Решение по делу № 2-1711/2021 от 19.04.2021

Дело № 2-1711/2021

УИД: 92RS0003-01-2021-001860-94

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ    РОССИЙСКОЙ    ФЕДЕРАЦИИ

09 июля 2021 года Ленинский районный суд города Севастополя в составе: председательствующего судьи – Байметова А.А., при секретаре – Гонтарь С.В., при участии помощника прокурора – Захаровой К.С., представителя ответчика – Субботина А.А., рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению Севастопольского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к государственному бюджетному учреждению «Экологический центр», о понуждении совершить определенные действия,

    У С Т А Н О В И Л:

Севастопольский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском, в котором просит обязать государственное бюджетное учреждение «Экологический центр» совершить, предусмотренные Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" действия по постановке на государственный кадастровый учет границ охранной зоны природного парка «Максимова Дача» в течение 30 дней с даты вступления решения суда в законную силу.

Исковые требования мотивированы тем, что Севастопольской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях (далее - ООПТ) в границах г. Севастополя, в результате которой установлено, что, несмотря на то, что охранная зона природного парка «Максимова Дача» создана в 2018 году, сведения о границах указанной охранной зоны до настоящего времени в ЕГРН не внесены, реестровый номер не присвоен. Функции по управлению и государственному надзору в области охраны и использования природного парка «Максимова дача», возложены на ГБУ «Экологический центр», согласно Устава указанного учреждения, утвержденного приказом Севприроднадзора от 22.12.2020 №ПР/364. В соответствии с п. 4 постановления Правительства Севастополя от 22.02.2017 № 141-ПП «Об утверждении перечней должностных лиц Государственного казенного учреждения города Севастополя «Севастопольское лесничество» и Государственного бюджетного учреждения города Севастополя «Экологический центр», осуществляющих государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения» должностные лица ГБУ «Экологический центр» осуществляют государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения на территории природного парка регионального значения «Максимова дача» и его охранной зоны. В соответствии с п. ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Устава ГБУ «Экологический центр», утвержденного приказом Севприроднадзора, Учреждением осуществляется сбор, обработка, обновление и предоставление Учредителю сведений о природном парке для ведения государственного кадастра ООПТ и мероприятия по выделению в натуре границ внешних границ и границ функциональных зон ООПТ. Согласно п. ДД.ММ.ГГГГ Устава, ГБУ «Экологический центр» осуществляет управление природным парком регионального значения «Максимова Дача». Однако в нарушение указных требований должностными лицами ГБУ «Экологический центр» меры по проведению кадастровых работ не приняты, в связи с чем, сведения о границах охранной зоны природного парка «Максимова Дача» в ЕГРН не внесены, их границы не установлены.

Помощник прокурора в судебном заседании исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика в судебном заседании не оспаривал наличие нарушения, сообщил, что предпринимает меры для исполнения требований прокурора.

Выслушав участников, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме, исходя из следующего.

Судом установлено, что Севастопольской межрайонной природоохранной прокуратурой проведен анализ исполнения законодательства об ООПТ в границах г. Севастополя.

Установлено, что перечень ООПТ регионального значения на территории города Севастополя утвержден постановлением Правительства Севастополя от 25.05.2015 № 417-ПП.

Региональный ландшафтный парк местного значения «Максимова дача» создан в соответствии с решением Севастопольского городского совета от 18.06.2013 № 5678 «О создании Регионального ландшафтного парка местного значения «Максимова дача».

В соответствии с постановлением Правительства Севастополя от 25.05.2015 № 417-1111 (в редакции постановления Правительства Севастополя от 01.02.2018 №56-ПП, от 05.03.2018 №141-ПП) природный парк внесен в Перечень ООПТ регионального значения на территории города Севастополя как природный парк регионального значения «Максимова дача». Общая площадь - 83,9 га.

Положение о природном парке «Максимова Дача» утверждено постановлением Правительства Севастополя от 29.04.2016 № 407-ПП, сведения о границах природного парка внесены в ЕГРН, реестровый номер 91.00.2.2.

Указом Губернатора города Севастополя от 16.08.2018 № 52-УГ «О создании охранной зоны природного парка регионального значения «Максимова дача» создана охранная зона природного парка и утверждено положение о ней, площадь охранной зоны составляет 83,1 га.

Проведенным анализом исполнения требований законодательства об особо охраняемых природных территориях установлено, что, несмотря на то, что охранная зона природного парка «Максимова Дача» создана в 2018 году, сведения о границах указанной охранной зоны до настоящего времени в ЕГРН не внесены, реестровый номер не присвоен.

Статьей 42 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду.

Согласно ст. 58 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.

В соответствии с п. 10 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. Порядок создания охранных зон и установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранных зон устанавливается Правительством Российской Федерации. Режим охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливается положением о соответствующей охранной зоне, которое утверждено органом государственной власти, принимающим решение о ее создании.

Согласно подп. «б» п. 11 указанной статьи, решения о создании охранных зон и об установлении их границ принимаются в отношении охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Порядок создания охранных зон и установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранных зон утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.2015 №138 «Об утверждении Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон», из положений п.п. 19, 21 которых следует, что решения о создании охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения и об установлении их границ принимаются высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). При этом высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом пунктов 4 и 20 данных Правил готовит решение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации о создании охранной зоны природного парка или памятника природы регионального значения, об установлении ее границ и утверждении положения о ней в виде соответствующего проекта (далее - проект решения), а, также пояснительную записку к проекту решения с обоснованием необходимости создания такой охранной зоны и установления ее границ.

