Дело № 2-623/2019
УИД: 61RS0013-01-2019-000868-82
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 сентября 2019 года г. Гуково Ростовская область
Гуковский городской суд Ростовской области
в составе председательствующего судьи Козинцевой И.Е.,
при секретаре Гордеевой В.И.,
с участием помощника прокурора г. Гуково Карпенко Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора г.Гуково в интересах Российской Федерации ГУ УПФ РФ в г. Новошахтинске к Вардересян Т.Е. ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании недействительной справки об установлении инвалидности, выписки из акта освидетельствования, взыскании пенсионных выплат,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Гуково обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации, ссылаясь на то, что прокуратурой города по поручению прокуратуры Ростовской области проведена проверка законности установления 2 группы инвалидности Вардересян Т.Е..
Установлено, что согласно выписке из акта освидетельствования серии № № № выданной Бюро № 30 - филиал ФКУ «ГБ МСЭ по РО», с 06.11.2014 Вардересян Т.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, установлена 2 группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования (бессрочно) вследствие общего заболевания.
Документы или копии документов, подтверждающие оказание медицинской помощи Вардересян Т.Е., прохождение исследований, выполнение мероприятий, предусмотренных программой реабилитации, не представлены.
Проверкой установлено, что согласно представленным сведениям ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда и социальной защиты РФ, в базе данных Единой автоматизированной вертикально интегрированной информационной системы (ЕАВИИАС), используемой при прохождении МСЭ, информация о проведении медико-социальной экспертизы в отношении Вардересян Т.Е. отсутствует.
Согласно представленным МБУЗ «ЦГБ» г. Гуково сведениям, Вардересян Т.Е. в службу медико-социальной экспертизы не направлялась
Таким образом, представленные ФКУ «ГБ МСЭ по РО» Минтруда России, МБУЗ «ЦГБ» г. Гуково данные, не подтверждают устные сведения, данные Вардересян Т.Е. о прохождении медико-социальной экспертизы, каких-либо письменных доказательств Вардересян Т.Е. не представлено, что свидетельствует о том, что в отношении указанного гражданина медико-социальная экспертиза Бюро № 30 - филиалом ФКУ «ГБ МСЭ по РО» не проводилась.
Согласно представленным Управлением Пенсионного фонда г. Новошахтинска сведениям, Вардересян Т.Е. за период с 06.11.2014 по 31.03.2019 получила пенсию по инвалидности и ЕДВ в общей сумме 601 751, 62 руб.
В данном случае недобросовестность Вардересян Т.Е. очевидна и подтверждена материалами дела - письмами ФКУ «ГБ МСЭ по РО», МБУЗ «ЦГБ г. Гуково, которыми в свою очередь опровергнута её добросовестность.
Представленные сведения свидетельствуют о том, что Вардересян Т.Е. не проходила медико-социальную экспертизу в экспертном составе Бюро № 30 - филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России, и как следствие знал об этом при предъявлении недействительной справки в Пенсионный фонд с целью получения пенсии по инвалидности.Законом обязанность по предоставлению надлежащих документов, необходимых для установления причины инвалидности, возложена на заявителя.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.Настоящее исковое заявление предъявлено прокурором г. Гуково в защиту интересов Российской Федерации, в связи с тем, что незаконно полученные пенсия по инвалидности и ежемесячная денежная выплата причинили ущерб бюджету Российской Федерации в лице Пенсионного фонда Российской Федерации.На основании вышеизложенного истец просит суд признать недействительными с момента выдачи справку Бюро № 30 - филиалом ФКУ «ГБ МСЭ по РО», серии № № № от 06.11.2014, выписку из акта медицинского освидетельствования серии № № № от 06.11.2014 об установлении Вардересян Т.Е. года рождения, 2 группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования, взыскать с Вардересян Т.Е. в пользу ГУ Пенсионного фонда РФ в г.Новошахтинске Ростовской области незаконно полученные за период с 06.11.2014 по 31.03.2019 пенсию по инвалидности, ежемесячные денежные выплаты в общей сумме 601 751,62 коп.
Помощник прокурора г. Гуково Карпенко Р.А. в судебном заседании исковые требования уточнил, просил признать недействительными с момента выдачи справку Бюро № 30 - филиалом ФКУ «ГБ МСЭ по РО», серии № № № от 06.11.2014, выписку из акта медицинского освидетельствования серии № № № от 06.11.2014 об установлении Вардересян Т.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 2 группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования, взыскать с Вардересян Т.Е. в пользу ГУ Пенсионного фонда РФ в г.Новошахтинске Ростовской области незаконно полученные за период с 14.05.2016 по 31.03.2019 пенсию по инвалидности, ежемесячные денежные выплаты в общей сумме 413 145,02 коп.
Представитель ГУ УПФР РФ г.Новошахтинска Ростовской области Суханова А.С. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Из представленного отзыва на исковое заявление следует, что
выплата Вардересян Т.Е. пенсии по инвалидности и ЕДВ осуществлялась в отсутствие законных к тому оснований, что повлекло причинение Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Новошахтинске ущерба за период с 06.11.2014 по 31.03.2019 в общей сумме 601 751 руб.62 коп., и подлежит возмещению УПФ в полном объеме.
В судебное заседание ответчик Вардересян Т.Е. и ее представитель Ильенко А.М. не явились, извещены о дне рассмотрения дела надлежащим образом; ранее в судебных заседаниях исковые требования ответчик не признала, просила в удовлетворении требований прокурора г. Гуково отказать и применить срок исковой давности. Дело рассмотрено в отсутствие ответчика и ее представителя в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Представитель ответчика ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в судебное заседание не явился, представил письменное заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, и отзыв, из которого следует, что иск прокурора г. Гуково подлежит удовлетворению, поскольку данных о прохождении Вардересян Т.Е.медико-социальной экспертизы в бюро №30- филиале «ГБ МСЭ» по Ростовской области Минтруда России учреждение не располагает. Отсутствуют дело медико-социальной экспертизы Вардересян Т.Е. (протокол проведения медико-социальной экспертизы гражданина в федеральном государственном учреждении МСЭ и акта МСЭ гражданина, оформляемые при проведении медико-социальной экспертизы в соответствии с п.п. 26, 29 Правил признания лица инвалидом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 № 95), а также соответствующие данные о нем в Единой автоматизированной вертикально- интегрированной информационно-аналитической системе по проведению МСЭ). Таким образом, справка № № № от 06.11.2014 об установлении Вардересян Т.Е. 2 группы инвалидности, выдана с отсутствием законных к тому оснований.
Представитель третьего лица МБУЗ «ЦГБ г. Гуково» в судебное заседание не явился.
Представитель третьего лица Министерство здравоохранения Ростовской области в судебное заседание не явился.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что согласно выписке из акта освидетельствования серии № № №, выданной Бюро № 30 - филиал ФКУ «ГБ МСЭ по РО», с 06.11.2014 Вардересян Т.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, установлена 2 группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования (бессрочно) вследствие общего заболевания.
Опрошенная в судебном заседании 24.06.2019 Вардересян Т.Е. пояснила, что у нее имеется заболевание, она постоянно проходила лечение, являлась инвалидом с детства, продолжает болеть и лечиться, у нее имеется направление на обследование.
Согласно ст. 1 ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности.
Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.
Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством РФ.
Реализуя свои полномочия, Правительство РФ Постановлением от 20.02.2006 № 95 утвердило Правила признания лица инвалидом, которые определяют в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» порядок и условия признания лица инвалидом. Признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главными бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.
Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы, исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально- бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина и его реабилитационного потенциала.
Согласно пункту 5 Правил условиями признания гражданина инвалидом являются: а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.
В соответствии с пунктом 6 Правил наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.
В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшим в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности.
Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп - на 1 год (п. 9 Правил).
Пунктом 13 Правил определены условия и основания установления группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования, в соответствии с которыми гражданам устанавливается группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования, а гражданам, не достигшим 18 лет, - категория «ребенок-инвалид» до достижения гражданином возраста 18 лет: - не позднее 2 лет после первичного признания инвалидом (установления категории «ребенок-инвалид») гражданина, имеющего заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма по перечню согласно приложению; - не позднее 4 лет после первичного признания гражданина инвалидом (установления категории «ребенок-инвалид») в случае выявления невозможности устранения или уменьшения в ходе осуществления реабилитационных или абилитационных мероприятий степени ограничения жизнедеятельности гражданина, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениями функций органов и систем организма (за исключением указанных в приложении к настоящим Правилам).
