Решение по делу № 2-97/2020 от 29.11.2019

Дело № 2-97/2020 (2-4800/2019

55RS0007-01-2019-006635-30

Решение

Именем Российской Федерации

27.01.2020 года                            г. Омск

Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Васильевой Т.А. при помощнике судьи Миллер Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Абдразаковой Е.И. к Администрации города Омска, Департаменту городского хозяйства Администрации г.Омска о возложении обязанности произвести финансирование проведения капитального ремонта многоквартирного дома, взыскании судебных расходов,

Установил:

Абдразакова Е.И. обратилась в суд с названным иском к Администрации города Омска, Департаменту городского хозяйства Администрации г. Омска ссылаясь на то, что является собственником жилого помещения - квартиры в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>. Указанный многоквартирный дом (далее – МКД) построен в 1973 году. С момента постройки и сдачи в эксплуатацию многоквартирного дома в доме ни разу не проводился капитальный ремонт. На основании решения внеочередного общего собрания собственников МКД оформленного протоколом истица, как уполномоченное лицо обратилась в суд с настоящим исковым заявлением, просит суд обязать Администрацию города Омска провести капитальный ремонт многоквартирного дома по ул. <адрес>, поскольку на момент первой приватизации МКД нуждался в капитальном ремонте, а бывший наймодатель дома Администрация города Омска - муниципальное образование город Омск, обязанность по производству капитального ремонта дома не исполнила. Также просит о взыскании в пользу истицы понесенных расходов на составление отчета и уплату государственной пошлины (л.д. 4-7 т.1).

В ходе рассмотрения дела, заявленные требования истцом в порядке ст. 39 ГПК РФ неоднократно уточнялись (л.д. 114,160-161,177 т. 2).

С учетом последней уточненной редакции, истец просит обязать Администрацию города Омска произвести финансирование проведения капитального ремонта согласно части 3 статьи 190.1 Жилищного кодекса Российской Федерации за счет средств соответствующего бюджета путем перечисления денежных средств на специальный счет дома в Омском РФ АО «Россельхозбанк» для проведения следующих видов работ: ремонт внутридомовых инженерных систем: горячего и холодного водоснабжения (трубопроводы), электроснабжения (сеть дежурного освещения, кроме вводного распределительного устройства), теплоснабжения (отопление по открытой схеме); ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме (ремонт отмостки и окраска стен водными составами); ремонт фасада (система водоотвода, герметизирование стыков панелей наружных стен и окраска цоколя). Также просила взыскать в пользу истицы расходы за составление отчета специалиста 30 000 руб. и расходы по оплате госпошлины 400 руб. (л.д. 177-177 оборот т. 2).

Судом, при подготовке дела к судебному разбирательству, к участию в деле в порядке ст. 43 ГПК РФ привлечены: Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов и ООО "Уют-Центр" (л.д.2 т.1, л.д. 126 т.2).

В судебном заседании истец, ее представители, допущенные к участию в деле по устному ходатайству Лихачёв А.В., Камерер Н.В. заявленные требования в последней редакции уточненного иска поддержали по основаниям, изложенным в исках. Суду пояснили, что обязанность по проведению капитального ремонта возлагается на Администрацию г. Омска, поскольку многоквартирный дом находился в муниципальной собственности до последней приватизации. Порядок организации, проведения и финансирования работ по капитальному ремонту, предусмотренные ст. 190.1 ЖК РФ в совокупности с положениями ст. 16 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" не исключают обязанности органа местного самоуправления, а именно Администрации г. Омска, по проведению работ по капитальному ремонту многоквартирного дома. Собственники указанного МКД неоднократно обращались в Администрацию г.Омска, а также в региональный фонд капитального ремонта Омской области по вопросу проведения капитального ремонта дома. Таким образом, с момента окончания строительства (1973 год) и до 1992 года указанные сроки истекли, что подтверждается также Техническим отчетом ООО "Архбюро 91". Поскольку фактический срок эксплуатации конструктивных элементов многоквартирного дома на момент приватизации первой квартиры составил 19 года, что превышает продолжительность их эксплуатации, установленную приложением № 3 ВСН 58-88 (р), до начала приватизации жилых помещений в многоквартирном доме, Администрация г. Омска, как собственник всех жилых помещений, была обязана производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания и эксплуатации. Просили иск удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации города Омска и одновременно Департамента городского хозяйства Администрации г. Омска Базылюк И.Ю., действующая по доверенностям (л.д. 158,159 т. 2), исковые требования не признала, представила письменный отзыв относительно заявленных исковых требований в порядке ст. 35 ГПК РФ с дополнениями (л.д. 11-113, 150-151, 173-174 т.2), просила в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на ст. 190.1 ЖК РФ, которой установлен механизм исполнения бывшим наймодателем обязанности по проведению капитального ремонта нуждавшихся в нем домов. Указала, что согласно пунктам 3 и 5 части 1 ст. 167 ЖК РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных дома, и которым, в том числе создается региональный оператор, устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества, а также требования к этим программам. В Омской области функции регионального оператора возложены на некоммерческую организацию «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов», которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Омской области (региональный оператор). В соответствии с ч. 3 статьи 168 ЖК РФ очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из критериев, которые установлены законом субъекта РФ. Законом Омской области от 18.07.2013 № 1568-03 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Омской области», постановлением Правительства Омской области от 30.12.2013 № 369-п «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Омской области, на 2014 - 2043 годы», утверждена Программа, в которую включены все многоквартирные дома, расположенные на территории Омской области, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу либо реконструкции. Многоквартирный жилой дом по улице <адрес> включен в Программу и соответственно установлены периоды проведения капитального ремонта многоквартирного жилого дома с 2017 по 2043 годы. В соответствии с частями 4 и 5 ст. 168 ЖК РФ региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год; внесение в региональную программу изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта на более поздний срок, не допускается, за исключением случаев принятия соответствующего решения собственниками. На момент передачи первой квартиры в собственность граждан в порядке приватизации (1992 год) срок эксплуатации общего имущества составил 24 года. Минимальная продолжительность эффективной эксплуатации конструктивных элементов жилых зданий до капитального ремонта при благоприятных условиях эксплуатации определена в приложении № 3 ВСН 58-88 (р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения», утвержденных Приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 № 312. Согласно ВСН 58-88 (р) продолжительность эксплуатации здания до постановки на капитальный ремонт составляет 15-20 лет. Истцами не представлено подтверждающих документов о том, что на момент приватизации первой и последующих квартир имущество спорного дома требовало проведения капитального ремонта, кроме того, отсутствуют данные о том, что до даты приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме такой многоквартирный дом был включен в перспективный и (или) годовой план капитального ремонта жилищного фонда в соответствии с нормами о порядке разработки планов капитального ремонта жилищного фонда, действовавшими на указанную дату. Полагает, что единственным и правомерным способом проведения капитального ремонта спорного многоквартирного дома является порядок, определенный Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», который предусматривает порядок и условия выделения денежных средств федерального бюджета на капитальный ремонт, а также порядок участия органов местного самоуправления в проведении капитального ремонта многоквартирных домов на условиях долевого финансирования, в том числе, за счет средств товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов либо собственников помещений в многоквартирном доме. В соответствии с Федеральным законом о Фонде орган местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации принимают решение о включении в муниципальную адресную программу или региональную адресную программу многоквартирных домов, которые подлежат капитальному ремонту, которым планируется предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда, средств долевого финансирования бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов на проведение капитального ремонта и которые включены в утвержденные органами местного самоуправления муниципальные адресные программы или утвержденные органами государственной власти субъектов Российской при наличии решений общих собраний членов товариществ собственников жилья, членов жилищных, жилищно-строительных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов либо собственников помещений в многоквартирных домах об участии в указанной адресной программе. Согласно статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома принимается с учетом предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта. Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения. Просила в иске отказать (л.д. 150-151,173-174 т.2).