В соответствии со ст.ст. 56, 94, Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим. Права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным Земельным кодексом и иными федеральными законами. При этом могут устанавливаться ограничения прав на землю в виде особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в зонах с особыми условиями использования территории.

В соответствии со ст. ст. 68, 69 Земельного кодекса РФ, землеустройство включает в себя мероприятия помимо прочих, по описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства.

Землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда.

Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ) единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с данным Федеральным законом сведений.

В соответствии со ст. 10 Закона №218-ФЗ в реестр границ вносятся следующие сведения о зонах с особыми условиями использования территорий, об особо охраняемых природных территориях: индивидуальные обозначения таких зон и территорий; описание местоположения границ таких зон (границ территорий (подзон) в случае, если в границах зоны с особыми условиями использования территории выделяются две или более территории (подзоны), в отношении которых устанавливаются различные ограничения использования земельных участков) и территорий; наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении таких зон, о создании таких территорий; реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон, о создании или об изменении таких территорий и источники официального опубликования этих решений или указания на положения нормативных правовых актов, на основании которых установлены зоны с особыми условиями использования территорий, в случае, если такими нормативными правовыми актами не предусмотрено принятие решений об установлении зон с особыми условиями использования территорий.

В соответствии с ч. 20.1 ст. 32 Закона №218-ФЗ органы государственной власти, установившие границы зон с особыми условиями использования территорий, возникающих в силу федерального закона, направляют в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) о таких зонах в соответствии с настоящей статьей в течение пяти рабочих дней с даты установления их границ.

Согласно ч. 4 ст. 2 Закона города Севастополя от 15.12.2015 №212-ЗС «Об особо охраняемых природных территориях в городе Севастополе» (далее - Закон №212-ЗС) сведения об особо охраняемых природных территориях всех категорий заносятся в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий и государственный кадастр недвижимости.

В соответствии с ч. 2 ст. 11 Закона № 212-ЗС, для управления особо охраняемыми природными территориями в соответствии с федеральным законодательством могут создаваться государственные учреждения, подведомственные уполномоченному органу исполнительной власти города Севастополя.

Согласно Положению о Департаменте природных ресурсов и экологии города Севастополя, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 31.10.2020 №566-1111, на Севприроднадзор возложены функции по осуществлению управления ООПТ, государственный надзор в области охраны и использования ООПТ регионального значения на территории города Севастополя.

Функции по управлению и государственному надзору в области охраны и использования природного парка «Максимова дача», возложены на ГБУ «Экологический центр», согласно Устава указанного учреждения, утвержденного приказом Севприроднадзора от 22.12.2020 №ПР/364.

В соответствии с п. 4 постановления Правительства Севастополя от 22.02.2017 № 141-ПП «Об утверждении перечней должностных лиц Государственного казенного учреждения города Севастополя «Севастопольское лесничество» и Государственного бюджетного учреждения города Севастополя «Экологический центр», осуществляющих государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения» должностные лица ГБУ «Экологический центр» осуществляют государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения на территории природного парка регионального значения «Максимова дача» и его охранной зоны.

В соответствии с п. 2.3.22, 2.3.25 Устава ГБУ «Экологический центр», утвержденного приказом Севприроднадзора, Учреждением осуществляется сбор, обработка, обновление и предоставление Учредителю сведений о природном парке для ведения государственного кадастра ООПТ и мероприятия по выделению в натуре границ внешних границ и границ функциональных зон ООПТ.

Согласно п. 2.3.30 Устава, ГБУ «Экологический центр» осуществляет управление природным парком регионального значения «Максимова Дача».

Однако в нарушение указных требований должностными лицами ГБУ «Экологический центр» меры по проведению кадастровых работ не приняты, в связи с чем, сведения о границах охранной зоны природного парка «Максимова Дача» в ЕГРН не внесены, их границы не установлены.

Указанный факт может привести к нарушениям требований земельного законодательства и законодательства об особо охраняемых природных территориях, связанным с предоставлением физическим и юридическим лицам в собственность, аренду, пользование, владение земельных участков в границах существующей особо охраняемой природной территории и нарушением в связи с этим режима ее использования.

Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Суд полагает, что выявленные в ходе прокурорской проверки нарушения по несоблюдению ответчиком законодательства об ООПТ в границах г. Севастополя нарушают права граждан на благоприятную окружающую среду, в связи с чем суд считает исковые требования Севастопольского межрайонного природоохранного прокурора обоснованными, доказанными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление удовлетворить.

Обязать государственное бюджетное учреждение «Экологический центр» совершить, предусмотренные Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» действия по постановке на государственный кадастровый учет границ охранной зоны природного парка «Максимова Дача» в течение 30 дней с даты вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано сторонами в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы в Ленинский районный суд города Севастополя.

Председательствующий –

Решение суда в окончательной форме изготовлено 13 июля 2021 года.

2-1711/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Севастопольская межрайонная природоохранная прокуратура г. Севастополя
Ответчики
ГБУ "Экологический центр"
Суд
Ленинский районный суд Севастополя
Судья
Байметов Александр Анатольевич
Дело на странице суда
leninskiy.sev.sudrf.ru
19.04.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.04.2021Передача материалов судье
20.04.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.05.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
11.05.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.06.2021Подготовка дела (собеседование)
15.06.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.07.2021Судебное заседание
13.07.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее