Таймырского Долгано-Ненецкого района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к ТМК ДОУ «Дудинский детский сад комбинированного вида «Льдинка»о возложении обязанности принять меры по обеспечению охраны учебного заведения, указывая на то, что прокуратурой района в ходе осуществления надзора за деятельностью ТМК ДОУ «Дудинский детский сад комбинированного вида «Льдинка» выявлены нарушения законодательства об антитеррористической безопасности, а именно установлено, что образовательное учреждение отнесено к 4 категории опасности объекта, в соответствии с требованиями к которым необходимо их оборудование системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории) о потенциальной угрозе или и возникновении чрезвычайной ситуации. Вместе с тем, требования Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 года № 1006 в данной части ответчиком не выполнены, внесение представления в адрес ответчика результатов не принесло. С учетом изложенного, прокурор Таймырского района просит обязать ТМК ДОУ «Дудинский детский сад комбинированного вида «Льдинка» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, обеспечить системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, здание общеобразовательного учреждения.
Представитель истца помощник прокурора Таймырского Долгано-Ненецкого района Гребенюк А.И. в судебном заседании исковые требования полностью поддержал.
Представитель третьего лица администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района в судебном заседании участия не принимал, о дне и времени слушания дела извещен надлежащим образом, письменных возражений не представил, об отложении судебного заседания ходатайств не заявлял. (л.д. 40)
Представитель ответчика ТМК ДОУ «Дудинский детский сад комбинированного вида «Льдинка» и третьего лица Управления образования администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Тлехугова Т.А., выступающий на основании доверенностей от 29.08.2024 года и 28.08.2024 года, в судебном заседании исковые требования не признал в части установления срока для выполнения требований антитеррористического законодательства, при этом пояснил, что с Министерством образования в настоящее время согласовано выделение денежных средств на данные мероприятия, однако сроки фактического получения денежных средств не известны. При этом приобретение и установка оборудования потребует заключения муниципального контракта в установленной процедуре с соблюдением ее сроков. В связи с чем выполнение указанных мероприятий без финансирования не представляется возможным, просит установить срок исполнения требований до 01.01.2026 года.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.4 ч.2 ст.5 Закона РФ «О противодействии терроризму» № 35-ФЗ от 06.03.2006 года, Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий).
Согласно ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) является обязательным для физических и юридических лиц в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Постановлением Правительства РФ № 1006 от 02.08.2019 года, утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее – Требования); а также форма паспорта безопасности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации.
Пунктом 17 Требований установлено в том числе, что антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения; на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах объектов (территорий), в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий); на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.
При этом, согласно п. 18 Требований, воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством, в числе прочего, разработки и реализации комплекса мер по предупреждению, выявлению и устранению причин неправомерного проникновения на объекты (территории), локализации и нейтрализации последствий их проявления; своевременного предупреждения, выявления и пресечения действий лиц, направленных на совершение террористического акта; обеспечения охраны объектов (территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны.Согласно п. 19, п.20 Требований выявление потенциальных нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта, пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) обеспечивается путем, в том числе поддержания в исправном состоянии инженерно-технических средств и систем охраны, оснащения бесперебойной и устойчивой связью объектов (территорий).
В соответствии с п. 21 Требований минимизация возможных последствий и ликвидация угрозы террористических актов на объектах (территориях) достигается посредством, в числе прочего обеспечения технических возможностей эвакуации, а также своевременного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о порядке беспрепятственной и безопасной эвакуации из зданий (сооружений).
Кроме того, указанными Требования также определено обязательное проведение обследования образовательных учреждений с последующим категорированием опасности объектов, по результатам которых в обязательном порядке специальной комиссией составляется паспорт безопасности объекта.
В силу п. 2 ч.6 ст.28 Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 года, образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Как следует из Устава ТМБ ДОУ «Дудинский детский сад комбинированного вида «Льдинка», учреждение является образовательной организацией в форме муниципального бюджетного учреждения, находящимся в собственности Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, подведомственной и подконтрольной Управлению образования администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, основным предметом деятельности которой является реализация образовательных программ дошкольного образования и дополнительных образовательных программ.
ТМБ ДОУ «Дудинский детский сад комбинированного вида «Льдинка» осуществляет свою деятельность в здании по адресу: Красноярский край, г.Дудинка, ул.Щорса, д.19А, что сторонами не оспаривается.
В соответствии со ст.6.1 Устава ТМБ ДОУ «Дудинский детский сад комбинированного вида «Льдинка» имущество образовательного учреждения является собственностью муниципального района и закреплено за за образовательной организацией на праве оперативного управления.
15.11.2022 года межведомственной комиссией проведено обследование и категорирование здания ТМБ ДОУ «Дудинский детский сад комбинированного вида «Льдинка», по итогам которого образовательному учреждению, осуществляющему деятельность в здании по адресу: Красноярский край, г.Дудинка, ул. Щорса, д.19а, присвоена 4 категория опасности объекта. (л.д. 22-30)
В 2022 году утвержден паспорт безопасности ТМБ ДОУ «Дудинский детский сад комбинированного вида «Льдинка», из которого следует, что образовательному учреждению присвоена 4 категория опасности объекта.
При обследовании учреждения 15.11.2022 года межведомственной комиссией не установлено оборудования здания системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Пунктом 24 Требований предусмотрено, что в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются следующие мероприятия: д) оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Из информации ТМБ ДОУ «Дудинский детский сад комбинированного вида «Льдинка» от 28.03.2024 года следует, что в здании имеется система оповещения и эвакуации при пожаре, которой предусмотрена возможность речевого оповещения и управления эвакуацией при возникновении потенциальной угрозы и возникновении чрезвычайной ситуации. (л.д. 16)
Таким образом, судом установлен факт не соблюдение п. 24 Требований, а именно подпункта «д» п.24 Требований, поскольку в образовательном учреждении отсутствует система оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
В связи с чем исковые требования прокурора в данной части являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии с п.п. «е» п.11 Требований перечень необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом категории объекта (территории), а также сроки осуществления указанных мероприятий определяются с учетом объема планируемых работ и планирования финансирования мероприятий на 2 финансовых года, следующих за текущим финансовым годом.
Учитывая, что категорирование образовательного учреждения произведено 15.11.2022 года, выполнение мероприятий потребует дополнительного финансирования и организации их реализации, а также учитывая объем требуемых мероприятий, суд полагает необходимым установить срок их выполнения в течение 9 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
При этом довод представителя ответчика и третьего лица об отсутствии точных сроков предоставления финансирования, в связи с чем произвести данные мероприятия не представляется возможным до выделения денежных средств, судом принят быть не может, поскольку выполнение требований мероприятий по антитеррористической безопасности образовательного учреждения, имеющей своей целью обеспечения безопасности пребывающих в учреждении лиц, не может быть поставлено в зависимость от наличия денежных средств на выполнение таких мероприятий.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Таймырского Долгано-Ненецкого района удовлетворить частично.
Обязать ТМБ ДОУ «Дудинский детский сад комбинированного вида «Льдинка» в течение девяти месяцев с даты вступления настоящего решения суда в законную силу, оборудовать здание ТМБ ДОУ «Дудинский детский сад комбинированного вида «Льдинка» системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Дудинский районный суд Красноярского края.
Судья Н.А. Пигина
В окончательной форме решение суда изготовлено 04 сентября 2024 года.
.