В судебном заседании представитель третьего лица управляющей компании ООО «Уют-Центр», действующий на основании доверенности Лихачёв А.В. (л.д. 116,117 т.2), полагал исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, дав пояснения аналогичные позиции истца.

Представитель третьего лица Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов Волкова М.Е. заявленные истцом требования полагала обоснованными, представила пояснения в письменном виде (л.д. 141-144, 146-149 т.2), в который пояснила, что для реализации мероприятий по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Омской области, постановлением Правительства Омской области от 30.12.2013 № 369-п утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Омской области, на 2014 - 2043 годы (далее - региональная программа), целью которой является планирование и организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Омской области. В случае формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома на счете регионального оператора (п. 2 ч. 3 ст.170 ЖК РФ), последний в силу ч. 1 ст. 182 ЖК РФ обязан обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества в таком доме в объеме и сроки, предусмотренные региональной программой, а также его финансирование. В силу п. 4 ч. 2 ст. 182 ЖК РФ региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации. Ответственность регионального оператора за действия привлеченного им для осуществления капитального ремонта подрядчика установлена ч. 6 ст. 182 ЖК РФ. В соответствии с региональной программой капитальный ремонт многоквартирного дома по ул. <адрес> запланирован на этап 2016-2018 годов. Видами работ определены: разработка проектной документации, капитальный ремонт крыши. В соответствии с частью 2 статьи 15 Закона Омской области от 18 июля 2013 года № 1568-03 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Омской области» региональным оператором в адрес собственников помещений указанного многоквартирного дома были направлены предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества и другие предложения, связанные с проведением капитального ремонта общего имущества в данном многоквартирном доме. Во исполнение региональной программы региональным оператором были проведены конкурсные процедуры по отбору подрядных организаций для проведения капитального ремонта в вышеуказанном многоквартирном доме. Однако, конкурсы были признаны несостоявшимися. Вместе с тем, собственниками помещений в вышеуказанном многоквартирном доме было принято решение об изменении способа формирования фонда капитального ремонта со счета регионального оператора на специальный счет, владельцем которого является региональный оператор (протокол б/№ от ДД.ММ.ГГГГ, поступил в адрес Фонда 09.06.2017). 10.10.2017 Фондом изменен и способ формирования фонда капитального ремонта. При формировании фонда капитального ремонта на специальном счете собственники помещений самостоятельно проводят капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Решением о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме должны быть рассмотрены вопросы согласно ст. 189 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ). Согласно региональной программе следующий плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в указанном многоквартирном доме запланирован на период 2020-2022 годов. Видами работ определены: разработка проектной документации, капитальный ремонт крыши. При этом согласно ч. 7 ст. 189 ЖК РФ в случае, если капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на специальном счете, не проведен в срок, предусмотренный региональной программой капитального ремонта, и при этом в соответствии с порядком установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме требуется оказание какого-либо вида услуг и (или) выполнение какого-либо вида работ, предусмотренных для этого многоквартирного дома региональной программой капитального ремонта, орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня получения соответствующего уведомления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и направляет такое решение владельцу специального счета. Владелец специального счета обязан перечислить средства, находящиеся на специальном счете, на счет регионального оператора в течение одного месяца с момента получения такого решения органа местного самоуправления. Не проведение капитального ремонта в установленный региональной программой срок является обязательным условием возникновения указанной обязанности у органов местного самоуправления. Процедура установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме установлена постановлением Правительства Омской области от 9 июня 2015 № 142-п. Причем если такая проверка проведена, но в результате ее проведения не выявлена необходимость проведения соответствующих работ по капитальному ремонту, то муниципалитет не будет иметь оснований для принятия решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора. Полагала возможным требования удовлетворить (л.д. 146-149 т.2).

Суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что истец Абдразакова Е.И. на основании договора приватизации от ДД.ММ.ГГГГ является собственником в праве общей совместной собственности на квартиру , расположенную в доме по ул. <адрес> (л.д.39 т.1), что также подтверждается сведениями БУ Омский центр КОиТД (л.д. 62-72, 70 оборот т.2). Истец постоянно зарегистрирована в указанном жилом помещении и фактически проживает в нем (л.д.110 т.2).

В материалы дела представлена копия протокола внеочередного общего собрания собственников помещений в форме очно-заочного голосования от ДД.ММ.ГГГГ в многоквартирном доме по ул. <адрес>, согласно которому, собственниками помещений в указанном доме принято решение о наделении истца полномочиями на обращение в суд с иском к ответчику о проведении капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома (л.д.11-38 т.1).

Из представленной по запросу суда копии инвентаризационного дела, в частности технического паспорта на жилой дом по улице <адрес> видно, что дом 1974 года постройки, вод в эксплуатации. 1975г., число этажей – 5, крупнопанельный, общая полезная площадь дома 5033,6 кв.м., из них полезная площадь жилых помещений 4558,8 кв. м., в том числе жилой площади 3087,0 кв.м. (л.д. 73-109,163-169 т.2).

Согласно письму Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска от 10.09.2019, в реестре муниципального имущества города Омска по адресу: <адрес> учитывался пятиэтажный жилой дом, общей площадью 4778,4 кв. м., 1974 года постройки, включенный в состав муниципальной собственности города Омска на основании Решения Малого Совета Омского областного Совета народных депутатов от 24.12.1992 № 245 «О передаче предприятий, организаций и учреждений в муниципальную собственность г. Омска». По результатам инвентаризации домостроения на наличие приватизированных жилых помещений вышеуказанный жилой дом распоряжением департамента исключен из реестра ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 132 т.2).

Согласно ст. 681 Гражданского кодекса РФ капитальный ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью наймодателя, если иное не установлено договором найма жилого смещения.

В соответствии со ст. 128 Жилищного кодекса РСФСР (далее по тексту – ЖК РСФСР), действовавшего до 01 марта 2005 года, граждане, имеющие в личной собственности жилой дом, квартиру, обязаны обеспечивать его сохранность, производить за свой счет текущий и капитальный ремонт, содержать в порядке придомовую территорию.

Статьей 141 ЖК РСФСР, действовавшей до 01 марта 2005 года, было определено, что наймодатель обязан своевременно производить ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования домов и жилых помещений, надлежащее содержание подъездов, других мест общего пользования домов и придомовой территории.

Аналогичные правила были прописаны в п.п. «б» п. 16 Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории в РСФСР, утвержденных постановлением СМ СССР от 25 сентября 1985 года № 415, утративших силу в связи с изданием постановления Правительства РФ от 21 января 2006 года № 25.

В силу ст. 39 Жилищного кодекса РФ, действующего с 01 марта 2005 года, собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее по тексту - Правила).

Пунктом 13 Правил определено, что осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее - ответственные лица) или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы.

Результаты осмотра общего имущества оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия собственниками помещений или ответственными лицами решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений) (п. 14 Правил).

Текущий ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов (без замены ограждающих несущих конструкций, лифтов) (п. 18 Правил).

Капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования) (п. 21 Правил).

Собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество (п. 28 Правил).

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ООО «Архбюро91» по заказу управляющей компании ООО «Уют - Центр» проведено обследование общего технического состояния конструкций многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, по результатам которого составлен технический отчет (л.д. 41-88 т.1) с дополнениями от ДД.ММ.ГГГГ. Из вышеуказанного заключения следует, что требуется замена внутридомовых инженерных систем: горячего и холодного водоснабжения (магистрали, трубопроводы), электроснабжения (сеть дежурного освещения, кроме вводного распределительного устройства), теплоснабжения (отопление по открытой схеме); ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, восстановление отмостки 100 % площади, окраска стен водными составами; ремонт фасада, система водоотвода, герметизирование стыков панелей наружных стен и окраска цоколя (л.д.170-172 т.2).

Приложением № 3 к Положению «Об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (ВСН 58-88 (р)», утвержденному приказом Госкомархитектуры от 23 ноября 1988 № 312, действующему в настоящее время, определена минимальная продолжительность эффективной эксплуатации элементов жилых зданий до проведения капитального ремонта.

Так, согласно положениям Ведомственных строительных норм ВСН 58-88 (р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения" продолжительность эксплуатации указанного здания до постановки на капитальный ремонт составляет 15-20 лет (приложение № 2).

При этом в Приложении № 3 к названному Положению ВСН 58-88 (р) предусмотрена минимальная продолжительность эффективной эксплуатации элементов зданий и объектов, используемая в указанном выше техническом заключении и применяемая согласно ГОСТ Р 53778-2010 года "Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25 марта 2010 г. № 37-ст).

Из материалов дела следует, что дом по ул. <адрес> возведен в 1974 году, капитальный ремонт дома не проводился.

Администрацией г. Омска, Администрацией САО г. Омска и департаментов городского хозяйства администрации г. Омска сведения о включении дома в программу капитального ремонта не представлены в связи с не сохранением архивного фонда. В материалы дела представлен ответ департамента городского хозяйства администрации г. Омска о том, что сведения о включении многоквартирного дома по улице <адрес> в план капитального ремонта жилищного фонда на дату приватизации первого жилого помещения в МКД в департаменте отсутствуют (л.д. 126 т. 1, л.д. 176, 225,227 т.2); аналогичный ответ дан Администрацией г. Омска об отсутствии информации о включении вышеуказанного МКД в график (планы) выполнения работ по капитальному ремонту и Администрацией САО г. Омска (л.д.137 т.2).

В соответствии со ст. 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04 июля 1991 года № 1541-1 приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.

По смыслу приведённых норм за гражданами сохраняется не только право на приватизацию жилых помещений, но и право требовать проведения капитального ремонта от бывшего наймодателя при приватизации жилых помещений в домах, которые на момент приватизации требовали проведения такого ремонта, но данная обязанность наймодателем исполнена не была.

Согласно Конституции РФ в РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ч. 2 ст. 8), право частной собственности охраняется законом и каждому гарантируется право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (части 1,2 ст. 35).

В соответствии со ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

Исходя из положений ст. 235 ГК РФ приватизация является основанием для прекращения права государственной и муниципальной собственности на имущество, и, соответственно, основанием возникновения права собственности граждан.

Статьи 289, 290 ГК РФ предусматривают, что собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с принадлежащим ему помещением, занимаемым под квартиру, принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество дома. При этом собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, его несущие конструкции, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.

Данные положения также закреплены в ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, согласно которой собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, которым указанные лица владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах, распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме (ч. 2 ст. 36 ЖК РФ).

Объекты общего имущества многоквартирного дома указаны в ст. 36 ЖК РФ, к ним относятся: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе: межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

Таким образом, общее имущество дома - это комплекс недвижимого имущества, которое предназначено для обслуживания, использования и доступа к помещениям. Доля в праве общей собственности на общее имущество многоквартирного дома следует судьбе помещения в доме.

Собственники жилых помещений не могут произвести выдел в натуре и разделить общее имущество между собственниками жилых помещений, в связи с этим доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника (ч. 2 ст. 39 ЖК РФ).

С 01 марта 2005 года введен в действие ЖК РФ, ст. 158 которого предусматривает, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Норма, возлагающая на собственника обязанность по содержанию принадлежащего ему имущества, содержится также в ст. 210 ГК РФ.

Следовательно, бремя содержания жилого помещения и общего имущества многоквартирного дома, отвечающего требованиям безопасности и комфортного проживания граждан, целиком лежит на собственниках помещений дома.

Учитывая указанные нормы закона, период приватизации жилых помещений, суд полагает, что ссылку на положения ст. 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» следует принять во внимание только во взаимосвязи с приведенными положениями названных норм права.

Исходя из системного толкования ст. 16 вышеназванного Закона, ст. 158 ЖК РФ, ст. 128 ЖК РСФСР и ст. 210 ГК РФ следует, что обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе, и на гражданах, приватизировавших жилые помещения.

Кроме этого, бремя содержания должны нести не только собственники, но и юридические лица, которым помещения в доме принадлежат на ином вещном праве (хозяйственное ведение или оперативное управление). При этом несение расходов на пользование общим имуществом не связано с наличием каких-либо дополнительных условий, так как обязанность несения расходов возникает в силу закона (ч. 3 ст. 158 ЖК РФ).

При этом суд полагает, что переход прав и обязанностей в отношении передаваемого жилищного фонда, предполагает, в том числе, и переход обязанности по проведению капитального ремонта дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.

Таким образом, часть бремени собственников жилых помещений в многоквартирном доме по содержанию дома путем своевременного проведения капитального ремонта может быть возложена и на бывших наймодателей.

Для того, чтобы возложить на Администрацию г. Омска обязанность по финансированию требуемого капитального ремонта в полном объеме, истец должен представить доказательства, что только на бывшем наймодателе - Администрации г. Омска лежала обязанность по производству капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома в полном объеме.

Согласно данным, предоставленным БУ Омской области «Омский центр кадастровой оценки и технической документации», первая приватизация квартир в доме по ул. <адрес> была произведена в ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 62-72 т. 2).

В материалы дела истцом в порядке ст. 56 ГПК РФ не представлены доказательства возникновения у Администрации г. Омска, как бывшего наймодателя, обязанности по проведению капитального ремонта дома в полном объеме до начала приватизации жильцами помещений дома.

Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, (далее - Правила) предусмотрено, что содержание общего имущества включает в себя капитальный ремонт (подп. «з» п. 11). При этом общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ, в том числе, о техническом регулировании, в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, а также безопасность для жизни и здоровья граждан.

Согласно вышеуказанным Правилам, к капитальному ремонту отнесено оборудование дома системами холодного и горячего водоснабжения, канализации, газоснабжения с присоединением к существующим магистральным сетям при расстоянии от ввода до точки подключения к магистралям до 150 м, полная замена существующих систем центрального отопления, горячего и холодного водоснабжения (в т.ч. с обязательным применением модернизированных отопительных приборов и трубопроводов из пластика, металлопластика и т.д. и запретом на установку стальных труб).

Собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества, за исключением действий, указанных в подпункте "д. 1" пункта 11 настоящих Правил, или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества (далее соответственно - услуги, работы) с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом (п. 12 Правил).

Таким образом, в силу приведенных норм Правил непосредственно все собственники помещений дома, обязаны осуществлять в установленном порядке капитальный ремонт общего имущества данного многоквартирного дома.

В силу ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 185-ФЗ от 21.07.2007 "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" капитальный ремонт многоквартирного дома - это проведение предусмотренных настоящим Федеральным законом работ по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе по их восстановлению или замене, в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном доме.

К видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в соответствии с ч. 3 ст. 15 указанного Закона относится, в том числе, ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа), ремонт крыш, ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах, утепление и ремонт фасадов.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 167 ЖК РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми: создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок деятельности регионального оператора, порядок назначения на конкурсной основе руководителя регионального оператора.

В Омской области функции регионального оператора возложены на некоммерческую организацию «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» (далее – Фонд), действующего на основании Устава от 24.07.2019 № 79, согласно которому, Фонд является специализированной некоммерческой организацией – юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда в соответствии с распоряжением Правительства Омской области от 12.12.2012 № 196-рп «О создании некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов», осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Омской области, - региональным оператором (л.д. 216-223, т. 2).

Статья 182 ЖК РФ предусматривает, что региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что многоквартирный дом , расположенный по адресу: <адрес> включен в региональную программу, утвержденную постановлением Правительства Омской области от 30.12.2013 № 369-п "Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Омской области, на 2014 - 2043 годы" (л.д.153-157 т.2). Плановый период выполнения работ по капитальному ремонту 2017-2019 годы, видами работ определены разработка проектной документации, капитальный ремонт крыши. С 10.10.2017 фонд капитального ремонта формируется собственниками на специальном счете, владельцем которого является Региональный оператор (л.д. 106 т.1, л.д. 115 т.2).

Региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан: 1) в сроки, предусмотренные ч. 3 ст. 189 ЖК РФ, подготовить и направить собственникам помещений в многоквартирном доме предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта; 2) обеспечить подготовку задания на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту и при необходимости подготовку проектной документации на проведение капитального ремонта, утвердить проектную документацию, нести ответственность за ее качество и соответствие требованиям технических регламентов, стандартов и других нормативных документов; 3) привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами; 4) контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации; 5) осуществлять приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе обеспечить создание соответствующих комиссий с участием представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за реализацию региональных программ капитального ремонта и (или) краткосрочных планов их реализации, лиц, осуществляющих управление данным многоквартирным домом, и представителей собственников помещений в многоквартирном доме; 6) в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, перечислять денежные средства в размере фонда капитального ремонта на специальный счет или выплачивать собственникам помещений в многоквартирном доме денежные средства, соответствующие долям указанных собственников в фонде капитального ремонта; 7) аккумулировать взносы на капитальный ремонт, уплачиваемые собственниками помещений в многоквартирном доме; 8) вести учет средств, поступивших на счет регионального оператора в виде взносов на капитальный ремонт, отдельно в отношении средств каждого собственника помещений в многоквартирном доме, а также с соблюдением иных требований, установленных настоящим Кодексом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации; 9) представлять своими силами или силами третьих лиц собственнику платежные документы для уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме по адресу нахождения помещения в многоквартирном доме, за капитальный ремонт общего имущества в котором вносится взнос; 10) разместить на своем официальном сайте информацию о правах и об обязанностях собственников помещений в многоквартирном доме и регионального оператора, возникающих в связи с исполнением требований настоящего Кодекса, нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, об организации проведения капитального ремонта, а также иные сведения, перечень которых определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства; 11) нести ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за качество оказанных услуг и (или) выполненных работ в течение не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе за несвоевременное и ненадлежащее устранение выявленных нарушений; 12) исполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Для выполнения работ, требующих наличия выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, региональный оператор обязан привлечь к выполнению таких работ индивидуального предпринимателя или юридическое лицо, имеющих соответствующее свидетельство о допуске к таким работам.

Региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.

Согласно ст. 183 ЖК РФ, региональный оператор ведет учет средств, поступивших на счет, счета регионального оператора в виде взносов на капитальный ремонт собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора (далее - система учета фондов капитального ремонта). Такой учет ведется отдельно в отношении средств каждого собственника помещений в многоквартирном доме. Ведение такого учета может осуществляться в электронной форме.

Согласно ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Как видно из материалов дела, протоколом от ДД.ММ.ГГГГ внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме расположенном по адресу: <адрес>, проводимого в форме очно-заочного голосования собственниками помещений в указанном доме принято решение о заключении договора управления с ООО «Уют-Центр» (л.д. 108-110 т. 1).

В соответствии с ч. 1 ст. 162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами.

01.05.2016 между собственниками помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> лице уполномоченного представителя собственников и ООО «Уют-Центр» заключен договор управления многоквартирным домом (л.д. 210-224 т.2).

Статьями 170 и 174 ЖК РФ предусмотрены источники формирования фонда капитального ремонта общего имущества МКД, а также определен порядок использования его средств. При этом за счет средств фонда капитального ремонта в пределах суммы, сформированной исходя из минимального размера взноса на капремонт, может осуществляться только финансирование работ, предусмотренных ч. 1 ст. 166 ЖК РФ, и работ, предусмотренных нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 166 ЖК РФ перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя: 1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; 2) ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт; 3) ремонт крыши; 4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; 5) ремонт фасада; 6) ремонт фундамента многоквартирного дома.

Согласно ч. 1 ст. 169 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 4 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.

В соответствии с ч. 3 ст. 170 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете); 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).

Документы на открытие специального счета переданы в Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов, что подтверждено суду Фондом (л.д.106 т.1) и денежные средства формируются с ДД.ММ.ГГГГ на отдельном специальном счете МКД, владельцем которого является Региональный оператор.

Частью 5.1 ст. 189 ЖК РФ предусмотрено, что в случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме должны быть определены или утверждены: 1) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту; 2) предельно допустимая стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту; 3) сроки проведения капитального ремонта; 4) источники финансирования капитального ремонта; 5) лицо, которое от имени всех собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено участвовать в приемке оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе подписывать соответствующие акты.

При этом, согласно ч. 7 ст. 189 ЖК РФ в случае, если капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на специальном счете, не проведен в срок, предусмотренный региональной программой капитального ремонта, и при этом в соответствии с порядком установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме требуется оказание какого-либо вида услуг и (или) выполнение какого-либо вида работ, предусмотренных для этого многоквартирного дома региональной программой капитального ремонта, орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня получения соответствующего уведомления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и направляет такое решение владельцу специального счета. Владелец специального счета обязан перечислить средства, находящиеся на специальном счете, на счет регионального оператора в течение одного месяца с момента получения такого решения органа местного самоуправления. Непроведение капитального ремонта в установленный региональной программой срок является обязательным условием возникновения указанной обязанности у органов местного самоуправления.

Порядок установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, расположенных на территории Омской области в соответствии с постановлением Правительства Омской области от 9 июня 2015 № 142-п применяется в следующих случаях: 1) установление в целях реализации ч.4 ст. 181 ЖК РФ необходимости повторного выполнения отдельных работ (услуг) по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, расположенном на территории Омской области (далее - многоквартирный дом), при вынесении общим собранием собственников помещений в данном многоквартирном доме, формирующих фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (далее - фонд капитального ремонта) на счете, счетах специализированной некоммерческой организации, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта (далее - региональный оператор), решения о зачете стоимости ранее оказанных услуг и (или) проведенных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, принятого в соответствии со статьей 8 Закона Омской области "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Омской области" (далее - решение собственников о зачете стоимости); 2) установление в целях реализации части 7 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на специальном счете, предназначенном для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (далее - капитальный ремонт) и открытом в кредитной организации, если в срок, предусмотренный региональной программой капитального ремонта, капитальный ремонт в данном многоквартирном доме не проведен.

Вместе с тем, Федеральным законом от 20 декабря 2017 года № 399-ФЗ Жилищный кодекс Российской Федерации был дополнен статьей 190.1, устанавливающей особенности организации капитального ремонта многоквартирных домов, в которых требовалось проведение такого ремонта на дату приватизации первого жилого помещения, а в статью 16 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" было внесено уточнение в виде отсылки к жилищному законодательству Российской Федерации в части установления порядка проведения капитального ремонта указанных многоквартирных домов бывшим наймодателем.

Таким образом, в настоящее время законодательно установлен новый механизм реализации обязанности бывшего наймодателя по выполнению капитального ремонта переданного в собственность гражданам (приватизации), в том числе общего имущества МКД.

Так, в соответствии с частью 1 ст. 190.1 ЖК РФ в случае, если до даты приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме такой многоквартирный дом был включен в перспективный и (или) годовой план капитального ремонта жилищного фонда в соответствии с нормами о порядке разработки планов капитального ремонта жилищного фонда, действовавшими на указанную дату, но капитальный ремонт на дату приватизации первого жилого помещения проведен не был, и при условии, что капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме после даты приватизации первого жилого помещения до даты включения такого многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта не проводился за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями настоящей статьи проводит орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на дату приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме выступать соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве собственника жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, являвшиеся наймодателем (далее - бывший наймодатель). В случае, если за счет средств соответствующих бюджетов проведен капитальный ремонт только отдельных элементов общего имущества в многоквартирном доме, обязанность бывшего наймодателя по проведению капитального ремонта распространяется на те элементы общего имущества в многоквартирном доме, капитальный ремонт которых не был проведен.

Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которые требовалось провести на дату приватизации первого жилого помещения в таком доме в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, действовавшими на указанную дату, определяется бывшим наймодателем в порядке, установленном субъектом Российской Федерации, из числа установленных частью 1 статьи 166 настоящего Кодекса. Стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме определяется исходя из предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, определенной нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями части 4 статьи 190 настоящего Кодекса. Срок проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме определяется в соответствии с региональной программой капитального ремонта (ч. 2).

Проведение бывшим наймодателем капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется путем финансирования за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Указанное финансирование производится с учетом способа формирования фонда капитального ремонта путем перечисления средств в объеме, определенном в соответствии с частью 2 настоящей статьи, на счет регионального оператора либо на специальный счет в порядке и на условиях, предусмотренных соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами (ч. 3).

Обязательство бывшего наймодателя по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме не освобождает собственников помещений в многоквартирном доме от уплаты взносов на капитальный ремонт. Средства фонда капитального ремонта, формируемого собственниками помещений в многоквартирном доме, используются на проведение капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме в соответствии с региональной программой капитального ремонта (ч. 4).

Собственники помещений в многоквартирном доме должны быть проинформированы в порядке, установленном субъектом Российской Федерации, об исполнении бывшим наймодателем обязанности по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, а также о положениях части 4 настоящей статьи (ч. 5).

Собственники помещений в многоквартирном доме участвуют в принятии работ, выполненных в рамках исполнения обязанности бывшего наймодателя по проведению капитального ремонта в соответствии с настоящей статьей, в порядке, предусмотренном для принятия работ по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с региональной программой капитального ремонта. Лицо, которое от имени всех собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено участвовать в приемке оказанных услуг и (или) выполненных работ по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе подписывать соответствующие акты, определяется решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 6).

Как указано судом выше ДД.ММ.ГГГГ ООО «Архбюро91» по заказу управляющей компании ООО «Уют - Центр» проведено обследование общего технического состояния конструкций многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, по результатам которого составлен технический отчет (л.д. 41-88 т.1) с дополнениями от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.170-172 т.2).

Содержание заключения специалиста полностью соответствует положениям ст.25 Федерального закона от 31.05.2001 № 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации".

Оценивая допустимость заключения специалиста, суд учитывает, что его выводы основаны на результатах непосредственного анализа технической документации с осмотром объекта недвижимости, результаты исследования четко и ясно отражены в исследовательской части заключения в форме, свидетельствующей о необходимом и достаточном уровне профессиональных знаний, итоговые выводы сделаны на основе опыта специалиста, научных и практических данных.