Установление группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования может быть осуществлено при первичном признании гражданина инвалидом по вышеуказанным основаниям, при отсутствии положительных результатов реабилитационных или абилитационных мероприятий, проведенных гражданину до его направления на медико-социальную экспертизу. При этом необходимо, чтобы в направлении на медико-социальную экспертизу, выданном гражданину медицинской организацией, оказывающей ему медицинскую помощь и направившей его на медико-социальную экспертизу, либо в медицинских документах в случае направления гражданина на медико-социальную экспертизу в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил содержались данные об отсутствии положительных результатов таких реабилитационных или абилитационных мероприятий.
Разделом III Правил закреплен порядок направления гражданина на медико-социальную экспертизу. Согласно пунктам 15-16 Правил гражданин направляется на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения.
Медицинская организация направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
При этом в направлении на медико-социальную экспертизу, форма которого утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации, указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также результаты проведенных реабилитационных или абилитационных мероприятий.
Приказом Минтруда России от 29.01.2014 года N 59н утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, который устанавливает порядок обращения заинтересованного лица для получения указанной государственной услуги, в том числе перечень документов, которое данное лицо должно предоставить для проведения экспертизы.
Согласно п. 31 Административного регламента для предоставления государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы также необходимы: направление на медико-социальную экспертизу, выданное медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, по форме № 088/у-06, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2007 г. № 77, или направление на медико-социальную экспертизу, выданное органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения по форме, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 25 декабря 2006 г. № 874 (далее - направление на медико-социальную экспертизу), либо справка об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу, выданная медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения) (далее - справка об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу).
Приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 № 624н «Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности» закреплен порядок выдачи листка нетрудоспособности при направлении граждан на медико-социальную экспертизу.
Согласно п. 27 указанного порядка на медико-социальную экспертизу направляются граждане, имеющие стойкие ограничения жизнедеятельности и трудоспособности, нуждающиеся в социальной защите, по заключению врачебной комиссии при: очевидном неблагоприятном клиническом и трудовом прогнозе вне зависимости от сроков временной нетрудоспособности, но не позднее 4 месяцев от даты ее начала; благоприятном клиническом и трудовом прогнозе не позднее 10 месяцев с даты начала временной нетрудоспособности при состоянии после травм и реконструктивных операций и не позднее 12 месяцев при лечении туберкулеза либо гражданин выписывается к занятию трудовой деятельностью; необходимости изменения программы профессиональной реабилитации работающим инвалидам в случае ухудшения клинического и трудового прогноза независимо от группы инвалидности и сроков временной нетрудоспособности.
Административным регламентом по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, утвержденным приказом Минтруда России от 29 января 2014 года N 59н, установлено, что результатом предоставления государственной услуги является: при установлении инвалидности - выдача справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида), а также направление выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, направление индивидуальной программы реабилитации инвалида в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации либо в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам по обеспечению техническими средствами реабилитации, по месту жительства инвалида (ребенка-инвалида) (пункт 11 Административного регламента).
То есть для оказания гражданину государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы с целью установления группы инвалидности необходима совокупность следующих обстоятельств:длительное лечение (до 4-х месяцев) гражданина в медицинских организациях независимо от их организационно-правовой формы;проведение необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий; период временной нетрудоспособности; направление на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения; либо справка об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу, выданная медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения).
В соответствии с пунктом 8 Классификаций и критериев, утверждённых Приказом Минтруда России от 17 декабря 2015 года №1024н, критерием для установления инвалидности лицу в возрасте 18 лет и старше является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению 2 или 3 степени выраженности одной из основных категорий жизнедеятельности человека или 1 степени выраженности ограничений двух и более категорий жизнедеятельности человека в их различных сочетаниях, определяющих необходимость его социальной защиты.
Критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека с III степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 70 до 80 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами (п.11 Классификаций и критериев).
Таким образом, признание гражданина инвалидом II группы (бессрочно) свидетельствует о стойких нарушениях его здоровья, которые как минимум предполагают нуждаемость в оказании медицинской помощи, прохождении медикаментозного лечения, консультаций и обследований в медицинских организациях независимо от их организационно-правовой формы.
Согласно сведениям, представленным Управлением Пенсионного фонда г.Новошахтинска Вардересян Т.Е. являясь инвалидом 2 группы, за период с 06.11.2014 по 31.03.2019 получила пенсию по инвалидности и ЕДВ в общей сумме 601 751рублей 62 копеек.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по инвалидности имеют граждане, признанные в установленном порядке инвалидами I, II или III группы. Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В соответствии со статьей 28.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» право на ежемесячную денежную выплату имеют инвалиды и дети-инвалиды.
Согласно положениям ст. 25 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты трудовой пенсии, а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных пунктом 4 статьи 23 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Из содержания приведенных выше норм законодательства следует, что для взыскания с лица причиненного Пенсионному фонду ущерба, следует установить вину данного лица в предоставлении недостоверных сведений, содержащихся в документах, представленных им для установления и выплаты страховой (трудовой) пенсии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Исходя из положений п. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Из объяснения ответчика Вардересян Т.Е. следует, что она проходила лечение с детства, была признана инвалидом с детства, и продолжает лечиться в настоящее время.
Однако в судебном заседании установлено, что согласно представленным сведениям ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда и социальной защиты РФ протоколы и акты проведения медико-социальной экспертизы на ответчика Вардересян Т.Е. в ФКУ «ГБ МСЭ по РО» Минтруда России отсутствуют.
Кроме того, в базе данных Единой автоматизированной вертикально интегрированной информационной системы (ЕАВИИАС), используемой при прохождении МСЭ, информация о проведении медико-социальной экспертизы Вардересян Т.Е. отсутствует.
Таким образом, ответчику Вардересян Т.Е. справка Бюро № 30 - филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» об инвалидности 2 группы бессрочно, выдана с нарушением законодательства РФ, без проведения медико-социальной экспертизы, поскольку в установленном порядке, в 2014 году Вардересян Т.Е. для установления группы инвалидности в Бюро № 30 - филиал ФКУ «ГБ МСЭ по РО», не обращалась.
Согласно представленным МБУЗ «ЦГБ г. Гуково» сведениям, Вардересян Т.Е. в службу медико-социальной экспертизы не направлялась.
Как следует из сообщения ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области от 12.07.2019, согласно базе данных ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России, информация об освидетельствовании в ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области Вардересян Т.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отсутствует. (л.д.183).
Определением Гуковского городского суда от 03.07.2019 производство по делу было приостановлено в связи с назначением судебной медико-социальной экспертизы. Проведение экспертизы поручено Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Воронежской области» Министерства труда и социальной защиты РФ.
16.08.2019 дело возвратилось в суд после проведения экспертизы. Из заключения судебной медико-социальной экспертизы № 3 от 07.08.2019 следует, что «согласно представленным при освидетельствовании медицинским документам на 06.11.2014 у Вардересян Т.Е. имелись стойкие нарушения функций организма человека. Установить степень выраженности стойких нарушений функций организма, а также ограничения основных категорий жизнедеятельности, не представляется возможным. Соответственно, установить имелись ли 06.11.2014 у Вардересян Т.Е. основания для признания ее инвалидом также не представляется возможным.
В настоящее время у Вардересян Т.Е. признаки инвалидности отсутствуют».
Вышеизложенные юридически значимые обстоятельства в совокупности подтверждают недобросовестность ответчика.
Вместе с тем, из вышеприведенных норм закона следует, что учреждение медико-социальной экспертизы также несет ответственность, как за существо принятого решения, так и за соблюдение предусмотренного законом порядка признания граждан инвалидами, включая проверку представления необходимых для проведения экспертизы документов.
Таким образом, исследовав в судебном заседании совокупность юридически значимых обстоятельств по данному делу, суд, с учетом установленных обстоятельств, считает, что выданная в 2014 году Вардересян Т.Е. справка об инвалидности должна быть признана недействительной с момента ее выдачи, вследствие того, что получена ответчиком без законных оснований.
В связи с чем, по мнению суда, в действиях Вардересян Т.Е. имеются признаки недобросовестности, и основания для взыскания с ответчика незаконно полученной пенсии по инвалидности.
При этом ответчиком заявлено о применении срока исковой давности, так как первоначально истцом заявлены исковые требования за пределами
3-х годичного срока исковой давности.
В соответствии со ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 данного Кодекса.
Согласно абзацу 2 пункта 2 ст. 199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В соответствии с ч.1 ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Согласно разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации от 29.09.2015 №43 «О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», по смыслу пункта 1 ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности по иску, вытекающему из нарушения одной стороной договора условия об оплате товара (работ, услуг) по частям, начинается в отношении каждой отдельной части. Срок давности по искам о просроченных повременных платежей (проценты за пользование заемными средствами, арендная плата и т.п.) исчисляется отдельно по каждому просроченному платежу.
Исходя из вышеизложенного, при исчислении сроков исковой давности по требованиям о взыскании необоснованно полученной пенсии, ежемесячных денежных выплат, предусматривающих исполнение в виде периодических платежей, применяется общий срок исковой давности, который подлежит исчислению по каждому платежу со дня, когда истец узнал или должен быть узнать о нарушении своего права.
Как разъяснено в абз. 3 п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда российской Федерации от 29.09.2015 № 43 «О некоторых вопросах связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации» согласно пункту 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется только по заявлению стороны в споре, которая в силу положений статьи 56 ГПК РФ, статьи 65 АПК РФ несет бремя доказывания обстоятельств, свидетельствующих об истечении срока исковой давности.
Принимая во внимание заявление ответчика о пропуске истцом срока исковой давности, учитывая требования закона, в том числе ст. ст. 196, 200 ГК РФ, суд приходит к выводу о том, что истцом был пропущен срок исковой давности для предъявления требований к ответчику о взыскании неосновательно полученных периодических сумм до 14.05.2016, поскольку в суд с настоящим иском истец обратился только 14.05.2019.
Поэтому незаконно полученная ответчиком сумма пенсии за период с 14.05.2016 по 31.03.2019 в размере 413 145 руб. 02 коп., должна быть взыскана с Вардересян Т.Е. в пользу Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Новошахтинске.
С учетом изложенного суд считает уточненные требования прокурора г. Гуково подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Учитывая, что истец при обращении в суд с настоящим исковым заявлением имущественного характера, в силу закона освобожден от уплаты госпошлины, в соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ и п.п. 2 п.1, п.3 ст. 333.19 НК РФ с ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета госпошлина в размере 7 331,45 руб. на требование имущественного характера и 300 руб. за требование неимущественного характера.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 -197 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора города Гуково в интересах Российской Федерации, ГУ УПФ РФ в г. Новошахтинске к Вардересян Т.Е., ФКУ «Главного бюро МСЭ по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании недействительными с момента выдачи справки Бюро № 30 - филиалом ФКУ «ГБ МСЭ по РО» и выписки из акта медицинского освидетельствования об установлении инвалидности, взыскании незаконно полученных пенсии по инвалидности и ежемесячных денежных выплат, удовлетворить.
Признать недействительными с момента выдачи справку Бюро № 30 - филиалом ФКУ «ГБ МСЭ по РО», серии № № ДД.ММ.ГГГГ от 06.11.2014, выписку из акта медицинского освидетельствования серии № № № от 06.11.2014 об установлении Вардересян Т.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 2 группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования вследствие общего заболевания.
Взыскать с Вардересян Т.Е. в пользу ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в г.Новошахтинске Ростовской области незаконно полученные за период с 14.05.2016 по 31.03.2019 суммы пенсии по инвалидности, ежемесячные денежные выплаты в общем размере 413 145 руб. 02 коп.
Взыскать с Вардересян Т.Е. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 7631, 45 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Гуковский городской суд Ростовской области в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Судья И.Е. Козинцева
Решение в окончательной форме изготовлено 06 сентября 2019 года.