Непосредственно исследовав заключение специалиста, суд приходит к выводу о соответствии заключения и его результатов требованиям ГПК РФ, поскольку оно содержит подробное описание произведенных исследований, сделанные в результате их выводы и обоснованный ответ на поставленные вопросы.

Не доверять представленному заключению (техническому отчету с дополнениями) у суда оснований не имеется, каких-либо мотивированных возражений по представленному отчету с дополнениями сторонами не заявлено. Правом ходатайствовать о проведении по делу судебной экспертизы, стороны не воспользовались. Оценив представленные истцом доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу возможности принять его в качестве допустимого доказательства.

Таким образом, суд находит установленным, что на момент передачи квартир в собственность граждан, то есть на момент возникновения долевой собственности, указанный жилой дом требовал капитального ремонта не в полном объеме.

Обсудив доводы истца и возражения ответчика, сопоставив результаты заключения специалиста с собранными по делу доказательствами, проанализировав нормы законодательства применительно к периоду возникновения спорных правоотношений в ретроспективе норм действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что требования истца подлежат удовлетворению, исходя из следующего.

Согласно ст.ст. 14, 19 ЖК РФ муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям. К компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится, в том числе и осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Аналогичные полномочия исполнительного органа местного самоуправления - Администрации города Омска предусмотрены и пунктом 6 ч. 1 ст. 9 Решения Омского Городского совета от 20 сентября 1995 № 92 «Об Уставе города Омска» - к вопросам местного значения муниципального образования город Омск относятся: обеспечение проживающих в городе Омске и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организации строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

В соответствии со ст. 14 ЖК РФ, на органы местного самоуправления возложено осуществление муниципального жилищного контроля, а так же утверждение порядка и перечня случаев оказания на возвратной и (или) безвозвратной основе за счет средств местного бюджета дополнительной помощи при возникновении неотложной необходимости в проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

В силу общего принципа гражданского законодательства о несении собственником бремени содержания принадлежащего ему имущества Жилищный кодекс Российской Федерации устанавливает для всех собственников жилых помещений в многоквартирном доме обязанность не только нести расходы на содержание принадлежащих им помещений, но и участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество (часть 3 статьи 30, часть 1 статьи 39, часть 1 статьи 158); при этом доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется его долей в праве общей собственности на общее имущество в данном доме, а соответствующая доля собственника помещения в многоквартирном доме, в свою очередь, пропорциональна размеру общей площади принадлежащего ему помещения в этом доме (часть 1 статьи 37, часть 2 статьи 39).

Правовой режим общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме, равно как и обязанность ее участников нести расходы на содержание такого имущества были законодательно установлены и до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

В частности, Закон Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в первоначальной редакции предусматривал, что собственники приватизированных жилых помещений в доме государственного или муниципального жилищного фонда являются совладельцами инженерного оборудования и мест общего пользования дома (часть вторая статьи 3); обслуживание и ремонт приватизированных жилых помещений осуществляются с обязательным соблюдением единых правил и норм эксплуатации и ремонта жилищного фонда за счет средств их собственников (статья 21); собственники жилых помещений в частично приватизированных домах участвуют в расходах, связанных с обслуживанием и ремонтом инженерного оборудования, мест общего пользования дома и содержанием придомовой территории, соразмерно занимаемой ими площади в этом доме (часть вторая статьи 24).

Таким образом, исходя из анализа действующих норм Жилищного кодекса РФ, суд приходит к выводу, что органы государственной власти субъектов отвечают за выполнение региональных программ капитального ремонта общего имущества МКД.

Статьей 6 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что в ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, к которым, в том числе, относятся владение, пользование, распоряжение муниципальной собственностью; содержание и использование муниципального жилищного фонда.

Ведомственные строительные нормы 58-88 (р) являются обязательными для всех организаций, учреждений и предприятий, осуществляющих реконструкцию, капитальный и текущий ремонт, техническое обслуживание зданий. При планировании работ по капитальному ремонту периодичность их проведения может приниматься в соответствии с рекомендуемыми приложениями, в которых установлена минимальная продолжительность эффективной эксплуатации многоквартирных домов, а также отдельных элементов многоквартирных домов, то есть такой срок эксплуатации, по истечении которого необходимо проведение капитального ремонта. Сроки проведения капитального ремонта зданий, объектов или их элементов должны определяться, с учетом рекомендуемых сроков минимальной продолжительности эффективной эксплуатации, их истечение является основанием для оценки стояния конструктивных элементов здания, принятия соответствующих мер к планированию ремонтных работ и устранению имеющихся недостатков, поскольку предполагается, что по истечении данных сроков такие работы необходимы.

Из Приложения № 3 ВСН 58-88 (р) следует, что продолжительность эксплуатации до капитального ремонта (замены) трубопроводов ГВС и ХВС из газовых черных труб (15 лет), центральное отопление открытая схема (15 лет), электрооборудование сети дежурного освещения (10 лет), ремонт отмостки (10 лет), окраска стен водными составами (4-5 лет), система водоотвода по фасаду (10 лет), окраска цоколя наружная отделка (3-8 лет), гермитизирование стыков панелей наружных стен (8-15 лет).

С учетом представленного отчета специалиста, года возведения здания - 1974 год, периода возникновения долевой собственности - 1992 год, приема дома в муниципальную собственность, а также параметров, указанных в Приложении № 3 к Положению ВСН 58-88 (р), предусматривающих минимальную продолжительность эксплуатации элементов здания, используемых в представленном техническом заключении путем указания «периодов минимальной продолжительности эксплуатации элементов жилого здания до капитального ремонта» и «фактического срока службы элементов жилого здания», суд приходит к выводу, что на ответчика – Администрацию г. Омска необходимо возложить обязанность по финансированию капитального ремонта в объеме тех элементов здания, фактический срок эксплуатации которых превысил предусмотренные ВСН 58-88 (р) периоды эксплуатации на момент первой приватизации квартир, то есть, в данном случае превысил 19 лет, с учетом положений ст. 166 ЖК РФ, во взаимосвязи с ст.ст. 190, 190.1 ЖК РФ.

В указанной связи, суд приходит к выводу о необходимости проведения капитального ремонта общего имущества собственников помещений указанного дома в части следующих элементов: внутридомовых инженерных систем: горячего и холодного водоснабжения (трубопроводы), электроснабжения (сеть дежурного освещения, кроме вводного распределительного устройства), теплоснабжения (отопление по открытой схеме); ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме (ремонт отмостки и окраска стен водными составами); ремонт фасада (система водоотвода, герметизирование стыков панелей наружных стен и окраска цоколя). При этом, указанное не противоречит доводам возражений Департамента городского хозяйства Администрации г. Омска (л.д. 173-173 оборот т. 2).

Возлагая обязанность на Администрацию г. Омска осуществить финансирование капитального ремонта указанных элементов, суд также отмечает следующее.

Порядок и условия финансирования за счет средств бюджета города Омска оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, в которых требовалось проведение капитального ремонта на дату приватизации первого жилого помещения находится в стадии разработки органом местного самоуправления.

Исходя из положений Постановления Правительства Омской области от 09.06.2015 № 143-п (ред. от 26.12.2018) "Об установлении размера предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Омской области", в соответствии с п. 4 ст. 4 Закона Омской области "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Омской области" Правительством Омской области установлен размер предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Омской области (далее - общее имущество), которая может оплачиваться специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества, за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества.

Указанное полностью согласуется с положениями ч. 4 ст. 190 ЖК РФ, согласно которой, размер предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которая может оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, определяется нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Превышение этой предельной стоимости, а также оплата услуг и (или) работ, не указанных в ч. 1 ст. 166 ЖК РФ и нормативном правовом акте субъекта Российской Федерации, принятом в соответствии с ч. 2 ст. 166 ЖК РФ, осуществляется за счет средств собственников помещений в многоквартирном доме, уплачиваемых в виде взноса на капитальный ремонт сверх минимального размера взноса на капитальный ремонт.

В указанной связи, суд обращает внимание на необходимость учета стороной ответчика при исполнении настоящего решения приведенных выше положений Постановления Правительства Омской области от 09.06.2015 № 143-п.

Иных доводов, указывающих на отсутствие правовых оснований для удовлетворения заявленных истицей требований, стороной ответчика и третьего лица не приведено. Иных доказательств, помимо исследованных, суду сторонами не представлено, в связи с чем, суд заключает об отсутствии таковых.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ за составление технического отчета (заключения специалиста) от Абразаковой Е.И. было принято в кассу ООО «Уют – Центр» 30 000 рублей, что подтверждается квитанцией к ПКРО (л.д. 8 т.1), которые ДД.ММ.ГГГГ были перечислены ООО «Уют – Центр» в ООО «Архбюро 91» в указанной сумме 30000 руб., что подтверждается Платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9 т.1).

Заключение специалиста принято судом в качестве допустимого доказательства и положено в основу настоящего решения. Ходатайств и заявлений о чрезмерном размере указанных расходов сторонами суду не заявлено, судом таких обстоятельств не установлено.

В связи с изложенным, расходы по оплате услуг специалиста ООО «Архбюро 91» подлежат взысканию с Администрации г. Омска в пользу истицы с учетом положений ст.ст. 88, 94, 98 ГПК РФ.

Также с учетом приведенных положений закона, с Администрации г. Омска в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей (л.д. 3 т.1), понесенные истицей при обращении с настоящим иском в суд. При этом, в порядке ст. 93 ГПК РФ с учетом положений ст. 333.40 НК РФ, излишне оплаченная истицей государственная пошлина в сумме 100 рублей подлежит возврату.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Обязать Администрацию города Омска осуществить финансирование проведения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома по ул. <адрес> в части следующих элементов: внутридомовых инженерных систем: горячего и холодного водоснабжения (трубопроводы), электроснабжения (сеть дежурного освещения, кроме вводного распределительного устройства), теплоснабжения (отопление по открытой схеме); ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме (ремонт отмостки и окраска стен водными составами); ремонт фасада (система водоотвода, герметизирование стыков панелей наружных стен и окраска цоколя), путем перечисления денежных средств на специальный счет дома .

В удовлетворении требований к Департаменту городского хозяйства Администрации г.Омска – отказать.

Взыскать с Администрации г. Омска в пользу Абдразаковой Е.И. судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, по оплате услуг специалиста 30 000 рублей.

Возвратить Абдразаковой Е.И. излишне оплаченную государственную пошлину частично в сумме 100 (сто) рублей, оплаченную по чеку – ордеру от ДД.ММ.ГГГГ в размере 400 рублей в ПАО Сбербанк, Омское отделение .

Решение может быть обжаловано сторонами в Омский областной суд путем подачи в Центральный районный суд города Омска апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                            Т.А.Васильева

Мотивированное решение изготовлено 31.01.2020 г.

2-97/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Абдразакова Екатерина Ивановна
Ответчики
Администрация г.Омска
департамент городского хозяйства Администрации г.омска
Другие
Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов
ООО "Уют-центр"
Суд
Центральный районный суд г. Омск
Судья
Васильева Татьяна Александровна
Дело на сайте суда
centralcourt.oms.sudrf.ru
29.11.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.11.2019Передача материалов судье
02.12.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.12.2019Подготовка дела (собеседование)
20.12.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.12.2019Судебное заседание
26.12.2019Судебное заседание
23.01.2020Судебное заседание
23.01.2020Судебное заседание
14.02.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.01.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее